Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институциональные причины теневой экономики





Среди основных, однако взаимосвязанных причин сущест­вования теневой экономики следует выделить следующие:

• высокие трансакционные издержки легального бизнеса;

• отсутствие эффективной системы защиты прав собствен­ности;

•подчиненис системы государственных институтов опреде­ленной группе интересов.

В целом эти факторы определяют величину трансакционных издержек отдельных экономических агентов и влияют на выбор степени легализации их деятельности.

8.7.1. Высокие трансакционные издержки легального бизнеса

Высокие трансакционные издержки легального бизнеса являются одной из основных институциональных причин сушествования нелегального сектора. В данном контексте инте­ресно рассмотреть подход перуанского экономиста Э. де Сото, который по сути можно назвать трансакционным, поскольку основой выбора участия в легальной или нелегальной деятельности служат издержки обмена.

По мнению Э. де Сото, теневая1 экономика — это «прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности (трансакционные издержки) превышают выгоды от достижения своих целей» 1.

Высокие трансакционные издержки влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с тене­вым бизнесом. Участники теневого сектора не платят налогов и на соблюдение установленных законов и нормативов, что дает им «неоправданные» конкурентные преимущества перед теми, кто работает легально.

1 Несмотря на то, что Э. де Сото не проводит разграничения между теневой и неформальной экономикой, его подход применим для анализа обеих сфер.

К трансакционным издержкам в данном случае относятся затраты, связанные с организацией легальной предпринимательской деятельности, а именно:

- получение лицензии на предпринимательскую деятель­ность;

- покупку права на владение или аренду земли;

- знание и соблюдение соответствующих законов и норма­тивов;

- получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;

- получение кредита;

- подключение к электросети и телефонной станции, даль­нейшее использование этих услуг;

- оплата налогов;

- система контроля за выполнением условий договоров и т.д.

Ключевым фактором, определяющим трансакционные из­держки в каждой отдельной стране, является правовая система, то есть «правила игры», которые регулируют экономическую деятельность. Эффективная правовая система дает предпри­нимателю возможность работать в рамках предсказуемости и предоставляет ему необходимую информацию по цене, которая позволяет ему соблюдать правовые требования и оплачивать услуги соответствующих правовых институтов. Слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдения обремени­тельных требований и нормативов, заставляет его обращаться в эффективные, коррумпированные учреждения и мало что предлагает взамен. Подобная система увеличивает трансакци­онные издержки, плохо стимулирует предпринимателей к соб­людению установленных правил и препятствует их вовлечению в экономическую деятельность.

1.Э. де Сото. Иной пуп»: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N. Y., 1989.) - M.: Catallaxy, 1995. - C. 25.

У предпринимателей со средними доходами, не имеющих политической поддержки, просто нет достаточного количества ресурсов или стимулов для соблюдения дорогостояших законов и требований, включая приобретение законных прав собствен­ности, получение разрешения на предпринимательскую деятель­ность или ведение предусмотренной законом бухгалтерской отчетности.

Предприниматели, работающие в теневом секторе («теневи­ки») не только занимаются различными видами деятельности, но и в разной степени либо обходят, либо частично соблюдают правила, требования и законы. Для включения в официальную экономическую деятельность требуется: 1) зарегистрировать свое предприятие и 2) затем соблюдать установленные требования (по налогам, найму рабочей силы и т.д.). Предприниматели анализи­руют ситуацию и решают, какие правила они будут соблюдать, ка­кие — нет, исходя из возможных расходов и прибыли, связанных с нарушением закона. Так, например, если процесс получения лицензии на предпринимательскую деятельность достаточно прост, не требует больших затрат, строго контролируется и обес­печивает возможность пользоваться государственными услугами, большинство предпринимателей, скорее всего, зарегистрируется. Если соблюдение правил безопасности и требований по бухгал­терскому учету приводит к обременительным расходам, плохо контролируется и приносит мало пользы, предприниматели, вероятнее всего, не будут соблюдать эти правила.

Руководимый Э. де Сото Институт свободы и демократии в г. Лиме провел ряд экономических экспериментов для выясне­ния «цены законности» в Перу — тех затрат, которые вынуждены нести лица, желающие заняться обычным легальным бизнесом'. 'Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N.Y., 1989.) – M.: Catallaxy, 1995. – c.25

Как правило в развивающихся странах существующая правовая система жестко требует чтобы частные компании соблюдали обременительные правила и нормативы, но при этом сама не способствует соблюдению законов со стороны предпринимателей, не выполняет возложенные на нее функции, например, государственные и коммунальные услуги за умеренную плату. Поэтому предприниматели «средней руки,» просто не имеют средств для того чтобы официально зарегистрироваться и продолжать работать легально, и уходят в тень из-за невозможности соблюдать установленные требования а не потому что хотят обойти закон или получить перед конкурентами преимущество.

Будучи исключенными из системы, позволяющей обогащаться законными путем, они занимаются неофициальными маломасштабными, краткосрочными, низкодоходными и не тре­бующими больших капиталовложений видами деятельности либо вообще не занимаются бизнесом. Это значительно тормозит экономическое развитие страны, препятствуя широкому во­влечению населения в политическую и экономическую жизнь государства. Таким образом, высокие затраты, связанные с организацией легального бизнеса, представляют своего рода «опасность» для укрепления демократии и осуществления эко­номических реформ.

Подобная ситуация характерна для стран как с развивающейся, так и с переходной экономикой, где высокие трансакционные издержки ведения легального бизнеса приводят к расширению теневого сектора.

 

 

8.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности

Одним из важнейших прав, определяющих успех стран с ры­ночной экономикой, является эффективная система получения и защиты прав собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, способствующие формированию стиму­лов для предпринимательской активности и обеспечивающие исполнение трансакций с наименьшими издержками.

Р. Коуз1 указывает на то, что отсутствие хорошо спланиро­ванных, экономически эффективных, стабильно работающих институтов, защищающих права собственности и договорные отношения, заставляет предпринимателей сокращать затраты и снижать уровень риска путем вертикальной интеграции. Это ограничивает свободу действий частных компаний и «глушит сигнальные механизмы рынка». Более того, отсутствие таких институтов препятствует децентрализации и специализации компаний, не позволяет им заключать договоры с конкурен­тоспособными поставщиками, предлагать умеренные страховые взносы и привлекать инвесторов — как иностранных, так и отечественных. Это также затрудняет использование современных новаторских подходов к комбинированию активов, например, создание корпораций или гибких акционерных структур типа обмена долговых обязательств на акции, либо участие в долго­срочных инвестициях или контрактах, необходимых для эконо­мии, обусловленной ростом объема производства. В результате национальные экономики не получают достаточных средств для того, чтобы выдержать конкуренцию на мировой арене.

Высокие трансакционные издержки функционирования экономической системы и крупный теневой сектор приводят к разбазариванию экономического потенциала и ресурсов. Наличие серьезных препятствий к получению прав частной собственнос­ти приводит к тому, что многие предприниматели имеют незарегистрированные активы — то, что Э. де Сото называет «мертвым капиталом». По его расчетам', бедные слои населения в странах «третьего мира» и бывших коммунистических странах владеют незарегистрированным имуществом на сумму не менее 9,3 трлн. долл. Этот капитал лежит мертвым грузом, потому что лица, качестве «продуктивных экономи­ческих средств», например, в качестве залога для получения кредита, необходимого для того, чтобы открыть или расширить дело. Именно поэтому предприниматели теневого сектора не могут получить кредиты у официальных кредитно-финансовых институтов под умеренный ссудный процент, что лишает их крайне необходимых ресурсов. Отсутствие надежной, доступной и официальной системы защиты прав частной собственности лишает представителей теневого бизнеса возможности разделять и продавать часть своих активов (например, в форме паев) или изменять структуру активов для мобилизации дополнительных капиталов. Кроме того, отсутствие у них таких прав лишает их заинтересованности в обучении персонала, автоматизации, компьютеризации и т.д., то есть в осуществлении крупных долгосрочных капиталовложений и, соответственно, получе­нии прибыли от специализации и экономии, обусловленной масштабом производства. В дополнение ко всему невозмож­ность контроля над выполнением условий договоров заставляет предпринимателей, работающих в теневом секторе, иметь дело только с известными им партнерами или требовать предоплаты. В результате предприниматели теневого сектора склонны зани­маться операциями, дающими низкий прирост объема производства. Таким образом, в долгосрочном периоде существует отрицательная зависимость между величиной теневого сектора темпами экономического развития страны.

1.Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N. Y., 1989). - M.: Catallaxy, 1995. - C. 25.; Э. де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. — М.: Олимп-бизнес, 2001. — С. 40-44.

 

 

8.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов

Система государственных институтов — правила и норма­тивы, которые регламентируют экономическую деятельность, определяет величину трансакционных издержек, стимулы и препятствия для соблюдения установленных требований, а также тех, кто выигрывает и кто проигрывает от этих ограничений. За­частую группы или отдельные лица заинтересованы в создании такой системы институтов, которая выгодна им самим, но может препятствовать общему экономическому развитию страны1.

Данная проблема получила развитие в теории прав собствен­ности на основе групповых интересов2. В этой теории фундамен­тальные социальные и политические институты общества вы­ступают как заданные, и ставится задача объяснения схемы прав собственности в различных отраслях в терминах взаимодействия между группами, преследующими свои особые интересы на политическом рынке. Сформированные таким образом права собственности приводят к чистым потерям общественного бла­госостояния и обычно трактуются в терминах трансакционных издержек, проблемы «безбилетника», рационального игнори­рования и асимметрии информации3.

Несмотря на огромное число данных, свидетельствующих о том, что такая система не может быть устойчивой и продуктив­ной в течение длительного времени, история показывает, что те, кто смог нажиться за ее счет или приспособиться к ней, а также те, кто вложил большие средства в такую систему, кровно заинте­ресованы в ней и часто даже имеют ресурсы для поддержки этой системы в течение достаточно продолжительного времени.

1.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — С. 23.

2Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — M.: ДЕЛО, 2001. —С. 295.

3.Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. — М.: Фонд экономической инициативы, 1995. — С. 135.

Авторитарные режимы и страны с экономикой централи­зованного планирования, а также «кумовской» капитализм1, развившийся в ряде европейских стран после окончания Второй мировой войны, являются современными примерами этого явле­ния. В таких условиях влиятельные деловые круги, обладающие особыми правами и интересами, независимо от того, кем они представлены,— официально зарегистрированными предпри­нимателями, лицами, стремящимися заработать на чем-либо экономическими олигархами либо «кумовьями» — капиталис­тами, способны оказывать противодействие и даже «обратить вспять» реформы, грозящие им увеличением «трансакционных издержек», риска коммерческой деятельности, что ведет к со­кращению дохода.

Основная причина того, что многие граждане стран с раз­вивающейся демократией и рыночной экономикой не прини­мают участие в политической жизни страны или не занима­ются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности.

Именно по этой причине так долго существует, казалось бы, неэффективная правовая база. Созданная в итоге законода­тельная система исключает большую часть предпринимателей из процесса принятия политических решений и законотворчества. В результате правительство не отвечает за соблюдение их инте­ресов, что наносит ущерб демократии. Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контро­лировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с ин­тересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе1. Такая система ослабляет так называемый «механизм сдержек и противовесов», мешает установлению «status quo» в обществе, кроме того, отсутствие демократических, рыночных рычагов власти ставит под угрозу свободу конкуренции в экономической сфере.

«Кумовской» капитализм (crony capitalism) — распределение ролей в по­литической и экономической иерархии по родственному или приятельскому признаку, то есть в зависимости от принадлежности к тому или иному семей­ному клану или «закадычным друзьям».

В настоящее время как страны с переходной экономикой, развивающиеся, так и страны с рыночной экономикой пытаются решить проблему реформирования законодательной системы с целью сокращения непомерных издержек, связанных с нали­чием возможностей для извлечения выгоды отдельными груп­пами, что в долгосрочной перспективе препятствует общему экономическому росту и стимулирует теневую экономику.

 

Date: 2015-09-22; view: 701; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию