Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кукла и её потенциал





Очень значимой в жизни ребенка является и кукла. Традиционная педагогика выделяет игру с куклой как оптимальное средство воспитания социальных чувств. В работах Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, А. А. Анциферовой, В.С.Мухинойотмечалось
положительное отмечалось положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками, усвоение социальных норм поведения. Верный способ научить ребенка новому действию (умственному или социальному) - предложить дошкольнику научить этому действию куклу. Передавая свои знания кукле, ребенок делает эти знания осознанными, включенными в более широкий социальный контекст. Кукла чрезвычайно метафорична и может нести в себе образ человека, ребенка, матери. Кукла являются воплощенной моделью социальных отношений, поэтому ее
внешний вид должен быть достаточно схематичен. Кукла,
чей облик «отягчен» многочисленными подробностями,
деталями лица, одежды, украшений, стимулирует созерцание
и манипуляции, а не игру. Кукла со схематичными чертами
может легко превращаться в младенца и старшего ребенка,
маму или учительницу и даже папу.

Отношение к кукле рождается в связи с тем образом,
который несет в себе игрушка. Кукла-младенец нуждается в уходе и актуализирует потребность заботится о ком-то, защищать и любить; кукла-сверстник ориентирует ребенка в игровых взаимоотношениях и позволяет моделировать отношения «ребенок- взрослый» Куклу-сверстника можно воспитывать, водить в детский сад или школу, учить читать или рисовать. Характер куклы рождается из характера ребенка и того образа,
который создавали авторы куклы.

Кукла является центром игровой ситуации, вокруг нее организуются самые
различные сюжеты, главное содержание которых - человек. Для куклы строится дом,
по купаются продукты, куклу лечат и кормят, открывая все новые социальное
мироустройства, Конечно, кукла привлекает прежде всего девочек, открывает
возможности ориентировки в роли мамы, но и мальчики с удовольствием используют кукол в своих и хотя бы раз баюкали и кормили «беспомощного младенца».

Кукла вбирает в себя следующие игровые функции:
- воплощение образа человека;

- замещение партнера по общению, товарища по играм;

- проецирование ребенком собственных переживаний;

- моделирование ребенком социальных отношений;

-исследование родительского (материнского или
отцовского) поведения;

-объективирование потребностей, желаний, устремлений;
обеспечение посредничества между взрослым и
ребенком.

Отдельно следует остановится на новом типе кукол,
вошедшем в детский мир относительно недавно, - это Барби. Барби принципиально отличается от предшественниц тем, что
это образ взрослой девушки, а не младенца, сверстника или
схематичного взрослого. Новая модель куклы стала очень популярной, что породило производство колоссального количества различных «атрибутов жизни» Барби (одежда, украшения, дома, предметы быта и т.д.) и модификаций самой куклы (Барби-невеста, беременная Барби, темнокожая Барби и др.).

Несмотря на очевидные достоинства игрушки - удачный размер, гибкость,
выразительность, - Барби стала предметом раздора среди педагогов, психологов и
родителей. У куклы есть явные половые признаки (женская грудь), что может (или не может) стимулировать неадекватный возрасту интерес к половой жизни или, наоборот, может (или не может) формировать здоровую психосексуальную идентичность дошкольников.

По мнению В. К. Лосевой и А. и. ֻףםךמגא, кукла Барби воплощает в себе образ женственности, образ «красавицы»: «Долгое время на нашем рынке не было игрушки, отвечающей потребности девочек этого возраста играть в игры про «красавицу». И эта потребность проявлялась в рисовании однотипных принцесс, стремлении переодеваться в нарядное мамино платье и туфли на высоких каблуках ижгучем интересе к косметике. С появлением куклы Барби проблема отсутствия игрушки для девочек разрешилась. Явно женский образ Барби способствует, по мнению авторов, адекватному психосексуальному
развитию девочки, формированию гармоничной гендерной роли, тогда как родительские запреты могут негативно повлиять на формирование образа Я: «Ведь в сказках принцы женятся не на добрых «мамочках», а напрекрасных принцесса, с которыми, естественно, отождествляет себя девочка в своих фантазиях. Таким образом, запрет на игру в «красавицу» - это запрет на детскую фантазию о красоте и счастье.

Л. И. Эльконинова и М.В. Антонова поддерживают эту линию анализа, аппеллируя к устоявшемуся в психологии положению о том, что психосексуальная идентичность является базовой составляющей является базовой составляющей Я-концепции личности. С рождения ребенок усваивает
специфические для своего пола модели поведения и формирует представления о
нормативном поведении для девочек и мальчиков, женщин и мужчин. У 7 годам эти представления становятся достаточно устойчивыми и определяют в дальнейшем развитие собственного поведения ребенка в соответствии гендером (социальным полом).

В стремлении предвзято оценить влияние Барби и справедливо подчеркивая
разносторонность моделей женского поведения, предлагаемых Барби, Л. И. Эльконинова и М.В. Антонова провели собственное исследование содержания игр дошкольников с Барби. Детям для игры предлагались наравне с Барби и традиционные куклыI(разного «возраста») с разнообразными аксессуарами, что позволило сравнить темы игр, возникающих под влиянием разных кукол. Правда, нужно сразу отметить, что мальчики
играть в куклы отказались, отдав предпочтение другим игрушкам. Исследователи
предположили, что в дошкольном возрасте адекватным для понимания отношений между полами и объективации своего понимания роли взрослых мужчин и женщин будет сюжет, где:

А) два типа жизни (взрослой - половой и детской - бесполовой) отделены друг от
друга и локализованы в разных семантических пространствах;

Б) разыгрывается переход от одного пространства к
другому как основное событие игры.

Соответственно различным темам девочки разыгрывали
следующие кукольные роли (амплуа): «мама», «красавица»,
«женщина» (поведение сексуально окрашено). Авторы
предположили, что действия, характерные для этих ролей, могут
быть следующими: «мама» - все действия ухаживания за членами
семьи и домом; «красавица» - все, что связано с зеркалом и
украшением себя, исключая гигиенические процедуры (роль
истинной «красавицы» не предполагает наличие других ролей -
«мамы» или «жены»); «женщина» - действия, связанные с интимной жизнью взрослых (например, кукол укладывают раздетыми в одну постель, накрывают одеялом, и они целуются).

В результате сравнения' особенностей игры с Барби и традиционной куклой
Л.И.Эльконинова и М.В.Антонова получили следующие основные различия. В
исследовании наблюдалось несовпадение общего числа тем в играх с различными
куклами (в играх с Барби их было в два раза больше, чем в играх с обычными куклами, Т.е. игры с Барби были разнообразнее). Однако в играх с обычными куклами сюжеты были более длинными и развернутыми. В играх с Барби присутствовала тема отношений между мужчиной и женщиной, которая в играх с обычной куклой не возникала.

Еще интереснее оказались возрастные различия в темах игр и характере пробующих действий в разных кукольных ролях. Если до 5 лет темы игр с обеими куклами почти совпадают - это игры, связанные с детско-родительскими отношениями, то после 5 лет проявляются различия - в игре с Барби появляются темы игр в «мужа и жену», в «танцы», в «свадьбу» (которых в этом возрасте в играх с обычными куклами не было). Зато роль «красавицы» появляется в играх с обычными куклами раньше и чаще повторяется в сюжетах. В играх с Барби роль «красавицы» появляется только в 6 лет. Что касается игровых действий, выражающих представление ребенка об интимных отношениях между полами, то, как указывают авторы, они появились только в играх с куклой Барби, куклой Барби, дети вели себя в этот момент неестественно, смеялись, поглядывая на экспериментатора.

Важным результатом работы, в соответствии с исследовательской гипотезой, являются данные о наличии например хихикали, структурированного в игре смыслового перехода между двумя пространствами - взрослым и детским. Смысловой переход, игровое исследование границы между миром взрослых и детей происходило в исследовании только в игре с Барби - это была свадьба. «Свадьба, - подчеркивают л.и.эльконинова и
М.В.Антонова, это ритуал, которым общество
санкционирует интимные отношения между мужчиной и
женщиной. Свадьба означает их внутреннюю перемену, их
переход в другое качество: они становятся взрослыми, ответ-
ственными друг за друга и за своих детей людьми». Игровые
представления детей об интимной жизни отражали соответствующее возрасту понимание интимных отношений, хотя четко определенного
нормативного содержания таких представлений в психологии на сегодняшний день не выделено. Авторы квалифицируют эти данные следующим образом:· «Взрослые от ребенка требуют соответствующего полу поведения, но для этого необходимо, чтобы ребенок его опробовал. Дети это могут сделать в игре только с такими куклами, которые им кажутся взрослыми мужчиной или женщиной. В том, что дети с Барби так разыгрывают отношения мужчин и женщин, нет ничего плохого; наоборот, это правильное, соответствующее их возрасту понимание».

 

Приложение №2

Перечень методической литературы по организации и руководству игровой деятельностью дошкольников

1.Артомонова О.Предметно-пространственная среда (дошкольное воспитание.-1995-№8)

2.Артемова Л.В Театрализованные игры дошкольника. М., 1991

3.Бондаренко А.К Дидактические игры в детском саду.М.,1990

4.Венгер Л.А Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.,Педагогика 1990

5.Григорьев В.М Народные игры и традиции в России М., 1994

6.Литвинова М.А Детские народные подвижные игры М.,1990

7.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.,1992

8.Степаненкова Э.Я Подвижные игры как средство гармонического развития дошкольников М.,2001

 

 

Приложение №3

Перечень методической литературы по организации и руководству трудовой деятельностью дошкольников

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до Школы» М.,2012

2.Л.В Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М.,2010

 

 

Список используемой литературы

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до Школы» М.,2012

2. Козлова С.А, Куликова Т.А Дошкольная педагогика М.2009

3. Скорлупова О.А, Логинова Л.В Играем?.... Играем! М.,2009

4. Новоселова С.Л, Реуцкая Н.А Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. М.,1999

5. Флерина Е.А Игра и игрушка М.,1973

6. Селезнева Н.Г Основные положения теории и методики трудового воспитания дошкольников.М.,2012

7. Куцакова Л.В Нравственно-трудовое воспитание в детском саду М.,2009

8. Сергеева Д.В Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.,1997

9. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике М.,1987

 

Date: 2015-09-24; view: 717; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию