Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Институциональные аспекты рыночного хозяйства





 

1. Экономические институты и их роль в рыночной экономике.

2. Внешние эффекты и проблема их решения. Теорема Коуза.

3. Общественные блага: их виды и особенности.

 

1. В условиях смешанной экономики рыночный механизм зачастую оказывается не способным обеспечивать эффективное распределение экономических ресурсов и благосостояние общества. Это проявляется через «провалы» («фиаско») рынка, негативные внешние эффекты, недопроизводство общественных благ и т.п. В этих случаях на помощь рынку приходит государство.

Оно воздействует на рыночное равновесие с помощью введения корректирующих налогов или дотаций, установления фиксированных цен («пола» или «потолка») и пр. Например, правительство может ввести потоварный налог, представляющий собой надбавку к ценам благ. Его плательщиками обычно выступают продавцы. Введение налога приводит к сокращению равновесного объема рынка, росту цены, уплачиваемой покупателем и снижению цены, получаемой продавцом. При этом налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем. А количественное выражение этих действий зависит от ценовой эластичности спроса и предложения отдельных благ, обла-гаемых налогом.

Введение потоварных налогов, приводя к сокращению равновесного объема рынка, порождает избыточное налоговое бремя, которое выражается в потере чистой общественной выгоды. Размеры его тем больше, чем эластичнее по цене спрос и предложение благ.

 

2. Производство и потребление благ может сопровождаться внешними эффектами (экстерналиями).

Отрицательные внешние эффекты возникают, когда деятель-ность одних субъектов наносит ущерб другим. В условиях отри-цательных экстерналий рыночное равновесие не является эффективным, поскольку их влияние вводит в дополнительные расходы третьих лиц, снижает результативность конкурентного распределения ресурсов. Классическим примером отрицательного внешнего эффекта есть загрязнение окружающей среды. Как следствие, структура экономики оказывается неэффективной, а ее улучшение становится задачей государственного регулирования.

Положительные внешние эффекты, наоборот, создают дополни-тельную выгоду для третьих лиц, которые не платят за нее соответ-ствующему потребителю или производителю. В случае положительного внешнего эффекта правительство должно предоставить субсидии производителям, величина которых будет соответствовать разности между частными и общественными предельными издержками.

На практике государство довольно часто сталкивается с определенными проблемами корректировки внешних эффектов: высокими трансакционными издержками сбора информации относительно субъектов налогообложения и субсидирования, оценки размера налога (субсидии), практических измерений (например, выбросов в атмосферу), заключения контракта и т.п. В некоторых случаях, наоборот, ситуация не нуждается во вмешательстве государства и рынок способен самостоятельно управиться с проблемой, если внешние эффекты затрагивают небольшое количества людей, размеры «влияний» небольшие, а права собственности четко определены (специфицированы).

Речь идет о применении такого механизма урегулирования внешних эффектов как теорема Коуза. В ней подчеркивается: достижение эффективного с точки зрения общества объема блага, которое создает внешний эффект, не зависит от того, которому из субъектов принадлежит право собственности.

 

3. Рыночный механизм зачастую оказывается не в состоянии обеспечивать граждан общественными благами. Тогда государство становится основным их производителем или заказчиком, определяет оптимальное количество и минимизирует издержки их производства.

Общественные блага существенно отличаются от частных благ. Во-первых, общественные блага, как и внешние эффекты, являются потенциальным источником провалов рынка. Во-вторых, они удовлетворяют потребности всех членов общества. В-третьих, общественные блага имеют две важные особенности: отсутствие конкуренции в потреблении и отсутствие исключения из потребления или общедоступность.

Общественные блага – это блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать их. Эти блага обеспечивают потребности всех граждан в равной степени (национальная оборона, образование, охрана общественного порядка, научные исследования, природоохранные мероприятия и т.п.). Их классификация, как правило, включает: чистые общественные блага, несовершенные блага и смешанные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Тогда как чистое частное благо – благо, которое приносит полезность только покупателю, его можно расделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Значит, эффективное обеспечение общественных благ, как правило, требует государственных действий, тогда как частные блага может эффективно распределить рынок. Смешанное благо – благо, которое имеет черты как общественного, так и частного блага. Оно характеризуется определенной неконкурентностью в потреблении и определенной степенью исключения из потребления. Несовершенные блага характеризуются ограниченными возможностями использования, обусловленными географическим положением или необходимостью иметь еще добавочные частные блага.

 

Вопросы для самодиагностики знаний

 

1. Обоснуйте роль государства в преодолении неэффективности рынка.

2. Поясните существование экстерналий. Сформулируйте теорему Коуза.

3. Чем общественные блага отличаются от частных благ? Приведите классификацию общественных благ.

 

Примеры ответов на проблемные вопросы

 

Проблемный вопрос 1. Когда внешние эффекты предполагают вмешательство государства, а когда – нет?

Ответ на проблемный вопрос 1. Если позитивные или негативные внешние эффекты касаются незначительного числа людей, размеры их влияния при этом невелики, а права собственности четко определены, то согдасно с теоремой Коуза государственное вмешательство является нецелесообразным. Проблема внешних эффектов в этом случае может быть разрешена путем деловых переговоров и сотрудничества заинтересованных сторон, которые руководствуются собственными экономическими интересами. Причем, если одна из сторон владеет правом собственности на предмет спора, то оба участника соглашения имеют стимул достичь оптимального результата с наименьшими издержками.

Проблемный вопрос 2. Поясните, как вы понимаете такие свойства благ, как конкурентность и исключаемость. Какая разница между этими понятиями?

Ответ на проблемный вопрос 2. Конкурентным (соперничающими) в потреблении блага являются в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Исключаемыми из потребления являются блага, обладание правом использования которыми данным экономи-ческим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять данное благо.

 

Проблемные вопросы для самостоятельного рассмотрения

 

Проблемный вопрос 1. Отрицательные внешние эффекты ведут к неэффективности. Согласны ли вы с этим утверждением? Найдите правильный аргумент для ответа среди предложенных:

1) так как внешние эффекты способствуют сокращению потребления блага, порождающего отрицательный внешний эффект;

2) приводят к тому, что общественные предельные издержки больше частных предельных издержек;

3) способствуют тому, что производители устанавливают слишком большой выпуск;

4) перераспределяют доходы от тех фирм, которые загрязняют среду к тем, которые не загрязняют.

Проблемный вопрос 2. Чем чистые общественные блага отличаются от смешанных и несовершенных благ? Приведите примеры.


Date: 2015-09-24; view: 742; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию