Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как особенность генотипа 4 page





В школьной практике оценку часто отождествляют с отметкой. С психологической точки зрения это неправомерно. Оценка фиксирует не просто факт усвоения или неусвоения, но и показывает причины последнего, точно направляя школьника к устранению недостатков и побуждая его к работе до тех пор, пока работа не станет положительной. Оценка имеет лишь два значения - положительное и отрицательное. В соответствии с этим снимается или сохраняется учебная ситуация. Отметка же имеет несколько ранговых значений (от 1 до 5) и, как правило, носит синтетический характер. Она ставится как за промежуточную работу в учебной ситуации, так и за окончание всей работы в ней. В отметке отражается усердие ребенка, его дисциплинированность на уроке и многое другое (вплоть до факта случайного получения правильного ответа). Такой характер отметки позволяет дать описание результатов целостной работы учащихся на уроке. Оценка внутри учебной деятельности имеет более узкий смысл. Она дает содержательное и качественное описание (есть то-то, но еще отсутствует то-то), но не ранговую характеристику, доступную для количественного сравнения. Подлинные и сложные соотношения отметки и оценки еще подлежат дальнейшим исследованиям. Однако уже сейчас психология учебной деятельности младших школьников показывает, что преподавателю не следует преувеличивать роль отметок в формировании у детей как приемов учебной работы, так и прилежания. Сохраняя за отметками определенное значение, более существенно использовать психологические возможности оценок как средства содержательного описания состояния учебных действий детей. На основе такого описания можно более целенаправленно формировать у младших школьников основные компоненты учебной деятельности [16, 67-69].

 

 

III. ГЕНЕТИКА МОЗГА

Мозг новорожденного ребенка составляет лишь четверть размера мозга взрослого человека, но тот факт, что именно первые годы жизни являются определяющими для становления интеллекта, свидетельствует о сложности психических процессов в раннем онтогенезе.

С момента рождения ребенок включен в сеть культурных, биологических, социальных влияний, в условиях которых он постепенно определяется как самостоятельное существо благодаря пластичности центральной нервной системы. В общепринятом понимании пластичностью считают способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта.

В настоящее время теория пластичности нервной системы занимает существенное место в представлениях о структурных особенностях и функционировании мозга.

Под пластичностью позразумеваются изменения структурно-функциональной и метаболической организации нервной системы, обеспечивающие возможность продолжения эффекта после окончания стимула либо сохранение эффекта в виде следа, а также модуляции эффекта при повторных воздействиях. В нормальных условиях структурно-функциональные изменения на различных морфофункциональных иерархических уровнях нервной системы происходят постоянно, создавая физиологическую пластичность нервной системы. В случаях выхода за физиологические пределы процессов реорганизации пластичность нервной системы теряет физиологический, оптимальный характер.

Наибольшей пластичностью, т.е. способностью к реорганизации, обладают функционально незрелые структуры. Активизацию и интенсификацию роста и развития нервных клеток в раннем онтогенезе обеспечивают особые биохимические агенты - факторы роста нервной ткани (ФРН). Пластичность существует на всех иерархических уровнях организации нервной системы и затрагивает не только микропроцессы (например, образование медленных потенциалов), но и макропроцессы (восприятие, память). На уровне биоэлектрической активности головного мозга пластичность нервной системы определяют как высокую вероятность перехода одного вида биоэлектрической активности в другой. Отмечено изменение пластичности нервной системы, интерпретированной по вероятностям перехода одного электроэнцефалографического (ЭЭГ) ритма в другой.

На уровне биоэлектрической активности головного мозга пластичность нервной системы определяют как высокую вероятность перехода одного вида биоэлектрической активности в другой. Отмечено изменение пластичности нервной системы, интерпретированной по вероятностям перехода одного электроэнцефалографического (ЭЭГ) ритма в другой, а также по «ядрам» биоэлектрической активности при нервно-психических заболеваниях у взрослых.

Исследование ЭЭГ новорожденных с помощью анализа, позволяющего определить переходы одного вида активности в другой, показал, что значимым неблагоприятным прогностическим фактором для детей с синдромом двигательных расстройств явилось снижение вероятности переходов из ритма в ритм как в предполагаемой зоне поражения, так и (в меньшей степени) в соседних областях. У детей с указанным ЭЭГ- паттерном в дальнейшем достоверно чаще сохранялся или усугублялся двигательный дефицит, а также формировалась задержка психомоторного развития. Следовательно, нарушение пластичности нервной системы, выражающееся в снижении вероятности перехода из одного вида биоэлектрической активности в другой, является важным механизмом нарушения нервно-психических функций, как у взрослых, так и у детей.

При рассмотрении функционирования мозга в целом пластичность нервной системы достаточно ярко описана с помощью дихотомии вариабельность/стереотипность. У здоровых детей различных возрастных групп отмечался широкий диапазон вариабельности движений, что показано в ряде исследований посредством визуального анализа и видеоанализа.

Пластичность при любом масштабе и разных аспектах рассмотрения этого процесса представляет собой универсальный принцип структурно-функциональной организации мозга.

Оптимальная пластичность нервных процессов обеспечивает благоприятное развитие мозга человека, способность к обучению в широком смысле этого слова. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что на ранних этапах развития изменения среды могут весьма существенно изменить морфофункциональные особенности ЦНС, а также поведение животных и человека.

Использование обогащенной и обедненной среды как методического приема впервые было предложено Д. Хеббом. На основании результатов своих исследований, он сформулировал положение о том, что при восприятии животным в раннем периоде повышенной сенсорной стимуляции приобретается опыт, который находит отражение в более позднем развитии поведения. Предложенный им метод выращивания животных в усложненной и примитивной среде применялся для выявления значения раннего опыта не только в формировании поведенческих реакций, но также и в развитии различных нейрофизиологических функций, структуры и метаболизма мозга.

Понятие «обогащенная среда» вошло в экспериментальную психофизиологию в результате серий экспериментов на животных, проведенных психологом М.Розенцвейгом, биохимиком Э.Беннетом и анатомом Даймондом в Беркли (Калифорния). Часть крыс, получавшая обильный корм, содержалась в отдельных клетках в условиях изоляции и минимального воздействия внешних раздражителей. Вторая группа крыс жила в большой общей клетке, получала разнообразные воздействия, обучалась в различных заданиях. Через несколько недель после начала эксперимента у крыс из «обогащенной» (второй группы) по сравнению с крысами «обедненной» (первой) группы кора мозга была толще, а нейроны имели намного больше синапсов, свидетельствующих об образовании значительного количества контактов между ними.

Обогащению, усложнению среды способствует воспитание молодых животных в обширных клетках, вольерах, оборудованных мостиками, лесенками, игрушками и различными другими устройствами и предметами, количество и качество которых постоянно меняется. Кроме того, для обогащения среды используются также зрительные, слуховые, вестибулярные стимулы. Частая смена обстановки требует от животного повышенной двигательной исследовательской деятельности и активности, выраженной способности взаимодействовать с внешними предметами и людьми.

Многочисленные исследования подтвердили, что при обогащении среды отмечается усиленное развитие морфологических элементов: увеличивается длина полушарий, утолщается поперечник коры, укрупняются тела нейронов, увеличивается ветвление отростков нейронов, т.е. улучшается динамика мозгового созревания.

По контрасту с этим обеднение среды идет по пути лишения всякого разнообразия внешней обстановки. Взращивание животного в одиночной маленькой пустой клетке в полной изоляции от других животных крайне изменяет морфологические и функциональные характеристики ЦНС. Так, если детеныш животного растет в условиях лишения зрительного опыта, наблюдается морфологическая деструкция зрительных центров головного мозга и искажения в ходе созревания зрительных функций.

Важно, что изменения, происходящие в ЦНС под влиянием внешних воздействий, специфически связаны с характером этих воздействий. Например, если одних котят выращивать в условиях, где единственным сложным зрительным стимулом является рисунок из вертикально ориентированных черно-белых полос, а других - в условиях, где их будут окружать горизонтально ориентированные черно-белые полосы, то зрительная кора котят первой группы приобретет повышенную чувствительность к вертикальным линиям, и практически не будет реагировать на горизонтальные, а зрительная кора вторых, напротив, начинает воспринимать только горизонтальные линии и не будет реагировать на вертикальные полосы. Под влиянием раннего сенсорного опыта происходит специализация нейронов детекторов коры больших полушарий, их «настройка» на восприятие стимула, наиболее часто встречающегося в среде. Подобная настройка представляет механизм адаптации, что непосредственно обнаруживается в поведении животных. Котята первой группы испытывают трудности, поднимаясь по лестнице, так как они не видят горизонтальных линий, образуемых ступенями. Котята второй группы натыкаются на вертикально ориентированные ножки мебели.

Следовательно, под влиянием сенсорного опыта в период развития характер связей в зрительной системе котят изменяется таким образом, что в первой группе количество клеток, реагирующих на наиболее частые стимулы (вертикальные полосы) - возрастает, а доля клеток, чувствительных к редким стимулам (горизонтальным полосам) убывает, во второй группе происходят противоположные процессы.

Необходимость пребывания в обогащенной среде для формирования зрелого мозга у новорожденного обнаружено в различии освоения многих навыков детьми, воспитанными матерью, постоянно общающейся с ними, и детьми из домов ребенка. Живущие в домах ребенка дети меньше стимулируются со стороны внешнего мира, находясь в условиях обедненной среды. Их развитие значительно отстают от нормы: некоторые из них неспособны сидеть до полутора лет, около 15% начинают ходить только к трем годам.

Функциональная пластичность у детей осуществляется за счет медленной миелинизации мозолистого тела, а также за счет избыточности синаптических связей. Пластические возможности мозга можно проиллюстрировать следующими данными. В 1970 году в Калифорнии нашли девочку Джинни, которую родители, не занимающиеся ею, продержали 13 лет привязанной к стулу. Девочка не могла говорить, жевать, ходить. Вся ее деятельность обеспечивалась деятельностью только правого полушария. Имеются сведения, что у детей, родившихся без отклонений, но проживающих в неблагоприятных семьях, в подростковом возрасте отмечалось в 10 раз больше мозговых повреждений, чем у детей с родовыми травмами, проживающими в благоприятных условиях.

Из сказанного следует, что, определенным образом организуя внешние воздействия, можно получить желаемое и селективное изменение функциональной активности нервных элементов [13, 23-28].

 

3.1. Влияние среды на функциональные показатели созревания ЦНС (Центральной нервной системы)

Закономерно возникает вопрос, в какой мере обогащение или обеднение опыта влияет на развитие ЦНС человека.

Некоторые заболевания человека способны приводить к таким эффектам, которые у животных вызывает обеднение среды. Например, ограничение притока сенсорной информации в результате врожденной амблиопии, катаракты или потери слуха, как показывают постмортальные исследования, сопровождается сходными морфологическими изменениями. У слепых от рождения людей зрительные структуры мозга несут отчетливые признаки морфологического перерождения.

Известно, что при удалении врожденной катаракты центральные структуры, ответственные за зрительную функцию, практически не страдают. Если операция проведена в раннем возрасте (до 5 - 6 лет), зрение восстанавливается, далее возможности восстановления прогрессивно снижаются вплоть до полной утраты ее в зрелом возрасте, пациенты остаются функционально слепыми и, несмотря на восстановление зрительных возможностей, они не в состоянии ими воспользоваться.

Как показывает опыт лонгитюдных исследований детей с низким зрением, в возрасте 6 - 12 лет возможно преодоление последствий зрительной депривации при помощи специального перцептивного обучение. В в результате обучения повышается способность к различению сенсорных признаков.

У детей с сенсорным дефицитом при разных видах амблиопии и потере слуха выявлено немало особенностей биоэлектрической активности мозга (фоновой и реактивной ЭЭГ, вызванных потенциалов), что дает основания для общего вывода: чем больше ограничение притока сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и др.), тем больше отклонений от нормального хода созревания отмечается в характеристиках биоэлектрической активности. Ограничение зрительного сенсорного притока к мозгу ребенка, на ранних стадиях онтогенеза, даже сравнительно небольшое по времени, не сводится только к нарушению зрительных функций. Так вследствие ранней зрительной депривации при врожденной катаракте изменяется функционирование мозговых систем контроля состояния мозга, регулирующих внимание, и определяющих объем и характер информации, поступающей к мозгу.

Огромную роль в активизации мозговых центров играет самостоятельная двигательная активность детей. Известно, что дети, тесно спеленутые в течение длительного времени, отстают в интеллектуальном развитии от детей, имеющих возможность двигаться свободно. Неподвижные мышцы не стимулируют нейроны, что приводит к их атрофии.

В связи с широким распространением программ, направленных на раннюю стимуляцию психического развития, особый интерес представляет изучение влияния интенсификации обучения на психофизиологическое созревание детей.

Первые исследования в этом направлении показывают, что развивающее обучение приводит к изменению ряда параметров биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствующих о его ускоренном созревании и значительном совершенствовании функций. Причем меняются те параметры, которые по современным представлениям связаны с обеспечением познавательной деятельности детей [13, 29-30].

Было бы упрощением думать, что половое созревание — это только лишь биологическое явление. Нет, становясь юношей, девушкой, утверждая свою принадлежность к мужскому или женскому полу, подросток не только ведь особенностями своего организма эту принадлежность утверждает — он становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной, что предполагает широкое и глубокое духовное и социальное созревание.

 

В первую очередь это связано с установлением определенного стиля поведения, определения своих социальных ролей. Нельзя в связи с этим обойти вопрос об изменениях в нервной системе, которые проходят весьма бурно, что нередко провоцирует резкие перемены в настроении, плаксивость, замкнутость, общую нервозность подростка. А, следовательно, и определенную напряженность в отношениях с ними. Правильный подход к воспитанию, выбору режима работы и отдыха подростка во многом поможет сгладить эти проблемы.

 

Состояние нервной системы подростка меняется. На протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Кора все больше приобретала способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры. Но вот в период полового созревания снова наблюдается (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований) усиление подкорковой активности; в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании явления эти преодолеваются самим подростком, при неправильном — могут стать основой устойчивых нежелательных черт его поведения. Так что распущенное поведение тех или иных подростков объяснять и оправдывать особенностями развития нервной системы нельзя — особенности не виноваты, их просто не учли воспитатели. К 16-17 годам тормозящая роль коры снова укрепится — но это ведь не приведет к автоматическому исправлению успевшего стать «трудным» подростка.

С другой стороны, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов — лобных областей коры. Это расширяет возможности подростка: растет осмысленность восприятия, становится легче организовать произвольность внимания.

Несколько упрощая, можно сказать, что подросток становится умнее. Речь идет о возможностях, которые создаются развитием центральной нервной системы; превратятся ли эти возможности в действительность, в огромной степени зависит от целенаправленных усилий взрослых — и не в последнюю очередь родителей.

Ребёнок уже достаточно сформировался для того, чтобы совершать свои действия вполне осмысленно. Поэтому очень важно уделить внимание привитию ответственности за свои поступки, привычки доводить начатое дело до конца. Поэтому не стоит («для ускорения процесса») доделывать его домашние обязанности, доучивать уроки, собирать портфель и т.д. Приучите ребёнка к тому, что есть вещи, которые он должен делать сам. Поначалу под вашим контролем, после — без него.

Очень важен режим дня — он должен выдерживаться. Проявите в этом настойчивость. Ведь многие проблемы с усидчивостью, состоянием нервной системы, зачастую связаны с его систематическим нарушением. Ребёнок быстро устает, недосыпая ночами, становится раздражительным. Не стоит идти «на поводу» его капризов — ведь тем самым вы вредите ему. Было бы хорошо, если бы ребёнок начал регулярно посещать спортивную секцию. Это не только поспособствует его физическому развитию, но и реализует часть потребности в активном движении, сформирует круг толковых друзей, с которыми у подростка будут общие интересы. И еще один совет — уделите особое внимание успехам вашего ребёнка в школе. Перестаньте делать (если таковое практиковалось ранее) за него домашние задания! Ведь знания, получаемые в эти годы ребёнком, станут основой его дальнейшего совершенствования. Программа школьного курса в этот период самая «загруженная» новыми дисциплинами, которые требуют не только усидчивости, но и развитого логического мышления. Поверьте, на среднем уровне успеваемости она вполне по силам вашему сокровищу. А привыкшему к самостоятельной работе ребёнку она даётся и на высшем уровне. Вполне возможно, что в этом возрасте определятся предпочтения в дисциплинах. Тоже неплохо. Помогайте подростку, если необходимо — обратитесь за помощью к специалистам. При этом, следует проявить и хорошую родительскую интуицию. Необходимо найти баланс, чтобы не «перегрузить» и не «недогрузить» его пополняющийся багаж знаний.

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Для определения способностей и одаренности используются специальные методики. Долгие годы интеллект рассматривали как главный показатель одаренности. В настоящее время обозначились две основные тенденции в исследовании детской одаренности: все большее внимание привлекают так называемые «неинтеллектуальные» факторы интеллекта (т. е. значение тех или иных качеств личности для развития способностей), и усиливается интерес к природным предпосылкам интеллекта.

Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки.

Мнение о том, что одаренные дети способны сами разрешать трудные ситуации, особенно вредно в период интенсивного формирования личности (возраст от 2 до 7 лет). Время поступления в школу, период отрочества и т. д., когда особенно ярко возможны проявления законов гетерохронности (неравномерности) индивидуального развития, могут оказаться периодами наибольших стрессов для одаренных детей.

Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в гуманитарной области проявляются позже, и сокращение дошкольного периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода [17; 56-97].

 

3.2. Синдром Уильямса, как модель изучения пути гены-мозг

 

Синдром Вильямса (синдром «лица эльфа») — синдром, возникающий как следствие наследственной хромосомной перестройки, страдающие которым обладают специфической внешностью и характеризуются общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта.

Синдром описан в 1961 году кардиологом из Новой Зеландии Дж. Вильямсом, который выделил среди своих пациентов, у которых были обнаружены сходные дефекты сердечно-сосудистой системы, людей, которые также имели схожую внешность и умеренную отсталость.

Больные имеют особое строение лица, в специальной литературе называемое «лицом эльфа», поскольку оно напоминает лицо эльфов в их традиционном, фольклорном варианте. Для них характерны широкий лоб, разлёт бровей по средней линии, опущенные вниз полные щёки, большой рот с полными губами (особенно нижней), плоское переносье, своеобразная форма носа с плоским тупым концом, маленький, несколько заострённый подбородок.

Глаза зачастую ярко-голубые, со звёздчатой картиной радужки и склерами синеватого цвета. Разрез глаз своеобразный, с припухлостями вокруг век. Сходящееся косоглазие.

Для старших детей характерны длинные, редкие зубы. С возрастом лицо больных несколько меняется: появляется массивность надбровных дуг, меньше выражена пастозность лица, нет плоского переносья и эпиканта. Обращает на себя внимание увеличенное расстояние от основания носа до верхней губы.

Сходство лиц усиливает улыбка, которая ещё больше подчёркивает отёчность век и своеобразное строение рта.

Ни одна из этих черт не является обязательной, но их общее сочетание всегда присутствует.

Для этого синдрома характерен дефицит наглядно-образного мышления. Степень интеллектуального дефекта обычно довольно значительна, однако бывают случаи более легкой интеллектуальной недостаточности, средние IQ = 56 с колебаниями от 40 до 80.

Можно отметить большое сходство психопатологической картины дефекта у всех больных: при значительном снижении интеллекта речь у детей довольно хорошая, больные имеют относительно большой словарный запас, очень словоохотливы, склонны к подражанию. Вместе с тем всегда страдают пространственные представления, организация и планирование деятельности. Очень характерны и постоянны особенности личности этих детей: добродушие, приветливость, послушание. Практически всегда имеется хороший музыкальный слух даже при выраженном интеллектуальном дефекте. Нередко выявляются неврозоподобные нарушения — энурез, страхи, навязчивые действия.

Некоторые дети могут учиться во вспомогательной школе, они овладевают чтением и письмом, но им недоступны действия, связанные с организацией даже простейших трудовых операций.

Редкое генетическое нарушение, вызванное делецией участка на котором находится около 26 генов расположенного на длинном плече 7-й хромосомы (7q11.23)[1].

Встречается с частотой приблизительно 1 на 20 000 новорожденных. Точный диагноз может быть установлен с помощью FISH (флюоресцентной гибридизации in situ) или ДНК-микрочипа, показывающих отсутствие данного участка хромосомы.

Синдром Уильямса - редкое генетическое заболевание. Оно встречается у одного ребенка на двадцать тысяч новорожденных. Причина заболевания кроется в утрате части генов длинного плеча седьмой хромосомы. И так как организм остается сразу без нескольких генов, то воздействие такого дефекта комплексно. Болезнь проявляется в проблемах с сердцем, внешних особенностях, таких как удлиненная шея, широкий лоб, припухлость вокруг глаз, большой рот с пухлыми губами. Среди обладателей дефектного седьмого гена чаще встречаются левши и люди с абсолютным слухом.

 

Человек, его открывший, и вовсе удивителен. Это кардиолог Уильямс из новозеландского Greenlane Hospital. Он заметил, что дети, попадающие в кардиохирургию, как правило, имеют одни и те же физиономические особенности. Рассказав об этом своему начальству, он получил разрешение работать в этом направлении и в 1961 году опубликовал ряд статей в медицинских журналах. Вскоре после этого он получил приглашение на работу в престижный американский медицинский центр Mayo Clinic. Однако к назначенному сроку не явился, предпочтя работу в Лондоне. В конце 60-х он получил повторное приглашение в Mayo Clinic, однако, подобно нашему знаменитому соотечественнику Григорию Перельману, предпочел просто исчезнуть. По данным Интерпола, в 1972 году он появлялся в Зальцбурге. Больше никакой информации о его судьбе нет. Пациенты вспоминают о нем как об адекватном, приятном и обаятельном человеке.

Одна из особенностей психики детей с синдромом Уильямса - их необычайная общительность по сравнению с обычными детьми. Они экстраверты, легко идут на контакт, активно сочувствуют и помогают другим. Они лучше запоминают имена и лица новых знакомых, хотя их умственные способности значительно ниже, чем у сверстников. Такие особенности, в частности, дают ученым возможность изучать общение человека. И вот европейские ученые нашли новую особенность их общения - отсутствие расовых барьеров.

Проведя стандартные тесты, сотрудники Института проблем душевного здоровья в Мангейме пришли к выводу, что дети с синдромом Уильямса по сравнению с контрольной группой не проявляют никаких признаков расовой дискриминации. Они не делали никаких особенных предпочтений при выборе партнеров для игр или для выполнения домашнего задания, имея перед собой двух детей разного цвета кожи. Как ни удивительно, но это единственные люди без расовых предрассудков. Даже аутисты при прохождении подобных тестов отдают предпочтение представителю собственной расы.

 

Впрочем, даже у них есть собственные предпочтения - гендерные. Представителей своего пола дети считают более подходящими, например, для игр. Откуда, по мнению авторов статьи, следует другой интересный вывод - механизмы расового и гендерного отторжения различны [19].

Одним из самых поразительных фактов, обнаруженных учеными в последнее время, оказалось то, что минимум каждый второй ген человека связан с обеспечением тех или иных функций мозга. В 2000 г. было объявлено о расшифровке генома, и на повестку дня встал вопрос о выяснении того, как с помощью многих тысяч генов складываются сложнейшие механизмы поведения и психической деятельности индивидуума [20; 53].

Начало изучению проблемы формирования системы механизмов поведения людей синдрома Уильямса положил ученик выдающегося русского физиолога, нобелевского лауреата И.П. Павлова академик П.К. Анохин (1898-1974). Он предложил теорию функциональных систем - динамически саморегулирующихся объединений разных органов и тканей, все элементы которых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для организма результатов. Одни системы саморегуляторной деятельностью определяют устойчивость различных показателей внутренней среды - гомеостазис, другие - поведение и адаптацию живого существа к тем или иным условиям. Целостный организм, таким образом, представляет собой совокупность множества функциональных систем метаболического, гомеостатического, поведенческого, группового и психического уровней.

Date: 2015-09-23; view: 452; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию