Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика ЗПР





Группы ЗПР по Лебединскому

Последовательность реагирования уровней ЦНС

ММД

задержанное развития: ЗПР - мозаичность и парциальность

- замедление темпа псих развития, формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

-дефект частный, мозаичный: наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные.

-время возникновения - 2-3г. диагностика в детсадах часто

-обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представ­лений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целена­правленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности

- дети доста точно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи, пользуются подсказками

. -первичное нарушение – инструментальных ф-ции (память, вним, гнозис), дефицитарность «предпосылок» мышления

-вторичное нарушение – мышление

-Ведущая линия аномально развития «снизу вверх»: базальные функции страдают больше, чем высшие.

-тип асинхронии: обратимая ретардация

- есть 2 вида: на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (раз­личные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.

1.Патопсихологический подход: Выделяют 4 группы детей с ЗПР (Лебединская К.С):

1- Конституционального происхождения: ин­фантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера на более ранней ступени развития: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.

2- Соматогенного происхождения:

- эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями. Торможение развитие активных форм деятельности, способ­ствует формированию таких черт личности, как робость, боязли­вость, неуверенность в своих силах. Режим ограничений и запретов. И с­кусственная инфантилизация.

3- Психогенного происхождения: -из-за неблагоприятных условий воспитания, психотравмы, условиях безнадзорности. Н еумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. Помимо неблагоприятных условий воспитания в усугублении ЗПР играет роль другой психогенный фактор: ситуация систематического неуспеха, в которую попадают дети с ЗПР, попадая в массовую школу: низкая оценка успеваемости – низкая оценка личности – изоляция. Способствует аномальному формирования личности. Исследования Белопольской по этому поводу: у детей формируется заниженный уровень притязаний. Появляются гиперкомпенсаторные реакции. неблагоприятные отношения с родителями и педагогом, психические травмы -микросоциальная и педагогическая запущенность

Фактор педагогической, а правильнее — микросоциальной запущенности:

недостаточного уровня развития навыков, умений и знаний у ре­бенка с полноценной нервной системой, но длительно находя­щегося в условиях недостатка информации, интеллектуальной, а часто и эмоциональной депривации. В социально неблагополуч­ных семьях (при хроническом алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности и т.д.) может задерживаться интеллектуальное развитие ребенка и со здоровой нервной системой.

4- Церебрально-органического генеза: Задержка связана с органическими поражениями ЦНС (травмами НС в первые периоды жизни, патологией беременности и родов, инфекциями, интоксикациями). ЗПР, связанная с постнатальными вредностями (инфекциями, интоксика­циями и травмами) в первые 3—4 года жизни: видно наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость.

Последовательность реагирования уровней ЦНС. Первичные и вторичные нарушения при ЗПР.

1) У детей с ЗПР первично нарушен энергетический блок:

2) Следующим реагирует аффективный уровень ЦНС:

§ Эмоциональная лабильность

§ Повышенная возбудимость, быстрая пресыщаемость любой деятельностью.

§ Насильственные требования аффекта

§ Эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, опре­деленной примитивностью. аффективный уровень: симптомы повышенной тревожности, страхи, весь комплекс невротических расстройств, колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью, расстройством влечений (психопатоподобный синдром).

§ У детей с повышенным эйфорическим настроением: импульсивность и психомоторная расторможенность, -неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. - непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины-не хотят учиться, хотят играть

§ Дети с преобладанием пониженного настроения:- склонность к робости, боязливости, страхам. -препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. - игровые интересы.- большая дисциплинированность

§ Психопатоподобная симптоматика: дисфория – нет устойчивого аффективно тона, часты отклонения в сторону негативных эмоций (агрессивность, злобность, конфликтность).

§ Неврозоподобные нарушения: страхи, тревожность, плаксивость.

§ Страдает система сон – бодрствование, а также аппетит.

 

3) Уровень когнитивных процессов:

Л.С. Выготский: страдают предпосылки мышления.

-Нарушение работоспособности, быстрой утомляемости.

- Снижение объема внимания и памяти.

- первичная дефицитар­ность отдельных функций: праксиса, зри­тельного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики и т.д,

- В случае дисфункций на корковом уровне страдают когнитив­ные функции и регуляторные процессы, за которые ответственны лобные области коры.

- парциональность, мозаичность их нару­шений.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД)

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По–видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

 

Динамика. ЗПР обратима. ЗПР можно преодолеть в условиях правильного обучения, усваивают знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.

РЕЧЬ: Недостаточная интеллектуализация речи ведет к тому, что она не способна осуществлять регуляторные функции. В результате наблюдается длительное сохранение аффективных форм реагиро­вания, характерных для инфантильной психики.

Непосредственная память всегда ниже нормы, зато опосредование улучшает результаты запоминания.

 

 

Date: 2015-09-23; view: 1093; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию