Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование топливно-энергетических ресурсов





 

Резервы использования при добыче очень существенны для нефти. Коэффициент нефтедобычи в России составляет 0,5. Это означает, что из недр извлекается не более половины нефти.

Потери угля при добыче подземным способом (таким способом добывается 42% угля) составляют около 15 млн. т (12 % от добычи), при переходе к открытой добыче потери снижаются.

В переработке газа (особенно попутного) используются не все полезные компоненты, например, теряется около половины гелия и две трети этана.

В переработке и использовании угля серьезной проблемой является снижение его качества - повышение зольности и уменьшение калорийности, снижение устойчивости к дальним перевозкам. Выход из этой ситуации может быть найден в перспективе путем переработки угля в газообразное или жидкое топливо - синтетический аналог нефти.

 

Альтернативные варианты решения энергетических проблем

 

Современный энергетический кризис порожден, прежде всего, нерациональным использованием энергетических ресурсов и энергии, а не их нехваткой.

Для перестройки энергоемкой структуры народного хозяйства на энергосберегающую структуру необходимо срочно заменять старые технологии на экономичные. Ярким примером такой экономии энергии может стать металлургический комплекс. По расчетам специалистов, широкое использование в металлургии энергосберегающего оборудования позволит сэкономить примерно 12% вырабатываемой энергии, что практически соответствует ее производству на всех АЭС.

Таким образом, самые скромные оценки возможной экономии энергии в результате структурной перестройки народного хозяйства составляют 30%. Это означает, что при современном уровне добычи нефти, угля, газа, производстве электроэнергии при рациональных нормальных экономических структурах можно было бы увеличить эффективное энергопотребление почти на треть.

Очевидны преимущества энергосберегающих вариантов и в области экологической безопасности.

 

ВОПРОСЫ

1. Как ТЭК влияет на структуру экономики?

2. Как структура экономики влияет на ТЭК?

3. Какова в настоящее время структура топливно-энергетического баланса; какие его изменения возможны в перспективе?

4. В чем причины высокой энергоемкости продукции в России?

5. Какие меры можно противопоставить расширению добычи энергоресурсов? В чем состоит их экологический и экономический смысл?

 


ТЕМА 6. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию

 

Система экологических фондов

 

Основными источниками финансирования мероприятий по рациональному природопользованию являются:

– собственные средства предприятий;

– бюджеты разных уровней;

– внебюджетные целевые фонды –экологические, страховые фонды, а также фонды экологической санации в процессе приватизации;

– кредиты банков и др.

 

В последние годы расходная часть федерального бюджета на экологические цели составляла 0,4 – 0,6%. Если сравнить с тем, что на охрану природу необходимо тратить ежегодно 2 – 3% ВВП, то можно считать, что на экологические цели государство почти ничего не выделяет.

По оценкам же специалистов, ресурсные платежи составляют 5% от доходов федерального бюджета, что в 25 раз превышает бюджетные расходы на охрану окружающей среды. Например, 40% налога за право добычи нефти идет в федеральный бюджет, 30% – в региональный и 30% – в местный. Но использование собранных средств в законодательстве не оговаривается. Размер платы за воспроизводство минерально-сырьевой базы взимается с предприятий, добывающих полезные ископаемые (2 – 10% от цены реализации сырья) и затем средства аккумулируются для финансирования геологического поиска и разведки, а также для работ по рекультивации нарушенных земель.

 

Создана единая система внебюджетных государственных фондов, объединяющая федеральный экологический фонд (ФЭФ), региональные (РЭФ) и местные (МЭФ) фонды. Экологические фонды формируются за счет:

- платежей за загрязнение окружающей среды и складирование отходов;

- штрафов;

- дивидендов, процентов от вкладов, прибылей от долевого участия в деятельности предприятий и др.

 

Из всех собранных платежей за загрязнение окружающей среды 10% поступает в федеральный бюджет, а оставшиеся 90% средств, поступающие в систему внебюджетных фондов, распределяются так: 60% на мероприятия местного (районного, городского) значения; 30% – на уровне субъекта федерации и 10% – в федеральный экологический фонд (ФЭФ). Они являются целевыми фондами и могут расходоваться на строительство природоохранных объектов, внедрение экологически чистой технологии, развитие экологического образования, научные исследования и т.д.

 

В настоящее время ведущими источниками финансирования оказались экологические фонды. Но они не могут заменить бюджетное финансирование. В начале 90-х годов эти фонды смягчи падение инвестиций в природоохрану, но затем их эффект иссяк.

 

Одним из основных инструментов претворения в жизнь экологической политики является разработка и реализация межгосударственных, государственных и региональных экологических программ. Финансирование программ осуществляется также и за счет экологических фондов. В 1992 г. в РФ на различных стадиях разработки и реализации находилось около 150 программ в области охраны окружающей среды и природопользования. В основном они должны финансироваться из федерального экологического фонда.

Но не все субъекты федерации перечисляют 10% средств в этот фонд и соответственно он не может в полном объеме финансировать эти программы. К тому же очень много нарушений в использовании средств экологических фондов разных уровней. Основной недостаток – нецелевое использование средств.

Поиск более эффективных форм использования средств, поступающих в экологические фонды, в свое время в ряде регионов привел к процессу создания экологических банков (Экобанков). Такие примеры были в Саратове, Перми и в других городах.

 

В России более 90% прибыли в народном хозяйстве создается за счет природно-ресурсных отраслей, а чтобы доходы были и дальше, необходимо часть прибыли направлять на охрану и воспроизводство природных ресурсов, охрану окружающей среды. Сегодня же финансирование природоохранной деятельности совершенно недостаточно. Оно составляет менее 1% ВВП, тогда как ущерб от загрязнения природной среды составляет около 8% ВВП. Хотя во всем мире наблюдается тенденция к увеличению природоохранных затрат крупными компаниями, но доля государства в финансировании остается значительной (35—90%).

 

ВОПРОСЫ

1. Что является источниками финансирования мероприятий по рациональному природопользованию?

2. Назовите роль экологических фондов.

3. Что влияет на недостаточность финансирования природоохранных мероприятий из экологического фонда?

 


Date: 2015-09-24; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию