Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный проект и его виды





 

Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя:

1) форму целевого управления инновационной деятельностью;

2) процесс осуществления инноваций;

3) комплект определенных документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разных направлениях развития науки и техники.

Как процесс проведения инноваций инновационный проект – это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

Комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей инновационного проекта.

Инновационный проект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основными свойствами.

Основополагающие особенности инновационного проекта как категории качественной и временной обусловливают классификацию его по видам и жизненным циклам.

Из-за многообразия возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития инновационные проекты классифицируют по видам:

1) по уровню решения – могут приниматься на федеральном, президентском, региональном, отраслевом уровнях;

2) по характеру целей проекта – конечные (по достигнутым итогам) и промежуточные (связанные с достижением промежуточных итогов при решении сложных проблем);

3) по виду потребности – ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей;

4) по типу инновации – создание нового или усовершенствованного изделия, рынка, источника сырья, структуры управления, реорганизации;

5) по периоду реализации – долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), краткосрочные (менее трех лет);

6) по масштабности – монопроекты, мульти-проекты, мегапроекты.

Также инновационные проекты можно разделить на:

1) модернизационные (псевдоинновации) – когда конструкция прототипа или базовая технология не претерпевают радикальных изменений;

2) новаторские (улучшающие инновации) – когда конструкция продукта (услуги) по виду своих элементов полностью отличается от прежнего;

3) опережающие (базисные инновации) – когда конструкция изделия базируется на предваряющих технических решениях;

4) пионерные (базисные инновации) – когда возникают совершенно новые материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции.


 

2. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов фирмы

 

 

В современных условиях развития рынка все большее значение занимает инновационная деятельность предприятий. Это вызвано тем, что высшее руководство стремится к освоению новых технологий производства и тенденций управления для того, чтобы модернизировать и усовершенствовать деятельность фирмы в целом. Развитая во всех направлениях (производство, организационная структура, научно-технический и технологический потенциал) организация сможет не только занять крепкие позиции на выбранном сегменте рынка, но и производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию высокого качества. Все это будет способствовать формированию имиджа и деловой репутации организации [3].

К инновационной деятельности предприятия можно отнести систему мероприятий, сущность которых заключается в использовании научного, технического и интеллектуального потенциала в целях получения нового продукта (услуги), новой технологии производства или улучшенных организационных решений в управлении предприятием [1].

Обозначенные мероприятия могут предоставить предприятию существенные преимущества в выбранной хозяйственной деятельности по сравнению с фирмами, которые являются его конкурентами. Верное и обоснованное применение мероприятий такого рода в конечном итоге может не только увеличить рентабельность производства, но и сбыта.

Объектом управления инновационной деятельности являются инновации и связанные с ними экономические отношения. Инновации можно трактовать как новшества (новые идеи, изобретения, методы), которые доведены до стадии коммерческого использования на рынке в виде нового продукта [2].

Продукт может быть частично новым, относительно новым и абсолютно новым. Абсолютная новизна подразумевает отсутствие аналогов данному новшеству; относительная – новшество уже применялось на других предприятиях, но на данном предприятии осуществляется впервые; частичная новизна предполагает обновление элемента или детали изделия.

Если выгода от внедрения нововведения превышает издержки на его создание, то выявляется экономическое достоинство новшества. Это непосредственно связано с получением признания потребителей. Таким образом, можно говорить о том, инновации ориентированы на рынок и удовлетворение общественных потребностей.

На практике существует множество классификаций инноваций. По причинам возникновения их можно разделить на «реактивные» – ответная реакция на новые преобразования конкурента, такие инновации необходимы для ведения борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические, которые определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами.

В управлении предприятием особое место занимают процессорные (творческие) инновации. Их сущность заключается в применении новых технологий в структуре управления и организации производства.

Важным фактором, который обуславливает инновационную деятельность хозяйствующего субъекта, является то, что используемые предприятием нововведения ограничены по времени собственным жизненным циклом и рыночными циклами развития экономики [4]. Это значит, что они могут исчерпывать свой потенциал. При организации инновационной деятельности и управлении инновационными процессами высшее руководство должно уделять этому фактору достаточное внимание.

В процессе внедрения инноваций на предприятии происходят изменения, оказывающие влияние практически на все стороны деятельности предприятия. Это говорит о том, что необходимо осуществлять поиск эффективных организационных форм управления инновациями. Такой поиск должен учитывать все стороны хозяйственной жизни предприятия и заключается в умелом сочетании научных, инновационных, рыночных факторов и иных сопутствующих факторов. Именно в это состоит сущность инновационного менеджмента.

Возникновение этого направления связано c потребностью управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства.

Цель возникновения инновационного менеджмента обусловлена тем, что предприятие стремится определить основные направления научно-технической и производственной деятельности для выявления перспективных резервов развития в таких областях как [8]:

– разработка новой продукции, ее внедрение и распространение на рынке;

– усовершенствование и полная модернизация выпускаемой продукции;

– развитие дальнейшего производства традиционной продукции;

– снятие с производства устаревшей продукции, которая не подлежит модификациям.

Главенствующее место в управлении инновациями и инновационными процессами уделяется выработке стратегии по их управлению и мер, которые будут направлены на их реализацию.

Разработка идей по производству и внедрению нового продукта и выпуск новой продукции становится одним из наиболее важных направлений стратегии фирмы, потому что именно этот аспект оказывает влияние на остальные направления, связанные с развитием фирмы в целом [5].

Мероприятия по управлению инновациями на предприятии в целом заключаются в следующем:

– разработка планов и программ инновационной деятельности;

– контроль процессов разработки и ее внедрения новой продукции;

– обеспечение необходимыми ресурсами обозначенных программ (финансы, материалы и другие ресурсы);

– обеспечение исполнения поставленных задач высококвалифицированным и компетентным персоналом в данной области;

– образование временных целевых групп, которые должны осуществлять решение возникающих проблем – от зарождения идеи до массового производства нового продукта.

В современных условиях инновационная политика крупных фирм обуславливается проявлением тенденции к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Это отражается в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий [5].

Цели инновационного процесса можно определить как:

1) нахождение идеи для нового продукта и обоснование этой идеи;

2) проведение и организация фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок;

3) подготовка к серийному производству продукции и его налаживание;

4) подготовка к сбыту новой продукции;

5) контроль за распространением нового товара на рынке;

6) закрепление занятых позиций на новых сегментах рынка и постоянное совершенствование технологии, ведущее к повышению конкурентоспособности продукта.

Инновационная деятельность непосредственно связана с маркетинговой деятельностью фирмы и определяет ее направления. Важнейшим критерием в этом направлении является оценка влияния внедряемого продукта на реализацию целей фирмы в целом, а именно: объем продаж нового изделия, связанный с результатами исследований рынка; оценка времени достижения прибыльности в производстве нового товара.

Инициатива, связанная с разработкой новой продукции и исходящая от управляющих маркетинговой деятельностью, показывает итог маркетинговых исследований, которые содержат информацию о потребностях в новом продукте и его спросе на рынке, конкурентных аналогах и товарах-заменителях на рынке, о технологических возможностях и потребностях самой фирмы [7].

Для определения результатов инновационной деятельности предприятия необходимо прогнозирование будущих факторов успеха, так как предприятие функционирует в условиях неопределенности. Так же требуется обоснование затрат будущего периода. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить на основе методов прогнозирования, методов экспертных оценок, а также ситуационного, сценарного и имитационного моделирования.

В условиях рыночной экономики анализ эффективности деятельности предприятия, связанной с инновациями, усложняется, так как приобретает многоступенчатый и многостадийный характер [2].

Это связано с тем, что необходимо рассмотреть большое количество показателей: новизна; уровень стандартизации и унификации; наукоемкость; сложность изделия; способность к модификациям; безопасность; управляемость; эстетические показатели; экологические показатели; экономические показатели (материалоемкость, фондоемкость, себестоимость) и другие.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия зависит от того, отлажена ли система инвестирования, кредитования, налогообложения. Все это занимает определяющее место в инновационной сфере научных разработок. Происходит возрастание роли государства в развитии инновационной сферы. Оно разрабатывает систему целевых субсидий и госзаказов, расширяет кредитные, налоговые и иные льготы. Все это направлено на поддержку и развитие инновационной деятельности, что способствует росту экономики в целом [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность занимает достаточно значимое место в функционировании современного предприятия. Важно понимать, что к внедрению инноваций на предприятии необходимо тщательно готовиться. Уметь анализировать все положительные и отрицательные стороны намеченных перемен. Взвешенное и экономически обоснованное решение, несомненно, принесет пользу предприятию и окажет позитивное влияние на его дальнейшее развитие.

 


Список литературы

инновация конкурентоспособность венчурный фонд

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008.

2. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008.

3. Дворжак И., Кочишова Я., Прохазка П.. М.:2004

4. Евграфова, Е.О. Красникова. Инновационный менеджмент.М.:2001.

5. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

6. Орлов А.И., Орлова Л.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002.

7. Питер Друкер. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007.

8. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: «Новое знание», 2004.

9. Слуцкин М.Л. Управленческий анализ / М.Л. Слуцкин. Питер, 2002.

10. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.

11. Фатхутдинов.Р. ''Управление персоналом'' М.: 2000.

12. Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний.М.: Вильямс, 2007.

Размещено на Allbest

 

Date: 2015-09-22; view: 509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию