Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Рынок и его структура





 

План

1. Сущность рынка. Функции рынка.

2. Условия функционирования рынка.

3. Условия возникновения товарного производства и его сущность.

4. Простое и капиталистическое товарное производство.

5. Виды рынков.

6. Типы рынков.

7. Инфраструктура рынка.

 

1. Сущность рынка.

Рынки возникли еще в период распада первобытнообщинного строя, кода между общинами и племенами начался регулярный обмен, который происходил в определенном месте и в определенное время. В процессе углубления общественного разделения труда, с развитием мест для торговли товарами выделяют определенные места – рыночные площади. Поэтому понятие "рынок" первоначально означало место, где продавали и покупали товары. В XII ст. начинает развиваться обмен между городами. В них проводят многочисленные регулярные ярмарки.

В западной экономической литературе существует определение рынка как института или механизма, который сводит продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Но такое определение не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Ныне продавец может вечером прорекламировать свой товар по телевидению и по телефону собрать сотни заказов, а на следующий день разослать товар почтой, не встречаясь с покупателем.

Но в любом случае имеются покупатель и продавец, которые вступают между собой в отношения купли-продажи разнообразных товаров и услуг.

Сегодня в экономическом понимании рынок означает способ организации экономической жизни, характерными признаками которой является коммерческий характер взаимодействий, конкуренция между хозяйственными субъектами. Экономические пропорции формируются под влиянием формирующихся цен и конкурентной борьбы. Цены в основном складываются на основе спроса и предложения. Если хозяйство страны функционирует на вышеуказанных принципах, то такую экономику называют рыночной. Ее антиподом является командная директивная экономика (СССР). В такой экономике деятельность всех хозяйственных субъектов централизована, регулируется государством. Пропорции между отраслями устанавливаются на основе директивных планов. Государство устанавливает, кому, что, сколько производить и куда реализовывать. Цены устанавливаются административно.

Сущность рынка полнее раскрывается в выполняемых им функций.

В современной экономической системе рынок выполняет такие положительные функции:

Стоимостнообразующая и ценообразующая –

1. осуществляет окончательное определение стоимости товаров и услуг и их реализацию, преобразует продукт труда в товар;

2. воспроизводящую – обеспечивает непрерывность процесса общественного воспроизводства (в частности, связь между производством и потреблением), формирует целостность национальной системы и ее связь с другими национальными экономиками в масштабе мирового рынка;

3. стимулирующая – заставляет производителей товаров и услуг снижать индивидуальные затраты ниже общественно-необходимых, повышать общественную полезность товаров и услуг, их качество и потребительские свойства;

4. регулирующая – оказывает регулирующее влияние на экономику в целом, на пропорции между разными сферами и отраслями экономики, приводят в соответствие платежеспособный спрос и предложение, накопление и потребление и другие пропорции;

5. контролирующая – способствует контролю потребителей над производством, выравниванию цен;

6. конкурентностимулирующая – усиливает конкуренцию между производителями товаров и услуг как в масштабе отдельной страны, так и в рамках мирового хозяйства, а также стимулирует движущие силы экономической системы;

7. санующая – способствует банкротству жизненонеспособных предприятий, благодаря чему оздаравливает экономическую систему.

Но рынок выполняет не только позитивные, но и негативные функции, имеет определенные недостатки. Они будут рассматриваться в теме, посвященной экономическим функциям государства. Однако следует уяснить, что позитивные стороны рынка могут быть реализованы только при определенных условиях.

2. Условия функционирования рынка.

Для эффективного функционирования рынки необходимы определенные условия:

1. Реальный плюрализм (многообразие) форм собственности и форм хозяйствования. Опыт: должен существовать индивидуальная, частная собственность (основанная как на своем, так и на чужом труде), коллективная собственность (акционерная, кооперативная, собственность трудовых коллективов) и т.д., государственная, муниципальная, смешанные формы собственности (разные комбинации).

2. Неспособность субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. При наличии монополий, эффективность функционирования рынка уменьшается.

3. Развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации. Антимонопольное законодательство ослабляет монополистические тенденции в экономике и способствует эффективному функционированию современного рынка.

4. Высокоразвитая система экономического и административного регулирования экономики со стороны государства (при преобладании экономических методов), что ведет к существованию регулируемого рынка.

5. Наличие и доступность всесторонне информации о рынке, а для этого должна быть развита маркетинговая деятельность.

6. Наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплексных органов, институтов, служб, предприятий, которые обслуживают рынок.

7. Конкурентная борьба между разными субъектами предпринимательской деятельности.

8. Развитый комплекс с объектов собственности, которые могут стать объектом купли-продажи. К таким объектам относятся средства производства, в т.ч. земля, рабочая сила, интеллектуальная собственность (в виде патентов, лицензий), услуги, разные виды ценных бумаг, деньги, недвижимость, предметы потребления и т.д.

9. Стабильная денежная и финансовая системы и отсутствие или низкий уровень инфляции и стабильность налоговой системы (а она порождает стабильность финансовой).

10. Рациональное соединение либерализма (открытости внутреннего рынка) и протекционизма (система защиты от внешней конкуренции).

Кроме условий функционирования рынка следует различать условия его возникновения. Поскольку рынок является неотъемлемым элементом товарного производства, последнее выступает его основой. Вот почему возникает потребность выяснения сущности товарного производства, условий его возникновения, которые одновременно являются условиями возникновения рынка.

3. Условия возникновения товарного производства и его сущность.

Причины и условия возникновения товарного производства следует искать прежде всего в каждой из составляющих экономических отношений – технико-экономических и производственных отношений (отношений экономической собственности).

Общественное разделение труда.

Материальной причиной возникновения товарных отношений является общественное разделение труда. Оно означает, что каждый производитель специализируется на выпуске определенной продукции и поэтому, чтобы удовлетворить свои потребности производители вынуждены вступать в обмен друг с другом. До капитализма общественное разделение труда было слабо развито. Первое великое общественное разделение труда – пастушеские племена отделились от земледелия, в результате этого обмен между общинами стал регулярным. В рабовладельческом обществе произошло, второе общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Это означало уже возникновение товарного производства, т.к. продукт стал производиться не для личного потребления, а для продажи. Развитие обмена способствовало появлению денег, возникает класс купцов и торговый капитал. Это было третье общественное разделение труда.

Общественное разделение труда выступает в трех основных формах: общей; частичной и единичной. Общая форма – разделение общественного производства на отдельные сферы: промышленность, сельское хозяйство, сферы материального и нематериального производства. Частичная форма – распределение на отдельные отрасли, виды производства. Так, в промышленности выделяют тяжелую, легкую, пищевую и др. Единичная форма – разделение труда внутри отдельного предприятия по профессиям, видам занятости (токарь, слесарь и т.д.). непосредственно материальной формой возникновения и развития товарного производства является общее и частичное разделение труда.

Общественное разделение труда предусматривает специализацию, т.е. закрепление отдельных лиц и целых трудовых коллективов за определенными производствами или отдельными видами деятельности.

А Смит: "специализация – ключ к богатству нации". Специализация создает важные предпосылки для роста производительности труда, повышения профессионального уровня работников и накопления их производственного опыта, создания условий для внедрения механизации производственных процессов и т.д.

Другими формами технико-экономических отношений есть кооперация (оборотная сторона специализации), обмен деятельностью между людьми, концентрация производства.

Экономическая обособленность товаропроизводителей.

Два великих общественных разделения труда произошли при первобытнообщинном строе, но товарного обмена и товарного производства не существовало. Одного общественного разделения труда для перехода натурального хозяйства в товарное недостаточно.

Второй причиной и условием возникновения товарного производства является социально-экономическое обособление производителей друг от друга, что проявилось впервые с возникновением частной собственности. Экономическая обособленность производителей проявилась в том, что производители сами стали присваивать результаты своего труда.

Товарное производство – это такая организация общественного хозяйства, когда отдельные продукты производятся обособленными производителями и для того чтобы удовлетворить общественные потребности необходима купля-продажа на рынке этих продуктов, которые становятся товаром. Обмен товаров происходит на основе эквивалентов товаров, которые обмениваются, должно быть одинаковое количество затраченного труда.

Обмен между разными собственниками не может быть нетоварным.

Отсюда вытекает, что основными чертами товарного производства являются:

1. общественное разделение труда;

2. социально-экономическая обособленность производителей;

3. экономические связи между обособленными товаропроизводителями путем обмена.

4. Простое и капиталистическое товарное производство.

Различают простое и капиталистическое производство. Ниже приведены их основные черты:

Простое товарноеКапиталистическое товарное

производствопроизводство

1. Единство работников 1. Антагонизм работников

и средств производства и средств производства

2. Базируется на собственном труде 2. Эксплуатация чужого труда

3. Продукт труда принадлежит 3. Продут труда принадлежит

товаропроизводителю собственнику средств

производства, т.е.

капиталисту.

4. Раздробленность, отсутствие 4. Общий труд многих

единичного разделения труда наемных работников,

развито-единичное

разделение труда.

5. Конечная цель – удовлетворение 5. Конечная цель – получение

личных потребностей прибыли капиталистом.

товаропроизводителя.

6. Ограниченный характер производства 6. Всеобщий характер

(одна часть произведенной в обществе производства.

продуктов идет непосредственно на

личное потребление, другая – на рынок)

Если на личное потребление направлялись все изготовленные продукты, такое производство было натуральным.

Переход простого товарного производства в капиталистическое связано с превращением в товар рабочей силы наемных рабочих.

Простое товарное производство превратилось в капиталистическое еще в начале XVI в., но оно существует и ныне (фермеры).

 

5. Виды рынков.

В зависимости от того, что является предметом купли-продажи различают такие виды рынков:

1. Финансовый рынок (в узком понимании – денежный). В него входит рынок наличных, рынок долговых обязательств (государственных и частных облигаций), спекулятивный рынок денег и других ценных

бумаг – акций, сертификатов.

2. Рынок рабочей силы – рынок труда. К нему относятся рынки профессиональные, отраслевые, региональные и отдельных сфер производства. Субъектами этого рынка есть наемные работники, предприниматели и государство.

3. Рынок средств производства, или рынок капитала. В этом рынке различают рынок средств труда и рынок предметов труда.

4. Рынок предметов потребления: производство товаров длительного пользования и текущего потребления.

5. Рынок услуг. Услуга от товара отличается тем, что она полезна не как вещь, а как деятельность. В составе услуг различают личные услуги (удовлетворение потребности отдельного человека – образование, здравоохранение, культурно-бытовое обслуживание), и услуги, которые удовлетворяют коллективные и общественные потребности (охрана порядка, оборона, управление обществом, народное хозяйство).

6. Рынок интеллектуальной собственности. Патенты, лицензии, проекты, "ноу-хау" ("знать как"). "Ноу-хау" – это совокупность технических знаний и производственного, коммерческого и др. опыта, необходимых для изготовления какого-либо изделия.

7. Валютный рынок. Купля-продажа иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, акредетивов, телеграфных и почтовых переводов), выраженных в иностранной валюте.

На валютном рынке осуществляются операции по внешней торговле, расчетов, миграции капиталов и рабочей силы, туризма.

8. Рынок информации – определенная совокупность экономических отношений по поводу сбора, обработки, систематизации информации и продажи ее конченому потребителю. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения.

9. Рынок золота – определенная совокупность производственных отношений по поводу организации и осуществление купли-продажи золота. Выполняют ее банкирские дома и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла и изготовляют слитки, ставят на них тавро, сохраняют.

Продавцами золота есть золотодобывающие страны, собственники частных и государственных запасов золота.

На международных рынках золота (Лондон, Цюрих и др.) товар продают преимущественно в стандартных слитках по 12,5 кг с пробой 999, 995, на внутренних рынках – в слитках от 5г до 1 кг, а также в листах, пластинах, монетах.

6. Типы рынков.

В зависимости от условий, в которых действует рынок, выделяют рынок свободный монополизированный и регулируемый.

Свободный рынок – рынок, на котором присутствует больше количество обособленных производителей и каждый из них не в состоянии повлиять на решения друг друга. Цены складываются свободно и нет никаких преград для входа на рынок и выхода из него. Такой рынок существовал с н. XVIв. До конца XIXв.

Монополизированный рынок – рынок на котором количество продавцов данного товара незначительно, доступ к кредитам и ресурсам затруднен, действия участников рыночных отношений согласовываются (они договариваются о ценах и объемах производства, рынках сбыта и т.д.).

Регулируемый рынок – рынок который контролируется и регулируется государством с помощью экономических и административных методов.

Ни одни из этих рынков в развитых странах в чистом виде не существует. В одних сферах и отраслях экономики преобладает свободный (например, сфера услуг, розничной торговли), в других – монополизированный, в третьих – регулируемый рынок. Но в целом в этих странах рыночные рычаги регулирования экономики сочетаются с государственными, причем последние преобладают.

Выделяют также национальный, мировой, региональный и др. рынки.

 

7. Инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – совокупность государственных, частных и общественных органов и организаций, набор технических средств,которые обслуживают интересы субъектов рыночных отношений, обеспечивая их эффективное взаимодействие. Инфраструктуру рынка делят на организационно-техническую, финансово-кредитную и научно-исследовательскую инфраструктуру.

Организационно-техническая инфраструктура – включает товарные биржи, аукционы, торговые дома, брокерские кампании, центры информации, различные ассоциации производителей и потребителей, компьютерная сеть, государственные инспекции (налоговая служба контроля за качеством и ценами). Все эти указанные органы способствуют установлению деловых контактов между производителями, дают производителям и потребителям информацию, консультации, координируют рыночные связи и регулируют рыночные отношения.

Финансово-кредитная включает в себя банки, фондовые и валютные биржи, инвестиционные и страховые компании. Все эти организации занимаются мобилизацией временно свободных денег, преобразуют их в кредиты, а кредит в капиталовложения, т.е. эта инфраструктура способствует тому, что каждая денежная единица эффективно работает.

Научно-исследовательская включает в себя институты по изучению рыночных проблем, фирмы дающие консультацию и информацию, аудиторские организации и специальные учебные заведения

Контрольні запитання і завдання

1. Коли виник ринок? У чому полягає його сутність?

2. Які основні функції ринку?

3. Які основні умови виникнення товарного виробництва, в тому числі ринку?

4. Які форми суспільного поділу праці?

5. Яка сутність економічної відособленості товаровиробників?

6. Дайте стисливий аналіз структури ринку.

7. Які існують основні типи ринків?

8. Що таке інфраструктура ринку?

Date: 2015-09-23; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию