Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптация к условиям болезни и компенсация признаков дефекта может быть успешной и может быть и неуспешной. Позитивной и негативной





Теоретический базис отечественной патопсихологии – культурно-историческая психология и теория деятельности.

Основные положения научной школы:

I. Положение о социо-культурной детерминации и прижизненном формировании ВПФ. Субстрат – условие развития. Источник развития – культура, социальная среда, общечеловеческий культурный опыт. Механизм развития – присвоение, интериоризация. В ходе развития ВПФ становятся опосредованными и произвольными. Нарушение субстрата накладывает ограничения на развитие. Так же источник развития – опыт человечества. Так же важна роль активности, но это иная активность.

2 фактора искажения отражения реальности:

• Биологический фактор

• социальная ситуация болезни. Рамки, в которые ставит болезнь

Примеры:

1) Бред. Содержание бреда черпается из мира, т.е. имеет социо-культурную детерминацию. История показывает, что в разные эпохи содержание бреда различно.

Структура бреда. Бредовые суждения строятся по законам формальной логики.

Бред имеет аффективную заряженность. Фармакотерапия больных с бредом ориентирована нивелирование эмоциональности пациента (воздействие на подкорковые структуры).

2) Галлюцинации. Это восприятие без объекта.

В.М. Бехтерев. Он усомнился, что возможно восприятие без объекта. Гипотеза: галлюцинации возникают в ответ на слабые, подпороговые раздражения. Вывод: В осприятие носит рефлекторный характер. Психологический механизм: собственная активность субъекта.

1. С.Я. Рубинштейн. Гипотеза: галлюцинация не есть восприятие без объекта (т.е. она ничем не отличается от иллюзии). Психологический механизм: активность, направленная на поиск сенсорной информации. Результаты. Ни у кого из здоровых испытуемых не удалось спровоцировать галлюцинации. А у больных, перенесших галлюцинаторный эпизод галлюцинации возникали, но тут были различия:

Ø Шизофрения: возникали слуховые галлюцинации, которые повторяли содержание уже пережитого.

Ø Реактивный психоз (реакция на страх наказания за совершенное преступление): в слуховых галлюцинациях отражался этот страх, так же эти больные переживали состояние особого транса.

Ø Хронический алкоголизм: кроме слуховых галлюцинаций актуализировались еще и зрительные.

Выводы: 1) нет разницы между иллюзиями и галлюцинациями; 2) рефлекторная природа галлюцинаций. Галлюцинации – это искаженное отражение реальных раздражений.

Т.о., одной из теоретических проблем патопсихологии является изучение условий и психологических механизмов возникновения сложных патологических явлений. Требования к методу: он должен создавать условия, провоцирующие возникновение тех или иных патологических феноменов + варьирование условий и контроль за ними. Провоцируя патологические феномены, надо соблюдать основное деонтологическое правило – «не навреди!».

II. Распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития (Выготский).

Внешнее сходство психики ребенка и больного: нецеленаправленность, неопосредованность поведения, отвлекаемость, схожие ошибки и т.д.

Генезис природы ошибок и разный потенциал развития и т.п. Пр.: отвлекаемость. Ребенок отвлекается, но его деятельность можно организовать. Отвлекаемость наблюдается так же при лобном синдроме, но компенсировать «лобное полевое поведение» вышеуказанным способом невозможно (только фармакотерапия).

1) Различна структура психической деятельности. У больных с психической патологией даже на фоне интеллектуального дефекта можно обнаружить сохранные звенья. У ребенка этого еще нет.

2) Где-то есть избыточность, чрезмерность выраженности отдельных сторон психической жизни.. Пр.: Опосредование (методика пиктограммы). Опосредованность становится избыточной в ситуации, которая важна для испытуемого – установка на достижение. Эпилептики (инертны и обстоятельны): рисунок на всю страницу, а запоминание слабое.

Проблема патопсихологии: изучение той новой структуры психической деятельности, которая возникает у больных с различными формами патологии. Требования к методу: не только создавать условия, провоцирующие нарушения, которые далее оцениваются количественно, но и проводит качественный анализ.

III. Психика человека имеет сложное системное строение. Возникающая в условиях психической болезни патология также имеет сложное системное строение. • Если нарушена какая-то одна сторона псих. деятельности, какой-то один признак этой деятельности то страдают все иные стороны псих. деятельности, те которые, это нарушенное звено включено.

Пр.: диффузная органическая патология мозга. Один из центральных симптомов – истощаемость, ведущая к упадку мотивации. На этом фоне: нарушения целепологания, ошибки при выполнении простых заданий, снижение эффективности деятельности, нарушения воспроизведения, ошибки внимания.

Но не надо забывать о том, что в случае психической патологии возникает движение 2-х процессов: Процесс развития и Процесс распада сосуществуют. Развитие продолжается, но в суженных болезнью рамках… дефект актуализирует процессы адаптации к нему и компенсации дефекта.

Проблема патопсихологии: изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта; изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного. Требование к методу: он должен создавать условия для выявления как распада, так и развития. Изучение обучаемости больного – ЗБР Метод должен открывать нам возможность оценить больного в сотрудничестве с другими людьми, таким методом может быть формирующий (обучающий) эксперимент.

 

IV.Адаптация к условиям болезни и компенсация признаков дефекта может быть успешной и может быть и неуспешной. Позитивной и негативной. В структуре дефекта могут быть выделены как первичные, так и вторичные нарушения; природа их различна. Первичные связаны с патологией мозга, вторичные же носят сугубо психологический характер и возникают вследствие неудачной компенсации дефекта. Примеры:

1. Резкое повышение самооценки до того уровня, когда она становится неадекватной (напр., при олигофрении).

2. Конфабуляции возникают по механизму компенсации. призван завуалировать реальное нарушение памяти, которые могут быть травматичны для больного при их осознании.

3. Педантичность эпилептиков.

Дифференциация первичных и вторичных нарушений очень важна: первичные трудно поддаются коррекции; вторичные могут быть исправлены только психологическими методами.

Проблема патопсихологии: изучение механизмов формирования вторичного симптомокомплекса. Требования к методу: создание условий для дифференциации первичных и вторичных нарушений.

Вывод. Все вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны; в центре – изучение психологических механизмов симптомо- и синдромообразования при психических болезнях.

На патологическом материале мы часто можем вскрыть те психологические факторы, которые <ответственны> за ту или иную структуру познавательной деятельности больного.

 

18. Нарушение личности при различных психических расстройствах (разная клиническая феноменология и различные психологические механизмы: патология потребностей).

План.

Date: 2015-09-23; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию