Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественная и государственная монополии





 

Монополия может быть трех типов: а) открытая монополия, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, а его конкуренты могут появиться на рынке позже - например, предприниматель, впервые предложивший потребителю совершенно новую продукцию; б) закрытая монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, например государственная монополия или монополия, защищенная патентным законодательством; в) естественная монополия, т.е. такая монополия, при которой рынок функционирует эффективнее, если он охватывается одним хозяйствующим субъектом, - например, услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими, в связи с чем спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях"). Такие товарные рынки требуют специального государственного регулирования, направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего, с одной стороны, доступность реализуемого естественными монополиями товара для потребителей, а с другой - эффективное функционирование самих субъектов естественных монополий.

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется рядом Федеральных законов: "О естественных монополиях", "О связи", "О железнодорожном транспорте", "Об электроэнергетике" и др.

К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий осуществляет ФСТ России, к функциям которой относятся:

1) ведение специальных реестров субъектов естественных монополий*(429);

2) определение методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, к которым относятся:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающие основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Субъекты естественной монополии не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

3) контроль (предварительный или последующий) за крупными сделками субъектов естественных монополий.

Предварительный контроль осуществляется (п. 3 ст. 7 Закона о естественных монополиях):

- за сделками по приобретению в собственность или пользование основных средств, не предназначенных для производства (реализации) товаров, регулируемых Законом о естественных монополиях, если их балансовая стоимость превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему балансу;

- за сделками по передаче в собственность или пользование другому лицу основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, регулируемых Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- за инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, регулируемых Законом о естественных монополиях, если они составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для совершения указанных действий субъект естественной монополии обязан представить в орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий.

Последующий контроль осуществляется (п. 4 ст. 7 Закона о естественных монополиях):

- за сделками по приобретению лицом (группой лиц) акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии, предоставляющих ему более 10% общего количества голосов на собраниях участников;

- за сделками по приобретению субъектом естественной монополии акций (долей) в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющих ему более 10% общего количества голосов на собраниях участников. Орган регулирования естественной монополии должен быть уведомлен о сделке в 30-дневный срок со дня ее совершения.

Органы регулирования естественных монополий вправе принимать предусмотренные Законом о естественных монополиях обязательные для субъектов естественных монополий решения и направлять им обязательные для исполнения предписания (ст. 11). Закон определяет также порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, порядок их исполнения и обжалования, ответственность за допущенные нарушения.

Споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, потребителями их продукции (работ, услуг) и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке ФСТ России. Порядок досудебного рассмотрения указанных споров и разногласий утверждается Правительством РФ.

Решения (предписания) органов регулирования естественных монополий могут быть обжалованы в суд. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с федеральным законом, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы регулирования и контроля его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. В отличие от естественной монополии, существование которой определяется объективными причинами (невозможность конкуренции), государственная монополия вводится государством в целях обеспечения публичных интересов. Введение государственной монополии носит исключительный характер и представляет собой по существу установленное законом ограничение принципа свободы экономической деятельности.

Так, Законом о внешнеторговой деятельности предусмотрена возможность ограничения права на внешнеторговую деятельность путем предоставления исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров (ст. 26). Перечни таких товаров, а также организации, которым предоставляется исключительное право на их экспорт или импорт, определяются федеральными законами. Исключительное право на экспорт или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии, которая выдается Минэкономразвития России. Сделки по экспорту или импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

 

Date: 2015-09-24; view: 1561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию