Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. по выполнению курсового проекта

 

по выполнению курсового проекта

по дисциплине «Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности»

для студентов специальности 220601 «Управление инновациями»

 

 

Курган 2012

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовой проект должен раскрывать и отражать изменения в развитии предприятия в отчетном году по сравнению с прошлыми годами, резервы повышения доходности, инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов, меры по снижению риска, а также пути дальнейшего повышения эффективности финансовой деятельности, обоснование инновационной стратегии развития.

Студенты пишут курсовые проекты по документации предприятий.

Основными материалами для курсового проекта являются годовые отчеты предприятия за прошлые и отчетный годы, бизнес-планы и производственно-финансовые планы за отчетный год.

При подготовке курсового проекта студент руководствуется настоящими указаниями, использует учебную, специальную и другую дополнительную литературу, материалы периодической печати.

Курсовой проект рекомендуется готовить в такой последовательности:

1) составление подробного плана и сбор теоретического материала;

2) сбор материалов на предприятии (организации);

3) разработка макетов таблиц, исчисление показателей; анализ и оценка данных о работе предприятия,

4) разработка проектной главы (совершенствование по исследуемой теме); выводы и предложения.

 

1 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

При подготовке курсового проекта необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Подбор и изучение необходимой литературы в соответствии с избранной темой.

2. Составление подробного плана курсового проекта и сбор материала для нее.

3. Подбор источников данных, сбор материалов на предприятии.

4. Разработка макетов аналитических таблиц, рисунков, схем и т.д. курсовой работы.

5. Составление аналитических таблиц, исчисление показателей, оценка данных,

6. Разработка проектной главы, построение выводов и разработка предложений.

Тема курсового проекта студентом выбирается самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются кафедрой. В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедрой.

Целесообразно выбирать тему курсового проекта, которая была бы связана с производственной работой студента, темой выпускной квалификационной работы или близкой к профилю будущей специальности. При выборе следует учитывать, что в одной учебной группе студенты могут писать работу на одну и ту же тему, но использовать данные разных организаций.

Студент должен самостоятельно подобрать необходимые учебники по выбранной теме, учебные пособия, а также периодическую литературу (журналы, газеты и т.д.).

При подборе литературы вначале составляется библиографический список, который в процессе подготовки проекта постоянно пополняется и, в конечном итоге представляется как список использованной литературы.

В целях экономии рабочего времени при изучении литературы рекомендуется:

1. Просматривать только те части литературного источника, которые имеют прямое отношение к содержанию курсового проекта и внимательно читать при этом в основном те тексты, которые содержат наиболее ценную информацию для данной темы.

2. Выбирать из прочитанных текстов то, что может быть использовано в курсовой работе:

а) для обоснования собственной точки зрения;

б) как пример правильной и оригинальной постановки и решения вопроса;

в) как пример неудачных решений и методических приемов, подлежащих критике;

г) фактические данные (примеры, цифры и т.д.).

3. Выписки из источников следует делать на отдельные листы, в которых указать:

а) номер книги (статьи) по библиографическому списку;

б) страницу книги (журнала).

На основании примерного плана студент составляет рабочий план курсового проекта. В рабочем плане должны быть указаны все основные вопросы, подлежащие изучению, а также название аналитических таблиц и рисунков, которые будут помещены в курсовой проект. Название разделов берется из примерного плана, а название подразделов (глав) студент разрабатывает самостоятельно, исходя из содержания соответствующего раздела. В начале указывается местонахождение предприятия, далее следует кратко изложить историю возникновения и развития организации. Привести показатели размеров предприятия и указать сравнительную его величину. Далее проанализировать состав и структуру товарной продукции, уровень интенсивности и эффективности интенсификации производства, финансовую устойчивость предприятия.

Собранные для курсового проекта материалы подвергаются статистической и аналитической обработке: производят, при необходимости, группировки, исчисляют проценты, коэффициенты и средние величины, составляют аналитические таблицы, графики и т.д. Аналитическая таблица должна быть компактной и отражать основные показатели данного вопроса, иметь заголовок и порядковый номер, тщательно отредактированный, т.е. наименование показателей в подлежащем и заголовки в сказуемом должны быть четкими и краткими, без повторения в тексте таблицы.

При оформлении проекта следует использовать стандарт оформления научной работы с соответствующими изменениями.

Большая роль при подготовке курсового проекта должна быть отведена графическому изображению показателей. Из имеющегося цифрового материала следует выбрать наиболее показательный и придать ему, по возможности, простую и ясную форму.

2 СТРУКТУРА РАБОТЫ

Курсовой проект должен состоять из следующих частей: введение, основная часть (3 раздела), выводы и предложения и список литературы. Структура курсового проекта может изменяться в зависимости от темы и ее сложности. В основной части необходим переход от одной главы к другой.

Во введении автор должен показать:

- актуальность избранной темы;

- степень разработанности;

- объект исследования – предприятие, на примере которого производилось исследование;

- предмет исследования – работа предприятия по рассматриваемому вопросу;

- цель проекта – разработка мероприятий по совершенствованию организации деятельности предприятия по рассматриваемому вопросу;

- задачи, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели – изучение теоретических вопросов, организации и экономических показателей деятельности предприятия;

- период исследования – 3 года. Для предприятий, функционирующих 1,5-2 года, исследования проводятся по полугодиям;

- приемы, методы исследования – статистический, монографический, аналитический, расчетно-конструктивный, графический;

- источники данных – бухгалтерская и статистическая отчетность.

Объем введения – 1,5 – 2 страницы.

В первом разделе схематично отображается организационная структура, структура управления объекта исследования, особенности функционирования, основные виды деятельности, юридический адрес и его экономическая характеристика. Делается вывод о деятельности объекта исследования. Объем главы составляет 9-10 страниц.

Во втором разделе необходимо раскрыть выбранную тему, показать современное состояние предмета исследования с помощью таблиц и графиков. Выявляются недостатки и отражаются действия, выгодно отличающие данное предприятие от других. Делается вывод по разделу. Объем раздела 10-15 страниц. Материал главы подтверждается соответствующими приложениями.

В третьем разделе показывается совершенствование предмета исследования в конкретном объекте. Проводится разработка мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия по рассматриваемому вопросу. Необходимо перечислить все возможные предложения, сделать расчеты по основным путям совершенствования, учесть затраты, возможные доходы от реализации предложенных мероприятий. Объем раздела 6-10 страниц. Теоретические предложения в данном разделе не принимаются и не оцениваются.

Выводы и предложения вытекают из материалов курсового проекта, должны быть сделаны четко, по пунктам и подтверждены цифровым материалом. Предложения должны соответствовать содержанию третьего раздела. Объем выводов и предложений 1,5-2 страницы.

В конце курсового проекта прилагается список использованной литературы в алфавитном порядке (не менее 20 источников) и приложения. Обязательным приложением является баланс за последний отчетный год с соответствующими приложениями к нему. В приложении помещаются документы, отражающие динамику экономической деятельности предприятия за рассматриваемый период времени, исходные и вспомогательные материалы, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме за последний период. В приложении размещают большие таблицы, промежуточные расчеты, инструкции.

 

 

3 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

1. Проект должен быть написан чисто, аккуратно, разборчиво и без помарок. При этом следует соблюдать порядковую нумерацию всех страниц, а также раздельную нумерацию таблиц и рисунков.

2. Приводимые выдержки из работ различных авторов должны быть взяты в кавычки и рядом в квадратных скобках указан номер источника.

3. Все заголовки глав, подглав должны быть написаны заглавными буквами и отцентрированы.

4. Перед каждой таблицей и рисунком в тексте должна быть обязательно ссылка на них, соответственно после каждой таблицы и рисунка написаны выводы, которые вытекают из приведенных данных.

5. Размеры полей должны соответствовать стандартным:

левое поле – 30 мм верхнее – 20 мм

правое поле – 10 мм нижнее - 20 мм

6. В начале проекта, после титульного (заглавного) листа с наименованием проекта, автора, руководителя на следующем листе пишется оглавление по следующей форме:

Оглавление Введение ______________________________________________ 1. Организационно-экономическая характеристика __________ 2.1. Организационная характеристика предприятия __________ и т.д. Заключение____________________________________________ Список литературы _____________________________________ Приложения ___________________________________________

 

 

7. Выполненный курсовой проект подписывается студентом и представляется руководителю на проверку. Работа, удовлетворяющая предъявляемым требованиям после исправления замечаний руководителя (если они имеются) допускается к защите.

8. Оценку «отлично» получают те проекты, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, делается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме. Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества. Оценку «удовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом проекта, не в состоянии дать объяснение выводам и теоретическим положениям данной проблемы. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если материал проекта не подтвержден соответствующими приложениями, отсутствуют необходимые главы, проект имеет реферативное содержание и т.п.

Защита и оценка курсового проекта – это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену.

4 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

1. Инновационная стратегия предприятия (организации) в условиях рыночной экономики.

2. Составление бизнес-плана инновационного проекта.

3. Оценка бизнес-плана инновационного проекта и разработка финансовой стратегии.

4. Формирование и оптимизация портфеля инновационно-инвестиционных проектов.

5. Оценка инновационной деятельности предприятия (организации).

6. Организация оптимального финансирования инновационной деятельности предприятия (организации).

7. Оценка инновационной привлекательности предприятия (организации).

Студент может выполнять курсовой проект на другую тему, предварительно согласовав её с преподавателем.

 

5 КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ 1 ГЛАВЫ

 

Данные о хозяйственной деятельности предприятия анализируются за 3 года. На основе производственных показателей заполняются следующие обязательные таблицы:

1. Размеры производства.

2. Объем и структура товарной продукции.

3. Эффективность интенсификации производства.

Данная глава включает рисунки:

1. Организационная структура предприятия (Приложение 1)

2. Структура управления предприятия. (Приложение 2)

Обязательные приложения к первой главе:

- баланс за последний отчетный год;

- отчет о прибыли и убытках форма 2;

- отчет о движении капитала форма 3;

- отчет о движении денежных средств форма 4;

- приложение к бухгалтерскому балансу форма 5;

- другие формы отчетности, по результатам которых проводился анализ деятельности предприятия.

6 КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

2 ГЛАВЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Во второй главе следует оценить возможности предприятий вести инвестиционно-инновационную деятельность, рассчитав показатели финансового состояния: финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности и оборачиваемости.

Для установления финансовой устойчивости должен быть выполнен анализ динамики валюты баланса организации. Уменьшение валюты баланса свидетельствует о сокращении хозяйственного оборота, что может повлечь за собой снижение платежеспособности организации.

При увеличении валюты баланса необходимо учесть влияние переоценки основных средств. В условиях инфляции без этого невозможно сделать вывод, является ли увеличение валюты баланса следствием расширения хозяйственной деятельности организации или же причина в нерациональности проводимой ею кредитно-финансовой политики, ошибках при определении ценовой стратегии.

Общее представление об инвестиционной привлекательности организации дает структура стоимости ее активов. Ее изменение в сторону увеличения доли оборотных средств может свидетельствовать не только о формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств, но и об отвлечении части оборотных активов на кредитование потребителей и прочих дебиторов, то есть о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса.

Увеличение в составе активов доли нематериальных активов характеризует выбранную организацией финансовую стратегию как инновационную, так как она вкладывает средства в интеллектуальную собственность. В то же время увеличение доли долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений.

Увеличение в составе активов доли незавершенного строительства может неблагоприятно сказываться на результатах финансовой и хозяйственной деятельности организации, так как данные активы не участвуют в производственном обороте.

Увеличение удельного веса запасов в составе оборотных активов может свидетельствовать как о наращивании производственного потенциала организации, ее стремлении за счет вложений в производственные запасы защитить денежные активы от обесценивания под воздействием инфляции, так и о нерациональности выбранной ею хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, ликвидность которых может быть невысокой.

Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками могут свидетельствовать о том, что организация активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции, кредитует их. Однако, при задержке платежей она вынуждена брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность. Основная задача анализа дебиторской задолженности – оценка ее ликвидности, то есть возвратности долгов предприятия.

Для оценки инвестиционной привлекательности организации необходим также анализ структуры пассивов, то есть источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество.

Увеличение доли собственных средств за счет любого источника способствует повышению финансовой устойчивости организации.

Увеличение доли заемных средств в источниках образования активов свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости организации и повышении степени финансовых рисков.

Исследование структуры пассива баланса и динамики ее изменения позволяет установить одну из важнейших возможных причин финансовой неустойчивости организации, которая может привести к ее неплатежеспособности, - излишне высокую долю заемных средств в сумме всех источников, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности.

Сопоставление состояния пассивов и активов дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению долгов и может ли она рассчитывать на дальнейшее получение заемных средств от инвесторов.

Таблица – Оценка баланса организации, тыс. р.

    Статьи   20__г.   20__г.   20__г. Отклонение 20__г. от 20__г., тыс. р.  
сумма тыс. р. уд. вес, % сумма тыс. р. уд. вес, % сумма тыс. р. уд. вес, %
Внеоборотные ак­тивы              
в т. ч. основные средства              
Оборотные активы              
в т. ч. запасы              
дебиторская за­долженность (крат­косрочная)              
денежные средства              
Капитал и резервы              
добавочный капи­тал              
нераспределенная прибыль(убыток)              
Долгосрочные обя­зательства              
прочие долгосроч­ные обязательства              
Краткосрочные обязательства              
в т. ч. займы и кре­диты              
Кредиторская за­долженность              
Баланс   100,0   100,0   100,0  
                   

 

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости предприятия от заемных источников финансирования. Это необходимо, чтобы определить, насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ проводится по абсолютным и относительным показателям.

Долгосрочные пассивы (кредиты и займы) и собственный капитал направляются преимущественно на приобретение основных средств, на капитальные вложения и другие внеоборотные активы. Для того чтобы выполнялось условие платежеспособности, необходимо, чтобы денежные средства и средства в расчетах, а также материальные оборотные активы покрывали краткосрочные пассивы.

Предприятию для финансовой независимости необходимо выполнять соотношение:

ОА<СК*2 – ВА,

где ОА – оборотные активы (стр.290),

СК – собственный капитал предприятия (стр.490),

ВА – внеоборотные активы (стр190).

Однако данный способ оценки финансовой устойчивости является приближенным.

Для определения типа финансовой устойчивости предприятия существует определенная методика, основанная на абсолютных показателях.

1 Наличие собственных оборотных средств (СОС):

СОС=СК – ВА

2 Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов:

ФК=СОС + До,

где ФК – функционирующий капитал,

До – долгосрочные обязательства (стр.590).

3 Общая величина источников формирования запасов (ОИ):

ОИ=ФК + ККЗ,

где ККЗ – краткосрочные кредиты и займы (стр.610).

4 Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (±Фсос):

±Фсос=СОС – З,

где З – запасы (стр.210).

5 Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (±Ффк):

±Ффк=ФК – З

6 Излишек (+), недостаток (-) общей величины источников формирования запасов (±Фои):

±Фои=ОИ – З

7 Излишек (+), недостаток (-) заемных источников формирования запасов (±Фзи):

±Фзи=ЗИ – З

8 Четырехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости. Он определяется на основании 4, 5, 6 и 7 показателей методики и основан на следующем соотношении:

S(Ф)=

 

Таблица – Оценка типа финансовой устойчивости, тыс.р.

Показатели 20__г. 20__г.. 20__г. Отклонение, (+;-)
1 Источники собственных средств П490        
2 Основные средства и вложения А190        
3 Наличие собственных оборотных средств (стр 1-стр 2)        
4 Долгосрочные кредиты и займы П590        
5 Наличие собственных, долгосрочных и заемных источников формирования запасов и затрат (стр 3+стр 4)        
6 Краткосрочные кредиты и заемные средства П610        
7 Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (стр 5+стр 6)        
8 Общая величина запасов и затрат А210+А220        
9 Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (стр 3-стр 8)        
10 Излишек (+), недостаток (-) собственных, долгосрочных и заемных источников формирования запасов и затрат (стр 5-стр 8)        
11 Излишек (+), недостаток (-) величины основных источников формирования запасов и затрат (стр 7-стр 8)        
12 Излишек (+), недостаток (-) долгосрочных, краткосрочных и заемных источников формирования запасов и затрат (стр 4+стр 6)-стр 8        
13 Четырехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости Фу=Фу (стр9), Фу (стр 10), Фу (стр 11), Фу (стр 12)        

Относительная оценка финансовой устойчивости предприятия дается с помощью следующих показателей:

1 Коэффициент автономии (независимости):

Кав= ,

где Кав – коэффициент автономии,

ВБ – валюта баланса (стр.700).

Он показывает степень независимости предприятия от заемного капитала.

2 Коэффициент заемного капитала:

Кзк= ,

где Кзк – коэффициент заемного капитала,

ЗК – заемный капитал (стр.590 + стр.690).

Кав + Кзк=1.

3 Коэффициент финансовой устойчивости (Кфу):

Кфу=

4 Коэффициент структуры долгосрочных вложений (Кдв):

Кдв=

5 Коэффициент финансового левериджа (Кфл):

Кфл=

6 Коэффициент маневренности собственного капитала (Кмск):

Кмск=

Таблица – Анализ финансовой устойчивости предприятия

Показатели Расчет Нормативное ограничение 20__г. 20__г. 20__г. Отклонение, (+;-)
Коэффициент финансовой автономии П 490/П700 >=0,5        
Коэффициент финансовой зависимости (П590+П690)/П700 <=0,5        
Коэффициент текущей задолженности П690/П700 -        
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (П490+П590)/П700 -        
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом П490/(П590+П690) -        
Коэффициент мобильности А290/А190 -        
Коэффициент маневренности (П490-А190)/П490 =0,5        
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат (П490-А190)/А210 >0,6-0,8        
Коэффициент краткосрочной задолженности П610/П690 -        
Коэффициент кредиторской задолженности П620/П690 -        
Коэффициент финансового левериджа (П590+П690)/П490 <1,5        
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (П490-А190)/А290 >=0,1        

 

Под ликвидностью понимается способность погасить все краткосрочные обязательства за счет ликвидных оборотных активов в установленные сроки в случае одновременного предъявления требований о платежах со стороны всех кредиторов.

Ликвидность активов – это скорость превращения активов в денежную форму. Чем меньше требуется скорости активу, чтобы его превратить в деньги (реализовать, продать), тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в группировке активов по степени убывающей ликвидности и пассивов – по степени убывающей срочности погашения обязательств.

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы.

А1 – наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).

А2 – быстрореализуемые активы: дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).

А3 – медленно реализуемые активы: статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.

А4 – трудно реализуемые активы: статьи раздела I актива баланса (внеоборотные активы).

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1 – наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность.

П2 – краткосрочные пассивы: краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства.

П3 – долгосрочные пассивы: статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, то есть долгосрочные обязательства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

П4 – постоянные пассивы: статьи раздела III баланса «Капитал и резервы».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдается следующие неравенства: А1 П1, А2 П2, А3 П3, А4 П4.

Оценка ликвидности баланса необходима для оценки платежеспособности организации, то есть способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

 

Таблица - Оценка ликвидности баланса, тыс. р.

Актив 20__г. 20__г. 20__г. Пассив 20__г. 20__г. 20__г. Платежный излишек или недостаток (+;-)
20__г. 20__г. 20__г
Наиболее ликвидные активы (А1)       Наиболее срочные обязатель-ства (П1)            
Быстро-реализуе-мые активы (А2)       Кратко-срочные пассивы (П2)            
Медленно реализуе-мые активы (А3)       Долго-срочные пассивы (П3)            
Трудно-реализуе-мые активы (А4)       Постоянные пассивы (П4)            
  Баланс       Баланс            

Если предприятие располагает необходимой суммой платежных средств для погашения всех срочных платежей, то оно считается платежеспособным и его финансовое состояние благополучно.

Таблица – Анализ показателей ликвидности активов

Показатели Нормативное ограниче-ние 20__г. 20__г. 20__г. Отклоне-ние,(+;-)
Коэффициент абсолютной ликвидности >=0,2-0,7        
Коэффициент промежуточной ликвидности >=0,8-1,0        
Коэффициент текущей ликвидности >=2,0        

 

Для оценки платежеспособности организации рассчитывают финансовые коэффициенты.

1 Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):

Кал=

2 Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности (Кпл):

Кпл=

3 Коэффициент текущей ликвидности (Ктл):

Ктл=

4 Общий коэффициент платежеспособности (Копл):

Копл=

Для анализа и оценки оборачиваемости активов применяются следующие показатели.

1. Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов — отноше­ние объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости ис­пользуемых активов. Средняя стоимость используемых активов рассчитывается за тот же период, что и объем реализации продукции (по средней арифметиче­ской или средней арифметической взвешенной).

2. Коэффициент оборачиваемости текущих активов — отношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости текущих активов.

3. Продолжительность оборота используемых активов — отношение числа дней в периоде (берется равным 360 дн.) к коэффициенту оборачиваемо­сти всех используемых активов.

4. Продолжительность оборота текущих активов — отношение числа дней в периоде (берется равным 90 дн.) к коэффициенту оборачиваемости те­кущих активов.

Таблица – Оценка коэффициентов деловой активности

Показатель 20__ г. 20__ г. 20__ г. Отклонение, (+;-)
Коэффициент фондоотдачи        
Коэффициент оборачиваемости мобильных активов (оборотных средств)        
Коэффициент закрепления оборотных средств        
Коэффициент оборачиваемости материальных средств        
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности        
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала        
Коэффициент оборачиваемости заемных средств        
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности        
Период оборачиваемости внеоборотных активов        
Период оборачиваемости оборотных активов        
Период оборачиваемости материальных оборотных активов        
Период оборачиваемости дебиторской задолженности        
Период оборачиваемости собственного капитала        
Период оборачиваемости средств заемного капитала        
Период оборачиваемости кредиторской задолженности        

 

Для выявления потенциальных возможностей формирования прибыли в сопоставлении с вложенным капиталом используют ряд показателей.

1. Прибыльность всех используемых активов — отношение суммы чистой прибыли (после уплаты налогов) к средней сумме используемых активов.

2. Прибыльность текущих активов — отношение суммы чистой прибыли к средней сумме текущих активов.

3. Рентабельность основных фондов — отношение суммы чистой при­были к средней стоимости основных фондов.

4. Прибыльность реализации продукции — отношение суммы чистой прибыли к объему реализованной продукции.

5. Показатель прибыльности — отношение суммы валовой (балансовой) прибыли (до уплаты налогов и процентов за кредит) к разнице между средней суммой используемых активов и суммой нематериальных активов. Показатель прибыльности используется для сравнения инвестиционных объектов с различ­ным уровнем налогообложения прибыли (доходов).

6. Рентабельность собственного капитала — отношение суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала. Показатель рентабельности собствен­ного капитала характеризует эффективность использования собственного капи­тала в составе совокупных активов предприятия

Таблица – Рентабельность организации

Показатель 20__ г. 20__ г. 20__ г. Отклоне­ние, (+ -)
Валовая прибыль, тыс. р.        
Прибыль от продаж, тыс. р.        
Чистая прибыль, тыс. р.        
Себестоимость продукции, тыс. р.        
Выручка от продажи продукции, тыс. р.        
Средняя стоимость основных производ­ственных фондов, тыс. р.        
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. р.        
Итого основных производственных и оборотных средств, тыс. р.        
Средняя величина собственного капи­тала, тыс. р.        
Рентабельность производственной дея­тельности, %        
Рентабельность продаж, %        
Рентабельность оборотных активов, %        
Рентабельность собственного капитала, %        
Рентабельность активов, %        

 

 

7 КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

3 ГЛАВЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

В главе необходимо дать оценку разработанному инвестиционному проекту. Необходимо самостоятельно оценить коммерческую эффективность инвестиционного проекта с точки зрения его участника, основное внимание уделить обоснованию ставки дисконтирования.

Коммерческая эффективность проекта оценивается по следующим основным показателям:

1. Чистый дисконтированный доход (NPV) представляет разницу между накопленными дисконтированными доходами и инвестиция­ми, т.е. сальдо накопленного дисконтированного дохода. NVP исполь­зуется для сопоставления будущих поступлений и инвестиционных затрат. При разовых инвестициях NVP можно рассчитать по формуле:

n

NPV = ∑ [ P k: (1 + r) k ] – IC,

k=1

где Pk — доходы по годам;

i — ставка дисконтирования;

k — число лет (месяцев) реализации проекта (от 1 до п);

1C — сумма разовой инвестиции.

При последовательном инвестировании в течение п лет формула имеет вид:

n n

NPV = ∑ [ P k: (1 + r) k ] - ∑ IC k: (1 + r) k ,

k=1 k=1

где k — годовые инвестиции.

 

Если NPV > 0, проект можно принимать, если NPV = 0, проект не прибыльный, не убыточный, если NPV < О, проект следует отверг­нуть.

Если NPV положителен, то проект обеспечивает возможность получения дополнительного дохода сверх определенного коэффици­ентом дисконтирования. Если NPV отрицателен, то прогнозируемые денежные поступления не обеспечивают получения минимальной нормативной прибыли и возмещения инвестируемого капитала. Если NPV близок к нулю, то прибыль едва обеспечивается.

Этот показатель относится к разряду абсолютных. Он показыва­ет, насколько возрастает стоимость активов предприятия от реализа­ции проекта. Чем больше NPV, тем лучше характеристики проекта. Этот показатель аддитивен во времени, т.е. NPV различных проектов можно суммировать. Это важное свойство, позволяющее использо­вать данный показатель при анализе оптимальности инвестиционно­го портфеля. В NPV учитываются срок жизни проекта, все доходы и расходы на всех этапах.

Свойства этого показателя выделяют его из разряда остальных и позволяют использовать в качестве основного при анализе оптималь­ности инвестиционного портфеля.

2. Индекс рентабельности инвестиций (PI) может быть рассчи­тан по формуле

n

РI = ∑ P k: (1 + r) k ]:

k =1

Если PI > 1, то проект следует принять, если PI = 1, то проект является не прибыльным, не убыточным, если РI < 1, то проект сле­дует отвергнуть.

Индекс рентабельности инвестиций является относительным показателем, характеризующим уровень доходов на единицу затрат. Чем он выше, тем больше отдача инвестиций в данный проект. Показатель PI используется при выборе проекта из ряда альтерна­тивных, имеющих близкие NPV с разными объемами инвестиций. По этому показателю можно ранжировать проекты по степени до­ходности при включении в портфель.

3. Внутренняя норма доходности (IRR) — это такая норма дис­конта, при которой дисконтированные стоимости притока и оттока реальных денег равны: при r = IRR, NPV = 0.

Норма IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным про­ектом. Например, если проект финансируется полностью за счет кредита коммерческого банка, то IRR показывает верхнюю границу банковской процентной ставки, превышение которой сделает проект убыточным.

Если IRR > СК, то проект можно принимать, если IRR < СК, то проект неприемлем, если 1RR = СК, можно принимать любое реше­ние (СК — стоимость инвестируемого капитала).

Исчисляется IRR путем подбора такой нормы дисконта, при которой NPV равен нулю. Если NPV положителен, то используется более высокая норма дисконта, если NPV отрицателен (при следую­щей норме дисконта), то IRR должна находиться между этими двумя значениями. Точность исчисления обратно пропорциональна длине интервала. Если значение NPV равно нулю, то ценность фирмы не растет и не падает, поэтому IRR называют проверочным дисконтом.

Алгоритм определения IRR методом подбора можно представить в следующем виде. Выбирают произвольные ставки дисконтирова­ния и рассчитывают NPV; при одном значении ставок NPV отрицателен, при другом — положителен. Значения ставок и NPV включают в следующую формулу:

 

IRR = r1 + [ NPV1: (NPV1 - NPV2) ] * (r1r2),

 

где rt — дисконтная ставка, при которой NPV положителен;

r2 дисконтная ставка, при которой NPV отрицателен;

NPV1 величина положительного NPV;

NPV2 величина отрицательного NPV.

 

При помощи IRR можно ранжировать проекты по степени вы­годности. Эта норма служит индикатором уровня риска: чем больше IRR превышает стоимость капитала, тем больше запас прочности проекта и тем нечувствительнее к колебаниям рынка при оценке ве­личины будущих денежных поступлений.

4. Срок окупаемости инвестиций (РР) — это период от началь­ного момента инвестирования до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование. Моментом окупа­емости называется наиболее ранний период времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится и остает­ся либо нулевым, либо положительным.

Алгоритм расчета зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов. Если доход распределяется по годам рав­номерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовре­менных затрат на величину годового дохода. Если прибыль распреде­ляется по годам неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивным доходом.

Срок окупаемости проекта можно рассчитывать с учетом вре­менного аспекта. В этом случае в расчет принимаются дисконтиро­ванные денежные потоки. Срок окупаемости с учетом дисконтиро­вания (DPP) больше простого срока окупаемости.

Проект, приемлемый по критерию РР, может оказаться не при­емлемым по критерию DPP, поэтому в оценке инвестиционных про­ектов эти критерии могут использоваться двояко:

1) проект принимается, если он окупаем;

2) проект принимается, если срок окупаемости не превышает установленного на предприятии лимита.

Использование показателя срока окупаемости целесообразно, когда руководители предприятия больше озабочены проблемой ликвидности, а не при­быльности проекта (главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее), и когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска (чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным явля­ется проект).

5. Коэффициент эффективности инвестиций (ARR) не предпо­лагает дисконтирования показателей дохода, поскольку доход харак­теризуется показателем чистой прибыли PN (прибыль за вычетом отчислений в бюджет).

Алгоритм его расчета исключительно прост, поэтому показатель широко используется на практике. Коэффициент эффективности инвестиций рассчитывается делением среднегодовой прибыли (PN) на среднюю величину инвестиций, которая составляет половину исходной суммы капитальных вложений, если по истечении срока реализации проекта все капитальные затраты будут списаны. Если возможно наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена в расчетах:

ARR = PN: [0,5 (1C + RV) ].

Данный показатель сравнивают с коэффициентом рентабельно­сти авансированного капитала.

 

Разработать (доработать) финансовую стратегию инновационного бизнес-плана.

При изложении финансовой стратегии в бизнес-план включается следующая информация:

• потребность в инвестициях и источники их финанси­рования;

• оценка эффективности проекта в целом;

• оценка эффективности участия в проекте;

• анализ устойчивости проекта;

• портфельные инвестиции.

 

 

Таблица – Потребность в инвестициях и источники их финансирования

    Наименование показателя   Величина показателя по периодам  
200_г.   200_г.       200_г.  
I1 кв.   II1 кв.   III1 кв.   I1V кв.     I п/г     II п/г  
Потребность в инвестициях всего                            
В том числе:                            
 
Источники финансирования всего                              
В том числе: привлеченный капитал и займы:                            
собственный капитал:

 

Инвестиции могут быть в виде денежных средств, целе­вых банковских вкладов, кредитов, займов, залогов, техно­логий, земли, зданий, сооружений, машин, оборудова­ния, лицензий, товарных знаков, любого другого иму­щества или имущественных прав, интеллектуальных ценно­стей.

В бизнес-плане представляются данные об условиях фи­нансирования, т. е. об условиях получения и возврата средств, погашения кредита (таблица).

 

Таблица – Условия финансирования

Кредитор     Дата получе-ния кредита     Фор­ма кре­дита     Срок долгового обязателъства Условия получе­ния     Усло­вия пога­шения     Ссуд­ный про­цент     Мате­риальное обеспече­ние кредита (залог), гарант  
                               

 

Условия получения кредита включают поступление зай­ма одной суммой или разовыми платежами в определенные моменты времени. Венчурные (рисковые) фонды, напри­мер, часто ставят одним из условий выдачи средств предоставление им права контроля деятельности предприятия вплоть до определенных изменений в руководстве.

Для оценки устойчивости и эффективности проекта в усло­виях неопределенности рекомендуется использовать:

• укрупненную оценку устойчивости;

• расчет уровней безубыточности;

• метод вариации параметров;

• оценку ожидаемого эффекта с учетом количественных характе­ристик неопределенности.

Рекомендуемая литература

а) Основная литература

1 Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб: пособие / И.Т.Балабанов.– М: Финансы и статистика, 1998. – 480 с.

2 Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент / В.В. Бочаров. СПб.: Питер, 2002. – 160 с.

3 Ван Хорн, ДЖ. К. Основы управления финансами: перевод с англ. /гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 800 с. (серия по бухгалтерскому учету и аудиту).

4 Ковалев, В.В. Введение в Финансовый менеджмент/ В.В.Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 768с.

5 Колб Роберт, Родригес Риккардо Дж. Финансовый менеджмент: Учебник. (Пер. 2-го англ. издания). – М.: Финпресс, 2001. - 494 с.

6 Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты: Учебник.- Спб.: Питер, 2001. – 432 с.

7 Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции: Учебник для вузов, - СПб.: Питер, 2000. - 400 с.

8 Маренго А.К. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс для менеджеров / А.К.Маренго; Ред. М.М.Трофимов. – СПб.: Алтейя, 2001. – 163 с.

9 Павлова, Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Л.Н.Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 269 с.

10 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под редакцией Е.С.Стояновой. – 5-е изд.. – М.: Перспектива, 2002. – 656с.

11 Теплова Т.Н. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 504 с.

12 Цымбаленко С.В. Финансовые вычисления: Учеб. пособие / С.В.Цымбаленко. – М.: ФиС, 2004. – 160с.

 

 

б) Дополнительная литература

13 Большаков, С.В. Основы управления финансами: учеб. пособие / С.В.Большаков. – М.: ИДФБК – ПРЕСС, 2000. – 368 с.

14 Бригхем, Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2-х томах /пер. с англ. под ред. В.В Ковалева.- СПб.: Экономическая школа, 1998.— Т1, Т2

15 Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: учебник/М.И.Бухалков. – 2-е изд. перераб. и доп.. – М.: ИНФРА, 2000. – 400с.

16 Государственное регулирование рыночной экономики: учеб.пособие / под. ред. И.И.Столярова. – М.: Дело, 2001. – 280с.

17 Ковалев, В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности/В.В.Ковалев.— 2 – изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1997. –568 с.

18 Ковалева, А.М., Финансы фирмы: учебник/А.М.Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г.Скамай – М.: ИНФРА - М., 2001. – 416с. (серия. Высшее образование)

19 Колб, Р.В. Родригес Р.Д. Финансовый менеджмент: учебник. / пер. 2- го издания, предисловие к русскому изданию к.э.н. Драчевой Е.П. – М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 496с. – (серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом»)

20 Финансовый менеджмент. Компьютерный практикум: учебное пособие /под ред. В.В Ковалева, В.А. Ирикова – М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.

21 Бурмистрова, П.А. Финансовый менеджмент. Практикум: учеб. пособие для вузов/ П.А. Бурмистрова, Е.Ю. Ветрова, О.А. Жевамокова и др./ под ред. Н.Ф.Самсонова- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 269 с.

22 Финансовый менеджмент: учеб. пособие / под ред.проф. Е.И. Шохина. – М.: Ид ФБК-ПРЕСС, 2003.- 408 с.

23 Чернов, В.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие для вузов / под. ред. проф. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – (серия «Профессиональный учебник: Финансы»)

24 Шим Джей, К. Финансовый менеджмент: перевод с англ./ Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. – М.: Издательство «Филинъ», 1996. – 400 с.

25 Шмидт, Р.А. Райт. Финансовые аспекты маркетинга: учеб. пособие для вузов: перевод с англ./ Шмидт, Р.А. Райт. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. – 527 с.

 

При выполнении работы наряду с учебной литературой обязательно использовать информацию периодических изданий:

Журналы: «Финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Российский экономический журнал», «Деньги и кредит», «Финансы».

Газеты: «Экономика и жизнь», «Финансовая газета» и др.


ОАО «Автопромтермообработка»

 

 

 


Конструктивные отделы

 

                       
 
Отдел №16 термических печей
 
Отдел №50 механизации
 
Отдел №80 смазочно-охлаждающих жидкостей
 
Отдел №13 очистки и регистрации смазочно-охлаждающих жидкостей
 
Отдел 71 контрольно-измерительных приборов и автоматики
 
Экспериментальный участок
 
 

 


 

Организационная структура предприятия. (Пример)

 


 


Структура управления предприятием (пример)


<== предыдущая | следующая ==>
Семейное право | Общие положения

Date: 2015-09-24; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию