Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На палубе авианосца
В конце 80-х годов на верфях знаменитого судостроительного завода в Николаеве заканчивалась постройка авианесущего крейсера, впоследствии его назовут «Адмирал флота Кузнецов», предстояло отработать взаимодействие авианосца и самолетов корабельного базирования Су-27К с двигателями АЛ-31Ф. Специалисты КБ Сухого и Люльки, ведущие инженеры ЛИКа, летчики-испытатели активно готовились к этому. От суховцев возглавлял бригаду главный конструктор Константин Марбашев, от двигателистов зам. главного конструктора по эксплуатации Владимир Кирюхин, с ним были механики Владимир Комаров и Виктор Барсуков. По мнению Героя России Сергея Мельникова, полеты над морем сложнее обычных, они приравнены к полетам в сложных метеоусловиях. А посадку на идущий корабль летчики считают опаснее дозаправки самолета топливом в воздухе. Она запоминается как первый самостоятельный полет. И очень правильно, что для обучения летчиков предстоящим взлетам и посадкам на корабль на одном из крымских аэродромов в его конце построили имитацию посадочной палубы авианосца, в другом конце — трамплин для взлета точно так же, как на авианосце. Это сделали для первоначального обучения летчиков трамплинному взлету и аэрофинишерной посадке. Этот наземный испытательный тренировочный комплекс — НИТКА, так кратко его назвали, сохранил жизнь не одному летчику. Эта наземная палуба — полная имитация авианосца на земле, но без качки, и нет опасности промаха при посадке — недолета или перелета. На импровизированной палубе были натянуты четыре ряда тросов. За один из них должен был зацепиться гак-крюк, расположенный внизу фюзеляжа самолета. Первый на Су-27К взлетел Николай Садовников, следом за ним Виктор Пугачев. Посадка прошла по намеченной программе, и к двигателям замечаний не было. Этому порадовались присутствовавшие здесь зам. главного конструктора Владимир Кирюхин, механики Виктор Барсуков, Владимир Комаров. Удачное открытие НИТКи отметили по морской традиции, разбили бутылку шампанского о трамплин. От суховцев возглавлял начало новой работы главный конструктор Константин Марбашев. Виктор Пугачев первым освоил методику НИТКи, сделал много касаний и посадок на наземную палубу, много полетов над Черным морем, научил этому других летчиков-испытателей, а потом и строевых летчиков. Испытания на НИТКе продолжались. Они очень помогли летчикам в подготовке к предстоящим посадкам и взлетам на корабле. Люльковцы постоянно обслуживали свои двигатели, проводили осмотры, выполняли регламентные работы, меняли фильтроэлементы, неисправные агрегаты, к примеру, иногда в жару не запускался стартер конструкции КБ Изотова. Двигателисты очень тщательно следили за работой АЛ-31Ф, ведь их впервые испытывали в необычных условиях. Полеты над морем — морской влажный воздух, соленая морская вода. Летали тогда много, по 3–4 полета в день. Двигатели работали без сбоя, без дефектов, надежно. И вот с судостроительного завода из города Николаева пришел долгожданный авианесущий крейсер, начали готовиться к посадкам на его реальную палубу. Авиаспециалистов в этом деле было задействовано немало. Многочисленная экспедиция от КБ Сухого. Часть их наземного экипажа даже жила на крейсере. На аэродроме точность приземления на взлетно-посадочной полосе 300 м, на авианосце — 36 м. Для этого нужен более крутой угол захода, почти в два раза круче наземного. Посадка должна идти без выравнивания, и это опаснее, так как проход над кормой всего в 3–4 метра. При посадке надо опустить с самолета тормозной крюк (гак) и уцепиться за один из четырех тросов, находящихся на палубе… Особенно страшно садиться на палубу при неспокойном море. Примерно около недели шла усиленная полетная подготовка к посадке на корабль. Виктор Пугачев на Су-27К и Аубакиров — летчик КБ Микояна на МиГ-29, облетывали корабль, имитировали посадку. Виктор так низко опускался, что касался палубы и уходил на второй круг, и так несколько раз ежедневно. Аубакиров делал то же самое. Пугачев был готов к первой посадке Су-27К на корабль, готовился к этому и Тахтар Аубакиров на МиГ-29К. «В это время мы стали свидетелями острой конкуренции между МиГами и Сухими», — отмечает В. Кирюхин. — Кто будет сажать первым самолет на корабль?» Микояновцы очень стремились быть первыми и предложили такой план. Пусть Виктор Пугачев утром 1 ноября 1989 года взлетит с аэродрома, сделает контрольный полет над палубой и уйдет на аэродром. После этого поднимется Аубакуров и совершит на МиГ-29К посадку на корабль. А получилось по-другому. Наступило 1 ноября 1989 года. Главный конструктор КБ Сухого Константин Марбашев и зам. главного по испытаниям от КБ Люльки Владимир Кирюхин рано утром прилетели на вертолете с берега на корабль. Надо было организовывать летную подготовку корабля к приему самолета. Были задействованы приводные средства посадки самолета: локаторы, система Луна-светофор красный, желтый, зеленый. Летчик должен видеть один из этих сигналов и так выдерживать глиссаду, чтобы видеть зеленый или желто-зеленый, чтобы зацепиться за второй трос. На корабле около КПП собрались суховцы: генеральный конструктор Михаил Петрович Симонов, начальник летной базы Фидаиль Шагизиганов, руководитель посадки — лучший штурман КБ Николай Алексеевич Алферов, представитель от ЛИИ, он же руководитель полетов Владимир Захаров. Рассказывает Ф. Шагизиганов, начальник ЛИиДБ КБ Сухого: «Мы видели, как взлетел Виктор Пугачев с аэродрома, приблизился к кораблю, сделал три контрольных захода над палубой, сымитировал посадку, наступил волнующий момент… Руководитель полетами, повернувшись к Симонову, спросил: «Сажаем?» Симонов утвердительно кивнул, Захаров дал команду на выпуск гака и далее: «Посадку разрешаю». Пугачев ответил: «Понял». Руководитель посадки Алферов дал команду: «Поднять тросы». Они автоматически приподнялись над палубой, примерно на 20–30 см. Виктор начал выполнять заход на посадку. Стоявший недалеко от нас микояновец стал возмущаться: «Мы так не договаривались». Конечно, это было неожиданно для МиГов. Пугачев посадил Су-27К на корабль, зацепившись гаком-крюком за трос. Самолет пробежал по палубе 90 метров, вытягивая трос, Виктор спокойно и точно произвел первую посадку на корабль. Весь летный состав и моряки высыпали на палубу. Качали Пугачева, раздалось оглушительное «Ура!» Эти эмоции понятны: первая посадка на корабль, она очень ответственная, непредсказуемая и психологически сложная. Но Пугачев — великолепный испытатель и на этот раз показал свое большое несравненное летное мастерство. Присутствовавший здесь генеральный директор Черноморского кораблестроительного завода из Николаева Макаров сказал: «Авианесущий крейсер родился дважды — первый раз, когда мы спустили корабль на воду, и второй раз — когда на него сел самолет. После этого он стал по-настоящему авианесущим. И все мы стали свидетелями этого выдающегося события — первой посадки Су-27К, которую выполнил замечательный летчик-испытатель КБ Сухого Герой Советского Союза Виктор Пугачев». Вскоре на МиГ-29 Аубакиров сел на палубу, но это была вторая посадка. Позже он взлетел с корабля и ушел на аэродром в Саки. Потом на Су-25 вместе с Александром Крутовым из ЛИИ успешно сел на палубу и Игорь Вотинцев. Суховцы вместе с люльковцами и моряками отмечали историческое в отечественной авиации событие вначале в каюте директора завода Макарова, построившего авианесущий крейсер, а вечером на берегу в офицерской столовой авиабазы. Владимир Кирюхин доложил об этом радостном событии по телефону в Москву генеральному конструктору В.М. Чепкину. Виктор Михайлович, собрав у себя начальников отделов, просил сообщить об этом выдающемся достижении всему коллективу КБ. «Для нас этот год был удачный. Благодаря АЛ-31Ф была «Кобра» и первая посадка на корабль. Кстати, — напомнил он, — год тому назад состоялся первый успешный полет многоразового орбитального корабля «Буран», для которого наше КБ сделало вспомогательную силовую установку. Будем надеяться, — сказал с улыбкой генеральный, — что на следующий год мы тоже совершим что-то примечательное». Вскоре стали готовиться к ночной посадке на корабль. Посадка ночью — еще более сложное и опасное дело. Это может сделать пилот только высочайшего класса. Посадку доверили мужественному летчику с твердым характером, стальными нервами, летному асу и прекрасному человеку Виктору Пугачеву. Выпускали его с аэродрома Саки К. Марбашев и В. Кирюхин. И вот Виктор летит, вокруг черное-черное море, кромешная тьма. Вдали огромный освещенный авианесущий корабль «Адмирал Кузнецов» смотрится как маленький светящийся катерок или светлячок, на него надо посадить большой Су-27К. Промахнешься — окажешься в море. Позже Виктор Георгиевич сравнил эту жуткую безлюдную темноту с преисподней. Но посадка прошла благополучно. Его приняли на корабле руководитель полетов Захаров и руководитель посадки Николай Алферов. Так уже заведено в авиации, летчики-испытатели высокие профессионалы и смелые люди, первыми проводят испытания «необъезженного» — только не мустанга, а летательного аппарата, часто в экстремальных условиях, чтобы дать ему путевку в строй. Военные летчики будут потом осваивать его, чтобы защищать на нем наши воздушные, наземные и морские границы. Корабельные летчики — «морские волки» охраняют надводные и подводные корабли в морях и океанах. Будучи на юбилее ОКБ им. Микояна в декабре 1999 года, поздравляя этот коллектив, генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов сказал: «Микояновцы наши постоянные конкуренты и соперники, но именно в этой многолетней конкуренции рождаются лучшие в мире самолеты МиГ и Су».
Генеральный директор ОАО ОКБ Сухой лауреат Государственной премии Михаил Асланович Погосян. Конкурс на создание корабельного самолета выиграли суховцы, а значит, и люльковцы. Су-27К с двигателем АЛ-31Ф будет принят на вооружение и пойдет в серию, но это произойдет позже, после дальнего плавания.
|