Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях применения оружия массового поражения и высокоточного оружия





В конце XX в. в японском городе Кусиро произошло землетрясение. Оно случи­лось поздно вечером. Двухсоттысячный город лежал в руинах, но не было ни одной человеческой жертвы, произошло только 9 пожаров. Оказалось, что, покидая дома, японцы выключали свет и газ. Это землетрясение не было предсказано. Просто люди находились в постоянной готовности к стихийным бедствиям. На этом при­мере видно, что если люди психологически готовы к действию в самых экстремаль­ных условиях, то негативные последствия можно существенно снизить.

Опыт показывает, что для того, чтобы психологически подготовить военнослу­жащих к действиям в условиях применения ОМП и ВТО, необходимо следующее.

1. Обучать воинов по внешним признакам определять характер и вид ядерного
взрыва и на основе этого быстро оценивать размеры опасности и правильно выби­
рать схему действий.

Знание только поражающих факторов, например светового излучения, может вызвать страх, чувство беззащитности и беспомощности. Необходимо разъяснять, что световое и тепловое излучение распространяются прямолинейно и не прони­кают через непрозрачные материалы. Любая преграда (стена, брезент, окоп) мо­гут защитить от них.

Кроме этого световое излучение может стать своеобразным «союзником» вои­на. Так как свет распространяется быстрее звука, то он выступает в роли своеоб­разного сигнализатора о приближении ударной волны.

Это позволяет снять излишнее напряжение в ожидании приближения ударной волны. Военнослужащие должны четко знать, что если через 10-12 с после вспыш­ки ударная волна не дошла до них, то ядерный взрыв произошел более чем за 20 км (за 2 с ударная волна проходит 1000 м) и реальной опасности не представляет.

Другим видимым эффектом ядерного взрыва является образующееся в первые 1-2 с после вспышки облако, имеющее вид поднимающегося столба дыма с гри­бовидной шапкой. По цвету облака можно определить вид ядерного взрыва. Если оно белое — взрыв воздушный, если темно-серое — наземный. У воздушного взры­ва практически отсутствует радиоактивное заражение местности, что позволяет сразу же действовать в самом эпицентре взрыва в противогазах.

Тело человека способно выдержать давление ударной волны в 20 раз больше, чем выдерживает каркасное здание. Следовательно, если хорошо укрыться от све­тового излучения, то ударная волна представляет меньшую опасность.

Солдатам следует разъяснять, что повторное нанесение ядерного удара но од­ному и тому же месту маловероятно. Поэтому место уже произведенного взры­ва — одно из самых безопасных.

Знание этих фактов имеет большое психологическое значение: оно вселяет уве­ренность в собственных силах и безопасность.

2. Организовывать действия личного состава, в условиях, моделирующих поражаю­
щие факторы ОМП.
В этих целях может осуществляться участие войск в испытани­
ях ядерного оружия при определенных условиях (знание расстояния от эпицентра,
использование индивидуальной и групповой защиты и т. д.), имитация примене-


Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...



ния ОМП в ходе проведения войсковых учений с помощью специальных имитаци­онных устройств и средств (заводские и самодельные имитаторы ядерного взрыва, учебная радиоактивная пыль, слезоточивые газы, сублетальные дозы О В и др.).

3. Демонстрировать возможности средств индивидуальной и коллективной за­
щиты.

4. Организовывать четкий контроль за радиационной обстановкой. Военно­служащие должны быть уверены, что при фиксации полученных доз облучения соблюдаются принципы точности и справедливости (дозы не уменьшаются, не приписываются тем, кто их реально не получил). Целесообразно приравнивать опасные дозы облучения к ранениям.

5. Осуществлять своевременную эвакуацию облученных, зараженных, поражен­ных военнослужащих в целях недопущения развития у военнослужащих ядерных нев -розов и массовых психических заражений. Организовывать обход войсками мест массовых потерь от применения ОМП и ВТО.

6. Жестко и бескомпромиссно бороться со слухами относительно применения про­тивником ОМП, исправности приборов радиационной и химической разведки и т. д.

 

6. Обучать воинов методам психической саморегуляции и оказания психологи­ческой помощи пострадавшим.

7. Оказывать своевременную психологическую помощь военнослужащим, подверг­шимся психотравматизации, больным и раненым.

8. Своевременно осуществлять экспресс-программы восстановления боеспособ­ности подразделений, подвергшихся воздействию ОМП и ВТО.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика психологического воздействия на военнослужащих свето­вого излучения?

2. В чем заключается психологический эффект ударной волны?

3. Каковы особенности психологического воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения?

4. Каковы механизмы возникновения и распространения массовых инфекци­онных психических явлений (психозов)?

5. Раскройте содержание психологической подготовки военнослужащих к дей­ствиям в условиях применения оружия массового поражения и высокоточ­ного оружия.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая -ни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

2. Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. М., 1990.

3. Курс военной психологии / Под ред. Н. Ф. Феденко. Ч. 2. — М., 1995.

4. Сторм У. Психологический эффект массовых потерь //Современная бур­жуазная военная психология / Под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феден­ко. - М., 1965.

5. Съедин С. И., Абдурахманов Р. Л. Психологические последствия участия в бое­вых действиях. — М., 1992.


Глава 4. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТИ

Роль и значение психологии определяются важнейшей функцией науки — слу­жить потребностям людей и общественной практике. Собственно вся история развития психологии и есть движение от познания законов функционирования духовного мира личности к их практическому использованию в интересах самой же личности и общества. Постоянно наращиваясвой теоретический и приклад­ной потенциал, психология все настойчивее проникает в самые сложные сферы человеческого бытия, стремится усовершенствовать физический мир через пре­образование духовного мира личности, сделать человека активным творцом сво­ей судьбы. Сегодня ей становится по плечу комплексное осмысление и таких яв­лений, как психология войны и боя.

Есть все основания констатировать, что война является самым суровым и жес­токим испытанием человеческого духа, его нравственных устоев, силы воли и тела. Можно утверждать совершенно определенно — никакой самый трагический из известных природных и техногенных катаклизмов по мощи своего воздействия не сравним с войной. Главной причиной высочайшей психопатогенности войны является то, что в бою человек вынужден действовать вопреки своей природе, наперекор могучим инстинктам самосохранения, игнорируя потребности собствен­ного организм, во имя надличностных, социальных целей и интересов.

Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль по­ведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т. д.) в соответствии с ее требованиями. Если этого не происходит, военнослужащий ста­новится «легкой добычей» боевой психической травмы, различных психических расстройств.

Объемы таких расстройств приобретают поистине гигантские масштабы. На­пример, во время Второй мировой войны только американские войска потеря­ли более 500 тыс. человек по причине боевых психических расстройств. Такого количества солдат хватило бы для укомплектования 50 пехотных дивизий, ко­торые могли бы изменить ход любой военной компании. Соотношение психо­генных и физических потерь в войсках в XX в. постоянно «пульсировало», об­наруживая общую тенденцию к росту.

Не случайно попытки приложить психологическое знание к боевой практике известны с незапамятных времен. Еще в трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха


Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 215

подвергаются анализу причины героизма и малодушия, верности долгу и преда­тельства, морально-психологического превосходства над противником и некото­рых психических расстройств, даются рекомендации по расширению психологи­ческих возможностей воина и управления войсками.

За время развития психологии в ранге науки такие рекомендации стали более научно обоснованными, конкретными, объективировались в виде своеобразных технологий.

Вместе с тем современное психологическое знание о войне, бое, боевой деятель­ности войск, к сожалению, отличается фрагментарностью, разрозненностью, несет на себе отпечаток различных научных школ и авторских интересов. Провозглашен­ный в отечественной военной психологии личностно-социально-деятельностный подход больше провозглашается, чем реализуется в конкретных исследованиях. По-прежнему поведение человека, его детерминация рассматриваются линейно, без учета влияния на него социальных, эргономических, экологических и иных факто­ров в их диалектической взаимосвязи.

В связи с этим возникает острая необходимость в разработке целостной теорети­ческой концепции психологического обеспечения боевых действий войск. Теоре­тическую основу такой концепции должно составлять четкое, целостное научное представление об объекте и предмете психологического вмешательства в боевую деятельность и вытекающих из него путях и способах психологического вспомоще­ствования участникам военных событий.

Date: 2015-09-23; view: 532; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию