Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок приемки во внутреннем обороте





Порядок приемки товаров по количеству и качеству внешне сходен. Вместе с тем в их содержании имеется важ­ное отличие, влияющее на всю процедуру приемки. Дело в том, что при обнаружении дефектов товара этот товар про­должает существовать (кроме скоропортящегося). Забрако­ванные изделия можно вновь, причем неоднократно, экспертировать и, в конце концов, достаточно точно определить, когда, где и по какой причине возникли дефекты.

В отличие от этого установление недостачи характе­ризуется одномоментностъю и невоспроизводимостью об­стоятельств, при которых обнаружена недостача. Если при вскрытии вагона или автофургона установлено отсут­ствие ящика сливочного масла или пары коробок обуви, то вторично воспроизвести всю ситуацию приемки через день и даже через час уже невозможно. Отсюда необходимость точного и детального отражения в документах всех обстоя­тельств приемки, поскольку только на основе анализа доку­ментов можно судить о достоверности утверждения комис­сии о существовании факта недостачи.

Положение осложняется тем, что в силу глубокого несовершенства Инструкции о приемке по количеству ее применение носит скорее ритуальное значение, оно не по­зволяет установить истинное положение дел. Так, напри­мер, для подтверждения довода об отсутствии в поступив­шем контейнере нескольких рулонов ткани или полутонны бананов получатель должен представить документальные подтверждения. Акт, составленный в полном соответствии с Инструкцией № П-6, неспособен достоверно свидетельст­вовать, существовала ли в действительности недостача. Однако поскольку других доказательств закон не предус­матривает, приходится принимать на веру такие акты. Де­фекты инструкции можно преодолевать, ужесточая в дого­ворах требования в порядке приемки и фиксирования ее результатов. Для этого надо глубоко разбираться в технике приемки и составления документов.

В самой приемке принято выделять несколько этапов.

Первый этап связан с процессом выгрузкитовара из транспортного средства: вагона, контейнера, автомобиля и др., когда участие перевозчика в проверке не предусмот­рено.



В процессе выгрузки проверяется:

а) в части количества — вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в от­крытой таре, то здесь же проверяется вес нетто, а также ко­личество единиц товара в каждом месте - открытом ящике, корзине, связке;

б) в отношении качества на первом этапе проверяется наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Одновремен­но должны быть зафиксированы механические поврежде­ния тары — поломка, наличие признаков вскрытия.

По смыслу инструкций о приемке по количеству и качеству, на первом этапе, т.е. при выгрузке товара, приемка производит­ся не менее чем двумя лицами, назначаемыми руководителем организации. Это складские работники или иные лица.

Количество выгруженного товара сопоставляется с дан­ными, указанными в транспортных и сопроводительных документах. Сопроводительные документы — это вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши и т.п. При отсут­ствии таких документов проверяется фактическое количе­ство поступившего товара.

В случае обнаружения на первом этапе факта недостач или повреждения товара получатель должен определить порядок дальнейшей приемки.Здесь действуют следую­щие правила.

Дальнейшая приемка по количеству производится ко­миссией, в состав которой входят представители покупате­ля и поставщика. Когда поставщик и покупатель находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представите­ля поставщика, а тот должен явиться в назначенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, лишь если это предусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требу­ется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен известить, будет ли направлен его представитель и когда он прибудет.

Вызов представителя поставщика в договорах предус­матривается редко, поскольку такой представитель обычно не может установить истину. Более эффективно включение в до­говор условия, обязывающего покупателя незамедлительно извещать поставщика об обнаруженной недостаче и ее разме­ре. Такой порядок затрудняет злоупотребления и усиливает возможности контроля за правильностью приемки.

При неявке представителя поставщика, а также в случае, когда его вызов не предусмотрен договором, дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтере­сованного представителя.В нее входят лица, начинавшие приемку, а также включается представитель, приглашен­ный из другой организаций, либо из числа лиц, уполномоченных профсоюзной организацией получателя. Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.1992 № 21 «О практике применения законода­тельства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-технического назначения и то­варов народного потребления ненадлежащего качества» (в ред. от 01.07.1993 № 13) при отсутствии на фирме профсо­юзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудовым коллек­тивом. Представитель по своему образованию или опыту работы должен быть компетентен в вопросах приемки това­ра. Не могут назначаться представителями материально ответственные лица, бухгалтерские работники и юристы.



Здесь обнаруживается один из главных просчетов Ин­струкции о приемке по количеству. Первый этап приемки, являющийся основным, осуществляется совершенно бесконт­рольно кладовщиками или иными лицами. Когда же они об­наружили (а нередко — создали) недостачу, начинает форми­роваться комиссия для дальнейшей приемки с участием поставщика или иного незаинтересованного представителя. Для преодоления данного несоответствия можно предусмат­ривать в договоре условие о том, что вскрытие транспортного средства и приемка ценных грузов уже на первом этапе осуще­ствляются комиссионно с участием определенных лиц.

Для проверки качестватоваров, если на первом этапе приемки обнаружены какие-либо дефекты, покупатель обя­зан вызвать представителя одногороднего поставщика. Вы­зов представителя иногороднего поставщика необходим, когда это предусмотрено в договоре. Если представитель поставщика не явился или его вызов необязателен, то для дальнейшей проверки качества товара вызывается эксперт. Эксперты приглашаются из отделов товарных экспертиз при государственных торговых инспекциях, из экспертных бюро при торгово-промышленных палатах либо специали­зированных экспертных организаций. Для определения качества продукции хозяйственного назначения, т.е. не предназначенной для розничной продажи, необходимость экспертной проверки не предусмотрена.

В случае неявки представителя поставщика, необяза­тельности его вызова, а также при отказе экспертной орга­низации в выделении эксперта дальнейшая приемка по ка­честву производится комиссией.Порядок ее образования аналогичен порядку создания комиссий для количествен­ной приемки.

По результатам первого этапа приемки инструкции о приемке по количеству и качеству предусматривают со­ставление акта приемки. Однако такой акт носит промежу­точный характер. Поэтому получатели обычно не составля­ют акт о результатах первого этапа приемки, а оформляют его по итогам приемки в целом, хотя это и не согласуется с требованиями названных инструкций.

Комиссия проверяет количество или качество товара и составляет акт приемки.Требования к составлению актов и их содержанию установлены инструкциями о приемке по ко­личеству и качеству. В акте, в частности, должно указываться место проведения приемки, часы начала и окончания, фами­лии и должности членов комиссии. Представитель, в том чис­ле от поставщика, обязан иметь удостоверение на право учас­тия в приемке. Номер и дата удостоверения отражаются в акте, а само удостоверение прилагается к акту.

В акте о выявленной недостаче необходимо указывать, проверялось ли количество товара при выгрузке из транс­портного средства либо на складе покупателя. Отражаются данные о целостности транспортного средства, описывает­ся содержание оттисков пломб. При приемке на складе по­купателя в акте указывается, как была обеспечена сохран­ность товара до момента приемки. Описывается наружная маркировка тары, сохранность контрольных лент, наличие или отсутствие следов вскрытия тары.

В случае, когда определение количества товара требует использования измерительных приборов (весов, мерников и т.п.), в акте указывается, каким измерительным прибором определялось количество, а также данные о его проверке контрольным органом.

Выборочная проверка качества части товарас распро­странением результатов проверки этой части на всю партию допускается в случаях, установленных стандартом на товар или договором. Если такая возможность не предусмотре­на, то проводится сплошная проверка всех изделий (всей партии). Отбор проб для выборочной проверки оформляет­ся отдельным актом. Результаты исследования отобранного от партии образца (пробы) должны содержать данные о том, от кого и в каком состоянии поступил образец. Результаты исследования образца отражаются в акте приемки, к которо­му прилагается заключение об анализе образца.

В акте о ненадлежащем качестве товара указывается стандарт, на соответствие которому проверялось качество.

Если качество товара проверялось на соответствие услови­ям договора, то в акте приводится ссылка на соответствую­щий пункт договора.

Комиссия отражает в акте точное количество забракован­ного товара, степень понижения качества — в процентах или долях. Указывается характер дефектов, делается заключение о возможности исправить дефекты в месте нахождения товара, т.е. у покупателя. В акте должно даваться заключение о месте, времени и причинах порчи товара. Если сведения о причинах недоброкачественности товара отсутствуют, то порча призна­ется случайной и риск убытков ложится на собственника, ка­ковым в большинстве случаев является покупатель.

Акт приемки подписывается членами комиссии и утвер­ждается руководителем организации. К акту приемки при­лагаются все сопроводительные документы, упаковочные ярлыки, удостоверение представителя, другие необходимые документы.

Весьма важно соблюдение сроков приемки.Самое общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст. 477 ГК. Согласно этой норме приемка товара должна быть проведена в разумные сроки. Инструкции о приемке по количеству и качеству регламентируют сроки более де­тально. Согласно им приемка на первом этапе, т.е. при вы­грузке из транспортных средств, осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара.Одновременно со­ставляется акт по результатам первого этапа приемки.

Сплошная приемка всей партии по количеству со вскры­тием тарных мест проводится на складе получателя в 10-дневный срок.

Проверка качества всего товара, кроме внешних поврежде­ний, которые должны фиксироваться в момент выгрузки, про­водится в 20 дней, а скоропортящихся продуктов — в 24 часа с момента получения. Для отдельных категорий получателей инструкциями установлены иные сроки приемки товаров.

Товары, на которые установлены гарантийные сроки либо сроки годности, могут проверяться и актироваться в пределах этих сроков. Статья 477 ГК устанавливает, что недостатки то­вара, на который отсутствуют гарантийные сроки, могут ак­тироваться в пределах двух лет со дня получения товара, если договором не предусмотрены более длительные сроки.

Гарантийные сроки на большинство товаров у нас уста­навливаются продолжительностью один год. С принятием ГК оказалось, что гарантийные сроки, которые призваны служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляют интересы как организаций-покупателей, так и граждан. Для исправления такого положения следует пре­дусматривать в заключаемых договорах, что гарантийный срок на товар должен составлять не менее двух лет.

Для отдельных видов товаров существуют сроки их ис­пользования. Они составляют десять лет, если иное не уста­новлено стандартом или договором. Акты о выявленной недоброкачественности в пределах срока использования та­кого товара должны составляться применительно к Инст­рукции о приемке по качеству.

Имеется несколько типичных спорных ситуаций, возни­кающих при проверке товара. Так, если товар получен поку­пателем на складе продавца по акту сдачи-приемки, то это не лишает покупателя права провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Однако прода­вец будет отвечать лишь за такие недостатки и потери, кото­рые не могли возникнуть из-за ненадлежащей погрузки или транспортировки. В данной части убытки от несохранности принятого от продавца товара составляют риск покупателя.

Инструкция о приемке по качеству допускает перепровер­ку поставщиком возвращенных ему забракованных товаров в случаях, предусмотренных договором с покупателем.

Имеются особенности приемки для отдельных категорий покупателей. Так, оптовые и иные посреднические органи­зации, переотправляющие товар в закрытой таре предпри­ятия-изготовителя, при получении товара проверяют лишь число мест товара. Содержимое мест учитывается по сопро­водительным документам и наружной маркировке тары.

Сплошная приемка со вскрытием тары и проверкой количества и качества товара в каждом тарном месте про­водится посредником в случае поступления товара в откры­той таре, поврежденной таре, таре без наружной маркиров­ки, а также при наличии признаков несохранности товара (наружные потеки, шорох от боя при перемещении и т.п.).

Внутриместная приемка со вскрытием тары проводится также в случаях, предусмотренных договором с конечным покупателем. Такой порядок устанавливается, когда товар подлежит переотправке отдаленным потребителям, для ко­торых затруднены возврат и замена товаров при обнаруже­нии дефектов.

При отгрузке товара, подвергавшегося перепроверке, посредник наряду с документами изготовителя выписывает и прилагает собственные сопроводительные документы, удостоверяющие количество и качество товара. Изготови­тель уже не несет ответственности за те недостатки, кото­рые могли образоваться по вине посредника.

В остальных случаях посреднические организации пере­отправляют товар в исправной закрытой таре изготовите­ля по количеству мест и весу брутто без проверки содержи­мого мест и фактического качества товара.

Следует учитывать и использовать возможности догово­ра для повышения достоверности приемных документови пресечения злоупотреблений со стороны недобросовестных контрагентов. Возможности договора как универсального правового средства в деле совершенствования приемки чрез­вычайно велики.

Повышению достоверности результатов приемки и пре­пятствованию возможности злоупотреблений служит, напри­мер, установление в договорах обязанности получателей:

1) сохранять пломбу от вагона, контейнера или автомоби­ля в состоянии, позволяющем проверить экспертным путем ее принадлежность отправителю и отсутствие фальсификации;

2) проверять вес каждого тарного места товара в случае указания продавцом на ящиках или коробах веса мест. При выявлении несоответствия веса отдельных мест данным маркировки вызывать представителя продавца и прово­дить внутриместную приемку только с его участием. Подоб­ный порядок может предусматриваться в отношении лю­бых видов товаров, отгружаемых в закрытой таре;

3) при обнаружении недостачи хотя бы в одном тарном месте приостанавливать дальнейшую приемку и вызывать представителя продавца для совместного вскрытия и про­верки содержимого остальных мест;

4) в случае обнаружения боя товаров, в том числе товаров в стеклянной таре, сохранять бой для предъявления продавцу.

Имеется множество других договорных решений, зна­чительно упорядочивающих и ужесточающих порядок при­емки в целом либо проверки отдельных видов товаров с учетом их особенностей и специальных свойств.

Следует регулярно анализировать акты приемки, со­ставляемые покупателями по поводу недостачи и порчи полученных товаров. Их анализ позволяет выявить места систематического возникновения потерь, хищений и даже установить конкретных лиц, у которых они происходят, для принятия соответствующих мер.








Date: 2015-09-23; view: 61; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию