Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства





 

Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции РФ и осуществляется Законом о малом предпринимательстве, другими федеральными законами (ГК РФ, НК РФ, Законом о бухгалтерском учете и другими законами), принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указами Президента РФ*(432), постановлениями Правительства РФ*(433), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ*(434) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вся система нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства направлена на обеспечение экономической свободы, прав и гарантий субъектов малого и среднего предпринимательства. Формирование правовой среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства способствует решению многих проблем, стоящих на пути его развития. Вместе с тем определенным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства является то, что законодательные акты не являются актами прямого действия, для их реализации органами исполнительной власти принимаются подзаконные акты, которые многократно изменяются и дополняются. Гражданам, решившим заняться предпринимательством, порой трудно разобраться в таком множестве нестабильных нормативных правовых актов*(435).

Основным специализированным нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере является Закон о малом предпринимательстве. Этот Закон также не является законом прямого действия, поскольку содержит ряд отсылочных положений, в частности положения о распределении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Указанными органами формируются и осуществляются федеральные, региональные и муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, принимаются соответствующие нормативные правовые акты. Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ в области развития малого и среднего предпринимательства координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации ими мероприятий федеральных программ развития малого и среднего предпринимательства.

На наш взгляд, малое и среднее предпринимательство является той сферой российской экономики, которая, нуждаясь в федеральной поддержке, все же должна развиваться прежде всего на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Именно здесь должны формироваться программы развития малого и среднего предпринимательства, аккумулироваться финансовые ресурсы для его поддержки, определяться формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная поддержка должна выражаться в обеспечении прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, например в системе федеральных гарантий кредитования и страхования, а не в системе прямого государственного финансирования. Например, такие критерии отнесения субъектов к малым и средним предприятиям, как численность работников, выручка от реализации товаров (работ, услуг), балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, в такой огромной стране, как Россия, должны определяться региональным законодателем, а не федеральным законом и Правительством РФ. Решение вопросов регистрации и лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо передать торгово-промышленным палатам и саморегулируемым организациям.

Закон о малом предпринимательстве, являясь комплексным нормативным правовым актом, прежде всего регулирует вертикальные отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, т.е. отношения, складывающиеся между субъектами малого и среднего предпринимательства, с одной стороны (получатели поддержки), и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой стороны (органы поддержки), связанные с формами, условиями и порядком поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Другие отношения, в которые вступают малые и средние предприятия, регулируются другими нормативными правовыми актами. Например, организационно-правовые формы малых и средних предприятий, их договорные отношения регулируются ГК РФ, налоговые отношения - НК РФ, земельные - ЗК РФ; отношения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием деятельности малых и средних предприятий, регулируются соответственно Законом о государственной регистрации юридических лиц и Законом о лицензировании и т.д. Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо руководствоваться в своей деятельности всеми нормативными правовыми актами, которые касаются их деятельности, а не только Законом о малом предпринимательстве.

Основная проблема при этом заключается в согласованности норм права, содержащихся в разных нормативных правовых актах и регулирующих отношения с участием малых и средних предприятий. В специальной литературе обращалось внимание на необходимость унификации законодательства о малом и среднем предпринимательстве, на существующие противоречия Закона о малом предпринимательстве и норм налогового законодательства, норм трудового законодательства*(436).

Так, по НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения вправе осуществить организации, годовой оборот которых не превышает 20 млн рублей, численность работников не превышает 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн рублей (ст. 346.12, 346.13). Согласно ст. 59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства, численность работников которых не превышает 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек. Указанные критерии не вполне соответствуют критериям отнесения организаций к малым и средним предприятиям, предусмотренным Законом о малом предпринимательстве. Однако здесь не исключено, что законодатель специально для разных целей предусматривает разные критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства.

При разработке (изменениях, дополнениях) и применении законодательства о малом и среднем предпринимательстве следует понимать, что это законодательство по существу представляет собой все предпринимательское законодательство - как его общие положения, так и специальные нормативные правовые акты, рассчитанные на регулирование отношений с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому здесь необходимо следовать правилу, сформулированному в Европейской хартии малых предприятий, принятой ЕС в июне 2000 г., заключающемуся в том, что любая законодательная инициатива, малейшим образом касающаяся малого бизнеса, должна сначала оцениваться по критерию благоприятствования или, напротив, ухудшения условий развития малого предпринимательства*(437).

 

Date: 2015-09-24; view: 980; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию