Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы инновационного процесса





Под инновационным процессом будем понимать процесс, охватывающий весь цикл преобразования научного знания, научных идей, открытий и изобретений в инновацию.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации

• в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения идеи и до разработки и распространения (генетическая структура);

• как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инновационной и производственной деятельности и маркетинга (функциональная структура);

В основе определения генетической структуры инновационного процесса лежит основной закон развития систем. В соответствии с этим законом система проходит в своем развитии несколько стадий: возникновение, становление, зрелость, преобразование (в литературе для обозначения такого процесса развития используется понятие "жизненный цикл").

Применительно к инновационному процессу это означает следующее. На первом этапе происходит возникновение инновации в результате определенной деятельности: инновационная идея (замысел), открытие, изобретение и т.д. превращаются в инновацию, начинается ее "самостоятельное" существование и функционирование. Затем инновационный процесс вступает в новую фазу, причем лишь в случае широкой заинтересованности потенциальных потребителей инновации в ее использовании, что и предопределяет переход на новую стадию.

Вторым этапом можно назвать этап становления инновации (широкое внедрение инновации, постепенно нарастающее применение в различных областях человеческой деятельности, завоевание потенциальной области эффективного использования). Завершается данный этап прекращением проникновения инновации в области ее применения, относительной ее стабилизацией.

Третьим этапом инновационного процесса является процесс его зрелости. Это этап «господства» определенной инновации как способа удовлетворения конкретной потребности. Завершается этот этап эффективной альтернативы началом замены данного продукта, техники, технологии, отношения новым, более прогрессивным.

Четвертый этап инновационного пресса характеризуется сокращением масштабов применения инновации, связанный с замещением новыми инновациями, находящимися на стадии роста (становления).

Таким образом, подразумевая, что конкретный инновационный процесс происходит в течение, возможно, и длительного, но конечного промежутка времени, графически генезис и развитие инновации можно представить в виде S- образной (так называемой, логистической) кривой (см. рис. 1). По оси абсцисс откладывается время, по оси ординат - один или несколько параметров, так или иначе характеризующих инновационный процесс. Это может быть степень распространения инновации, комплексный эффект от ее использования, степень удовлетворения конкретной потребности и т.д.


Распространение инновации Эффект от ее использования Степень удовлетворения потребности

Возникновение : Становление : Зрелость : Преобразование

Рис.1. Жизненный цикл инновации

В основе определения функциональной структуры инновационного процесса лежит выделение отдельных видов деятельности, обладающих отличными друг от друга функциями, по мере развития деятельность, представляющая собой инновационный процесс, в экономическом смысле распадается на отдельные различающиеся между собой участки, и материализуется в виде функциональных структурных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Общей задачей всех этапов является обработка информации, осуществление определенной деятельности, направленной на превращение новых знаний в новые способы удовлетворения потребностей.

Процесс создания инновации в научной литературе, посвященной технико-технологическим инновациям, часто именуется процессом "исследование - производство". В зависимости от целей исследования выделяются различные этапы этого процесса, которые могут наполняться различным содержанием. Анализ основных подходов сделал возможным выделение основных видов деятельности осуществляемых на отдельных стадиях процесса "исследование - производство".

Полностью указанные фазы процесс "исследование - производство" проходит только в случае крупных качественных инновационных изменений - базисных (основных, радикальных) инноваций. При осуществлении улучающих (дополняющих, модифицирующих) инноваций, этот процесс, включает только некоторые фазы, которые необходимы для осуществления конкретной инновации.

Зарождение инновационной идеи и возможность использования научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ). ФИ направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических ФИ проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. Основной задачей поисковых ФИ является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и

 

 

Рис.2. Фазы жизненного цикла продукта и инноваций

экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Фундаментальная наука генерирует идеи, которые в последующем питают инновационный процесс. В то же время финансирование фун­даментальных исследований сопряжено с высоким риском, получен­ные результаты могут не иметь коммерческого применения, либо иметь их в отдаленном будущем. Поэтому, как правило, фундамен­тальная наука финансируется за счет государственного бюджета. В основе формирования инновационной идеи может лежать либо осознание новых возможностей удовлетворения существующих нужд, либо новые знания, дающие возможность формировать не существо­вавшие ранее потребности. Развитие фундаментальной науки порож­дает базисные инновации, но, как правило, осуществляется за рамка­ми корпоративного сектора.

Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений, процессов м выдвинутых идей. Основной целью прикладных исследований является решение рассматриваемой научно-технической проблемы; уточнение и изыскание путей решения неясных проблем теоретического характера; получение конкретных научных результатов прикладного характера, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских разработках.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся разработка определенной конструкции инженерного объекта или технологической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических проектов и других процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов в целостную систему.


ЗДЕСЬ ИДЕТ РИС. 3 ОСНОВНЫЕ ЭПАТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА (ТЕХНОЛОГИИ)

В ОТДЕЛЬНОМ ФАЦЛЕ НА АЛЬБОМНОМ ЛИСТЕ


Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Они направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: производство новой продукции и ее реализацию потребителям. Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй-доведение новой продукции до потребителя.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства (Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии) приведены на рис 3.).

Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения новых и обобщения существующих передовых знаний до использования потребителем инноваций, созданных на основе этих знаний.

Структура инновационного процесса прошла в своем развитии несколько этапов. Изменения в основном касались характера связей между отдельными стадиями инновационного процесса.


     
 
 
 


Рис. 4. Инновационная цепь (технологический толчок)

Данный процесс также можно представить следующей схемой:

 

Рис. 5. Первое поколение инновационного процесса

Исторически и логически первой моделью инновационного процесса является линейно-последовательная (1950-середина 1960 гг.). Данная модель означает «нанизывание» этапов на шнур механизма последовательной передачи информации, что упрощенно можно представить на рис. 4.

Эта модель инновационного процесса достаточно часто именуется в научной литературе моделью "технологического толчка". В соответствии с этой моделью инновационный процесс обусловлен наличием первоначального технологического толчка (нового знания), возникающего в сфере исследований и разработок, а затем последовательно распространяющегося на производство, маркетинг, потребление и т.п. Таким образом, проведение научных исследований и разработок в этой модели необходимое условие осуществления инновационного процесса вообще. В данной модели необходимо учитывать, что попытки достижения социально-экономического развития сведутся исключительно к увеличению затрат на сферу исследований и разработок при одновременной недооценке других, возможно, более важных, с точки зрения поставленной в каждом конкретном случае цели, участков, что может привести к неправильному, неэффективному распределению ресурсов, направляемых на осуществление инновационного процесса.

С другой стороны плюсами этой модели являются относительная простота, однозначно и жестко заданная последовательность действий, что сочетается с централизованным управлением и планированием. Данная модель структуры инновационного процесса неадекватна современному этапу социально-экономического развития, в общем, и современному инновационному процессу в частности.

Второй, следующей исторически и логически моделью структуры инновационного процесса (конец 1960-начало 1970 гг.), является линейная модель. Главным характерным отличием данной модели от предыдущей является упор на важность потребности в инновации (в рыночной экономике - существующего или потенциального спроса). Такая модель в литературе условно именуется моделью "ориентации на спрос" и схематично отражена на рис.6.


 

 
 

 


Рис. 6. Модель «ориентации» на спрос

В данной модели сфера исследований и разработок реагирует непосредственно на изменения общественных потребностей, создавая новые способы их удовлетворения. Таким образом, инновация обусловлена "тягой потребностей" в ее создании и распространении на сферы производства и потребления.

Для этой модели характерны следующие признаки:

• в отличие от предыдущей признается циклический характер инновационного процесса;

• при осуществлении конкретного инновационного процесса учитывается реальная потребность в инновации, что повышает его эффективность. В этой связи значительно повышается роль маркетинга в инновационном процессе;

• достаточно явно просматривается зависимость сферы исследований и разработок, в частности и науки, от сферы потребления. Это означает, что научное знание не обладает самоценностью, а представляет интерес лишь постольку, поскольку может быть реализовано в практическом средстве удовлетворения некоторой потребности;

• данная модель наиболее адекватна чисто рыночному хозяйственному механизму, в условиях действия которого именно спрос на рынке определяет успех или неудачу инновационного процесса. Таким образом, развитие науки ставится в зависимость от конъюнктуры рынка;

Следующая модель структуры инновационного процесса основана на попытке соединения двух предыдущих, с целью повышения эффективности инновационного процесса (начало 1970-х - середина 1980-х гг.). Эта модель условно называется "сопряженной". Схематичное отражение этой модели дано на рис.7.

В этой модели, как видно из рисунка, инновационная идея возникает на основе сложного взаимодействия научно-технического знания и новых потребностей общества. В данной модели при формировании инновационного замысла на уровне отдельного инновационного процесса осуществляется тесное взаимодействие между исследовательскими подразделениями и отделами маркетинга, выявляющими новые потребности рынка.


Рис.7. "Сопряженная модель" инновационного процесса

На уровне экономики в целом такая модель организации инновационного процесса означает возникновение двух принципиально различных механизмов регулирования инновационного процесса, работающих в тесной взаимосвязи. Первый из них - рыночный, охватывающий преимущественно конечные стадии инновационного процесса, второй - плановый, регулирующий долгосрочное развитие науки как источника новых знаний для осуществления инновационного процесса.

Следующая модель инновационного процесса представлена на рис. 8. В данной модели инновационного процесса:

• во-первых, наука непосредственно принимает участие не только в формировании инновационной идей, но и в разработке и производстве;

• во-вторых, общественные потребности играют важную роль не только при создании инновации. Вследствие этого маркетинг охватывает все стадии инновационного процесса. Сам инновационный процесс осуществляется также на научной основе.

• в-третьих, модель подразумевает параллельное осуществление этапов инновационного процесса, развиты прямые и обратные связи между ними. Таким образом, сокращается время от появления идеи до создания инновации и, в конечном счете, удовлетворение потребности.

С усложнением структуры инновационного процесса происходит дальнейшее углубление разделения труда в ходе его осуществления.

Последняя пятая модель инновационного процесса во многом является делом будущего. Развитие инновационного процесса будет идти по пути создания инновационных сетей, обеспечивающих непрерывный обмен информацией между всеми этапами инновационного процесса, включая науку, производство, потребление. Потребитель в такой модели будет являться непосредственным участником инновационного процесса на всех его стадиях, передавая информацию о своих конкретных потребностях на каждый из этапов с помощью компьютерных сетей.

Подводя итог, можно сказать, что инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

На данном этапе общественно-экономического развития возможно выделение некоторых общих моделей инновационного процесса. При осуществлении инновационных процессов в условиях рыночной экономики, более предпочтительным является использование параллельных моделей, обладающих большим количеством прямых и обратных связей, и адекватных современному состоянию производительных сил, социально-экономических и организационно-экономических отношений.

 

 


Рис.8. Современная модель инновационного процесса

Date: 2015-09-24; view: 1069; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию