Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновационный проект и его виды ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя: 1) форму целевого управления инновационной деятельностью; 2) процесс осуществления инноваций; 3) комплект определенных документов. Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разных направлениях развития науки и техники. Как процесс проведения инноваций инновационный проект – это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт. Комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей инновационного проекта. Инновационный проект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основными свойствами. Основополагающие особенности инновационного проекта как категории качественной и временной обусловливают классификацию его по видам и жизненным циклам. Из-за многообразия возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития инновационные проекты классифицируют по видам: 1) по уровню решения – могут приниматься на федеральном, президентском, региональном, отраслевом уровнях; 2) по характеру целей проекта – конечные (по достигнутым итогам) и промежуточные (связанные с достижением промежуточных итогов при решении сложных проблем); 3) по виду потребности – ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей; 4) по типу инновации – создание нового или усовершенствованного изделия, рынка, источника сырья, структуры управления, реорганизации; 5) по периоду реализации – долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), краткосрочные (менее трех лет); 6) по масштабности – монопроекты, мульти-проекты, мегапроекты. Также инновационные проекты можно разделить на: 1) модернизационные (псевдоинновации) – когда конструкция прототипа или базовая технология не претерпевают радикальных изменений; 2) новаторские (улучшающие инновации) – когда конструкция продукта (услуги) по виду своих элементов полностью отличается от прежнего; 3) опережающие (базисные инновации) – когда конструкция изделия базируется на предваряющих технических решениях; 4) пионерные (базисные инновации) – когда возникают совершенно новые материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции.
2. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов фирмы
В современных условиях развития рынка все большее значение занимает инновационная деятельность предприятий. Это вызвано тем, что высшее руководство стремится к освоению новых технологий производства и тенденций управления для того, чтобы модернизировать и усовершенствовать деятельность фирмы в целом. Развитая во всех направлениях (производство, организационная структура, научно-технический и технологический потенциал) организация сможет не только занять крепкие позиции на выбранном сегменте рынка, но и производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию высокого качества. Все это будет способствовать формированию имиджа и деловой репутации организации [3]. К инновационной деятельности предприятия можно отнести систему мероприятий, сущность которых заключается в использовании научного, технического и интеллектуального потенциала в целях получения нового продукта (услуги), новой технологии производства или улучшенных организационных решений в управлении предприятием [1]. Обозначенные мероприятия могут предоставить предприятию существенные преимущества в выбранной хозяйственной деятельности по сравнению с фирмами, которые являются его конкурентами. Верное и обоснованное применение мероприятий такого рода в конечном итоге может не только увеличить рентабельность производства, но и сбыта. Объектом управления инновационной деятельности являются инновации и связанные с ними экономические отношения. Инновации можно трактовать как новшества (новые идеи, изобретения, методы), которые доведены до стадии коммерческого использования на рынке в виде нового продукта [2]. Продукт может быть частично новым, относительно новым и абсолютно новым. Абсолютная новизна подразумевает отсутствие аналогов данному новшеству; относительная – новшество уже применялось на других предприятиях, но на данном предприятии осуществляется впервые; частичная новизна предполагает обновление элемента или детали изделия. Если выгода от внедрения нововведения превышает издержки на его создание, то выявляется экономическое достоинство новшества. Это непосредственно связано с получением признания потребителей. Таким образом, можно говорить о том, инновации ориентированы на рынок и удовлетворение общественных потребностей. На практике существует множество классификаций инноваций. По причинам возникновения их можно разделить на «реактивные» – ответная реакция на новые преобразования конкурента, такие инновации необходимы для ведения борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические, которые определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами. В управлении предприятием особое место занимают процессорные (творческие) инновации. Их сущность заключается в применении новых технологий в структуре управления и организации производства. Важным фактором, который обуславливает инновационную деятельность хозяйствующего субъекта, является то, что используемые предприятием нововведения ограничены по времени собственным жизненным циклом и рыночными циклами развития экономики [4]. Это значит, что они могут исчерпывать свой потенциал. При организации инновационной деятельности и управлении инновационными процессами высшее руководство должно уделять этому фактору достаточное внимание. В процессе внедрения инноваций на предприятии происходят изменения, оказывающие влияние практически на все стороны деятельности предприятия. Это говорит о том, что необходимо осуществлять поиск эффективных организационных форм управления инновациями. Такой поиск должен учитывать все стороны хозяйственной жизни предприятия и заключается в умелом сочетании научных, инновационных, рыночных факторов и иных сопутствующих факторов. Именно в это состоит сущность инновационного менеджмента. Возникновение этого направления связано c потребностью управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Цель возникновения инновационного менеджмента обусловлена тем, что предприятие стремится определить основные направления научно-технической и производственной деятельности для выявления перспективных резервов развития в таких областях как [8]: – разработка новой продукции, ее внедрение и распространение на рынке; – усовершенствование и полная модернизация выпускаемой продукции; – развитие дальнейшего производства традиционной продукции; – снятие с производства устаревшей продукции, которая не подлежит модификациям. Главенствующее место в управлении инновациями и инновационными процессами уделяется выработке стратегии по их управлению и мер, которые будут направлены на их реализацию. Разработка идей по производству и внедрению нового продукта и выпуск новой продукции становится одним из наиболее важных направлений стратегии фирмы, потому что именно этот аспект оказывает влияние на остальные направления, связанные с развитием фирмы в целом [5]. Мероприятия по управлению инновациями на предприятии в целом заключаются в следующем: – разработка планов и программ инновационной деятельности; – контроль процессов разработки и ее внедрения новой продукции; – обеспечение необходимыми ресурсами обозначенных программ (финансы, материалы и другие ресурсы); – обеспечение исполнения поставленных задач высококвалифицированным и компетентным персоналом в данной области; – образование временных целевых групп, которые должны осуществлять решение возникающих проблем – от зарождения идеи до массового производства нового продукта. В современных условиях инновационная политика крупных фирм обуславливается проявлением тенденции к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Это отражается в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий [5]. Цели инновационного процесса можно определить как: 1) нахождение идеи для нового продукта и обоснование этой идеи; 2) проведение и организация фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок; 3) подготовка к серийному производству продукции и его налаживание; 4) подготовка к сбыту новой продукции; 5) контроль за распространением нового товара на рынке; 6) закрепление занятых позиций на новых сегментах рынка и постоянное совершенствование технологии, ведущее к повышению конкурентоспособности продукта. Инновационная деятельность непосредственно связана с маркетинговой деятельностью фирмы и определяет ее направления. Важнейшим критерием в этом направлении является оценка влияния внедряемого продукта на реализацию целей фирмы в целом, а именно: объем продаж нового изделия, связанный с результатами исследований рынка; оценка времени достижения прибыльности в производстве нового товара. Инициатива, связанная с разработкой новой продукции и исходящая от управляющих маркетинговой деятельностью, показывает итог маркетинговых исследований, которые содержат информацию о потребностях в новом продукте и его спросе на рынке, конкурентных аналогах и товарах-заменителях на рынке, о технологических возможностях и потребностях самой фирмы [7]. Для определения результатов инновационной деятельности предприятия необходимо прогнозирование будущих факторов успеха, так как предприятие функционирует в условиях неопределенности. Так же требуется обоснование затрат будущего периода. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить на основе методов прогнозирования, методов экспертных оценок, а также ситуационного, сценарного и имитационного моделирования. В условиях рыночной экономики анализ эффективности деятельности предприятия, связанной с инновациями, усложняется, так как приобретает многоступенчатый и многостадийный характер [2]. Это связано с тем, что необходимо рассмотреть большое количество показателей: новизна; уровень стандартизации и унификации; наукоемкость; сложность изделия; способность к модификациям; безопасность; управляемость; эстетические показатели; экологические показатели; экономические показатели (материалоемкость, фондоемкость, себестоимость) и другие. В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия зависит от того, отлажена ли система инвестирования, кредитования, налогообложения. Все это занимает определяющее место в инновационной сфере научных разработок. Происходит возрастание роли государства в развитии инновационной сферы. Оно разрабатывает систему целевых субсидий и госзаказов, расширяет кредитные, налоговые и иные льготы. Все это направлено на поддержку и развитие инновационной деятельности, что способствует росту экономики в целом [6]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность занимает достаточно значимое место в функционировании современного предприятия. Важно понимать, что к внедрению инноваций на предприятии необходимо тщательно готовиться. Уметь анализировать все положительные и отрицательные стороны намеченных перемен. Взвешенное и экономически обоснованное решение, несомненно, принесет пользу предприятию и окажет позитивное влияние на его дальнейшее развитие.
Список литературы инновация конкурентоспособность венчурный фонд 1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. 2. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008. 3. Дворжак И., Кочишова Я., Прохазка П.. М.:2004 4. Евграфова, Е.О. Красникова. Инновационный менеджмент.М.:2001. 5. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. 6. Орлов А.И., Орлова Л.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. 7. Питер Друкер. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007. 8. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: «Новое знание», 2004. 9. Слуцкин М.Л. Управленческий анализ / М.Л. Слуцкин. Питер, 2002. 10. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006. 11. Фатхутдинов.Р. ''Управление персоналом'' М.: 2000. 12. Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний.М.: Вильямс, 2007. Размещено на Allbest
|