Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея социометрии





Социометрия (от лат. socius - общий, греч. metron - мера) - метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Впервые понятие "социометрии" в значении отрасли социальной психологии появилось в XIX веке в связи с попытками применить математические методы для изучения социальных явлений. В XX веке его использовали сторонники макросоциологии, пытавшиеся объяснить социальные феномены исходя из изучения межличностных отношений индивидов. Однако эти попытки оказались малозаметными для того времени, пока Дж. Морено (1892-1974) не придал этому понятию новое значение. Он ограничил его объем, сузив до набора прикладных методик изучения структуры и динамики "неформальных" взаимоотношений между индивидами. Морено поставил социометрию как набор социологических и социально-психологических инструментов в ряд с социономией (общесоциологической наукой о малых группах) и социатрией (системой методов разрешения социальных конфликтов с помощью изучения и улучшения межличностных отношений). Позднее возобладала инструментальная трактовка социометрии как совокупности определенных методов исследования взаимоотношений в малых группах. Эти методы позволяют фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. Социометрический тест, аутосоциометрия, ретроспективная социометрия и ряд других процедур основаны на устных отчетах испытуемых о внутригрупповых межличностных предпочтениях в определенных ситуациях. На основании этих данных могут быть построены социограммы - представленные в виде матрицы обобщенной схемы симпатий-антипатий участников опрашиваемых групп. Кроме того, с помощью этих методов можно описать индивидуальные самооценки положения человека в группе, выделить неформальных лидеров и "отверженных".

Продолжением социометрии являются психодрама и социодрама. В первом случае создается экспериментальная группа, выступающая как аналог театральной труппы. Создаются ситуации взаимодействия людей, и в этих ситуациях участники тренируются в исполнении межличностных ролей.

В социодраме проигрываются социально-бытовые ситуации, в которые попадают люди в естественно сложившихся группах, например, семье, производственном коллективе и др. Проигрываются реальные жизненные ситуации, отрабатываются навыки исполнения социальных ролей и понимания других людей, исполняющих те или иные социальные роли.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ П.А. СОРОКИНА

Жизнь Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) сложилась необычным образом. Талантливый ученый, он в то же время, еще живя в России, отдавал много сил политической борьбе как член партии эсеров. В 1922 г. он был выслан из России и обосновался в США. Большую часть своих концепций он разработал еще в России, а обработал и издал в США.

Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об "интегральной социологии", охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. С самого начала его мировоззрению было свойственно стремление интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему. Сам он считал свою систему разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основанного на логических и эмпирио-научных методах. Большое влияние ни него оказали конто-спенсеровская социология эволюции и прогресса, а также труды русских позитивистско ориентированных социологов.

Социальная действительность рассматривалась Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной реальности, не сводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, интеллекта и сверхрациональной интуиции. Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия.

Наиважнейшим фактором динамики социокультурной системы становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы, каждая из которых имеет собственный тип мировоззрения. Из них Сорокин выделяет следующие:

1) "чувственная" суперсистема (реальность воспринимается непосредственно чувствами);

2) "умозрительная" (реальность познается при помощи интуиции);

3) "идеалистическая" (рассматриваемая как комбинация двух первых). Им соответствуют три формы истины - чувственная, духовная (интуитивная) и рациональная. В различные периоды истории эти базовые предпосылки и соответствующие им суперсистемы находятся в различных фазах своего развития. В то же время в любой период истории сосуществуют пять основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: этика, язык, религия, искусство, наука.

Создавая концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, Сорокин в качестве философской базы полагает идеалистическое понимание истории, опирающееся на интуитивный метод познания. На этой основе он создает свою своеобразную теорию социокультурной динамики, что произошло в то время, когда проблема социального изменения почти не.привлекала внимания западных социологов. Речь идет о теории, описывающей диалектическую смену господствующего мировоззрения одной эпохи каким-либо одним из двух других альтернативных мировоззрений. Соответственно сменяются и тотальные типы суперсистем. Этот процесс напоминает изменения в движении часового маятника и сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов, которые существуют в рамках солидаристских или антагонистических отношений. Возникновение нового доминирующего культурного этоса, становится огромным переворотом во всей социокультурной системе общества и сопровождается длительными периодами социальных и культурных потрясений (основной исторический закон перманентных флуктуаций исторических типов). Исследовав влияние социальных потрясений на поведение личности, Сорокин выдвинул "принцип поляризации", согласно которому тенденция к моральной индифферентности и рутинному поведению усиливается в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистического удовлетворения, в то время как меньшинство ориентировано на альтруистическую реализацию и т.п. активность. Когда социальное потрясение минует, поведение возвращается к прежнему, "нормальному" состоянию и распределению мировоззрений. Однако Сорокин не верил, что Запад выйдет из фазы имманентного кризиса и вступит в период развития. Он считал, что Западная Европа пребывает сейчас на стадии кризиса чувственной культуры, безответственности власть имущих и анархизации моральных норм. Она уже прошла пик своего творческого развития, а для этой поздней стадии существования культуры характерно преобладание любви и альтруизма как способов социального поведения. Как перспективу развития этого кризисного общества Сорокин выдвинул идею конвергенции, т.е. возможного появления промежуточного между капиталистическим и коммунистическим строя и образа жизни, который объединит позитивные ценности обоих типов и освободится от их дефектов, что, конечно, осуществимо, только если человечеству удастся избежать новых мировых войн.

В западной социологии также весьма высоко ценятся концепция и эмпирические исследования социальной мобильности и стратификации, чем Сорокин стал заниматься еще в ранний период. Социальная мобильность - есть естественное внеисторическое нормальное состояние общества и включает в себя регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и социальных объектов (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности, из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Вертикальная мобильность (профессиональная, политическая и экономическая) - перемещение индивида из одного пласта в другой, причем в зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности:

восходящей и нисходящей, т.е. социальном подъеме и социальном спуске. Существуют определенные механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам ("сита"), которые регулируют и фильтруют мобильность. Субъектом мобильного движения может быть не только индивид, но и социальная группа.

В современной западной социологии для осмысления ее современного состояния и определения перспектив ее развития используется понятие парадигмы. Сам термин "парадигма" введен американским историком науки и философии Т. Куном, который выступал против метафизической позитивистской концепции науки, лишавшей последнюю внутренней динамики и развития. Понятие "парадигма" обозначает признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Все развитие науки представляет собой процесс революционной смены прежних парадигм новыми. Накопление "аномалий" - факторов, противоречащих принятой парадигме исследования, подрывает ее авторитет и тем самым стимулирует выдвижение новых конкурирующих теорий, которые ведут между собой борьбу за лидерство, заканчивающуюся победой одной из них. Эта теория и превращается в новую парадигму.

В современной социологии распространена точка зрения, согласно которой социология относится к разряду "мультипарадигматических" дисциплин, для которых характерно наличие не одной, а нескольких парадигм. Так, например, американский исследователь Дж. Ритцер выделял три основные парадигмы современной западной социологии:

фактуалистическую парадигму, куда он включает структурный функционализм и концепции социального конфликта;

дефиционистскую парадигму, куда входят символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология

и парадигму социального бихевиоризма (концепция социального обмена и бихевиористская социология).

Первая парадигма - парадигма "социальных фактов" - сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам.

Вторая парадигма - парадигма "социальных дефиниций" - сосредоточена на изучении не социальных фактов, а того способа, посредством которого они определяются. Важнейшим объектом изучения в этой парадигме являются внутри- и межсубъективность и как результат - действие. Социальная реальность в этой парадигме выступает как совокупность таких факторов (значений, символов и т.д.), исходя из которых действующие личности оценивают свое окружение; и эта реальность, сконструированная из различных символов и значений, в свою очередь детерминирует их социальное действие.

Третья парадигма - парадигма "социального поведения" - уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии, где долгое время господствовал бихевиоризм. Социальные бихевиористы считают, что парадигмы "социальных фактов" и "социальных дефиниций" являются метафизическими, поскольку они игнорируют "человеческое поведение", которое представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент при этом делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т.е. нежелаемого социального поведения.

Дополнить эту классификацию можно выделением еще одной особой парадигмы - парадигмы социально-исторического детерминизма, которая связана с марксистской социологией и основными элементами которой являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называют социальной реальностью. Действующие личности выступают как объекты и субъекты социальной реальности.

Социология как наука никогда не имела единой и всеохватывающей парадигмы, в рамках которой мыслили бы все социологи без исключения. Однако, если говорить о некоторых общих особенностях ее развития в классический и современный периоды и о различии между ними, то, несмотря навесь плюрализм социологических теорий, можно выделить следующие парадигматические особенности двух периодов. Классическое социологическое мировоззрение, которое объединяло и Маркса, и Дюркгейма, и Вебера и др., основывалось на понятии "экономического человека", т.е. человека труда и человека-потребителя. Современное же западное социологическое мышление сосредоточено на изучении человека "информационного", "постиндустриального общества", т.е. человека, для которого главными вместо ценностей труда и потребления (экономических) становятся ценности культуры.

К направлениям, которые существуют внутри этой современной теоретической ситуации, можно причислить следующие социологические направления: неомарксизм (Т. Адорно, Г. Маркузс, Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), символический интеракционизм (Дж. Мид), этнометодологию (Г. Гарфинкель), постмодернизм (Э. Гидденс и др.). Далее будут изложены взгляды представителей этих направлений.

Неомарксизм, или "западный марксизм", зародившийся в Западной Европе и распространившийся несколько позднее в США, представляет собой в первую очередь критическое переосмысление социологических идей К. Маркса Э. Бернштейном, К. Каутским, К. Коршем, Д. Лукачем и А. Грамши. Основоположником этого течения считают Д. Лукача ("История и классовое сознание", 1923) и К. Корша ("Марксизм и философия", 1923). Наиболее влиятельной неомарксистской теорией была социологическая критика марксизма в концепциях франкфуртской школы, сформировавшейся в 30-е годы в рамках института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. Представителями этой школы являются Э. Фромм, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер и Т. Адорно.

Среди франко- и англоязычных теоретиков к неомарксистам можно причислить А. Лефевра, Ж.-П. Сартра, Т. Б. Боттомора и др.

Если марксистская концепция нацелена в первую очередь на экономические проблемы, попадая вследствие этого в "тенета экономического детерминизма", неомарксистская "критическая школа" ориентирована на социокультурные проблемы: на исследование культурных феноменов как отражения реальности современного западного общества. "Критическая школа" концентрирует внимание на подавлении личности окружающей ее и господствующей над ней культурной средой. Неомарксисты основывались на марксовой же традиции, но на работах молодого Маркса.

"Критическая теория" исследует введенное М. Вебером различение между формальной рациональностью и содержательной рациональностью или разумом. Формальная рациональность, связанная с технократическим мышлением, используется стоящими у власти в целях подчинения всех остальных членов общества. Современная жизнь, по сути, всегда иррациональна. Технология служит установлению власти одних людей над другими. В результате складывается "одномерное общество", в котором индивиды теряют способность критически оценивать общество и свое собственное положение в нем.

Вся история капиталистической цивилизации предстает в неомарксизме как фатально-необходимый процесс прогрессирующего "сумасшествия" разума.

В связи с этим антикапиталистическая революция выступает в апокалиптическом свете, как "конец истории", всемирный катаклизм, вселенская катастрофа, результатом которой должно стать появление чего-то "радикально иного". Все же предшествующее развитие человечества было "недоразумением". Именно поэтому неомарксисты считали, что решающей силой в свержении этой цивилизации являются люмпены, т.е. те, кто будучи отброшены ею на дно, не имеют с ней ничего общего, например, наркоманы, инфантилы, преступники и др. Этот экстремизм привлек к неомарксистам в 60-е гг. революционно настроенных "новых левых".

Одной из центральных тем в неомарксизме стала марксистская категория отчуждения, понимаемого как обусловленное социально-экономическими условиями существование отчуждения человека от собственной сущности. Результатом отчуждения являются антагонистичность социальной структуры и любые социальные ситуации, в которых люди подчиняются ими же самими созданным силам, которые выступают для них как отчуждение силы.

Возвращаясь к идеям раннего Маркса, который еще не связывал так тесно отчуждение с экономическими условиями капитализма, а больше интересовался "микроуровневыми" темами: способностями человека, его силами, потребностями, сознанием, самосознанием и т.д., неомарксисты гуманизировали категорию отчуждения, больше интересуясь ее социокультурными и личностными аспектами.

Ю. Хабермас попытался трансформировать неомарксизм, освободив его от экстремистских крайностей. В отличие от Маркса, который в качестве всеобщей социоэкономической категории рассматривал труд, Хабермас считает принципиально важным доказать в противовес марксизму, что коммуникативное действие (в отличие от целерационального, т.е. труда) - это первостепенный аспект человеческого бытия, основа всей социокультурной жизни, а также гуманитарных наук. Целенаправленное действие (труд) предполагает достижение цели, задача же коммуникативного действия - достичь понимания в общении, так как последнее является актом достижения понимания и в нем участники могут гармонизировать планы своих действий. Социальным идеалом Хабермаса является свободно коммуницирующее общество как итог социальной эволюции. В таком обществе идеи открыто выдвигаются, отстаиваются, критикуются, осуществляются свободные соглашения. Именно с точки зрения утверждения социального идеала свободного общения Хабермас критиковал марксистский идеал коммунистического общества. В отличие от марксистского понимания коммунизма как преодоления отчуждения от труда, Хабермас мечтает о преодолении отчуждения от универсальности общения или взаимодействия (интеракции).

Date: 2015-09-23; view: 692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию