Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование инфраструктуры национальной инновационной системы





Основным инструментом введения в хозяйственный оборот накопленной в научно-технической сфере интеллектуальной собственности и быстрого продвижения инноваций от исследований к выпуску конкурентоспособной промышленной продукции является инновационная инфраструктура.

Объектами инфраструктуры, обеспечивающими поддержку деятельности на всех стадиях инновационного цикла, являются - центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, фонды стартового финансирования, венчурные, гарантийные и страховые фонды, технико-внедренческие экономические зоны, технологические инкубаторы и другие элементы инновационной инфраструктуры.

В России созданы условия для развития основных элементов инновационной инфраструктуры. В настоящее время в стране функционирует около 60 инновационно-технологических центров, более 40 технопарков, в составе которых действуют «бизнес-инкубаторы» и сеть малых предприятий, занимающихся разработкой и выпуском наукоемкой продукции.

Для ускоренного создания современной технологической базы, освоения конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в действующую инфраструктуру встраиваются центры трансфера технологий, ориентированные на коммерциализацию научных результатов, созданных за счет бюджета. На базе институтов РАН, университетов, государственных научных центров Российской Федерации и научных организаций уже созданы и функционируют 26 центров трансфера технологий. Центры ориентированы на отбор и оценку разработок, обладающих коммерческим потенциалом; проведение патентных и маркетинговых исследований; помощь в правовой охране результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности; создание малых высокотехнологичных предприятий; заключение лицензионных соглашений.

Усилия Минобрнауки России направлены на создание и комплексное
развитие, включая тиражирование, базовых элементов инновационной
инфраструктуры, обеспечивающих поддержку инновационной деятельности на всех стадиях инновационного процесса.

С целью дальнейшего развития инновационной инфраструктуры необходима реализация следующего комплекса ключевых мер:

правовое оформление порядка функционирования основных элементов организации инновационной деятельности (технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, высокотехнологичные кластеры, другие элементы инновационной инфраструктуры);

формирование с участием федерального и региональных бюджетов сети центров трансфера технологий, технологических «бизнес-инкубаторов» для создания и поддержки инновационных предприятий на ранней стадии их развития;

развитие (с участием региональных бюджетов и привлечением
внебюджетных средств) сети технопарков и инновационно-
технологических центров на базе промышленных предприятий, научно-
исследовательских институтов и вузов - важнейших элементов
производственной инфраструктуры инновационного предпринимательства;

создание в регионах России на территориях с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциалов отраслевых высокотехнологичных кластеров с целью формирования условий для ускоренного производства и выведения на рынок конкурентоспособной продукции;

создание самостоятельных биржевых площадок по торговле ценными бумагами высокотехнологичных предприятий с целью повышения их ликвидности, электронной биржи («биржи высоких технологий») в целях организации торгов опционами на право приобретения прав на результаты научно-технической деятельности.

Формирование национальной инновационной системы происходит на основе объединения научно-технического и инновационного потенциала регионов России. В этой связи научная, научно-техническая и инновационная деятельность в субъектах Российской Федерации приобретает первостепенное значение для перехода экономики России на инновационный путь развития.

Дополнительным региональным элементом формирующейся национальной инновационной системы призваны стать особые инновационно-активные (в том числе технико-внедренческие) экономические зоны (далее именуется - ОЭЗ).

Для создания условий стимулирования и поддержки инновационной деятельности в ОЭЗ научно-техническая и производственная деятельность в них должны быть ориентированы на реализацию системных проектов с целью разработки и производства конкурентоспособных на мировом уровне высокотехнологичных товаров и услуг в определенном рыночном сегменте.

Важным условием для становления эффективно действующих ОЭЗ должна являться высокая концентрация инновационных предприятий -наукограды и другие территорий с высоким научно-технологическим и производственным потенциалом.

С целью создания ОЭЗ требуется обеспечить разработку законодательной базы и определить порядок ресурсного обеспечения формирования их инфраструктуры.

Также важной задачей является развитие системы государственных и внебюджетных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая фонды стартового, «посевного» и венчурного финансирования, меры по консолидации их деятельности. Одной из главных задач государства в области развития инфраструктуры национальной инновационной системы является формирование ее финансовой инфраструктуры, неотъемлемой частью которой во всех промышленно развитых странах является система научных и инновационных фондов.

В настоящее время создана система научно-технических фондов -действуют государственный Российский фонд фундаментальных исследований, государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее именуется - Фонд содействия), государственный Российский гуманитарный научный фонд, а также внебюджетный Российский фонд технологического развития и система внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования (29 фондов).

Фонд содействия финансирует НИОКР, выполняемые малыми предприятиями, ориентированными на коммерциализацию результатов этих работ. РФТР и внебюджетные фонды финансирования НИОКР мобилизуют внебюджетные источники финансирования и осуществляют поддержку прикладных НИОКР на этапе продвижения технологий в производство и на рынок.

При государственном участии в 2000 году создан Венчурный инновационный фонд. Целью его создания является финансовое участие в формировании сети венчурных фондов в регионах России и высокотехнологичных отраслях промышленности.

По-прежнему не закрытыми остаются ниши так называемого «посевного» и «стартового» инвестирования в только возникающие или находящиеся на начальной стадии развития наукоёмкие компании. На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для развития бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заём или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке.

Перед государством стоит задача создания целостной системы фондов, действующих в научно-технической сфере, стимулирующих приток частных и корпоративных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.

Основная цель развития и усиления координации деятельности фондов заключается в создании механизмов «непрерывного инвестирования» при реализации высокоэффективных научно-технических проектов, устранив тем самым имеющиеся разрывы в последовательности «наука - технология - производство - рынок».

С целью активизации инновационной деятельности и завершения формирования целостной системы фондов следует использовать следующие меры государственного регулирования:

обеспечить координацию деятельности государственных и внебюджетных федеральных и региональных фондов;

уточнить долю бюджета, распределяемого через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

реформировать Российский фонд технологического развития и систему внебюджетных фондов НИОКР;

развивать программу «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с целью поддержки малых предприятий, реализующих инновационные проекты; на начальной стадии;

стимулировать с участием федерального и региональных бюджетов, внебюджетных средств создание фондов, предоставляющих финансовые ресурсы компаниям на стадии научно-исследовательских разработок («посевное» финансирования), а также фондов, инвестирующих в компании, находящиеся на раннем этапе развития («стартовое» финансирование);

развивать систему венчурного инвестирования путем создания с участием Венчурного инновационного фонда региональных и отраслевых венчурных фондов для инвестирования в отечественные высокотехнологичные компании.

Таким образом, основными инфраструктурными элементами формируемой национальной инновационной системы должны стать особые инновационно-активные экономические зоны, развитая система государственных и внебюджетных фондов поддержки НИОКР, а также информационная инфраструктура, базирующаяся на Единой государственной системе учета результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, и контроля за их использованием.

 

Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и вывода на рынок инновационной продукции (услуг)

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу отмечается, что заказ государства на научно-техническую продукцию призван обеспечить комплексное сочетание организации исследований и технологических разработок на федеральном, региональном и отраслевом уровнях с эффективным управлением государственной собственностью, включая объекты интеллектуальной собственности.

Основу заказа государства на научно-техническую продукцию
составляют целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок, а также важнейшие инновационные проекты государственного значения.

Важным направлением совершенствования программно-целевого метода планирования развития научно-инновационной деятельности, в первую очередь на среднесрочный период, является разработка и реализация ведомственных целевых программ, внедрение методов бюджетного планирования, ориентированных на результат.

Для обеспечения концентрации бюджетных ресурсов на ограниченном числе приоритетных направлений развития научно-инновационной сферы необходимо:

проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих решений, в том числе, проведение социальных и гуманитарных исследований;

совершенствование информационного и методического обеспечения системы среднесрочного прогнозирования развития научно-технического комплекса;

обеспечение периодической корректировки Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации;

совершенствование механизмов эффективной координации при формировании и в ходе реализации научно-технологических программ и инновационных проектов;

совершенствование мониторинга состояния науки, научно-технической и инновационной деятельности, оценки результативности деятельности организаций научно-технического комплекса.

В числе важных задач координации федеральных и региональных целевых программ в инновационной сфере: обеспечение их социальной направленности; ориентация на решение задач повышения благосостояния населения и утверждения среднего класса как важнейшего фактора реформ; привлечение молодежи к разработке актуальных проблем развития территорий; повышение конкурентоспособности регионов и рост валового внутреннего продукта; развитие международного научно-технического сотрудничества и повышение инвестиционной привлекательности территорий; овладение на всех уровнях основами инновационной культуры ведения бизнеса и утверждение этого положения в качестве одного из важных признаков менталитета общества.

В настоящее время продолжается реализация 12 важнейших инновационных проектов государственного значения, ведутся работы по их развитию. Результаты мониторинга показывают, что по всем проектам выполняются требования государственного заказчика. Таким образом, государство, вложив около 200 млн. долларов, планирует получить не позже чем через три года (в 2007 году) увеличение объема реализации высокотехнологичной продукции около миллиарда долларов в год.

Помимо решения задачи повышения конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных производств, насыщения внутреннего рынка высокотехнологичной отечественной продукцией и улучшения структуры экспорта, важнейшие инновационные проекты государственного значения являются полигоном для отработки механизмов взаимодействия академической, вузовской и отраслевой науки с предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса, финансовыми структурами, а также отработки механизмов консолидированного финансирования инновационной деятельности.

Для правильного отбора наиболее перспективных проектов разработаны единые критерии отбора конкурентоспособных и инвестиционно-привлекательных научно-технических проектов. Ими являются:

1. Наличие научных результатов, определяющих мировой уровень исследований в соответствующем приоритетном направлении развития науки, технологий и техники, включая демонстрацию возможностей реализации критической (одной или нескольких) технологии федерального уровня.

2. Возможность решения с использованием результатов научно-
технической деятельности ключевых проблем обеспечения
конкурентоспособности продукции (услуг), в том числе снижение издержек
производства.

3. Наличие правовой охраны объектов интеллектуальной собственности,
созданных в ходе проведения научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ;

4. Практическая реализуемость и коммерческий потенциал
разрабатываемой с использованием результатов научно-технической
деятельности высокотехнологичной продукции (услуг), включая:

отсутствие законодательных, социальных, политических, экологических и иных ограничений, препятствующих осуществлению проекта; прогнозируемый потенциалом активного импортозамещения и/или вытеснения намечаемой к производству продукции (услуг) аналогичных видов продукции (услуг), имеющихся на рынке;

наличие заинтересованных в производстве и реализации
разрабатываемой конкурентоспособной продукции (услуг)

предпринимательских и финансовых структур, как отечественных, так и зарубежных, в том числе венчурного капитала;

наличие или возможностью создания, расширения производственной базы, технологического оборудования, других элементов инфраструктуры производства, включая сырье, материалы, энергию, комплекгуюцгие изделия;

наличием квалифицированных научных, производственных и управленческих кадров.

Указанные критерии, позволяющие выявлять инвестиционно-привлекательные результаты научно-технической деятельности на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, используются при отборе важнейших инновационных проектов государственного значения, реализуемых в настоящее время в Российской Федерации.

Таким образом, государственная поддержка коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности осуществляется путем
разработки и реализации критериев отбора инвестиционно
привлекательных инновационных проектов, координации федеральных и региональных и ведомственных целевых научно-
технических программ, совершенствования механизмов
взаимодействия между участниками инновационной деятельности.

Следующим важным направлением государственной политики по формированию инновационной системы является совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

Одним из важнейших условий перехода экономики России на инновационный путь развития является наличие в инновационной сфере достаточного количества квалифицированных специалистов в области организации и управления инновациями.

По предварительным оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в области управлениями инновациями составляет до 25% от общего количества работников научно-технических отраслей экономики.

К настоящему времени Минобрнауки России совместно с органами власти субъектов Российской Федерации заложены основы многоуровневой системы подготовки специалистов для инновационной деятельности с целью обеспечения масштабной подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики.

В 2003-2004 годах разработаны основные образовательные программы подготовки специалистов для инновационной деятельности, организована подготовка бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, утверждена нормативно-методическая документация по организации учебного процесса подготовки специалистов для инновационной деятельности, принят профессиональный стандарт. Также необходима подготовка достаточного количества квалифицированных специалистов, владеющих знаниями и навыками венчурного инвестирования, управления венчурными компаниями, существенно сдерживает развитие венчурного предпринимательства в стране.

Система подготовки специалистов в области венчурного инвестирования должна представлять собой многоуровневую сетевую структуру, обеспечивающую региональный охват и стимулирование горизонтальных и вертикальных связей между субъектами индустрии венчурного инвестирования.

В 2003 году начата системная работа по организации в образовательных учреждениях подготовки специалистов для венчурного предпринимательства, курсов повышения квалификации персонала с учетом специализации в области венчурного инвестирования. Экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова разработан специализированный курс по венчурному предпринимательству, создается базовый научно-учебный центр по венчурному предпринимательству.

Для активизации привлечения венчурных инвестиций в инновационные компании, расположенные на территории России, обеспечения для них равных условий доступа к источникам венчурного капитала, Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования начато в федеральных округах России создание специализированных структур - «коучинг-центров» по венчурному предпринимательству.

В целях дальнейшего развития системы подготовки кадров для инновационной деятельности целесообразно:

создать систему мониторинга для определения рыночных потребностей регионов России, отраслей промышленности, организаций и предприятий в сфере науки и образования, организаций инновационной инфраструктуры в специалистах для инновационной деятельности;

разработать основные и дополнительные образовательные программы подготовки специалистов для инновационной деятельности, а также программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;

разработать подсистему сертификации специалистов инновационной деятельности в рамках системы сертификации персонала в Российской Федерации;

развивать нормативную правовую базу многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области, в том числе в сфере малого предпринимательства;

развивать сеть региональных сегментов многоуровневой системы подготовки специалистов инновационной деятельности.

Таким образом, насыщение национальной инновационной системы кадрами будет осуществляться путем развития системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, включая методическую поддержку подготовки специалистов венчурного предпринимательства.

Политика Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года ориентирована на формирование экономических условий для развития производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции (услуг) на базе передовых достижений науки, технологий и техники и представляет собой совокупность направлений и мер прямого и косвенного регулирования деятельности субъектов национальной инновационной системы.

Сформированная национальная инновационная система позволит вывести экономическое развитие страны из зоны экспортно-сырьевой зависимости и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировую экономику.

К 2010 г. уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичную сферу и повышения конкурентоспособности экономики должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.


 

Date: 2015-09-24; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию