Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Издательский отдел

Фрэд Шредер

Самостоятельное взросление

Использование белой трости слепым ребёнком

БАЛТИМОР

МЭРИЛЭНД, США

ISBN 5-88862-006-8

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ

Издательский отдел

,., Ш-

 

Моя тема касается слепых детей, которые растут самостоятельными людьми благодаря использованию белой трости. Как это часто и бывает, дискуссию по данному вопросу вызывает наличие двух разнящихся между собой подходов. Одну позицию занимает Национальная федерация слепых (NFB), суть же ее в следующем: незрячие дети — обычные дети, с той только оговоркой, что зрения они лишены. Иная точка зрения у системы специального образования, сложившейся на сегодняшний день. Ее работники считают, что перед слепыми детьми встают проблемы настолько глубокие и серьезные, что для их разрешения абсолютно необходима квалифицированная помощь (дело тут не просто в факте помощи, а в оценке ее значения для реабилитации).

Вероятно, мотивация обеих точек зрения связана со специфическими интересами их защитников.

 

Национальная федерация слепых имеет обоснованный интерес к данной проблеме: НФС стремится к достижению такого положения дел в обществе, при которой слепые будут максимально защищены социально, получат истинное равенство со зрячими и широчайшие возможности для самореализации. Такие цели организации связаны с фактом принятия за основу НОРМАЛЬНОСТИ слепых людей.

Система специального образования столь же обоснованно заинтересована в другом: сохранить концепцию слепого как человека, нуждающегося в широком спектре специальных услуг; такая концепция связана с самой сущностью профессии тифлопедагога.

Давайте начнем с обсуждения младенческого периода. Зрячие младенцы имеют обычно стимул к исследованию окружающей среды. Родители, братья и сестры, родственники постоянно поощряют малыша стать активным соучастником происходящего вокруг.

Я уверен, что слепые дети должны иметь такую же возможность эмпирически развиваться. Вероятно, к концу первого года жизни слепому ребенку следует дать легкую гибкую трость — для использования ее при освоении «своего» мира (при нахождении знакомых игрушек, привлекательных уголков в пространстве комнаты).

Долгое время трость представлялась символом самостоятельности слепого. Ее использование концентрировало внимание родителей на развитии у малыша независимости, поскольку снимало большую часть ответственности за безопасность ребенка с плеч самих родителей.

Конечно, я не настаиваю на обучении малыша формальной технике «двухточечного касания», при которой размах трости по горизонтали ограничен одним дюймом влево и одним — вправо, а по вертикали трость не должна подниматься выше 1,5 дюймов от земли.

 

Но вот на чем я действительно настаиваю: слепой ребенок, снабженный необходимыми инструментами, приобретет новый опыт и начнет осваивать мир. Такой способ освоения даст гораздо больше для развития пространственных и предметных представлений, чем любые другие способы.

Подрастая, ребенок, естественно, будет стремиться играть за пределами помещения. Трость будет к этому времени хорошо знакомой, испытанной «союзницей». Специалисты по ориентировке и подвижности утверждают, что у ребенка, использующего трость в столь раннем возрасте, развиваются дурные привычки, которые в дальнейшем мешают хорошим навыкам обращения с тростью. Профессиональные инструкторы говорят, что сначала нужно дать ребенку предварительно навыки ориентировки. Но что это такое? Я утверждаю, что «хождение по стенке» и «предохраняющие руки» — методы, не способные дать много в плане последующего освоения трости.

Если вы действительно хотите дать малышу такой опыт, который поможет при освоении трости, то дайте ребенку саму трость и, по возможности, раньше.

Когда шестилетние первоклассники начинают учиться читать и писать, у них хорошо сформированы добукварные навыки. Эти навыки значительно облегчают учебу, т.к. подготовка в данном случае тесно связана с конечной задачей. Двухлетний ребенок обычно не в состоянии читать сам, но зато может следить за чтением, сидя на коленях у матери. Также и с письмом: еще не умеющего писать малыша поощряют играть с цветными карандашами. При этом никто не беспокоится, что у играющего ребенка сформируются неправильные навыки обращения с письменными принадлежностями.

 

Педагоги охотно соглашаются с тем, что ранняя игровая деятельность помогает развить моторику, необходимую для письма. Почему, в таком случае, инструкторы по ориентировке и подвижности возражают против использования трости нетрадиционным способом? Ведь такой опыт формирует хорошие двигательные навыки, помогает контролировать свои движения. Эти умения очень помогут в дальнейшем, когда ребенок станет сам передвигаться на улице. Педагоги также считают, что раннее использование трости затормозит развитие ребенка и в других отношениях.

Их довод таков: если ребенок станет «зависимым» от применения трости, то он не научится эффективно использовать слух. Взамен трости предлагаются вышеупомянутые подготовительные методы. Один из таких методов называется «выше руки и предплечья». В этом случае кисти и руки должны быть впереди туловища на уровне плеч, чтобы предохранить голову и лицо при ходьбе. Такой способ передвижения, хоть и обеспечивает до некоторой степени безопасность, препятствует хорошему, полноценному использованию слуха. Трость же, наверняка, никоим образом не мешает «слушать» окружающую среду. На самом деле постукивание трости является прекрасным звуковым источником, который — я уверен — увеличивает возможность интерпретировать звучание окружающего мира.

Недавно я беседовал со специалисткой по ориентировке и подвижности, которая в течение года дополнительно работала с электронными средствами ориентирования. Она считала, что для маленьких детей предпочтительнее звуковые указатели направления движения.

Звуковой указатель направления движения — это устройство, производящее акустический сигнал в момент появления препятствия на пути идущего. Эта женщина объясняла мне, что малыш будет чувствовать себя свободнее и спокойнее, если будет пользоваться таким устройством. Более того, обратная звуковая связь разовьет способность ориентироваться в звуках окружающего мира.

Мне кажется, однако, что едва ли звуковой указатель даст малышу такую информацию о мире, которая недоступна при ориентировке с тростью. Именно обыкновенная белая трость позволяет детям передвигаться свободно и спокойно. Кроме того, трость обеспечивает обратную связь в случае обнаружения препятствий или пустот. Информация, которую получает при этом ребенок, безусловно, позволит ему научиться интерпретировать звуки. Различие же заключается в том, что трость — естественное продолжение руки и, следовательно, не потребует слишком больших усилий для правильной интерпретации звуков, производимых ею. Если трость касается твердого предмета, то требуется совсем несложное абстрактное умозаключение, чтобы понять этот сигнал. А как обстоит дело в случае с использованием звукового устройства? Вы слышите гудок, который подразумевает, что впереди находится какое-то препятствие. Единственно удовлетворительное объяснение настойчивости, с которой специалисты рекомендуют электронное устройство вместо трости, заключается в том, что передвижение с электронным ориентиром требует навыка и специальной подготовки. Тем самым оправдывается работа специалистов-—инструкторов. Родителям же внушают, что сами они помочь своим незрячим детям не могут — слишком серьезная и специфическая требуется помощь.

Когда слепой ребенок достигнет младшего школьного возраста, сфера применения трости естественно расширится за счет игровой площадки. В это время ребенок начнет участвовать в новой увлекательной деятельности — подвижной игре. Малыш будет прыгать со скакалкой, лазать по гимнастическим брусьям и качаться на качелях. В это же время ребенку надо будет найти удобное место для трости. Окончив играть, малыш должен без труда находить свою трость. Эта обязанность не отличается от тех, которые сеть у обычных детей того же возраста. От зрячих детей ожидают ответственного отношения к своим вещам. Так же должен вести себя и слепой малыш.

Считается само собой разумеющимся, что в среднем школьном возрасте слепой подросток может самостоятельно передвигаться. К сожалению, именно в этом возрасте большинство специалистов полагают правильным начать занятия с тростью. Ребенку преподносится в общем виде некоторый базовый инструктаж, разработанный не для формирования навыков передвижения вообще, а лишь для решения конкретной задачи — передвижения из класса в класс. Очень редко инструктаж выходит за рамки путешествий по заученным, привычным маршрутам. Возрастной стереотип в связи с обучением подвижности очень силен у специалистов.

Педагоги-профессионалы не вполне верят в способность слепого безопасно передвигаться с белой тростью. Иначе, почему бы им настаивать на использовании новых электронных средств в качестве ее заменителей?

Инструктор из Мидвеста, как правило, обучает своих детей и подростков обращению с лазерной тростью. Однако, эта женщина—инструктор в ходе долгой дискуссии так и не смогла объяснить, чем на практике лазерная трость лучше обычной.

Единственный ее конкретный аргумент в пользу первой был: лазерная трость может помочь «пробить лед» во взаимоотношениях с людьми. Другими словами, для облегчения социальных контактов, слепому ребенку важно не быть посмешищем для других (или не казаться таковым). Ясно, что инструктор из Мидвеста не верит в способность слепого малыша заводить друзей самостоятельно. Ее предположение состоит в следующем: слепому ребенку следует пользоваться электронным устройством, ярким и привлекательным для других детей; эта «хитрость» якобы облегчит общение.

Я также ставлю под вопрос эффективность лазерной трости, особенно в условиях Мидвеста, так как она не работает при температуре ниже 30 градусов. Еще большие ограничения — дождь и снег. Изготовители изделия объясняют, что в подобных ситуациях лазерное устройство можно выключить и использовать трость обычным способом (тем более, что лазерная трость длиннее обычной). Такая постановка вопроса вызывает удивление. Ведь если трость хороша с выключенной электроникой, то зачем в принципе требуются звуковые сигналы и вибрации?

Мы замкнули круг, вернувшись вновь к моей первоначальной мысли. Когда я говорил о самостоятельности (или, если угодно, независимости) растущего ребенка, то вкладывал в это слово его истинное значение. Я действительно считаю, что ребенок с тростью может расти самостоятельным человеком. Когда же о самостоятельности говорят профессионалы-реабилитологи, то имеют в виду совсем другое. Сохраняется оговорка, о которой умалчивают: «слепой может быть самостоятельным человеком, но настолько, насколько может быть самостоятелен человек без зрения».

Покровительственное отношение специалистов — реабилитологов с совершенной ясностью было продемонстрировано в статье «Полемика вокруг электрического автомобиля», появившейся летом 1980 г. в «Ньюс энд Вьюс» (News and Views), издании Американской Ассоциации, объединяющей людей, которые работают для слепых. Ниже следуют выдержки из этой статьи:

«Группа Северо-Восточного региона IX заинтересовалась тем, что электромобиль оказался потенциальным препятствием для самостоятельного передвижения незрячих: кроме шороха, происходящего от трения шин о мостовую, электромобиль абсолютно не производит шума...

Хотя проблема бесшумных машин встает перед несколькими группами населения (пожилые пешеходы, слабослышащие и глухие, дети), Северо-восточная группа IX убеждается, что последствия появления этих машин на улицах острее всех ощущают незрячие пешеходы. Серьезность этой проблемы такова, что решать ее нужно на государственном уровне. Принимаются очень серьезные меры для безопасности слепого на улице, на автостоянке и газозаправочной станции. Есть идея наладить обучение по теме «Расположение транспортных потоков и анализ складывающейся на улице ситуации». Одна из компаний-производителей пошла еще дальше, включив в руководства-путеводители для незрячих пользователей специальную систему обозначений и снабдили этими же знаками таблички внутри машин. Тем самым, внимание водителей концентрируется на незрячих и глухих пешеходах.

Кроме того, производители предложили снабдить всех нуждающихся «сенсорами», которые можно прикрепить к лацканам одежды и использовать как контролирующее устройство для передвижения (так наз. устройство «иди — не иди».) Этот «сенсор» издает особый сигнал, когда в зону его действия попадает электромобиль. Наши возражения по этому поводу таковы: во-первых, очень небольшой процент населения сможет пользоваться «сенсорами» (т.к. это довольно дорогие приборы), во-вторых, груз ответственности за происходящее на дороге все-таки остается на водителях.

Слепым и всем заинтересованным людям нужно начать активно протестовать против административных документов (инструкций), устанавливающих в качестве нормы для транспортных средств минимальный уровень шума. И делать это необходимо до того, как электрические транспортные средства станут реальным препятствием и угрозой безопасности незрячих на улице. Достигнуть желаемой цели можно за счет повышения уровня естественного шума, производимого единственной движущейся частью под капотом двигателя — щетками. В любом случае, этот звук не сравним с уровнем шума, производимым даже самым тихим из двигателей внутреннего сгорания.

Интересно отметить, что специалисты по ориентировке и подвижности не считают незрячего пешехода способным самостоятельно оградить себя от угрозы со стороны электромобилей. Специалисты убеждают, что электронный сенсор, издающий сигнал при приближении электромобиля, слишком сложное устройство для того, чтобы принести слепому практическую помощь. Вместо этого они склонны рекомендовать незрячему положиться на водителя, который знает, что на щитке его электромобиля есть установка, предупреждающая о близости незрячего пешехода.

Есть только одно упоминание о способе, позволяющем незрячему остеречься приближающейся машины. Безопасность в данном случае предполагается достижимой благодаря повышению уровня естественного шума движущегося электромобиля. Но мне кажется такое предположение маловероятным, так как в приведенной статье констатируется, что усиленное искусственно «звучание» электромобиля все равно гораздо незначительнее, чем шум обычных машин (с двигателями внутреннего сгорания).

Потребуется очень долгий период времени, чтобы изменить взгляды общества на проблему слепоты, а значит и взгляды специалистов по ориентировке. Ясно, что перемена, какой бы период времени она ни потребовала, должна произойти. Те из нас, у кого есть опыт взросления без зрения, понимают то негативное влияние, которое оказывают эти устоявшиеся в обществе взгляды. Мы испытали на собственном опыте душевную боль человека, оказывающегося всегда позади и внутреннюю его деградацию от того, что братья и сестры вынуждены быть опекунами, постоянно водя за собой слепого ребенка. Трагедия происходит не из-за факта слепоты, а из-за той легкости, с которой общество занесло нас, незрячих, в списки неполноценных. Не слепота изолировала нас, но наша неспособность осваивать мир, как это делают все остальные. Быть членом общества означало находиться в его власти, то есть с благодарностью пользоваться возможностью идти следом, если нельзя было влиться в людское море. В будущем ни профессиональной гордости, ни теоретической догме не должно быть позволено изолировать и доводить до деградации слепого ребенка. Никто не имеет права лишать другого человека чувства собственного достоинства, навязывая ему ограничения по своему капризу.

Мы должны добиваться для слепых детей сегодняшнего и завтрашнего дня права расти с чувством собственного достоинства и проживать полноценные жизни.

Национальная федерация слепых

Балтимор, Мэрилэнд 21230, США

Сдано в набор 3.09.95. Подписано к печати 14.09.95. Формат 60 * 84/16. Бумага писчая. Печать офсетная. Усл.печ.л. 0,8. Уч.-изд.л. 0,7. Тираж 300 экз._3ака_э_№ 006.

Издательство "САТЕЛ'Л" Санкт-Петербург, ул. Шамшева, 8

Лицензия ЛП № 063838 от 30.12.94 г.


<== предыдущая | следующая ==>
 | Бинокль

Date: 2015-09-24; view: 199; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию