Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учимся различать звуки но слуху( твёрдые и мягкие )”
В этой серии занятий Вы продолжаете звуковые упражнения. Но теперь Ваш малыш уже будет различать звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова
УПРАЖНЕНИЕ 1 Мама читает стишок:
Два самолёта мы с тобой Ты маленький, а я большой. Большом гудит, большой ревёт. Звук (ЛЛЛ) его в полёт зовет. Он твердо произносится И в небо прямо просится. А маленький гудит не гак, Он мягкий звук издать мастак:
(ЛЛЛ(ь)) - звук несётся от него. Взлетает тоже высоко!
Мама спрашивает у ребенка:
Кик гудит большом самолет? (ЛЛЛ) - должен ответил" ребёнок. А как гуди! маленьким самолетик? (ЛЛЛ(ь)) - ответит малыш.
Правильно, большой самолёт гудит твердо (ЛЛЛ)а маленький самолётик гудит мягко (ЛЛЛ(ь)).
УПРАЖНЕНИЕ 2
Игра в звуковые пары: "Большой и маленький"
2 комарика:
(333) - твёрдо звенит большой комарик: (ЗЗЗ(ь)) - мягко звенит маленький комарик.
Угадай-ка: Какой комарик сел ни зайку?
"Большой, должен ответить малыш (потому, что он звенит твердо, как звучит первый звук в слове зайка)".
А какой комарик сел на Зину?
"Маленький, - должен ответить ребёнок (потому, что он звенит мягко, как звучит первый слог в слове Зина)". (Выделяя голосом звук (3) в слове (ЗЗЗАЙКА), помогите; убедиться в твердом звучании звука (3)- ЗЗЗАЙКА - так звенит большой комарик) и мягком звучании звука (3(ь) -- 333ИНА -так звенит маленький комарик).
2 машины:
(ВВВ} - твердо гудит большая машина; (ВВВ(ь)) - мягко гудит маленькая машина.
Угадай-ка: В какой машине едет Вася?
"В большой,- должен ответить ребёнок (потому, что она гудит твердо, как звучит первый звук в слове Вася).
В какой машине едет Витя?
"В маленькой, - должен ответить ребенок (потому, что она гудит мягко, как звучит первый звук о слове Витя).
2 трактора:
(РРР)- твердо тарахтит большой трактор (РРР(ь)) - мягко тарахтит маленький трактор.
Угадай-ка:
Какой трактор ведёт Рома? А какой трактор ведёт Рита?
Лопнули 2 шарика - большой и маленький. У большого шарика" воздухх выходит твердо (ССС), А у маленького шарика мягко (ССС(ь)). Угадай-ка:
Кикой шарик был у Серёжи? А какой шарик был у Саши?
Играйте с ребёнком в звукоподражания: жужжите, звените, Мычите, рычите, шипите. Придумайте сами, вместе с малышом свою звуковую игру с близким и понятным вашему ребенку сюжетом.
Например: "В деревне и на лужайке":
(МММ) - мычит телёнок,- МММОЛОКА ХОЧУ, К ММ МАМЕ (мама даёт ребёнку образец выделения голосом звука (М), теперь пусть малыш произносит все слова на (М). но на языке теленка - МММАК, МММЯТА, МММОТЫЛЕК, МММЕД, МММОСТИК, МММЕСЯЦ
В таких игровых ситуациях ребёнок учится акцентировать внимание на одном Звуке, выделять его в слове голосом. ощущать мягкость и твёрдость произношения звуков. Далее продолжайте упражняться с ребёнком но "Азбуке в Картинках", выделяя первый звук в слове и запоминая новые буквы(на А - арбуз, на О- ослик, на М - мотоцикл и т д.).
3 серия занятий "Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)”
Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Вашему ребёнку путь к слогообразованию.
УПРАЖНЕНИЕ 1 Дидактическая сказка " Жили-были звуки "
А теперь мама расскажет своему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные. Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка "Жили-были звуки". Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.
"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.
Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.
......И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое).......И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М). Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ). УПРАЖНЕИЕ 2 Игра с карточками.
А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса). "Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять. (А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета). (Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно - синие (согласные). Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Игра " Дружба звуков ", (Слуховое слогообразование)
МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: (• МА). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА). Получилось?
А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с (А) - (РА)!
Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".
Возьмите в руки большой надувной мяч. "Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!
Подружись со звуком (У):
Мама: Ребенок р - ру С - су ж - жу
На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча. Например:
Мама: Ребенок: "Произносим всё на (А),......(Р)" - " (РА) '" ......(Л)" - "(ЛА)!" " Произносим всё на (О), ....;.(М)" - "(МО)'" ......(Л)" _ " (ЛО)!" " Произносим всё на (И), ......(М)" - "(МИ)!" ......(Р)" - "(РИ)!" ......(С)" - "(СИ)!"
И т. д. с любыми звуками.
Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):
"Послушай, как дружат звуки с (И): \ (К(ь) И) (М(ь) И) (Р(ь) И) (С(ь) И)"
Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":
(К(ь) И); (М(ь) И); (Р(ь)И); (С(ь)И). Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам. Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!
4 серия занятий:
|