Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим коммерческой тайны





 

Понятие и признаки коммерческой тайны. Правовая модель режима закрытия каких-либо сведений от доступа к ним третьих лиц строится на применении для этих целей единственно возможного юридического механизма, обозначаемого понятием тайны. Указанное понятие не подвергалось детальным исследованиям в рамках правовой науки, вследствие чего не выработало надлежащего и обоснованного подхода к нему. В результате многие нормативные правовые акты, включая часть четвертую ГК РФ, а равно литературные источники изобилуют терминологическим разнобоем, ошибочными формулировками механическим переносом на отношения, возникающие по поводу скрываемых сведений, чуждых этим отношениям юридических моделей.

Так, И.Б. Ткачук утверждает, что "исходным условием защиты коммерческой тайны является право собственности на нее, полученное хозяйствующим субъектом на основаниях, предусмотренных законом"*(314).

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином "тайна" и семантически созвучными с ним терминами "конфиденциальный", "секретный" и т.п.

По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более 50 видов тайны, и их число продолжает расти*(315).

Используемый в текстах нормативных правовых актов термин "тайна" с прилагательными типа "коммерческая", "служебная", "банковская", "аудиторская", "врачебная" и т.п. употребляется как синоним сведений, которые неизвестны либо должны быть неизвестны третьим лицам.

За весьма короткий срок своего существования институт коммерческой тайны претерпел множество терминологических трансформаций.

Начало развитию современного понятия коммерческой тайны было положено Законом СССР "О предприятиях в СССР"*(316), согласно которому под коммерческой тайной предприятия понимались не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам (ст. 33).

Под именем секрета производства (ноу-хау) техническая, организационная или коммерческая информация нашла свое нормативное закрепление в ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик*(317).

Признаки коммерческой тайны раскрывались в ст. 139 ГК РФ, согласно которой информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

С момента введения в действие Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне"*(318) подход законодателя к определению коммерческой тайны изменился. В первой редакции указанного Закона под коммерческой тайной понималась конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Последующая редакция п. 1 ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне"*(319) уточняет данное понятие, подразумевая под ним не просто конфиденциальность информации, а режим конфиденциальности информации. При этом в качестве информации, составляющей коммерческую тайну*(320), законодатель полагает сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Как следует из приведенного определения, информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, присущ ряд признаков, в числе которых надлежит выделить:

- коммерческую ценность скрываемых сведений, которая обусловлена фактором их неизвестности третьим лицам;

- отсутствие свободного доступа к соответствующим сведениям на законном основании;

- наличие введенного в отношении скрываемых сведений режима коммерческой тайны.

Обращаясь к первому из названных признаков, следует подчеркнуть его значимость для распределения закрытых сведений по видам тайн, в режимах которых эти сведения могут находиться.

Ценностный фактор информации проявляется в двух взаимосвязанных аспектах. Первый аспект характеризует содержательную сторону сведений, которая выступает предметом специфических интересов предпринимателей, не заинтересованных в их преждевременном раскрытии. Второй аспект формально не связан с содержанием сведений, поскольку в данном случае ценность представляет не их содержательная сторона, хотя от нее и не уйти, а фактическая возможность доступа к ним в порядке и на условиях, продиктованных обладателем сведений, который имеет право это сделать. Между обозначенными аспектами ценностного фактора информации существует тесная связь, и они не могут рассматриваться изолированно, поскольку это две стороны одной медали. В зависимости от характера и содержания сведений превалирует тот либо иной аспект, которому законодатель придает правовое значение. Так, сведения, чья ценность состоит в неизвестности их третьим лицам, а содержание может быть доведено до сведения их неограниченного круга без угрозы наступления неблагоприятных последствий для обладателя сведений, могут легально выступать в качестве товара и тем самым участвовать в гражданском обороте наряду с иными благами, признаваемыми объектами гражданских прав. Закрытые сведения, не находящиеся в режиме коммерческой тайны, а находящиеся в иных режимах, например государственной, банковской, аудиторской, врачебной тайны, объектами гражданских прав не являются и не могут выступать в качестве предмета легальных гражданско-правовых сделок, хотя и имеют, как любая информация, свою цену.

Отсутствие свободного доступа к соответствующим сведениям, за исключением легальной возможности осуществления подобного действия, выступает вторым признаком информации, находящейся в режиме коммерческой тайны. Этот признак характеризует меру свободы получения сведений, обладатель которых притязает на них в качестве конфиденциальных. В этой связи следует различать санкционированный и несанкционированный доступ к информации.

Санкционированный доступ характеризуется легальными основаниями получения конфиденциальных сведений, например путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей. Указанный вид доступа не порочит конфиденциальности сведений.

Несанкционированный доступ характеризуется противоправными действиями по сбору сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны, например путем хищения документов, содержащих данные о потенциально патентоспособном техническом решении.

Третьим признаком информации, находящейся в тайне, является наличие введенного в отношении скрываемых сведений режима коммерческой тайны. На наличие такого режима будут указывать меры, принимаемые обладателем сведений, которые направлены на охрану конфиденциальности сведений и пресечение несанкционированного доступа к ним. Характер данных мер может быть самым различным. Это могут быть организационные, технические, режимные, правовые и тому подобные меры. Главное требование, предъявляемое к ним, - превентивность. Содержание мер по охране конфиденциальности информации для целей установления режима коммерческой тайны раскрывается в ст. 10 Федерального закона "О коммерческой тайне". Согласно указанной статье названные меры должны включать в себя:

- определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну;

- ограничение доступа к информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

- учет лиц, получивших доступ к информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

- регулирование отношений по использованию информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

- нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, находящуюся в режиме коммерческой тайны, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации всех указанных выше мер. При этом меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

- исключается доступ к информации любых лиц без согласия ее обладателя:

- обеспечивается возможность использования информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения указанного режима.

Действующим законодательством определен круг сведений, в отношении которых не может устанавливаться режим коммерческой тайны со стороны лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В состав указанных сведений, перечень которых сформулирован в ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" неисчерпывающим образом, включены:

- сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

- сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

- сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

- сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

- сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

- сведения о нарушении законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- сведения об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

- сведения о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

- сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- иные сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.

Правовой режим коммерческой тайны коренным образом отличается от правового режима исключительного права, установленного в отношении охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к таковым средств индивидуальности. Это отличие проявляется в следующем:

- во-первых, в особенностях объекта, в отношении которого устанавливается режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны устанавливается в отношении информации, творческий характер появления которой не имеет юридического значения. Результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые по закону, также имеют информационную природу, но в них юридически значима творческая сторона;

- во-вторых, в противоположной направленности интересов обладателя информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и интересов обладателя информации, представляющей собой охраняемый результат интеллектуальной деятельности. Первый из них заинтересован в принятии мер, препятствующих распространению соответствующих сведений, и обязан принимать эти меры, а второй заинтересован в распространении интеллектуального продукта, а в ряде случаев и обязан это делать;

- в-третьих, в различных юридических механизмах охраны прав и интересов обладателя результата интеллектуальной деятельности и обладателя сведений конфиденциального характера. В случае с информацией, содержанием которой выступают конфиденциальные сведения, юридический механизм охраны интересов ее обладателя основывается не на запрете использования обнародованного результата интеллектуальной деятельности третьими лицами, а на запрете доступа к необнародованным сведениям, понимаемом как блокирование техническими, режимными и иными средствами действий по "снятию" информации, осуществляемое силами фактического ее обладателя. Здесь налицо альтернативный режиму исключительных прав вариант механизма охраны информации от ее несанкционированного использования, именуемый обычно фактической монополией.

На преднамеренно скрываемые сведения невозможно установить режим исключительного права, поскольку фактор их неизвестности третьим лицам не позволяет установить самого содержания информации или формы ее объективации в качестве предмета охраны, т.е. формализовать объективные границы конфиденциальности информации и идентифицировать ее без угрозы раскрытия.

В данном случае нельзя, как это сделано в отношении охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, нормативно определить меру возможного поведения обладателя конфиденциальной информации, кроме общего правила о признании разумно достаточными тех мер, которые примет обладатель информации для сохранения последней в режиме коммерческой тайны.

"Исключение от использования соответствующих сведений" и "исключение от доступа к соответствующим сведениям третьих лиц" - внешне схожие термины, но эта схожесть не может служить основанием считать второй из них содержанием некоего исключительного права, поскольку у обладателя конфиденциальной информации имеется лишь общее дозволение на сокрытие от третьих лиц тех сведений, которые представляют для него коммерческую ценность.

Особенности правового режима секретов производства (ноу-хау).

Действующее законодательство об интеллектуальной собственности (ст. 1465 ГК РФ) отождествляет понятие секрета производства (ноу-хау) с понятием информации, составляющей коммерческую тайну (п. 2 ст 3 Федерального закона "О коммерческой тайне"). Однако правила гл. 75 ГК РФ дополнительно вводят для секретов производства режим юридической монополии, т.е. режим исключительного права. Согласно ст. 1466 ГК РФ обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Таким образом, секрет производства может находиться одновременно в двух правовых режимах, а именно - в режиме фактической монополии (по смыслу положений Федерального закона "О коммерческой тайне") и в режиме юридической монополии (по смыслу положений гл. 75 ГК РФ), которые взаимно исключают друг друга. Правила ранее действовавшего законодательства (ст. 138 и 139 ГК РФ) разводили указанные режимы, и правильно делали, поскольку не существует возможности для одновременного пребывания каких-либо сведений в открытом и закрытом состоянии. Здесь необходимо выбирать что-то одно.

Еще одной особенностью правового режима секретов производства (ноу-хау) является юридический запрет на отчуждение секрета производства и даже на переход его от одного лица к другому, сформулированный в новейшей редакции п. 4 ст. 129 ГК РФ.

Согласно указанному пункту результаты интеллектуальной деятельности, к которым причислены и секреты производства (ст. 1225 ГК РФ), не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. В то же время юридический механизм передачи секрета производства, находящегося в режиме коммерческой тайны (фактической монополии), базируется на единственно возможном способе передачи самого секрета производства, а не исключительного права на него. Указанный механизм закреплен, в частности, правилами, содержащимися в п. 6 ст. 3 и п. 3 ст. 4 Федерального закона "О коммерческой тайне", и подтверждается сложившейся практикой, когда контрагенту передается техническая и технологическая документация, например чертежи, рабочие и монтажные схемы, спецификации, описания, инструкции, методики и т.п., а также устная информация в форме показа, передачи производственно-технических навыков и приемов работы*(321).

 

Date: 2015-09-24; view: 959; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию