Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное право как отрасль российского права





Предмет и метод конституционного права Конституционное право России как отрасль права — сово­купность правовых норм, регулирующих отношения, свя­занные с основами правового статуса личности, государ­ственным и общественным устройством России. Конституционное право, как и любая другая отрасль права, характеризуется своим предметом и методом правового регулирования. Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли. Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений: ≈ основы конституционного строя России (в которых выражается каче­ственная характеристика государства - суверенитет народа и формы его осуществле­ния, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и свет­ский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государствен­ной и общественной жизни конституции и законам); ≈ взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на террито­рии России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений); ≈ территориальное устройство государства и федера­тивные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов фе­дерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.); ≈ организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федера­ции, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления. ≈ основы государственной политики в различных обла­стях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.). Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отноше­ния, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэто­му конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России. Специфика и виды коституционно-правовых отношений Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности, поэтому его называют государ­ственным правом — основополагающей отраслью права. Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулиро­ванные нормами конституционного права. Объект конституционных отношений - предмет, по поводу которого возникают правоотношения. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответ­ствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект конституционного пра­ва» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (на­пример, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» отно­сится к субъекту-участнику конкретного правоотношения (например, гра­жданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.). Субъектами конституционно-правовых отношений являются: ♦ физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); ♦ государственные образова­ния (РФ, субъекты РФ, федеральные органы госу­дарства РФ и субъектов РФ); ♦ общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.); ♦ общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.); ♦ органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.); ♦ другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.); ♦ должностные лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий и др.); ♦ другие. Содержание конституционно-правовых от­ношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими обязанностями, или оба наде­лены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных пра­воотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «вла­сти - подчинения». Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений происходит на основе конституционно-правовых норм в связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название юридические факты. Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты - это события или действия, с кото­рыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и созна­ния субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или пре­кращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституци­онно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридиче­ских фактов. Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности. Во-первых, они имеют особое содержание и предмет - возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конститу­ционного права. Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений. В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений. Классическим видом таких правоотношений являются конкретные конституцион­но-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил пове­дения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состоя­ния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотноше­ния, а с другой - неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в граж­данстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации. В зависимости от сферы возникновения консти­туционных правоотношений выделяют конституци­онно-правовые отношения: I) связанные с установ­лением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регу­лированием правового статуса личности РФ. Конституционно-правовые отношения также классифицируются: по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные; по назначению в механизме правового регулирования - на материальные и процессуальные; по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли. Основным способом воздействия государства на общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государст­венно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой ме­тод называется методом властеотношений. Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др. Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конститу­ции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает ре­гулированию политико-правовой характер. Конституционное право использует также такие способы воздействия на участни­ков общественных отношений, как:» дозволение ("каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации");» запрет ("никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений");» обязывание ("каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы");» управомочивание ("Президент Российской Федера­ции представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях");» установление ("наименования Российская Федерация и Россия равнозначны" или уста­новление равенства сторон в отношениях);» провозглашение или декларация ("Российская Фе­дерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др. Конституционно-правовые нормы и институты Правовое регулирование конституционно-правовых от­ношений осуществляется нормами конституционного права (конституционно-правовыми нормами). Конституционно-правовые нормы содержатся в источ­никах конституционного права. Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отно­шений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие призна­ки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли. Нормы конституционного права РФ — правовые нор­мы, которые регулируют общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права. Они устанавли­ваются государством, общеобязательны, находятся под за­щитой государства и имеют следующие характерные при­знаки: = регулируют наиболее важные общественные отно­шения ("высшим непосредственным выражением власти на­рода являются референдум и свободные выборы"); = являются основополагающими для всей правовой си­стемы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"); = редко содержат санкции, которые имеют свою спе­цифику, например, прекращение полномочий должностно­го лица или органа; = часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других норма­тивных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом"); = иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью"). Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права: Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Источниками, в которых они выражены. Наиболее значимые, обладающие высшей юридической силой нормы содержатся в Конституции Российской Федерации. Характером регулятивного воздействия на общественные отношения. В конститу­ционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов). Учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний. Особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъ­ектов Российской Федерации). Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы). Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию. Виды конституционных норм Конституционно-правовые нормы многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям. В зависимости от объекта правового регулирова­ния (по содержанию):» устанавливающие правовой статус личности ("каж­дый имеет право на образование");» закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российс­кой Федерации");» регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы при­нимаются Государственной Думой");» регулирующие порядок реализации местного само­управления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно");» регулирующие законодательный процесс ("законопро­екты вносятся в Государственную Думу");» регулирующие порядок изменения и пересмотра Кон­ституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Рос­сийской Федерации не могут быть пересмотрены Федераль­ным Собранием"). По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, кон­ституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления. - конституционные нормы; - нормы федеральных конституционных законов; - нормы федеральных законов; - нормы законов субъектов РФ; -нормы подзаконных актов; - нормы актов органов местного самоуправления и другие. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на: ~ действующие на всей территории Российской Федерации, ~ в субъектах Федерации, ~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное само­управление. По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел вто­рой Конституции РФ "Заключительные и переходные по­ложения"). По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в норме различают: a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полно­мочий ("Президент Российской Федера­ции принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации"); b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требо­ваниями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации слагает свои полномочия"); c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российс­кой Федерации военного или чрезвычайного положения"); d) Устанавливающие или определяющие ("Федераль­ное Собрание — парламент Российской Федерации — яв­ляется представительным и законодательным органом Рос­сийской Федерации"); По характеру регулятивного воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов: нормы-принципы ("труд свободен"). нормы-дефиниции, нормы-задачи. По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного прави­ла ("новое наименование субъекта Рос­сийской Федерации подлежит включению в статью 65 Кон­ституции Российской Федерации"). Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Фе­дерации, либо разрабатывает проект новой Конституции"). По назначению в механизме правового регулирования принято различать: Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанно­сти субъекта, Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы. Таким образом, конституционное право - это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирую­щих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражда­нина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления. Система конституционного права Система или отрасль конституционного права состоит из групп пра­вовых норм. Каждая из этих групп несколько обособленна, поскольку регулирует какие-то однородные, взаимосвязан­ные конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовые нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты. Отрасль конституционного права - не простая совокупность норм. Между консти­туционно-правовыми нормами существуют сложные системные связи, обусловливающие внутреннее строение данной отрасли права, её систему. При этом системо­образующим признаком выступает специфика отдельных групп общественных отноше­ний, образующих в совокупности предмет регулирования конституционного права. Такие группы кон­ституционно-правовых норм называют подотраслями или правовыми институтами конституционного права. Система конституционного права - это его внутреннее строение, которое выра­жается, во-первых, в единстве и согласованности конституционно-правовых норм, что от­граничивает их от норм других отраслей права, во-вторых, в разделении отрасли на отно­сительно обособленные части. Основным элементом отрасли является правовой институт как наиболее крупная совокупность правовых норм, обладающая определенным внутренним единством, но отличающаяся от других. Правовой институт выступает обособленным структурным подразделением отрасли. Он объединяет нормы, которые регулируют лишь часть, самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права. Эти близкие по содержанию конституционно-правовые нормы действуют в составе отрасли, хотя и отличаются от других отраслевых норм определенной спецификой. В правовой теории и практике часто применяется расширительное толкование и использование понятия правового института. Так, говорится об институте гражданства, хотя образующие его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности. Систему конституционного права составляют следующие институты: Основы конституционного строя - занимает ведущее место в системе отрасли институт, так как в его нормах содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов. Основы правового статуса человека и гражданина - стоит на втором месте, поскольку человек, его права и свободы при­знаются высшей ценностью в обществе и государстве, а их обеспечение и гарантии явля­ются главной целью функционирования всех государственных и общественных институ­тов и структур. Федеративное устройство государства - опреде­ляет принципы российского федерализма, устанавливает систему национально-государственных и государственно-территориальных образований, в соответствии с кото­рой строится система органов государства. Система государственной власти и система местного самоуправления – определяет порядок формирования органов управления в государстве, их задачи и полномочия. Другие группы взаимосвязанных норм, выступающие структурными подразделе­ниями отрасли конституционного права, образуют другие институты. Таким образом, конституционно-правовой институт - это обособленная группа взаимосвязанных правовых норм, являющихся частью отрасли конституционного права и регулирующих самостоятельный вид однородных общественных отношений, составляю­щих предмет отрасли. Система конституционного права характеризуется не только разделением отрасли на правовые институты, но и их соотношением, местом каждого из них в системе отрасли. Это обусловлено тем, что между институтами конституционного права объективно суще­ствуют взаимосвязь и взаимодействие, в силу которых нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого. Источники конституционного права Под источниками конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Источники конституционного права образуют определенную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим, действуют на всей территории России или имеют сферу действия, ограниченную тер­риторией конкретного субъекта Федерации, муниципального образования. Современный подход к проблеме источников права, помимо юридических форм выражения, относит к ним естественное право. В частности М.В. Баглай подчеркивает, что право вообще нельзя сводить только к писаной его части, к устанавливаемому и охраняемому государством праву. Кроме позитивного правового регулирова­ния, всегда подверженного опасности авторитарных решений, существуют общечеловече­ские представления о свободе исправедливости, составляющие суть права. Эти представ­ления относятся к вечным ценностям и служат главным критерием демократизма любой системы права. В нынешней Конституции Российской Федерации общечеловеческие идеалы полу­чили совершенно определенное правовое выражение. В ней, например, четко закреплены все основные, естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это означает, что позитивное право все больше воспринимает естественное право как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления. Однако реальная жизнь объективно порождает тенденцию к ограничению естест­венной свободы человека. Поэтому демократия нуждается в постоянном напоминании государству о существовании неотъемлемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. «Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законо­дателей, чиновников, судей, постоянно присутствовать в процессе применения позитивно­го права». Пока же трактовка правового государства как полного и точного соблюдения всеми субъектами правоотношений писаного права объективно препятствует его демокра­тизации, укреплению прав и свобод человека. В правовом государстве, прежде всего, должен последовательно и неуклонно осуществляться принцип: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен. К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного пра­ва, относятся: 1. Конституции. Конституция Российской Федерации - главный источник конституционного права России. Она регулирует широкий круг наиболее важных, коренных конституционно-правовых отношений и обладает среди всех других правовых актов выс­шей юридической силой. В России федеральная Конституция имеет верхо­венство на всей территории России (ст. 4 Конституции Российской Федерации), поэтому конституции республик не должны противоречить ей. Аналогичной юридической силой на соответствующей тер­ритории обладают уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Это вытекает из принципа равноправия субъектов Россий­ской Федерации, установленного ч.1. ст.5 Конституции Российской Федерации. 2. Законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую устанавли­вается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция Российской Феде­рации устанавливает два вида законов: федеральные конституционные законы и феде­ральные законы. Они различаются по юридической силе, по затрагиваемым в них вопро­сам, по порядку принятия, а также по возможности их отклонения Президентом Россий­ской Федерации. Конституцией указывается, что федеральные законы не могут противоречить феде­ральным конституционным законам (ч.З. ст.76), обладающим более высокой юридической силой. Федеральные конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, предусмотренным самой Конституцией (таких вопросов пятнадцать), в особом, более ус­ложненном порядке и не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации. Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законо­дательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами соответствующих субъектов Федерации. 3. Договоры и соглашения. Различаются международные договоры и соглашения Российской Федерации и внутренние договоры и соглашения. Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора. Из этих положений следует, что ратифициро­ванный международный договор по юридической силе стоит выше, чем закон, так как его нормы не могут отменять нормы или противоречить нормам международного права. Из числа внутренних договоров важнейшим источником конституционного права является Федеративный Договор от 31 марта 1992г., в котором закреплены основы взаи­моотношений Российской Федерации и её субъектов. В 1994 г. заключен договор между Российской Федерацией и Республикой Татар­стан, которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирова­ние полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Та­тарстан. В дальнейшем такие договоры были заключены не только с республиками, но и с другими субъектами Российской Федерации. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конститу­ционно-правовые нормы. 4. Декларации - как особая форма источников конституционного права вы­ражают принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития. В декла­рациях, как правило, определяются новые концепции развития государственности, фор­мулируются принципы всей политики в той или иной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство. Принятые Съездом народных депутатов или Верховным советом РСФСР Деклара­ция о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Рос­сийской Федерации. Конституция не содержит упоминания о декларациях, об их юриди­ческой силе и порядке принятия. Однако принятие деклараций не исключено, и поэтому можно сделать вывод, что Федеральное Собрание вправе их принимать без соблюдения обычной законодательной процедуры. 5. Регламенты палат Федерального Собрания. Источниками конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Госу­дарственной Думы, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждой палатой для организации своей деятельности, не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента и имеют узкую сферу применения (прежде всего осуществление законодательного процесса: создание комиссий и комитетов, порядок про­хождения законопроектов и т.д.). 6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации - издаются на основании конституционных полномо­чий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Указы и распоряжения Прези­дента Российской Федерации, будучи подзаконными актами, отменяются в результате принятия соответствующих законов. 7. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основа­нии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, норма­тивных указов Президента, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральные министерства, госкомите­ты и ведомства правомочны принимать правовые акты по своим направлениям деятельности. При этом юридическую силу имеют только акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Феде­рации и опубликованные в официальных изданиях. 8. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. К числу источников конституционного права относятся постановления, в которых устанавливает­ся соответствие Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, а также дается толкование конституции. Любые акты или их отдельные положения, при­знанные судом неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конститу­ции международные договоры не подлежат введению в действие и применению. 9. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из них являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или пока не бу­дет принято заменяющее их законодательство. «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции Российской Федерации устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоя­щей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. 10. Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовые акты, аналогичные указам Президента РФ, издают для своих тер­риторий президенты и главы администраций республик и других субъектов Российской Федерации. Формами установления конституционно-правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются постановления и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. 11. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляя публичную власть, издают в пределах своих полномочий правовые акты. Источниками конституционного права являются те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии). Наука конституционного права России Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, изучающих одноименные отрасли права. Следовательно, она имеет своим предметом от­расль конституционного права. Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии. Развитие науки конституционного права России охватывает несколько историче­ских этапов: дореволюционный (вторая половина XIX века - октябрь 1917 г.), советский (25 октября 1917 г. - апрель 1992 г.) и современный. Смену этапов каждый раз сопровож­дали бурные события и общественные потрясения, поэтому их преемственность является чисто условной. Наука конституционного права — отрасль правоведе­ния, представляющая собой совокупность теорий, гипотез, рассуждений и выводов ученых:» об общественных отношениях, являющихся предме­том конституционного права;» о конституционно-правовых нормах и институтах (как о действующих, так и о потенциально возможных);» о практике реализации конституционно-правовых норм и институтов;» о закономерностях развития конституционного пра­ва в целом, а также отдельных его норм и институтов. Перечисленное является предметом науки конститу­ционного права, к которому можно также отнести изуче­ние других институтов (государственных, политических, социально-экономических, этнических и др.) в той мере, в какой они связаны с конституционно-правовыми отношени­ями. Практической целью этой науки является выработка рекомендаций по совершенствованию законодательной базы конституционно-правовых отношений. Система науки конституционного права включает в себя: 1. понятийный аппарат конституционного права; 2. учение о конституции (сущность, структура, прин­ципы и юридические свойства Основного закона РФ в его историческом развитии); 3. системный анализ проблем конституционно-правовых отношений и регулирующих их норм. Если конституционное право является ведущей отрас­лью среди других отраслей права, то наука конституцион­ного права среди других юридических наук таковой не яв­ляется, уступая первенство теории государства и права. Наука конституционного права в своих исследованиях использует разнообразные методы научного познания: материалистической диалектики, фор­мально-логического анализа, системного анализа, исто­рический, социологический, сравнительного правоведения системный, сравнительно-правовой, статисти­ческий, конкретно-социологический и др. Наука конституционного права РФ тесно связана с другими юридическими науками, а также с науками, на материале которых она развивается (философией, истори­ей, социологией, математикой, экономикой и др.). В теоретических исследованиях и выводах наука конституционного права опирает­ся на систему источников, под которыми подразумеваются объекты или факторы научно­го познания. Источником науки конституционного права в основ­ном является практика реализации конституционно-право­вых отношений в РФ и других государствах. Источниками науки конституционного права являются: 1. Труды и доктринальные выводы отечественных и зарубежных ученых - государствоведов, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки. 2. Правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, в том числе междуна­родно-правовые договоры и соглашения. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в конституционно-правовых нор­мах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи. 3. Конституционное законодательство зарубежных стран. Его критическое осмысление является необходимой предпосылкой обогащения науки мировым опытом конститу­ционного строительства. 4. Конституционно-правовая практика как конкретная практическая деятельность госу­дарственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность. На основе изучения и обобщения практики как объективного критерия истины наука конститу­ционного права определяет эффективность действия норм и институтов, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства. В дореволюционной России существовали теории пре­образования страны в конституционную монархию, которые частично были реализованы после 17 октября 1905 г. После Октябрьской революции 1917 г. конституционное право в России развивалось на основе марксистско-ленинс­ких принципов о социалистическом государстве, диктату­ре пролетариата, руководящей роли Коммунистической партии, роли народных масс в управлении государством, передовом классе — пролетариате, социалистической де­мократии, Советах — политической основе государства и др. Сегодня наука конституционного права РФ развивает­ся на основе демократических принципов с учетом россий­ских особенностей и изменений в международном праве. Место конституционного права в системе Российского права Конституционное право является ведущей базовой отраслью Российского права. Такое его место обусловлено значимостью для человека, общества и государства общест­венных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Кон­ституционное право устанавливает принципы устройства общества и государства, опреде­ляет основы управления общественными процессами во всех сферах жизни общества, отражает сущность и социальное назначение государственного управления обществом, выраженные в конституционно-правовом принципе: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Все отрасли права базируются на закрепленных нормами конституционного права основах общественного и государственного строя, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и её субъектами, организации системы власти, компетенции и деятельности органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений. Нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права. Место конституционного права как ведущей базовой отрасли права обусловлено также тем, что его главным источником является Конституция Российской Федерации - Основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей Российского права, базой текущего законодательства. Конституционное право РФ тесно связано с дру­гими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголов­ным правом РФ выражается в том, что именно Кон­ституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права. Гражданское право не менее тесно связано с кон­ституционным, так как в Конституции РФ закрепля­ется право частной собственности, которое являет­ся основным для гражданских правоотношений. Конституционное право России связано и с дру­гими отраслями права РФ: с трудовым - в Консти­туции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным - конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех дру­гих органов; с экологическим - Конституция содер­жит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

Date: 2015-09-23; view: 696; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию