Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения и завершения боевых действий





8.1. Функции, обязанности и порядок работы психолога полка на различных этапах боевых действий

Роль и место психолога в боевой обстановке определяется выполняемыми им функциями, системой взаимодействия с должностными лицами, этапами и пос­ледовательностью реализации своих обязанностей.

Система работы психолога строится на основе четкого осознания им того, что комплекс мероприятий психологического обеспечения боевых действий полка не сводится к решению эпизодически возникающих задач, а есть постоянная, много­плановая и жестко связанная внутренней логикой деятельность, последовательная как во времени, так и по объему тех аспектов боевой жизнедеятельности войск, которые составляют сам предмет этой деятельности.

В процесс психологического обеспечения боевых действий войск в военном конфликте вовлекается широкий круг субъектов (командиры, штабы, органы воен­ного управления, медицинские работники, военные ученые, сами военнослужащие и др.). Однако при его осуществлении в звеньях воинской части и соединения важ­нейшая роль принадлежит практическому психологу. В рамках его должностных обязанностей соединяются элементы теоретической, прикладной и практической работы, реализующиеся в исследовательской, нормотворческой, консультативной и коррекционной функциях.

1. Исследовательская функция проявляется в постоянном прогнозировании, изучении и оценке психологических условий предстоящей и осуществляемой лич­ным составом боевой деятельности, построении ее психологической модели (т. е. описании деятельности в психологических терминах). Эта модель должна вклю­чать описание того, какие побудители могут определять боевую активность вои­нов, какие из их психологических качеств, умений и навыков и как повлияют на успех выполнения боевой задачи, каким образом на боевой деятельности личного состава скажутся конкретные боевые, социально-психологические, психологиче­ские, психоэргономические обстоятельства боевой деятельности.

2. Нормативная функция состоит в выработке ориентировочной нормы состо­яния целевого психологического ресурса, обеспечивающей активные и самоот­верженные действия военнослужащих. Другими словами, именно психолог дол-


Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения... __________ 269

жен просчитать то, какие мотивы и установки должны быть задействованы, ка­кой психологический настрой создан, что должны знать и уметь воины, как они должны взаимодействовать в системе межличностных и боевых отношений, как поддержать боевую активность в ходе боя, чтобы успешно выполнить боевую за­дачу.

3. Диагностическая функция состоит в изучении и оценке текущего состояния психологических возможностей воинов по отношению к норме, определяющей успешные боевые действия.

4. Консультативная функция нацеливается на расширение психологических возможностей воинов и командиров в выполнении ими своих функциональных обязанностей за счет обогащения их представлений о психологических аспектах боевых действий и психологических механизмах поведения людей в жизнеопас-ных обстоятельствах, разъяснения нормы состояния ЦПР, способов его поддер­жания в заданных пределах.

Командиры воинских подразделений и частей консультируются о том, как уп­равлять психологическими возможностями и активностью подчиненных, а лич­ный состав — о способах психологической поддержки сослуживцев и приемах психической саморегуляции, немедикаментозного обезболивания, сохранения психического здоровья и активности в плену и др.

5. Коррекционно-развивающая функция заключается в осуществлении прак­тических мер по формированию и поддержанию ЦПР воинов в пределах нормы, восстановлению его утраченных или нарушенных элементов. Формами реализа­ции этой функции являются: психологическое обеспечение боевой подготовки, участие в психологической подготовке, психологическое просвещение, психоги­гиена и психопрофилактика, психологическая поддержка, психологическая реа­билитация и др.

6. Управленческая функция возникла в связи с введением в ВС РФ должнос­тей психологов батальонов (дивизионов). Она заключается в том, что психолог полка участвует в подборе, расстановке, обучении психологов батальонов, в по­становке им задач, оказании им практической помощи в организации и осуществ­лении психологических мероприятий, в контроле над эффективностью работы низовых психологов и оценке их деятельности. Важно отметить, что полковой психолог не является прямым начальником батальонных психологов, поэтому его управление носит во многом рекомендательный, методический характер. Анало­гично он реализует управленческую функции по отношению к должностным ли­цам пункта психологической помощи и реабилитации.

7. Функция взаимодействия состоит в осуществлении тесного и продуктивно­го взаимодействия со всеми должностными лицами, от которых в той или иной мере зависит эффективность психологической работы в боевой обстановке.

Функции реализуются в обязанностях психолога. По сложившейся практике психолог отвечает:

• за организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;

• участвует в работе по профессиональному психологическому отбору лично­го состава, расстановке его по отделениям, расчетам и экипажам;


270 ___________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

• обучает офицерский состав методам обеспечения устойчивости навыков во­еннослужащих в овладении оружием, боевой техникой, привычкам боевого поведения;

• проводит работу по вооружению военнослужащих методами преодоления чрезмерной психической напряженности, страха, волевой самомобилизации, оказания экстренной психологической помощи сослуживцам;

• участвует в формировании и развитии у военнослужащих боевых установок и настроя на активные действия;

• прогнозирует возможные психогенные потери личного состава на различ­ных этапах боя, изменения в морально-психологическом состоянии подраз­делений;

• принимает участие в восстановлении психической устойчивости и боеспо­собности военнослужащих, подвергшихся панике, оказании помощи воен­нослужащим с психическими травмами;

• участвует в мероприятиях по противодействию психологическим операци­ям противника;

• вырабатывает предложения командиру по повышению психической устой­чивости военнослужащих;

• участвует в развитии материально-технической базы психологической ра­боты т. д.

Анализ перечисленных функций позволяет сформулировать основные задачи психолога на различных этапах боевых действий.

Date: 2015-09-23; view: 599; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию