Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности сбора информации





 

Казалось бы, чего проще – собрать информацию? Однако на самом деле сложность состоит в том, что нам вовсе не всегда необходима вся имеющаяся информация по предмету. К примеру, если вы хотите поправить свое здоровье, это не значит, что вам теперь нужно прочитать от корки до корки все существующие медицинские энциклопедии и фармакологические справочники. Вы рискуете просто «захлебнуться» в море информации.

Поэтому важно сразу сузить поле поиска. Не стремитесь узнать все сразу. Разбейте все, что вы хотите узнать, на отдельные вопросы. Пусть каждый из них касается определенной узкой области. Для этого вам придется включить вашу способность к анализу и решить, какие именно знания вам нужны.

Например, вы хотите начать свое дело. Не хватайтесь сразу за всю литературу по бизнесу. Сначала разберитесь в одном вопросе, например: как зарегистрировать фирму. Ваша задача – не ограничиваться каким-то одним источником информации. Прочитайте, что по этому поводу написано в разных книгах, статьях. Узнайте, что говорят официальные лица, и каков опыт людей, уже осуществивших это на практике.

Если вам сложно сразу окунуться в море незнакомой информации, начинайте с малого – постарайтесь получить сначала общее, пусть даже упрощенное представление о проблеме, которая вас интересует. Затем осмыслите, «переварите» узнанное и лишь после этого двигайтесь дальше.

Причем не отбрасывайте никакую информацию: берите к сведению все, что только можно, – и факты, и чьи-либо мнения, и даже слухи. Когда у вас будет достаточно разнообразной информации, вы легко разберетесь, что вам на самом деле нужно, а что нет, что является фактом, а что лишь чьим-то непроверенным утверждением.

Разобравшись таким образом с одним вопросом, прояснив его для себя, переходите к следующему, затем – к следующему и так далее.

 

Хороший способ собирать информацию – задавать одни и те же вопросы разным людям. В результате многие из ранее неразрешимых проблем станут ясными и понятными.

 

Боно классифицирует вопросы на два типа: «рыбацкие» и «охотничьи». В чем разница? Рыбак забрасывает удочку и не знает, что именно попадется на крючок, а охотник целится во вполне конкретную цель. «Рыбацкие» вопросы – открытые, они предполагают развернутый ответ. Например: «Сколько человек придет ко мне на презентацию?» Тогда как «охотничьи» вопросы предполагают только два варианта ответа – «да» – или «нет», например: «Ко мне на презентацию придет больше двадцати человек?»

Расспрашивая людей об интересующей вас проблеме, используйте оба типа вопросов. Начинать лучше с первых, а для уточнения задавать вторые.

По мере сбора информации вы сможете неожиданно для себя обнаружить, что какая-то часть вашей задачи уже решилась. Затем вы можете объединить все имеющиеся у вас сведения и на их основе решать, что вам делать дальше.

В процессе сбора информации вы, наверняка, столкнетесь с чьими-то идеями, убеждениями, понятиями, предложениями. Опасайтесь оказаться у них в плену – вам нужно их творчески переосмыслить, чтобы уметь выдвигать свои идеи, убеждения, предположения.

 

Как избежать ошибок восприятия? От логики «каменной» к логике «водной»

 

Наше восприятие порой искажает действительность. Мы можем воспринимать какой-то магазин как самый лучший и не замечать, что товары там не всегда отличного качества. Мы можем считать, что хорошая погода – это когда тепло и сухо, и не видеть прелести прохлады и дождика. Но все это не значит, что от восприятия надо отказаться, или, по крайней мере, не брать его в расчет.

Безусловно, без учета восприятия нельзя принимать важных решений. Если вы покупаете дом, чтобы в нем жить, и вам все в нем не нравится – вряд ли стоит заключать эту сделку, какой бы выгодной она ни казалась. Иногда восприятие важнее фактов.

Но бывает так, что восприятие обманывает нас. Вы – работодатель, и вам не нравится человек, нанимающийся к вам на работу. Вы можете поддаться восприятию и отказать ему – и тем самым потерять ценного сотрудника. К тому же негативное восприятие может быть лишь первым случайным впечатлением, которое очень быстро изменится на противоположное при более пристальном взгляде на этого человека. Мы совершаем ошибку, подчиняясь не логике, а восприятию, видя только часть ситуации.

 

Чтобы избежать ловушек, которое подстраивает нам восприятие, нужно научиться его расширять. Не отключать, не игнорировать, а именно расширять, выявляя его разные возможности!

 

Когда вы поймете, что ваше восприятие способно воспринимать одну и ту же вещь с разных точек зрения, то сможете избежать ошибок, связанных с искажением имеющейся информации.

Все дело в том, что принципы восприятия очень отличаются от логики и анализа. Традиционную логику Эдвард де Боно называет «каменной». Потому что есть утверждение: это истина, а это ложь. Это хорошо, а это плохо. Это стол, а это стул.

 

«Каменная» логика ставит в конце утверждения точку, и ей больше некуда двигаться. Когда мы твердо убеждены в чем-то, мы тоже уподобляемся камню, который не хочет сдвигаться с места.

 

Иное дело – восприятие. Оно способно быть текучим, как вода. Сегодня – одно, а завтра – другое. Да что там – восприятие может меняться гораздо чаще, даже в течение одной минуты. Только что собеседник вам не нравился, вы скучали и хотели уйти, но вдруг он улыбнулся, сказал вам комплимент, заговорил о чем-то интересном, и вот вы уже лучшие друзья.

Окажись вы в плену «окаменевшего» убеждения, что этот человек неинтересен, вы лишили бы себя приятного общения, не так ли?

Поэтому очень важно научиться использовать «текучие» свойства восприятия. А прежде чем применять, уметь их замечать. И тогда вы сами удивитесь, каким, оказывается, многогранным способен стать ваш взгляд на мир в целом и на его предметы и явления, в частности.

 

Метод потокограммы: куда текут ваши мысли?

 

Чтобы использовать текучесть восприятия, нужно твердо уяснить, что логика стоит на месте, а восприятие способно нас куда-то вести. Но чаще всего мы не задаем себе вопроса «куда?», а потому остаемся на месте, в плену «каменной» логики.

 

Метод потокограммы позволяет нам выяснить, куда ведет нас поток восприятия. Это не метод принятия решений – но метод, который позволяет увидеть одну и ту же ситуацию с разных сторон и начать более эффективно работать над проблемой.

 

Чтобы составить потокограмму, нужно сначала выбрать ее тему – это ситуация, проблема, вопрос, решение которого вы ищете. По данной теме у вас есть информация, но нет пока даже намека на решение. Но вы можете рассмотреть информацию в свете вашего восприятия и, возможно, увидеть верные и неверные ходы по поиску решений.

Выбрав тему, нужно просто включить «поток сознания» и записывать на бумагу все, что само приходит в голову для описания проблемы, руководствуясь лишь возникающими ассоциациями. Пусть это будет нелогично, эмоционально, пусть повторяются не по одному разу одни и те же фразы – следуйте потоку, пусть он сам ведет вас, не пытайтесь направлять его. Не беспокойтесь о том, правильный ли список у вас получится. Вам важно получить образ вашего восприятия ситуации – именно таков и будет результат.

Напишите в столбик примерно десять пунктов. У вас получится список, каждый пункт которого надо обозначить по порядку буквами латинского алфавита.

Дальше вы сможете проанализировать полученную потокограмму и сделать выводы.

Возьмем пример, который приводит Эдвард де Боно в книге «Водная логика». Представьте, что вы начальник, и у вас есть верная опытная секретарша. Она проработала у вас много лет, но годы берут свое, и вы видите, что она уже не может так хорошо справляться с обязанностями, как прежде. Однако она еще не достигла пенсионного возраста и увольняться не собирается. А у вас назрела необходимость взять на работу нового человека.

Проблема сложная, включает тонкие морально-этические аспекты, и основанное на каменной логике волевое решение здесь вряд ли возможно.

Отключаем «каменную» логику и отдаемся во власть потоку сознания, пишем то, что приходит в голову. Затем обозначаем буквами получившийся список:

А. Проработала много лет.

B. Не желает уходить на пенсию.

C. Есть необходимость нанять нового человека.

D. Деньги – это не проблема.

E. Сфера влияния – проблема.

F. Трудно доказать несостоятельность.

G. Секретарь – человек восприимчивый.

H. Когда-нибудь это должно случиться.

I. Отразится на моральном духе других членов коллектива.

J. Намеки игнорируются и отвергаются.

 

Теперь вам нужно попытаться отыскать связи перечисленных пунктов: какие-то из них вытекают из других, какие-то – тесно связаны, а какие-то – не согласуются друг с другом. Есть здесь и своего рода «камни преткновения» – те пункты, которые, собственно, и отражают суть проблемы. Таких пунктов обычно один-два, не больше. Опять же не беспокойтесь, правильно вы выберете или нет – это ведь отражение именно вашего восприятия.

В данном примере явно сутью проблемы является пункт B. Ведь все остальные пункты связаны с ним и возникли как следствие основной проблемы.

Такой центральный пункт можно назвать «точкой стока». То есть все остальные проблемы так или иначе стекаются к нему. В какой-то мере «точкой стока» является и пункт I – остальные пункты так или иначе связаны с ним.

«Точки стока» обозначают проблемы, которые не могут решиться сами собой, и которые нельзя решить «лобовым» способом просто приняв волевое и, казалось бы, логичное решение.

Значит, все подобные попытки лучше отвергнуть как неверные и искать дальше.

Для этого нужно выявить в вашей потокограмме схожие, повторяющиеся или объединенные общей темой пункты. Такие группы схожих пунктов называются «стабильными петлями».

Так, в нашем примере две стабильных петли: первая – HCFG, говорит о том, что возможность нанять нового человека блокирована невозможностью уволить секретаря против ее воли; и вторая – BE, говорит о том, что секретарь не хочет увольняться, потому что не желает терять привычное для себя положение и сферу влияния.

Из этого уже можно сделать выводы: итак, секретаря нельзя уволить, это плохо скажется на моральном духе коллектива, так как она проработала много лет; заставить ее уволиться тоже невозможно, намеков на этот счет она не воспринимает. Но и оставить все как есть нельзя.

Однако мы видим, что для секретаря важны не столько деньги, сколько возможность сохранить свое влияние. А вот и вытекающее из этого решение: перевести ее с должности секретаря на другую, желательно, более высокую должность, где у нее будет возможность руководить группой сотрудников, выполняющих работу, с которой она сама уже справиться не может. Что называется, и овцы целы, и волки сыты.

Мы видим, как изменение восприятия дает новый взгляд на известную информацию и приводит в итоге к наиболее оптимальному решению.

Вы можете применять метод потокограмм к любой ситуации. И помните, что это метод субъективный, здесь не может быть правильных или неправильных решений. Даже в приведенном примере вы, возможно, найдете другие «точки стока» и «стабильные петли» и сделаете другие выводы.

Главное, что вы должны усвоить из применения этого метода: истина многолика, вы можете взглянуть на одни и те же факты с разных сторон, не оказываясь в плену у застывшего восприятия, а раскрыв и реализовав его «текучесть» и многосторонность.

 

Date: 2015-09-23; view: 224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию