Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Инновации, как один из важнейших факторов экономического развития. Сущность и классификация инноваций





 

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый под­ход к социальным услугам.

Цель инновационной деятельности на предприятии состоит в создании долговременных конкурентных преимуществ, то есть инновационная деятельность должна рассматриваться не как отдельные продуктовые и технологические инновации, а способность организации и ее персонала к постоянному и непрерывному режиму инновационной деятельности – к постоянному развитию системы знаний предприятия. В процессе инновационной деятельности система знаний должна быть рационально построена и эффективно управляться.

Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции (услуг), что является одним из важных результатов инновационной деятельности.

Конкуренция заставляет улучшать качество продукции, расширять ее ассортимент, снижать издержки производства.
Конкуренция является главным фактором восприимчивости организаций промышлен­ности к нововведениям, так как способствует превращению рыночных отношений в систему экономического принуждения к высокоэффективному труду.

В то же время конкуренция в области инновационной деятельности – это конкурс неординарных решений научно-технических, социально-экономических и других не менее важных проблем.

Это связано с тем, что когда предприниматель выходит на рынок с новым товаром, он, чаще всего является монополистом. Однако в отличие от традиционной монополии его господство на рынке носит временный характер: если инновация оказалась успешной, рано или поздно у предприятия появляются конкуренты. Но пока на рынке сохраняется инновационная монополия, предприниматель может диктовать свои цены, легально получая дополнительную прибыль. Это и есть главный стимул инновационной деятельности.

Важными моментами определения инновационной деятельности являются следую­щие:

- инновационная деятельность основывается на новом научном знании;

- результатом инновации является либо внедрение на рынок новых продуктов или услуг, либо освоение новых производственных про­цессов.

Результатом инновационной деятельности является инновация или нововведение - продукт либо процесс, отличающийся от ранее исполь­зуемых существенными параметрами.

Инновация должна:

- обладать научно-технической новизной;

- быть востребованной при данном уровне социально-экономического развития

- быть коммерчески реализуемой

Применительно к предприятию это означает, что инновация должна давать финансовый результат.

Нововведение принятое рынком и подтвердившее свою необходи­мость начинает распространяться. Этот процесс называется диффузией нововедения. В результате диффузии нововведение превращается в новшество. Затем происходит процесс рутинизации нововведения. При­вычный продукт или процесс используется более или менее продолжи­тельный период времени, что зависит от его жизненного цикла, и сменя­ется очередным нововведением.

Как следует из вышесказанного, постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений в настоящее время - главный фактор повышения конкурентоспособности, и, следовательно, экономического развития отрасли. Для этого в отрасли непрерывно улучшается и преобразовывается продукция, услуги, совершенствуются производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики отрасли; способствует повышению производительности труда, созданию новой сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности отрасли на мировом рынке и т.д.

Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в данном случае делятся на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности отрасли, внешние мотивы инновационной активности, которые обусловлены политикой государства.

Понимание инноваций как меры новизны и прогрессивности принимаемых экономических решений знаменует появление в экономике новых веяний по-новому понятой «экономичности» экономики и предлагает перешагнуть узкий круг принятых и привычных дефиниций, чтобы демонстрировать расширение границ приемлемости, рождения новых ориентиров и мотивов в действиях потребителя, производителя, ученого, менеджера.

Интерес экономической науки к инновациям впервые был привле­чен в связи с анализом природы "длинных волн конъюнктуры Кондрать­ева". Под длинными волнами конъюнктуры, впервые выявленными со­ветским экономистом Н.Д. Кондратьевым понимаются циклические изменения в темпах экономического развития на протяжении длительно­го (50- 60 лет) периода. Для понижательной волны цикла характерна вя­лая конъюнктура, длительные и глубокие спады среднесрочного цикла, продолжительные депрессии, вялые и короткие подъемы экономической активности. На повышательной волне цикла темпы экономического рос­та велики, кризисы выражены слабо, депрессии непродолжительны. Природу длинных волн сам Н.Д. Кондратьев объяснял прежде всего из­менением структуры и динамикой основного капитала и, отмечая рост значительных изобретений в начале повышательной волны, не отводил инновациям приоритетного значения.

 
 

 

 


Рис. 1. «Длинные волны коньютруты Кондратьева»

Особая роль инноваций в динамике общественного производства была обоснована И. Шумпетером. Предложенная им концепция опреде­ляющего воздействия инновационной деятельности на долгосрочные циклы послужила толчком для формирования особого направления эко­номической науки, исследующего инновационный процесс.

Генератором инноваций по Шумпетеру становится предпринима­тель - человек, производственное назначение которого заключается в поиске и внедрении новых комбинаций факторов производства, разви­тии рыночного спроса. Создание новых продуктов и освоение ранее не применявшихся технологий осуществляется с целью получения прибы­ли, которая является стимулом инновационной деятельности. Массовые изобретения и связанные с их внедрением структурные изменения в эко­номике дают мощный толчок для развития рынка. Результатом создания качественно новых продуктов, услуг, производственных систем стано­вится рост потребительских расходов и инвестиций, расширение рынка и формирование новой отраслевой структуры экономики. Расширяю­щийся конечный потребительский спрос и инвестиции в развитие новых отраслей создают условия для быстрого экономического роста. Этот пе­риод и образует повышательную волну долгосрочного цикла. По мере исчерпания рыночного потенциала осуществленных инноваций, насы­щения спроса снижаются темпы роста валового продукта, падает при­быльность вложенного капитала - экономика переходит к понижатель­ной волне кондратьевского цикла. Массовое внедрение инноваций и од­новременное обновление производственного аппарата вызывает столь же синхронное исчерпание потенциала роста и снижение темпов.

Работы Й.Шумпетера положили начало макроэкономическому ана­лизу причин и следствий инновационной деятельности. В связи с анали-

зируемой в данной работе проблеме особый интерес вызывают появив­шиеся в 70-80- годах работы Г.Менша и А.Кляйнкнехта.

Г.Менш связывает цикличность в темпах экономического роста с появлением и эволюцией базисных нововведений. Выделяемые им ба­зисные нововведения приводят к появлению неизвестных ранее спосо­бов удовлетворения потребностей и вызывают структурную перестройку экономики. Появление базисных нововведений приводит к строительст­ву новых предприятий, появлению ранее не существовавших отраслей, переориентации или отмиранию ряда существующих производств. При этом производство отстает от растущего спроса, норма прибыли высока, экономика быстро развивается.

Начиная с некоторого момента насыщение спроса влечет за собой улучшающие нововведения, производство ищет сбыт избыточной про­дукции на внешних рынках, объемы инвестиций начинают сокращаться. С этого момента начинается понижательная тенденция долгосрочного цикла. Капитал уходит на финансовые рынки, и готовность к инвестици­ям в реальный сектор появится только тогда, когда прибыльность фи­нансовых вложений опустится ниже инвестиций в реальный сектор. По­пытка стимулировать спрос проявляется в псевдоинновациях - внешних изменениях, не приводящих к существенным изменениям свойств.

Такую застойную конъюнктуру рынка Менш называет "технологи­ческим патом". Именно в этот период, с его точки зрения, складываются условия для осуществления базисных инноваций.

А.Кляйнкнехт, рассматривая влияние инноваций на длительные циклы, дополняет рассмотренную выше классификацию, выделяя кла­стеры нововведений-продуктов и нововведений-процессов. Нововведе­ния-продукты связаны с конечным потреблением и, прежде всего они на фазе депрессии создают условия будущего улучшения конъюнктуры. Нововведения-процессы связаны как с конечным потреблением, так и с производством. Последние появляются на повышательной фазе долго­срочного цикла.

Впервые определение инновации было дано в 1911 году Шумпетером в работе "Теория экономического анализа". В ней шла речь о "новых комбинациях" изменений в развитии. Всего, было выделено пять типичных изменений:

• использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

• внедрение продукции с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и его материально-
технического изменения;

• появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 30-е годы, он конкретизировал понятие инновации, трактуя его, как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

К концу 80-х годов существовало более ста определений такого явле­ния как инновация, данных как отечественными, так и зарубежными иссле­дователями. Основные их них приведены в табл. 1.

Анализ различных подходов к определению сущности инновации, показал, что в зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:

• как результат творческого процесса в виде создания новой техники, технологии, организационной структуры и т.п. (Бляхман Л.С., Варшавский А.Е., Завлин П.Н., Ильдеменов СВ., Канторович Л.В., Кругликов А.Г., Кутейников А.А., Макаров С.Л., Молчанов Н.И., Павлюченко В.И., и т.д.);

• как процесс качественного изменения, внедрения новых идей, техники, технологии, формирования новых отношений по их поводу (Барютин Л.С., Гвишиани Д.М., Горфинкель В.Я., Громека В.И., Пригожий А.И., Санто Б., Твисс Б. и др.);

• как систему, целостную внутренне противоречивую и динамичную (Лапин Н.И., Шумпетер И. и т.д.);

• как изменения в производстве, которые могут относиться как к технике и технологии, так и к форме организации производства и управления (Валента Ф., Яковец Ю.В., Водачек Л., Водачкова О. и др.)

• как результата и как процесса (Бешелов С.Д., Гурвич Ф.Г., Хиггель
и т.д.);

Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При
этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и
разрешение противоречий. Психологи рассматривают возникающие при этом
конфликты, способы их разрешения и эффекты, которые достигают команды
инноваторов. В технических науках особое внимание уделено

технологической стороне изменений, принципиально новых технологий. С точки зрения экономической науки рассматривается не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование инвестиций.

Необходимо отметить, что такое множество определений сущности инновации вызвано комплексным, системным характером инновационных процессов, пронизывающих как все без исключения стороны деятельности людей, так и большим разнообразием целей и задач исследований. Однако во многих приведенных определениях термин инновация трактуется применительно к конкретной формальной ситуации, в связи с этим не всегда раскрывается экономическая сущность инновации.

Таблица 1

Определение термина "инновация" отечественными и зарубежными

исследователями

Автор Определение термина "инновация"
Кингстон Инновация - преобразование идей в конкретный предмет. 1
Мендел Эннис Инновация - новые уникальные продукты. Процессы или услуги.
Никсон Ф. Инновация - совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых или улучшенных промышленных процессов и оборудования
Павлюченко В.И. Инновация - результат, итог предварительно проведенной научной, практической, организационной работы.
Пригожий А.И. Инновация - "клеточка" управляемого развития целенаправленных изменений.
Риге Инновация - коммерческое освоение новой идеи.
Руденко И.А. Инновация - вновь созданный материал, продукция, технология, впервые внедряемый в производство. В это же понятие укладывается и организация или создание рынка для нового, впервые произведенного продукта.
Санто Б. Инновация - такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.
Соколов Д.В. Титов А.Б. Шабанова М.М. Инновация - итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).
Твисс Б. Инновация - процесс, в котором изобретение или идея принимает экономическое содержание
Уткин Э.А. Морозова Г.И. Морозова Н.И. Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Хиггель Инновация - применение нового продукта или процесса на практике.
Шумпетер И. Инновация - изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Яковец Ю.В. Инновация - качественные изменения в производстве, которые могут относиться как к технике и технологии, так и к форме организации производства и управления
Барнет Инновация - вещественный результат, являющийся новым по своим качественным отличиям от существующих форм.
Барютин Л.С. Инновация - управляемый процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся во внедрении различных изменений в существующие системы и структуры с целью создания, распространения и использования принципиально нового или модифицированного практического средства (новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего экономический, технический или социальный эффект.
Бешелов С.Д. Гурвич Ф.Г. Инновация - это, как сам реализованный в общественном производстве научный или технический результат, так и процесс его получения.
Водачек Л. Водачкова О. Инновация - целевое изменение в функционировании предприятия как системы. Это может быть количественное или качественное изменение, которое касается той или иной сферы деятельности предприятия.
Гвишиани Д.М. Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности: одновременно это и есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.
Горфинкель В.Я. Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
ГромекаВ.И. Инновация - процесс, в ходе которого научная идея или технология изготовления доводятся до стадии практического использования и начинают давать экономический эффект.
Дракер Инновация - результат влияния новшества на образ жизни людей. J
Завлин П.Н. Инновация - использование результатов научных исследований и разработок.
Ильдеменов СВ. Инновация - объект - внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Ионов М. Инновация - новый продукт, услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Кабаков B.C. Инновация - процесс формирования качественно нового состояния системы, а также связей между ее элементами, направленный на повышение эффективности ее функционирования.
Лапин Н.И. Конструирование новых способов и продуктов... В более широком философском смысле - это функция развития культуры как совокупности жизнедеятельности человека. Инновация - есть целостная, внутренне противоречивая и динамичная система.
Валента Ф. Изменение в первоначальной структуре производственного механизма, то есть переход его внутренней структуры к новому состоянию: касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организаций; изменения, как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями.

 

В настоящее время Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати ("Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок"). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

В соответствии с международными стандартами (применительно к технологическим инновациям) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальной услуге.

Специфика инновации, как нового продукта и как товара, реализуемого на рынке, определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении конечного научно-технического результата или услуги; особым характером финансирования, связанным с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенным характером спроса, в силу чего предложение инноваций должно играть активную и упреждающую роль.

Для установления значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени их влияния на повышение благосостояния населения, а также для сравнительной количественной и качественной оценки инноваций важное значение имеет классификация по ряду основополагающих факторов.

Существует более тридцати классификаций инноваций по различным признакам.

Остановимся кратко на некоторых из них.

1. Для экономической деятельности общеупотребительной стала следующая типология инноваций:

радикальные (базовые), т.е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления;

комбинированные, предполагающие использование различных сочетаний факторов производства;

модифицирующие (улучшающие), связанные с улучшением, дополнением базовых конструкций продукта, принципов и форм хозяйственной деятельности.

2. По причинам возникновения инновации могут быть разделены на
следующие:

реактивные, которые выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами; они направлены на обеспечение выживания, сохранения и дальнейшего развития и процветания фирмы, предприятия или организации;

стратегические, направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

3. По степени новизны инновации могут быть разделены на совокупности
инноваций по однородности уровня новизны с целью оценки их значимости.
В этом смысле понятие новизны может относиться к инновационному
продукту или технологическому процессу в целом - в случае их абсолютной
новизны, либо частично - в случае, когда понятие новизны относится только
к некоторым элементам продукции или технологического процесса,
изменяющим функции и характеристики существующего продукта или
процесса. С этих позиций следует определить радикальные инновации,
которые относятся к принципиально новым продуктам или процессам;
инкрементальные, касающиеся значительного усовершенствования
существующих продуктов и процессов, а также инновации, связанные с
внедрением новых
или в значительной степени усовершенствованных
методов производства.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется также по технологическим параметрам и с рыночных позиций. По технологическим параметрам инновации делятся на продуктовые, когда применяются новые материалы, полуфабрикаты, комплектующие, и получаются продукты и товары с принципиально новыми функциями (продуктовые инновации - это преимущественно новые продукты); процессные, когда применяются новые технологии производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства. По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяют инновации, новые для данного предприятия, группы предприятий, отрасли, страны, мира.

4. С точки зрения скорости и полноты осуществления инноваций, имеют значение следующие различия:

замещающие инновации, предполагающие полное ввггеснение устаревших способов хозяйствования и технологий;

• меняющие, связанные с исключением выполнения каких-либо операций, выпуска изделия и не заменяющие их новыми;

Таблица 2

Классификация инноваций

Признак классификации Виды инноваций
1.Типология, характерная для экономической деятельности 1.1. Радикальные (базовые) 1.2. Комбинированные 1.3. Модифицирующие (улучшающие)
2.По причинам возникновения 2.1.Реактивные 2.2.Стратегические
З.По степени новизны   -по отношению к инно- вационному продукту или технологическому процессу в целом либо частично 3.1.Радикальные 3.2.Инкерментальные 3.3.Инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов произ­водства
-по технологическим параметрам З.4. Продуктовые 3.5. Процессные
-новизны для рынка 3.6.Инновации, новые для предпри- ятия 3.7.Инновации, новые для отрасли 3.8.Инновации, новые для страны 3.9.Инновации, новые для мира
4.Скорость и полнота осуществле­ния инновации 4.1. Замещающие 4.2.Меняющие 4.3. Возвратные 4.4. Открывающие 4.5.Ретронововведения
5.По направленности результатов и по сфере приложений 5.1.Продуктовые 5.2.Рыночные 5.3.Инновации-процессы 5.4.Инновации, которые будут использоваться как научный инструментарий
6.По функциональному назначению и области применения 6.1. Технические 6.2.Технологические 6.3.Организационно-управленческие 6.4.Информационные 6.5. Социальные
7.По характеру удовлетворяемых потребностей 7.1. Ориентированные на существующие потребности 7.2.Ориентированные на формирование новых потребностей
8.Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 8.1.Научно-технический 8.2. Социальный 8.3. Экологический 8.4.Экономический 8.5.Интегральный

возвратные, связанные с возвращением к предшествующему порядку после дискредитации новшества, либо выяснения неподготовленности производственных и хозяйственных условий к его эффективной реализации;

открывающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников и основанные на фундаментальных изобретениях;

ретронововведения, воспроизводящие на новом уровне ранее применявшиеся изделия, способы и средства их производства.

5. По направленности результатов и по сфере приложений инновации можно разделить на следующие:

инновации, которые будут использоваться как научный инструментарий; они предназначены для получения новых знаний, обоснования научных идей и новых технологий;

продуктовые (новые продукты и товары, новые услуги и т.п.), предназначенные для удовлетворения потребностей в новых товарах, услугах или потребностей новых потребителей);

•рыночные, открывающие новые сферы применения продукции, товара, позволяющие реализовать инновационные продукции и услуги на новых рынках;

инновации - процессы (технологии, организация производства,
управленческие процессы), предназначенные для удовлетворения
потребностей в новых функционально-ориентированных физико-
химических и информационных процессах, процессах социальной и
производственной организации предприятий, отраслей и регионов, а
также в новых формах управления этими процессами.

6. По функциональному назначению и области применения различают следующие инновации:

технические, которые предназначены для производства новой продукции, продукции с новыми или улучшенными свойствами; появляются они, как правило, в производственной сфере;

технологические, которые предназначены для совершенствования способов изготовления продукции на новейших технологий, достижений в области физико-химических наук, автоматизации и компьютеризации; возникают они, как правило, в производственной сфере при изыскании более улучшенных, совершенных способов изготовления продукции;

организационно-управленческие, которые связаны с процессами управления и оптимальной организации производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения;

информационные, которые решают задачи организации рациональных информационных потоков, оптимального управления этими потоками в различных областях научно-технической, инновационной, производственной деятельности, повышения оперативности получения

оперативности получения информации, ее полной надежности и достоверности;

7. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть
разделены на следующие:

ориентированные на существующие потребности;

ориентированные на формирование новых потребностей.

социальные, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, науки, культуры и других социальных проблем населения.

8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации:

научно-технический;

социальный;

экологический;

экономический;

интегральный.

Данная классификация также представлена в табл. 2.

Классификация инноваций по рассмотренным выше признакам позволяет:

• осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного поведения их реализации и практической инновационной деятельности, разрабатывать эффективную рыночную стратегию, направленную на реализацию нововведений;

• создавать экономические механизмы и организационный формы управления инновациями и инновационной деятельностью в зависимости от типа инноваций (организационно- экономического механизма инновационной стратегии);

• определять методы, способы и формы реализации и продвижения инновационного продукта и инновационных технологий в зависимости от различных типов инноваций;

• оптимизировать организационные формы инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, экономические отношения в инновационной сфере и управление активизацией в инновационной сфере.

Ориентация отраслей, генерирующих базисные инновации, на спрос конечных потребителей в лице граждан и традиционных отраслей позволяет через рынок устанавливать соответствие инноваций динамике общественных потребностей. Такая система в отличие от директивного перераспределения ресурсов предохраняет от существенных потерь в масштабах народного хозяйства.

Особенностью Российской Федерации является то, что наряду с технологическими изменениями в стране происходят базисные социаль­ные и экономические инновации. Переход к рыночной организации хо­зяйства, отказ от любых форм директивного планирования, изменения взаимоотношений государственных предприятий с бюджетом радикаль­но изменили среду, в которой функционирует железнодорожный транс­порт. Отказ от директивного планирования привел к рыночной неопре­деленности с объемами перевозок грузов, их характером и направления­ми, вызвал необходимость прогнозирования предполагаемых грузопото­ков. Изменилась структура клиентов - наряду с крупными государствен­ными и бывшими государственными предприятиями возникла масса не­больших частных предприятий, не имеющих традиционных навыков ра­боты с дорогой, предъявляющих иные требования к перевозке. Помимо парка ОАО «РЖД» возник парк подвижного состава, принадлежащий клиентам. Железнодорожный транспорт поставлен в жесткие финансовые условия -при фиксированных тарифах и сохраняющейся необходимости дотиро­вать пригородные и дальние пассажирские перевозки, ОАО «РЖД» практически лишено бюджетного финансирования не только текущей деятельности, но и инвестиционного процесса.

Исходя из предложенного варианта классификации инноваций и изменившейся внешней среды функционирования дорог, появляется возможность сформулировать требования к инновационной политике дороги и связанным с этим инвестиционным процессом.

В качестве базисной инновации применительно к железнодорож­ному транспорту можно рассматривать только формирование высоко­скоростных магистралей. При современном состоянии высокоскоростно­го железнодорожного движения и требований производства оно может быть направлено исключительно на пассажирское движение. Решение о его развитии должно приниматься государством и финансирование мо­жет осуществляться только из государственного бюджета.

Основным типом инноваций, применяемым на железнодорожном транспорте являются улучшающие инновации. Можно выделить три ос­новные направления, в которых они применяются:

1. Технические и технологические нововведения, направленные на снижение удельных затрат. В основе этих инноваций лежат базисные инновации, генерируемые новыми отраслями. Важнейшим направлением здесь является информатизация дорог, использование современных те­лекоммуникационных систем в управлении движением, автоматизации процессов управления и т.д. Вторым направлением является применение новых конструкционных материалов, более производительной техники, совершенствование и удешевление подвижного состава. Такого рода ин­новации не требуют существенных изменений перевозочного процесса, финансирование инвестиций осуществляется за счет амортизации в про­цессе реконструкции и замены списываемой техники.

2. Инновации, определяемые требованиями к перевозочному про­цессу со стороны клиентов в условиях изменившейся системы производ­ства. В силу специфики географического размещения производитель­ных сил в Российской Федерации железнодорожный транспорт состав­ляет основу транспортной системы страны. Он остается самым дешевым универсальным наземным видом транспорта, не имеющих конкурентов при перевозке дешевых массовых грузов. При переходе экономики стра­ны к рыночной организации хозяйства произошли изменения в требова­ниях клиентов к перевозочному процессу, и железнодорожный транс­порт столкнулся с острой конкуренцией со стороны автомобилистов при осуществлении дальних перевозок дорогостоящих грузов, продукции машиностроения и т.д.

Грузовладелец согласен платить повышенную провозную плату за скорость доставки, поскольку сокращение времени транспортировки оз­начает для него ускорение оборота капитала. Предельный размер допла­ты за скорость будет равен для него дневному банковскому проценту от стоимости груза за каждый день ускорения доставки. В таком случае, чем выше стоимость груза, тем больше величина тарифа, которую он готов уплатить за срочность перевозки. Отсутствие централизованного планирования и неопределенность рыночной ситуации заставляет произ­водителя менять объемы производства и направления перевозок в зави­симости от заключенных договоров, между тем отправки груза по же­лезной дороге он должен, в соответствии с транспортным уставом, пред­ставлять заявку не менее чем за 10 дней до начала перевозки. При пере­возках грузов смешанным сообщением сроки доставки существенно воз­растают за счет перевалки груза, а, кроме того, возрастают потери. Та­ким образом, железнодорожный транспорт существенно утрачивает свои позиции как универсальный вид транспорта общего пользования. На протяжении последнего десятилетия доля грузов массовой перевозки в грузообороте дорог неуклонно возрастала, а прочих - падала.

Исходя из мировых тенденций в развитии производства, возраста­нии доли наукоемкой продукции, продукции с высокой степенью пере­работки для сохранения своей лидирующей роли в транспортной систе­ме железные дороги должны увеличивать мобильность в реакции на ры­нок, выступать в роли организатора логистического процесса или, как минимум, включаться в логистические цепочки. Логистические принци­пы работы предполагают, создание управляемой системы, учитывающий поведение внешней среды, рынка, всевозможные ситуации и выдающий стратегическое (перспективное) решение. Некоторые шаги в этом на­правлении делаются в настоящее время, например, участие в коридоре информирование клиентов о прохождении грузов, организация кон­тейнерных поездов и т.д.

Повышение гибкости реакции дорог на потребности клиента тре­буют инноваций в организации взаимодействии дороги и клиента, пере­возочного процесса, взаимодействия с сопряженными видами транспор­та. Необходима разработка новых технологий в организации экспортно-импортных перевозок, создание систем взаимодействия грузоотправителя, экспедитора, дороги и таможенных органов позволяющих ускорить доставку грузов и обеспечить ее бесперебойность. Должны развиваться новые формы взаимодействия в рамках транспортных узлов, создание грузовых терминалов с высокими пропускными способностями, осна­щенных грузовой и информационной техникой высокого уровня. При всей осторожности к прямому перенесению международного опыта в ус­ловия Российской Федерации, транспортный комплекс которой обладает существенной спецификой, определяемой географическими, историче­скими, экономическими факторами, необходимо отметить, что именно по этому пути развивается в настоящих условиях железнодорожный транспорт развитых стран.

 

3. Управленческие инновации, направленные на повышение мо­бильности дорог в реакции на рынок, повышение экономической эффек­тивности работы дорог. Изменения в схеме управления и организацион­ном строении дорог непрерывно осуществлялись на протяжении послед­него десятилетия, далеко не все они оказались удачными. В настоящее время идет процесс последовательного усиления централизации управ­ления и финансовых ресурсов. Такого рода тенденции не согласовыва­ются с потребностью в гибкой реакции на рынок, но обусловлены слож­ным финансовым положением в котором находится железнодорожный транспорт.

Процессы обновления, обусловленные инновациями, связаны с рыночными отношениями, ибо основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике как средство решения производственных, коммерческих задач, а также как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, необходимо исходить из положения, что инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или конкретные потребности. Особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим при создании организационно-экономического механизма управления инновациями и инновационной структурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы. Поэтому следует конкретизировать содержания понятия «инновационный процесс».

Date: 2015-09-24; view: 850; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию