Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 16. Социальная работы в пенитенциарных учреждениях1.Понятие пенитенциарной системы, ее характеристика 2.Особенности социальной работы с осужденными 3.Социальная защита осужденных как направление социальной работы 1. Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих тысячелетий действовал так называемый закон талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению), который заключался в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Мысль о ресоциализации, или исправлении преступника существует давно. Первой попыткой повлиять на преступников в направлении ресоциализации, стало введение наказания лишением свободы. Предполагалось, что наказание в виде лишения свободы может привести к внутреннему перевороту, духовному перерождению — «через молитву в камере происходит процесс личностной социализации, поддерживаемый трудом и внутренним аскетизмом». Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Беларуси пока не получила должного развития. Однако опираясь на международный опыт социальной работы в пенитенциарных учреждениях, на опыт России можно отметить ее специфику, особенности, проблемы. Пенитенциарная система имеет свою структуру, которая представлена совокупность определенных исправительных учреждений: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Пенитенциарныеучреждения - специальные учреждения предназначенные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния; исправления и перевоспитания осужденных. Белорусская пенитенциарная система сегодня — это: а) места предварительного заключения: · изоляторы временного содержания. Срок содержания до 10, в особых случаях до 30 суток; · следственные изоляторы (СИЗО), выполняют функцию исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживании; в) учреждения, исполняющие наказание (для лиц, достигших 18 летнего возраста): · арестные дома. Они могут располагаться на охраняемой территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Осужденные к аресту содержаться в условиях строгой изоляции. Изолировано от других категорий лиц, отбывающих арест и раздельно размещаются осужденные мужчины, осужденные женщины, осужденные несовершеннолетние, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость; · исправительные колонии –поселения; · исправительные колонии для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы. Отбывание наказания в исправительной колонии может осуществляться в условиях общего, усиленного или строго режима.; · исправительные колонии для лиц, ранее отбывавших наказание; · исправительные колонии особого режима. Отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования на пожизненное заключение, осужденные к пожизненному заключению; · тюрьмы (отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за особо тяжкие преступления). В тюрьмах установлены два вида режима – общий и строгий – в пределах одного учреждения. Исправительные учреждения для несовершеннолетних включают в себя: специальные школы и ПТУ закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей Министерства образования РБ. К таким учреждениям относится Петриковское специальное профессионально-техническое училище легкой промышленности для несовершеннолетних девочек правонарушителей С 1998 года открыта спецгруппа для девочек в возрасте от 11 до 14 лет. В г. Могилеве функционирует мужское СПТУ № 2 для несовершеннолетних мальчиков правонарушителей. воспитательные колонии в которых отбывают наказание несовершеннолетние осужденных к различным срокам лишения свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях после достижения ими восемнадцатилетнего возраста и которые продолжают отбывать наказание до достижения ими возраста двадцати одного года. Несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в 4 учреждениях, находящихся в ведении Комитета по исполнению наказаний МВД РБ: ВТК № 1,3 г.Витебск, № 2 Бобруйска и ИТК –4 г.Гомель. Следует отметить, что в РБ отсутствуют специальные следственные изоляторы для несовершеннолетних, специальные самостоятельные суды для несовершеннолетних, уголовные дела которых, как правило, рассматриваются в судах общего назначения. Все это актуализирует проблему развития в республики «ювенальной юстиции», т.е специализированных подразделениях, занимающихся следствием, прокурорским надзором, защитой и осуждением несовершеннолетних преступников. В последнее время ведется определенная работа по гуманизации содержания заключенных пенитенциарных учреждениях, социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест заключения. Так в структуре МВД РБ созданы Центр ресоциализации ранее судимых. Такие Центры функционируют в Минске, Борисове, Гомеле, Могилеве, Гродно. Создается такой Центр и в Витебской области в Орше.
2. В зависимости от типа пенитенциарного учреждения, объекта социальной работы, его состояния, характера решаемой задачи и социального заказа приоритетными могут быть различные элементы социальной работы: социальное исследование, социальная защита, социальное обеспечение, социальное обучение, социальное прогнозирование и др. Деятельность учреждений пенитенциарной системы строится на основе общефилософских принципов: возмездие - преступное деяние неправомерно, а значит должно быть наказано; возмещение ущерба нанесенного жертве; общее устрашение; устрашение отдельного лица (эффект наказания на преступника); перевоспитание; превентивные меры; воздаяние по заслугам. Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем: - ведется внутри учреждений с высокой степенью закрытости и изолированности; - объекты – лица с высоким уровнем социального неблагополучия и высоким уровнем стрессогенности; - имеет место противоборство двух этико-правовых систем: менталитет работников учреждений исправительной системы и менталитет тюремного мира. Обе эти системы к социальной работе относятся скептически; - социальная работа связана с исполнением уголовного наказания; - социальная работа не должна завершаться по окончания срока отбывания наказания, так как бывшие заключенные нуждаются в ресоциализации; - специалист по социальной работе посредник между властью и гражданином, между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Это определяет особую роль и особый статус специалиста. Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст.7 Уголовно-исполнительного кодекса РБ указывается на основные средства достижения целей уголовной ответственности, исправления и перевоспитания осужденных: установленный порядок исполнения и отбывания наказания; воспитательная работа; общественно полезный труд (трудотерапия – один из действенных метод социальной реабилитации заключенных); общеобразовательное и профессиональное обучение (в местах лишения свободы, согласно нормативному акту МВД и Министерства образования Беларуси создано 9 общеобразовательных школ, 3 учебно-консультационных пункта, 13 профтехучилищ); общественное воздействие. Каждое из этих направлений содержит компоненты социальной работы. Однако социальную работу нужно рассматривать как самостоятельную деятельность, которая не является средством исправления и перевоспитания осужденных, а обеспечивает успешность этого процесса. Социальная работа с осужденными строится в соответствии Минимальными стандартными правилами обращения с заключеннымипринятыми 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. Она проводится с осужденными, а также их группами, нуждающимся в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Социальная помощь в первую очередь оказывается таким категориям осужденных, как: инвалиды; престарелые; пенсионеры; лица переведенные из воспитательной колонии; беременные женщины; женщины имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, не имеющие определенного места жительства и утратившие родственные связи; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Основными целями социальной работы являются обеспечение оптимальных условий адаптации осужденных к условиям изоляции, их исправления, создание предпосылок для успешной ресоциализации и социальной реабилитации граждан после освобождения из мест лишения свободы. Задачи социальной работы в пенитенциарных учреждениях: 1.Выявление социальных проблем осужденных, осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в период отбывания наказания, оказание им социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решение данных вопросов. 2.Подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения. 3.Подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий осужденным. 4.Помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций; в поиске социально приемлемой для заключенных среды (работы, религия, искусство, семья). 5.Социальное развитие и прогноз развития учреждения, а также содействие социально-правовой защищенности персонала учреждения. Среди перечня задач есть те, которые свойственны только социальной работе, а есть и те, которые являются пограничными между социальной работой и оперативной деятельностью, воспитательной и образовательной работой. Приоритетной задачей социальной работы является сохранение и укрепление социальных связей, которые устанавливаются между заключенным и внешним миром. Их условно делят на социально полезные, социально нейтральные и социально негативные. Социальные связи должны отвечать следующим критериям: заключенный заинтересован в их устойчивости и стабильности, стремиться к их сохранению и развитию; социальные связи способствуют позитивным изменениям в личности и поведении заключенного, приближают его к социальным приемлемым стандартам. Особенности социальных связей: заключенный их активный субъект; они ценны для заключенного, они позитивно на него влияют. Объектами социальных связей могут быть члены семьи заключенного, его родственники, представители бывшего трудового, органов власти и др. Существует семь моделей поведения заключенного относительно установления, развития социальных связей: 1. Объект социальных связей отсутствует и заключенный не пытается их наладить. 2. Объект связей отсутствует, заключенный хочет их найти. 3. Объект социальных связей пропал и заключенный желает его найти. 4. Объект социальных связей не желает устанавливать их с заключенным. А он наоборот. 5. Заключенный поддерживает социальные связи в целях использования объекта связи (получение посылок, передач и т.д.). 6. Социальные связи не только источник материальной, но и моральной социальной поддержки для заключенного. 7. Заключенный не только поддерживает социальные связи, но и сам оказывает поддержку объекту связи. Социально полезные связи важны для заключенного по ряду обстоятельств: во –первых, в условиях когда заключенный лишен доступа ко многим значимым для него ценностям, объект социальной связи воспринимается им как значимая ценность, а следовательно может вытеснить из его сознания антисоциальные ценности; во-вторых, ощущая ответственность не только за себя, но и за объект социально полезной связи, заключенный становится более ответственным при выборе форм поведения, может возникать так называемый «устойчивый защитный экран», создающий положительные условия для развития навыков социального контроля субъекта. в- третьих, у осужденного появляется возможность изменить свою жизненную стратегию на положительную; в- четвертых, за счет появления социально значимой цели снижается уровень физических и психических издержек, которые испытывает заключенный в период отбывания наказания; в- пятых, при поддержке социально полезных связей можно сохранить или даже повысить социальный статус личности. При установлении, сохранении и развитии социально полезных связей задачами специалиста по социальной работе должны стать: - оценка полезности связи и в соответствии с этим принятие мер к их развитию, изменению или блокированию; - помощь заключенным в оценке объекта связи, раскрытие перед ним возможных перспектив поддержания связи с данным объектом; - оказание социально-психологической защиты заключенному при крушении социально полезных связей; - оказание содействия в развитии навыков социального самоконтроля; - содействие в розыске или поиске нового объекта социальных связей. Основными формами поддержания социальных связей выступают: Переписка и отправление денежных переводов. До 1992 г. существовали ограничения на переписку. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения – иным лицам. Поступившие денежные суммы зачисляются на лицевой счет осужденного, а в колониях поселениях вручаются осужденному. Отправление и получение посылок, передач, бандеролей. Количество посылок и бандеролей в год, зависит от типа учреждения пенитенциарного, от состояния здоровья осуждения, наличия инвалидности и определяется соответствующими статьями Уголовно - исполнительного кодекса РБ (ст.118-121, 125, 126,173). Так больным осужденным, инвалидам 1 и 11 группы, разрешается дополнительное получение бандеролей с лекарственными препаратами. Права на дополнительные посылки имеют беременные женщины. Предоставление свиданий: краткосрочные – продолжительностью 4 часа; длительные – продолжительностью до 3 суток в специально оборудованном помещении на территории исправительного учреждения. Телефонные переговоры. Порядок предоставления телефонного разговора осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Телефонные разговоры разрешаются с близкими родственниками продолжительностью до 15 минут. Краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы. Осужденных могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы исправительных и воспитательных учреждений продолжительностью до 7 суток, не считая времени на проезд туда и обратно, в связи с исключительными обстоятельствами: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Краткосрочные выезды разрешаются осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительной колонии для их устройства у родственников, или для свидания с детьми.
|