Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранняя родовая община охотников, рыболовов и собирателей





Родовая община - связана с возникновением экзогамии. Одно не отделимо от другого. Отношения родства в то время могли прослеживаться только по линии матери. Первой формой существования родового строя был материнский род.

Признаки материнского рода:

· Счет родства по линии матери

· Обычай экзогамии - запрет брачных отношений внутри одного человеческого коллектива

Происхождение экзогамии:

· Макленнон считал (XIX в.) в свое работе "Первобытный брак" открыл явление экзогамии. Он считал, что в ПО существовал обычай убийства новорожденных девочек, и поэтому женщин для брака брали "на стороне".

· Дарвин тоже пытался разобраться в этом. Он считал, что экзогамия связана с отсутствием полового влечения к родственникам.

· Морган объяснял экзогамию боязнью кровосмешения. Эта версия почти не поддерживается, т.к. при большом размере популяции вред близкородственных контактов проявляется далеко не сразу.

· Борис Поршнев считает, что экзогамия утвердилась в охотничьем хозяйстве, т.к. во время длительных походов охотников те встречались с иными племенами

· Версия многих советских авторов в том, что целостность коллектива нарушалась на почве межполовых отношений. И лучшим выходом для сохранения рода как хозяйственной единицы был вынос половых отношений за пределы рода, обычно на уровень двух родов - дуальная экзогамия. Затем такие связанные роды образовывали эндогамные племена.

Окончательно проблема возникновения экзогамии так до конца не решена. Ученые работают над этим.

Период РРО продолжался приблизительно 25-30 тыс. лет. За это время были значительные климатические изменения. Наши предки были охотниками, рыболовами и собирателями - это три основные формы присваивающей экономики.

Основным объектом охоты европейской приледниковой зоны был мамонт. Загонная (облавная) охота. В пещерах Сьера-Гвадарама были обнаружены следы охоты на пещерного слона. Загонная охота демонстрировала силу коллективизма - коллективы охотников есть первые производственные коллективы в истории человечества. В конце палеолита вся Европа охотилась на северного оленя.

Охота приводила и к негативным результатам. Она сыграла свою роль в исчезновении некоторых видов животных. В палеолитическую эпоху на Земле проживало около 5 млн. человек. На стоянке Бердыж были найдены кости суслика, песца, водной крысы.

Лук и стрелы появились еще в финальном палеолите (хотя ранее считали, что в мезолите). Появление сего орудия, которое предполагало накапливаемый опыт и умение, позволило охотится на птиц, охотится в одиночку.

В мезолите наступает голоцен, отступает ледник. В это время появляются компьеметалки, духовые метательные трубки. Приручение собаки. Кабан - основной объект охоты в лесной зоне.

Рыбная ловля возникла еще в верхнем палеолите. Изначально имела вспомогательную роль, но в неолите выдвинулась вперед. Собирательство - древнейшее занятие человека. Человек собирал все, что можно употреблять в пищу. Сюда и собирание меда диких пчел.

Среди мезолитических общин были оседлые, сезонно-оседлые и бродячие. Имелись общины с комплексом собирательства и охоты.

Азель, Тарденуа и Лингби - мезолитические культуры ЗЕ. Свидерская - ВЕ. Кебара - БВ. Капси - Африка.

Социально-общественные отношения:

· Коллективная собственность на средства производства и жилища

· В личном пользовании были только отдельные орудия труда: бытовые вещи, украшения

· На этом этапе личная собственность как бы растворялась в коллективной собственности всего рода

· Потребление было коллективным

· В условиях присваивающей экономики, когда коллектив получал только жизнеобеспечивающий продукт, распределение было централизованным и равнообеспечивающим (не уравнительным!)

· В тяжелых условиях практиковались инфантоцид и геронтоцид

· В случае появления избыточного продукта распределение становится трудовым

· Присутствует примитивный обмен (начиная с верхнего палеолита)

· Выделялись группы детей, половозрелых мужчин, женщин и стариков. Переход из одной категории происходил через обряд инициации

· Матриархата не было!!!

Формы управления и власти. Род управлялся на основе родовой демократии. При отсутствии писаных законов, правил, существовала четкая регламентация интересов рода. В редких случаях использовались меры общественного порицания, принуждения. В самых крайних случаях - изгнание из рода.

Род имел главаря из числа умудренных жизненным опытом мужчин или женщин. Если община состояла из нескольких родов, то и руководителей могло быть несколько. Власть основывалась на личном авторитете, не имела под собой экономического базиса. Власть не была отделена от народа, принимая участие во всех трудовых процессах.

Брак и семья. Вопрос один из наиболее запутанных. Брак был дуально-экзогамный. Есть гипотезы. Первая считает, что первой формой брака был групповой брак. По другой, изначально был индивидуальный брак. Першиц предлагает считать брак изначально парно-групповым.

Постепенно возникали запреты, которые были направлены на сужение круга лиц, которые могли вступать в брачные отношения. Постепенно групповой брак сузился до брака между лицами, которые принадлежали к одному поколению двух взаимобрачных родов (перекрестно-двоюродный (кросскузенный) брак), по сравнению с изначальной возможностью брака на любом члене рода. Браки распадались легко, так как не имели экономической основы. Матрилокальное и патрилокальное брачное поселение. Существовали механизмы запрещения общения между людьми, которые не входили в один брачный класс - т.н. "обычай избегания".

 

Духовная культура - три аспекта:

· Развитие науки

· Религия

· Искусство

 

Создано в Microsoft OneNote 2010
Все заметки и прочие сведения в одном месте

 

Date: 2015-09-23; view: 729; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию