Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития





Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами, как гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – это ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, а это означает изменение задач, стоящих перед педагогами, методов и приемов работы учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, что в свою очередь ведет к пересмотру целей, содержания и технологий образования.

Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на изучение социальных проблем, на благо человека, на умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.

Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку, непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. С осознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связано окончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоения мира. Наиболее человечные формы общения между людьми — это нравственное развитие общества2.

Сегодня быть гуманистом — значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить чью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм — это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бой равнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.

Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.

Пересмотр имеющихся в распоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Он сопровождается их оценкой и переоценкой, т. е. внутренней рефлексией этих наук, которая выводит их методологию за пределы учения об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследований.

С этой точки зрения правомерно рассмотрение методологии как учения не только о познании, но и о преобразовании действительности. Методология психолого-педагогического исследования в зависимости от осуществляемых ею функций может быть нормативной и дескриптивной. Нормативная методология связана с решением преимущественно конструктивных задач этих наук, с разработкой рекомендаций и правил организации научной деятельности (постановка проблемы, отбор адекватных средств ее решения и др.). Дескриптивная методология требует ретроспективного описания уже осуществленных процессов педагогического и психологического познания. Она предполагает изучение тенденций развития познания, его методов, категориального и понятийного аппарата исследования, а также объяснения тех или иных психических и педагогических явлений.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Все эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практикой всемирной истории. Не случайно гуманизм получал и получает наиболее выраженную форму в тех обществах и на тех стадиях их развития, когда особенно острым становится отношение к прошлому. В тех странах и в те периоды, когда культурно-историческая традиция ослабевает, гуманистическое начало отступает на задний план, что неизбежно порождает технократические тенденции, бездуховность и многие другие негативные явления. В условиях демократического преобразования российского общества речь, поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых и даже не о переоценке ценностей, а прежде всего о перестройке системы ценностей.

Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека — это значит лишить его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистических ценностей.

Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», на отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее нравам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В пробивном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.

Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что современный институт образования в России не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни3. Чтобы использовать весь конструктивный потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения. Последний проявляется в сохраняющемся до сих пор доминировании технократического и утилитарного подходов к теории и практике образования. До настоящего времени мы сталкиваемся с тем, что практическое воплощение идеи гуманизации носит деформированный характер. Материально-организационная база образования, даже при ее очевидной слабости и неразвитости, все-таки опережает формирование его субъективного фактора. Человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.

Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнее декларирование, оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально непроработанной. Стало понятно, что одно дело — формировать человека в качестве «персонифицированной функции», а другое — развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. Нужно отметить, что такое положение характерно для образования и в других странах. Существующая в мире система образования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития и быстро меняющейся социальной действительности. Показательна в этом отношении мысль американского ученого Ф. Кумбса4. Он отмечает, что, казалось бы, быстрое развитие системы образования в последние десятилетия должно способствовать социальному прогрессу и ликвидации социального неравенства. Однако на деле все обстоит значительно сложнее. В ряде стран только на словах объявляется о приверженности принципам гуманизации образования. Даже там, где правящие круги действительно настроены на осуществление демократических реформ в образовании, возникают разногласия относительно путей их проведения.

Следовательно, решающее значение в осуществлении гуманизации образования имеют социальные условия. Увеличение разрыва между возрастающей сложностью социального мира и возможностями его научного познания с целью принятия оптимальных решений требует пересмотра целей, содержания, технологии обучения и воспитания, признания необходимости непрерывного образования. Важной и сложной научной задачей, поэтому является прогнозирование развития образования, решение которой предполагает взаимодействие специалистов разного профиля, активное международное сотрудничество. Главное — качественная сторона прогнозирования, связанная с содержательной характеристикой образовательного процесса, — рассматривается недостаточно глубоко, масштабно и доказательно.

Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпал себя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.

Представляется очевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознания позволяет строить нормативные прогнозы развития и определять цели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.

Восхождение к личности — ведущая идея гуманизма и гуманизации науки. Личность — одна из наиболее излюбленных, выстраданных и проработанных тем российской и зарубежной гуманистической философской мысли, отражающая сложный социальный, экономический и политический контекст, сложившийся на протяжении нескольких эпох.

Особенно большой вклад в становление гуманизма внесла эпоха Возрождения. Прогрессивное человечество с благодарностью хранит такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Петрарка. Эти люди своим творчеством смело утверждали, что высшая ценность и лучшее создание природы — человек.

Нет ни одного видного отечественного философа (социолога, теолога), который не попытался бы выразить свое отношение к пониманию этой проблемы, который бы не заметил или не отразил ее в своем учении, зачастую усложненном теологическим тезаурусом или велеречивостью стиля, свойственного российским мыслителям. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н. А. Бердяев, С. Булгаков, К. Д. Кавелин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. А. Лосский, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, П. Я. Чаадаев, Э. В. Ильенков, и др.).

Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.

Личность целостная, гармоничная, всесторонне развитая — была идеалом наших соотечественников. Она представлялась им той силой, которая способна вывести страну из тупикового состояния, в котором та пребывала слишком долго. Правда, знания о личности были в основном плодом умозрительных рассуждений, оторванных от реальной жизни, но они подготавливали почву для более конкретных исследований.

Личность была не слабостью русской философии, не сиротой без роду и племени. Ее гипотетические философские и социологические конструкции были очень российскими, органичными — для народного духа, менталитета. Они содержат глубинный гуманистический генофонд, хоть и не оцененный в должной мере до настоящего времени, но тем не менее обнаруживающий явную тенденцию прорасти в современных гуманистических теориях личности не только России, но и мира в целом.

Среди многих философских проблем размышления о человеке и его природе в русском Просвещении занимают едва ли не главенствующее место. По сравнению с предшествующей русской мыслью А. Н. Радищев, И. П. Пнин, А. П. Куницын, А. Ф. Бестужев задавали себе множество вопросов, касающихся существа, назначения человека, его гуманистических идеалов. Человек для них — часть природы, причем ее лучшая часть, ее высшее творение. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества.

Рассматривая человека как существо социальное, просветители обращали внимание на то, что в нем существуют как бы два начала — чувственное и разумное. Русские просветители во всем стремились к идеалу, которому было присуще единство чувства и разума. Такое органичное соединение чувственного и разумного начал, по их мнению, предохраняет личность от отклонений в духовном развитии и от нравственного разложения.

Идеи гуманизма, рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов, социологов, теологов конца XIX в. Они создали теории, по своему значению далеко выходившие за пределы России и ставшие предпосылками развития философско-гуманистических учений следующего столетия. Определив свое отношение к человеку, к жизни, они создали самобытное понимание личностно-гуманистической проблематики.

 

Цели, содержание, структура непрерывного образования.

Смысл непрерывности образования заключается в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, индивидуализированном по времени, темпам, направленности, в предоставлении каждому возможности реализации собственной системы получения образования.
^ Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) макросистема образования - непрерывное образование – характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б.Г. Гершунский).

^ Модель непрерывного образования (В.Н. Турченко): 1) временная характеристика – процесс всей жизни; 2) пространственная характеристика – место не ограничено – образовательные учреждения; 3) внешняя характеристика – максимальное сближение школы с другими сферами общественной деятельности, принцип открытой школы; 4) внутренняя характеристика – сомкнутость, преемственность всех ее элементов, различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга; 5) количественная характеристика – включает не только подрастающее поколение, но и старшее, являясь в принципе всеохватывающим; 6) функциональная характеристика – ученик – субъект самообразования, способный стать оппонентом своего учителя и даже превзойти его; 7) характеристика развития – непрерывное образование – это процесс, его ведущая тенденция – непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. С внешней стороны она включает: 1) образовательные учреждения; 2) органы управления образованием: 3) документы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и т.д.) (по И.П. Подласому). С внутренней стороны образование состоит из следующих элементов: 1) цель, содержание, организационные формы образования, образовательные процессы, педагоги, воспитанники. При этом в качестве системообразующего элемента выступает цель образования. Несистемный, локальный, изолированный подход к преобразованию элементов системы образования ведет к неудачам в применении нововведений либо к разрушению всей системы.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологиейпедагогического взаимодействия.

На характер и содержание непрерывного образования оказывает влияние ряд факторов: 1) насущные требования общественного производства, развития экономики, научно-технического прогресса; 2) социальная структура общества, запросы и интересы господствующих в обществе классов и социальных групп, их политика в области образования; 3) духовно-нравственная жизнь общества; 4) уровень развития самого школьного дела и педагогической науки; 5) интересы и потребности растущего человека

 

Date: 2015-09-24; view: 12690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию