Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона· Одно из древнейших произведений русской литературы · Митрополит Иларион - первый русский по происхождению митрополит (но о жизни его ничего не известно) · Произведение является речью, праздничной проповедью, похвалой Владимиру Крестителю · Считается, что митрополит «произнес свое слово» 25 марта 1038 года (середина XI века) · Центральная идея «Слова»: русский народ – новый народ, народ без язычества · Другие идеи «Слова»: Ø Закон – первая ступень истины Ø Благодать – сама истина Ø В Христе – единство человеческого и божественного · «Слово» считается примером русской публицистики, хотя написано человеком религиозным · Начиная речь, Иларион не скрывает, что обращается к людям образованным, а не несведущим · До нас «Слово» дошло в рукописях XIII и XIV веков 5. «Сказание о Борисе и Глебе» · Борис и Глеб (сыновья Владимира Крестителя) - первые канонизированные русские святые, мученики, жертвы княжеских усобиц · Борис и Глеб отстаивали единство русских князей, но были убиты своим братом – Святополком Окаянным (сыном брата Владимира Ярополка) после смерти Владимира · Тела Бориса (погиб 24 июля) и Глеба (погиб 5 сентября) оказались нетленны · Братья стали символами русского единства и воинами-святыми, покровителями в бою, во время татаро-монгольского вторжения · Их чудесное участие в битве описывается в «Житии Александра Невского» и «Сказании о Мамаевом побоище» · Сказание написано в середине XI века, в последние годы правления Ярослава Мудрого · Автором считают монаха Иакова Черноризца (но это неточная информация) · Иная версия: Нестор-летописец написал «Чтение о Борисе и Глебе» (1080 год) – на его основе было написано «Сказание» (1115 год) 6. «Житие Феодосия Печерского» · Житие повествует нам о жизни игумена Киево-Печерского монастыря, а также известного церковно-политического деятеля и писателя XI века - преподобного Феодосия: от его детства и прихода в монастырь до игуменства и смерти · Житие написал Нестор Летописец либо в 1080-е годы (но не позже 1088 года, если судить по некоторым событиям жития), либо в начале XII века · Феодосий был причислен к лику святых в 1108 году, что и послужило поводом для написания его жития (если мы отталкиваемся от идеи, что произведение написано все-таки в начале XII века) · Житие вошло в Киево-Печерский патерик и, начиная с XV века, получило в его составе широкое распространение в древнерусской книжности · Отдельных списков жития сохранилось немного; древнейший находится в составе Успенского сборника XII—XIII веков · Ряд сюжетных мотивов Нестор позаимствовал из других житий, но в произведении присутствует лишь некое сходство ситуаций, а не банальное копирование · Житию Феодосия Печерского присущ динамический сюжет и полное отсутствие риторических рассуждений, характерных для жанра · Нетрадиционен образ матери Феодосия: она названа «благочестивой», но всячески сопротивляется благочестию сына: бьет его, сажает его на цепь, срывает с него вериги и тому подобное · Характер самого Феодосия тоже весьма сложен: ему свойственны кротость, милосердие и трудолюбие, но в то же время он сурово чтит устав Студийского монастыря и даже вступает в политическую борьбу, обличая нового князя – Святослава · Такие неоднозначные образы, запечатленные Нестором, свидетельствует о пробуждении на Руси интереса к человеку, его чувствам и внутреннему миру · Также житие описывает быт раннего периода существования Киево-Печерского монастыря: при этом монахи показаны вполне земными людьми - им порой трудно жить с суровым монастырским уставом, некоторые уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии · После биографии Феодосия идут краткие новеллы – эпизоды из его жизни 7. «Слово о полку Игореве» · 1787 год: сборник, в который входило «Слово о полку Игореве», написанное скорописью, находит коллекционер Мусин-Пушкин в Спасо-Ярославском монастыре, у настоятеля Иоиля Быковского · «Слово» известно во всем мире; ему посвящено более 6000 научных статей · 1800 год: рукопись опубликована Коменским и Малиновским · «Слово о полку Игореве» написано в XII веке, в Псковско-Новгородской земле, и повествует о событиях 1185 года. · интерес к произведению был громадный, о нем вновь заговорили летом 1813 года. · Михаил Трофимович Качановский (историк, журналист, глава скептической школы) сомневался в подлинности «Слова»: доказать подлинность можно подобным, а подобных произведений нет. · Позже были обнаружены другие произведения XII века, очень высококультурные, а Качановский просто к этой культуре относился пренебрежительно. · Считается, что «Слово» подделано, написано в XVIII веке. · В XIX веке «Слово» очень внимательно изучали. · 1938 год: Андре Мазон (знаток русской культуры и языка) сказал, что «Слово» - переделка «Задонщины»: совпадения - одинаковые слова, жены и там, и там плачут и так далее. · 1946 год: Гудзий опровергает слова Мазона: «Задонщина» вторична по сравнению со «Словом», и это совершенно разные произведения. · 1960-е годы: профессор Зинин выдвинул новую гипотезу – подделку написал Быковский, у которого нашли «Слово» (а Быковский, хоть и священник, писал стихи). · Аргумент подлинности: точность в описании исторических событий тех времен. · Элементы жанра воинской повести в «Слове»: Ø в центре произведения – описание битвы Ø звучит похвала воинам Ø битва не описана подробно Ø сила русских гиперболизирована · В «Слове» есть элементы фольклора (плач, причитание), элементы былинного эпоса (Всеволод в бою), фольклорные приемы (постоянные эпитеты, живая природа). · Автор «Слова» (аноним) - человек с тонким книжным вкусом и широким историческим кругозором. 8. «Киево-Печерский патерик» · Дата написания – XIII век. · Киево-Печерский монастырь – рассадник духовного образования: он выпустил 50 епископов. · Киево-Печерский монастырь основали Антоний и Феодосий. · Житие Феодосия входит в патерик · Патерик повествует об основании монастыря и житиях его первых святых. · Феодосий Печерский запросил из Константинополя устав Феодора Студита о монастырской жизни. · устав: нельзя пропускать общую молитву; трапеза общая, только три блюда; за пределами трапезной есть, пить нельзя; без разрешения игумена монастырь покидать нельзя, переписку личную вести нельзя. · вскоре устав был заменен Иерусалимским уставом (менее строгий). · простой монах – инок: человек иного поведения, он идет самоотверженно служить Богу. · основа патерика – переписка монахов Симона и Поликарпа (рассказами о чудесах святых монастыря, Симон хотел научить Поликарпа христианской кротости и смирению). · Много раз редактировался. · Историки находят в «Патерике» сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси, когда языческие верования сосуществовали с христианством.
|