Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-техническая интеграция вузов и промышленных предприятий





Основные цели научно-исследовательской работы в вузах:

- повышение качества подготовки специалистов;

- повышение научно-педагогической квалификации преподавателей и научно-педагогических работников;

- непосредственное использование большого научного потенциала с целью ускорения научно-технического прогресса и получения ощутимых социально-экономических результатов.

Высшие учебные заведения имеют ряд преимуществ перед НИИ и КБ в качестве производителей научно-технической продукции:

1) сокращение времени подготовки решения принципиально новых практических проблем цикла “исследование-производство”, а также стоимости разработок за счет осуществления фундаментальных исследований, подготавливающих заделы для будущих ОКР и НИР, и использование их результатов в прикладных исследованиях;

2) реализация комплексных разработок, а не исследований по отдельным темам, с привлечением специалистов различного профиля с общенаучных и специальных кафедр;

3) постоянное обновление кадров вузовских научно-технических коллективов за счет стажеров, аспирантов, докторантов, студентов, что особенно важно для поисковых НИР;

4) возможность кадрового сопровождения реализуемой научно-технической продукции (целевое распределение студентов, аспирантов);

5) независимость от отраслевых ведомственных систем, включая Академию наук, из чего следует возможность стать независимыми экспертами в маркетинговых исследованиях, оценке персонала предприятий, центрами сертификации и пр.

6) участие, сохраняя связи со своими выпускниками, в организации рыночной научно-технической инфраструктуры (центры инжиниринговых услуг и передачи технологий, вычислительные, информационные и измерительные центры, центры научного общения, повышения квалификации и переподготовки кадров), конкурируя в качестве разработчиков с отраслевыми НИИ и институтами РАН, либо вступая с ними в консорциумы.

Развитие научных исследований в высшей школе способствует подготовке научных кадров, как для самих вузов, так и для академических и отраслевых институтов. Главным преимуществом вузовской науки является ее воздействие на самого человека. Если другие виды науки и отрасли народного хозяйства производят материальные и духовные блага и услуги, то вузовская наука непосредственно участвует в производстве самого человека, высококвалифицированного специалиста.

Примером установления прочной и эффективной организационной связи науки с производством служат инженерные центры, выполняющие две основные функции.

1. Разработка фундаментальных закономерностей, лежащих в основе инженерного проектирования принципиально новых, несуществующих в природе, искусственных систем. Такие исследования поставляют промышленности не готовую разработку, а теорию инженерной деятельности, которая затем может быть применена для решения конкретных производственных задач. (К примеру, не промышленный робот, а концепция искусственного зрения, самоконтроля; в биотехнологии - не вещества, а оригинальные идеи функционирования биологических агентов).

Здесь реализуется идея концентрации усилий на создании теории инженерной деятельности в рамках тех научных направлений, которые необходимы бизнесу для восстановления или обеспечения конкурентных позиций, хотя связь инженерных исследований с производством здесь не такая жесткая и прямая, как в случае прикладных исследований и разработок. Исследовательская деятельность не подчиняется здесь сиюминутным требованиям промышленности, в то же время она ориентирована на практический конечный результат, повышающий эффективность производства.

2. Подготовка нового поколения инженеров, обладающих необходимым уровнем квалификации и широким научно-практическим кругозором. Сегодня в обучении инженерных кадров отмечаются следующие упущения: отсутствие комплексного подхода в решении технических проблем, усиление научной специализации университетов и инженерных школ, недостаточное использование современного оборудования, на котором предстоит работать выпускникам. Новое могут создавать только инженеры, способные синтезировать идеи из различных областей науки и оперировать междисциплинарными категориями. Выполнение этих функций позволяет решать задачи создания новой инженерной культуры, нового образа мышления.

Инженерные центры - новые организационные подразделения, где междисциплинарность - основа исследовательской деятельности, и это является залогом сохранения интереса у компаний многих отраслей промышленности к работе каждого центра и, наоборот, у фирм одной отрасли - к исследованиям, осуществляемым в разных центрах.

Опыт показывает, что одним из наиболее действенных способов укрепления инженерных центров является установление долговременных деловых контактов между сотрудниками центров и инженерами, работающими в промышленности. Финансирующие разработки фирмы могут направлять в центры на постоянную или временную работу своих специалистов, находящихся в курсе основных тенденций развития производства в компании. Они участвуют в формировании групп, в выборе путей выполнения исследований. Здесь поддерживается творческая атмосфера, присутствует гибкая организация творческого процесса. Организационная структура центров предусматривает не только творческое сотрудничество инженеров непосредственно на каждом этапе работы, но и участие представителей бизнеса в управлении, причем на всех уровнях, но без отсутствия давления в целях получения немедленных практических результатов, без препятствий в организации совместных исследований и свободной публикации результатов.

В нашей стране также имеется опыт интеграции деятельности образовательных учреждений, промышленных предприятий и организаций науки. Интеграция осуществлялась на договорной основе с целью выполнения научных разработок, внедрения их в производство и повышения качества подготовки специалистов путем привлечения студентов и аспирантов к научно-исследовательской, научно-технической и производственной деятельности. Но господство планово-административных методов управления, высокая степень монополизации производства и огосударствления предприятий; невосприимчивость многих производственных предприятий к использованию достижений научно-технического прогресса; устойчивые ведомственные барьеры, разделявшие производство, образование и науку; недостатки сложившихся моделей организации сферы науки и научного обслуживания служили тормозом преобразований, обеспечивающих использование достижений НТП. В конечном счете, это привело к неразвитости научно-технической инфраструктуры и инновационной сферы в целом.

В этой ситуации требуется осуществление радикальных изменений организации инновационной сферы в стране и регионах. Первой попыткой такой реорганизации стало создание на базе вузов технопарков по образцу зарубежных аналогов. Анализ их деятельности показал, что ожидаемого эффекта они не дали. Они не переросли в региональные центры инновационной деятельности, обучения предпринимательству и адаптации к рынку; имели слабую связь с вузовской наукой и образовательным процессом; не обеспечили непрерывность функционирования логической цепочки в инновационном процессе; не решили проблем использования интеллектуальной собственности вузов, помещений и оборудования кафедр и научных лабораторий, оплаты коммунальных услуг.

Существенно ускорил поиск новых организационных моделей вузовской инновационной деятельности Закон РФ «Об образовании», определив права собственности учреждений высшего профессионального образования на доходы от собственной деятельности. Эффективной стала деятельность вуза по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, производству и реализации производимой научной продукции, работ и услуг, в том числе инновационная деятельность.

С целью усиления роли вузов как центров роста инновационной активности в регионах, стали создаваться учебно-научно-производственные (УНПК) или учебно-научно-инновационные (УНИК) комплексы. Таковым комплексом является «высшее учебное заведение всех форм собственности, независимо от отраслевой принадлежности, обеспечивающее единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров; деятельность которого (вуза) направлена на социально-экономическое и духовное развитие общества, страны, региона». УНПК призваны обеспечить интеграцию вузов с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем регионов и реализации федеральных, целевых и отраслевых программ, связанных, прежде всего, с технологическим развитием приоритетных отраслей и подготовкой кадров в сопряжении с осуществлением инновационных процессов.

Развитие инновационной и научной деятельности потребовало решения многих проблем правового, организационного и экономического обеспечения функционирования вузов, признания их как целостных, сложных и комплексных центров, осуществляющих весь учебно-научно-инновационный комплекс работ. Наука, производство, инновации и подготовка специалистов в таких образовательно-научно-технических комплексах тесно связаны. Деятельность образовательно-научно-технических комплексов преследует следующие основные цели:

1. Подготовка и выпуск квалифицированного специалиста, как специфического инновационногопродукта.

2. Производство и реализация научной продукции (нового научного знания): теории, идеи, учебные, социальные, информационные и управленческие технологии, стратегии социально-экономического развития, инновационные проекты и их экспертиза, рекомендации органам государственной и местной власти, как информационного инновационного продукта.

3. Разработка и реализация научно-технической продукции: образцы новой техники и технологий ее производства или совершенствование существующих, новые или улучшенные материалы, продукты (товары), как вещественного (материального) инновационного продукта.

В процессе достижения общих целей формируются специфические, конкретные цели для всех структурных подразделений комплекса, отдельных его элементов в зависимости от конкретных производимых инновационных продуктов.

В рамках комплекса органично сочетаются элементы рыночного механизма, основанного на создании конкурентной среды, повышении предпринимательской активности ученых, с проведением новой кадровой политики в области подготовки, отбора и использования вузовских научных кадров, новая система организации вузовской науки, ее ориентация на экономические методы управления, условия эффективного интегрирования ученых российских вузов в мировое сообщество.

4. Пространственная организация инновационных процессов. Совокупное действие факторов размещения высокотехнологичных отраслей объективно определяет общий характер их пространственной организации: с одной стороны, сосредоточение фирм в зонах активной научно-технической деятельности, а с другой – рост числа и постепенное распространение последних по различным регионам.

Технопарковые структуры - самостоятельные хозяйственные формы, которые преобразуют входные ресурсы в выходные инновационные услуги.

Входные ресурсы включают в себя: фонды (земельный участок, здание, оборудование, производственную и бытовую инфраструктуры и др.); инвестиции (деньги, кредиты, ценные бумаги, средства по программам финансовой поддержки и др.); интеллектуальные ресурсы (кадры, информации, идеи).

Выходные инновационные услуги подразделяют на инновационные и коммуникационные; маркетинговые; учебные; патентно-лицензионные; рекламно-издательские; консалтинговые; лизинговые; финансовые (венчурное финансирование); посреднические и др.

Технопарковые образования могут значительно различаться по структуре и объему входных ресурсов и выходных услуг. Эти характеристики варьируются в широком интервале и определяют форму – от простейших структур типа научных отелей, до технополисов или регионов науки, занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.

По нарастающей степени сложности основные типы технопарковых структур располагаются следующим образом:

- инкубаторы (инновационный центр, инкубатор бизнеса, научный отель и др.);

- технологические парки (научный, промышленный, экологический, конверсионный, инновационный, технологическая деревня, бизнес-парк и др.);

- технополисы (наукограды);

- регионы науки и технологии.

Технопарковые структуры можно классифицировать и по другим признакам, например, масштабность, цель деятельности, степень наукоёмкости, отрасль науки, состав участников.

Инкубатор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, реализующий достаточно широкий набор инновационных услуг. Фирма-клиент (инновационная фирма) в зависимости от её технологического профиля покупает или арендует у инкубатора набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период фирмы-клиента длится, как правило, 2–3 года. По истечении срока аренды она покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность в условиях конкурентной борьбы.

Инновационный центр это некоторые образования, которые обеспечивают начинающим и малым предприятиям благоприятные условия для реализации своих идей. Перечень услуг, предоставляемых инновационным центром, созданным муниципалитетом г. Торонто: оценка технической идеи или изобретения с точки зрения коммерческой реализации, научно-технологического и рыночного потенциала, первоначальной потребности в капитале; поиск близких по замыслу иностранных и отечественных патентов; разработка технико-экономического проекта будущего предприятия с заполнением документации; расчеты кредитов на создание нового предприятия, поиск их источников; проектирование и изготовление опытных образцов планируемой к выпуску продукции с целью демонстрации их потенциальным покупателям и кредиторам; исследование рынка; поиск сдающихся в аренду помещений для размещения нового предприятия.

Технологический парк – научно-производственный территориальный комплекс с достаточно сложной иерархической функциональной структурой. Структурной единицей технопарка является центр. К числу наиболее важных центров относятся исследовательский центр, инкубатор, научно-технологический комплекс (инновационный центр), промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения, административный центр и др. Каждый центр реализует специализированный набор услуг. Главная задача технопарка состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов.

Технологические парки различаются по размерам, условиям функционирования, технологической ориентации. Последнее обстоятельство обусловливает вид деятельности фирм-клиентов, поскольку эта деятельность должна находиться в русле одного или близких технологических направлений. Именно этим объясняется большое разнообразие технопарков (научный, промышленный, конверсионный).

Научный парк представляет собой расположенный на университетской территории комплекс условий для развития научных исследований и разработок в области передовых технологий, объединяющий лаборатории и исследовательские группы университетов и промышленных компаний, специализирующихся в наукоемких отраслях, а также отдельных исследователей и предпринимателей.Научный парк оказывает услуги не только начинающим предприятиям и учреждениям. Размещение их в живописных местах ограничивает в них производственную деятельность.

Стремясь повысить свою коммерческую эффективность, научные парки все больше диверсифицируют свою деятельность. Если в 70-х годах они, как правило, имели определенную специализацию, то в 80-е годы круг интересов научных парков охватывает все более широкий спектр ключевых наукоемких отраслей: микроэлектронику, информатику, биотехнологию, фармацевтическую и химическую промышленности. Научные парки с отчетливо выраженным отраслевым «ядром» становятся исключением.

В исследовательских парках инновационные фирмы, как правило, производственной деятельностью не занимаются. Свои разработки они доводят до стадии промышленного образца, а производство организуют вне парка. В технологических парках обычно допускается мелкосерийное производство. Его объемы и масштабы администрацией парков не ограничиваются. Деловой, или предпринимательский, парк представляет собой обеспеченное благоустроенными помещениями и другими удобствами место или образование, в котором осуществляется широкий спектр видов деятельности: производственные и торговые предприятия, выставочные залы и т.д. Связь с вузами, научно-исследовательскими учреждениями, а также присутствие других организаций, занятых исключительно в области высоких технологий, для деловых парков не являются обязательными условиями.

Технополис представляет целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города. В экономике такого города заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города.

Технополисы могут быть образованы как на основе вновь построенных городов, так и реконструированных. Существуют также технополисы «размытого» типа». Строительство совершенно новых городов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое производство, практикуется в Японии. Примером смешанной модели, ориентированной на японскую (строительство новых городов) и американскую (технологический парк), могут служить научные парки Франции.

Регионы науки и технологии (региональные агломерации ) охватывают значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. Обычно в их рамки входят множество промышленных предприятий ключевых наукоемких отраслей, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, ведущие пионерные исследования. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе района.

В регионе науки и технологии функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия, определяющие, в известной мере, «качество жизни».

Региональные агломерации отличают от «научных парков» большой территориальный охват, нерегулируемый характер развития, активная роль венчурного капитала, многообразие форм сотрудничества академической науки и промышленности. В отличие от других форм территориальной организации инновационных процессов, никакая центральная организация не планирует развития этой зоны. Сама географическая концентрация ключевых отраслей является не только решающим фактором технического прогресса, но и источником ожесточенной конкуренции, ограничивающей темп расширения этой зоны.

Практика территориальной интеграции науки и промышленности свидетельствуют о том, что развитию этого процесса наряду с историческими и национальными особенностями присуща общая черта. Близость к «мозговому центру» является решающей по сравнению с другими факторами: удобствами транспортировки, близостью источников сырья, рабочей силы и даже рынков сбыта, хотя эти факторы наряду с природно-климатическими условиями являются важной составляющей коммерческого успеха конкретного комплекса.

Инновационные процессы как часть хозяйственного механизма играют важную роль в переносе высоких технологий из области фундаментальных разработок в производство. Правильная организация этих процессов способствует коммерциализации науки; позитивным структурным сдвигам в экономике; росту конкурентоспособности продукции на мировом рынке; повышению уровня социально-технологической подготовки населения.

5. Организационные структуры инновационных предприятий. Виды инновационных подразделений различаются в зависимости от важности их разработок и соответствия существующей производственной структуре, по степени самостоятельности и обеспеченности ресурсами. Следующие организационные решения являются типичными для практики внутрифирменного хозяйствования.

Если нововведение имеет большое стратегическое значение и тесно связано с основным производством, то есть в перспективе может оказать сильное влияние на экономическое положение всей фирмы, то используется непосредственная интеграция в существующую систему управления. Разработка таких новшеств осуществляется под непосредственным контролем высшего руководства и в то же время в тесной связи с действующей системой управления производственными, технологическими, конструкторскими службами и т.п. Ключевой фигурой в системах управления подобными нововведениями является изобретатель («защитник проекта»), знакомый с особенностями функционирования существующей управленческой структуры и одержимый стремлением реализовать свою новаторскую идею.

Отдел разработки нового продукта или развития нового направления хозяйственной деятельности создается под реализацию инновационного предпринимательского проекта, имеющего большую стратегическую значимость и частично связанного с основным производством, в рамках наиболее соответствующего ему по производственной специализации структурного подразделения. Такой подход позволяет сформировать систему управления, в которой сочетается сильный административный контроль сверху и ограниченные связи с производственной структурой. Контроль отделов разработки новой продукции со стороны штаб-квартиры корпорации осуществляется по индивидуальным показателям, не сдерживающим проявление инициативы, отделы выводятся за рамки формальной системы стратегического планирования деятельности структурного подразделения, под чьей «крышей» они учреждаются.

Если нововведение имеет большую стратегическую значимость, однако слабо связано с основным производством могут создаваться новые специализированные хозяйственные единицы. Сильный административный контроль со стороны руководства призван обеспечить своевременное выполнение этими подразделениями поставленных перед ними стратегических задач, как правило, выход на рынок с новым видом продукции. В случае успеха эти подразделения получают статус производственных, структурных единиц корпорации.

Микроотделы новых рискованных инициатив создаются в рамках производственных отделений для разработки многочисленных «побочных» нововведений, имеющих неопределенную стратегическую значимость, но сильно связанных с основным производством. Административный контроль здесь слабее, чем в предыдущих вариантах. Руководитель такого подразделения (работают в нем обычно 2-5 чел.) пользуется достаточно большой свободой в организации его работы. Ограничения - выделенный бюджет и сроки разработки. Микроотделы работают в тесном контакте с производственными и другими службами отделения, что позволяет, с одной стороны, без помех пользоваться имеющимся научно-техническим потенциалом отделения, а с другой - оперативно передавать технологам результаты своих разработок.

Отделения новых рискованных инициатив создаются, когда нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и лишь частично связано с основным производством, а высшее руководство компании хочет сохранить определенную степень прямого административного контроля над разработкой, по крайней мере, до тех пор, пока не будет более четко определено его стратегическое значение. Наряду с привязкой к административной системе управления по вертикали новые венчуры полностью выводятся за рамки существующей структуры управления по горизонтали, то есть практически не имеют формальных связей с действующими производственными подразделениями, тем самым обеспечивается управляемая автономия таких подразделений.

Небольшие независимые группы технических экспертов, учреждаемые в среднем звене управления, являются эффективной формой горизонтальной координации и выполняют функции своеобразного банка технических идей: в их руках сосредоточивается информация как о применении новых технологий в различных подразделениях компании, так и о потребностях и возможностях их использования в других производствах. По отношению к производственным отделениям они играют вспомогательную роль распространителя новейших межотраслевых технологий, то есть внутрифирменного посредника между производителями новой технологии и потенциальными потребителями ее в других частях организаций. Устанавливаемые с помощью группы прямые связи между хозяйственными единицами регулируются отношениями внутрифирменного хозрасчета. Эта система позволяет сочетать значительные операционные права отделений с централизацией стратегических функций по выработке долгосрочной политики и перераспределения ресурсов.

Независимые хозяйственные единицы (НХЕ) создаются, когда нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и совершенно не связано с основным производством. Они практически автономны, стратегический контроль со стороны корпорации осуществляется посредством представительства в советах директоров НХЕ высших менеджеров материнской компании, а также владением контрольным пакетом акций НХЕ.

Когда изначально инновационная идея оценивается как не обладающая стратегической важностью для компании, но в той или иной степени связана с действующим производством и другими видами хозяйственной деятельности, компании обычно устанавливают контрактные отношения различных типов с инициаторами разработки. Типичной является ситуация, когда новатор предлагает к разработке продукт, рассчитанный на узкую рыночную «нишу» и невыгодный для производства крупной компанией из-за скромных объемов выпуска. Авторам таких микроидей оказывается поддержка. Формы помощи различные: выделение на льготных условиях финансовых средств, аренда помещения и оборудования, информационное обеспечение, создание благоприятных условий конкуренции, если изделие доводится до рынка и т.п. Если результаты разработки могут найти применение в профильных для компании производствах (обычно это касается совершенствования технологических процессов), то работа по контракту проводится в рамках внутрифирменного механизма. Если же новшество не может быть использовано компанией, но в принципе может принести его автору коммерческий успех, материнская компания помогает новатору организовать, так называемый, спин-оф - фирму-отпрыск, административно с компанией никак не связанную.

Помогая новаторам в создании собственных фирм, крупные компании преследуют вполне прагматичные цели. Дело в том, что коммерчески успешное новшество разрабатывается в среднем от 3 до 7 лет и фирма в течение этого периода нуждается в постоянной подпитке денежными и другими ресурсами, которые легче всего получить от материнской фирмы. Последняя, таким образом, косвенно контролирует фирму-отпрыск и имеет возможность при необходимости приобрести ее и включить в свою структуру. Кроме того, отколовшиеся фирмы зачастую выступают в качестве «разведчиков» потенциально выгодных рынков, продуктов, технологий. Помогая новаторам, организация поддерживает внутренний предпринимательский климат; показывает персоналу, что практически любая инновационная идея может быть реализована. Даже если компания несет определенные потери, финансируя разработку ненужных (по крайней мере, в данный момент) ей проектов или оплачивая любые предложения (как в некоторых японских фирмах), в конечном итоге, положительный эффект от массового рационализаторства, предприимчивости и изобретательства, развивающихся в такой атмосфере, оказывается неизмеримо выше.

 

Тема 9. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ НОВОВВЕДЕНИЙ

План: 1. Общая модель восприимчивости организации к нововведениям.

2. Роли и позиции в нововведениях.

Как показывает анализ практики управления, некоторые компании чаще и быстрее осваивают новые формы и методы управления, другие же довольствуются старыми, даже в случае, когда назрела потребность в изменениях и известно о наличии нововведений. Следовательно, первые организации восприимчивы к нововведениям, обладают большим инновационным потенциалом. Параметры таких организаций (характеристики персонала и организационной структуры) и условия их функционирования служат объектом анализа многочисленных исследований, в которых восприимчивость организации к нововведениям измеряется временем внедрения конкретного нововведения или общим их числом, принятым к освоению в данной организации к определенному моменту времени. Чем раньше будет достигнуто решение о внедрении или чем больше будет освоено нововведений к данному моменту времени, тем выше восприимчивость организации к новому.

1. Общая модель восприимчивости организации к нововведениям.Восприятием называют процесс познания объектов и событий окружающего мира при помощи чувств. Восприятие рассматривается как результат переработки нервной системой информации, поступающей от органов чувств.

Общая модель восприимчивости организации к нововведениям может быть представлена следующей функцией: = f (Л,С,К), где В – восприимчивость организации к нововведениям; Л – личностно-психологические характеристики членов организации; С – характеристики организационной структуры (структурные переменные); К – характеристики внешнего окружения и межорганизационных связей (контекстуальные переменные).

Личностно-психологические переменные (Л) включают две большие группы.

Характеристики руководителей: Характеристики персонала:
- установка на нововведения; - половозрастные характеристики; - профессионализм; "космополитизм"; - место в организационной иерархии; - заинтересованность в служебном росте; - склонность к риску. - информационные контакты; - образовательный уровень; - осведомленность о нововведении; - идеология; - мотивированность к нововведению.

Роль руководителя выходит далеко за рамки простого отбора творческих работников. Руководитель стоит перед лицом необходимости выполнения противоречивых требований: с одной стороны, создания климата, подходящего для генерации творческих идей, а с другой стороны, поддержания организационного контроля над деятельностью подразделения, который должен содействовать достижению целей компании.

Руководитель должен стремиться к поддержанию баланса между свободой творческих индивидуальностей следовать их личным интересам и поддержанием межличностных контактов и коллективистского духа, необходимых для завершения конкретных проектов; возможностями для междисциплинарных исследований, тогда как эффективность работ требует формировать коллектив работников с одинаковым уровнем подготовки и образования; несовпадением индивидуальных интересов и целей организации.

Сам по себе тот факт, что предприятие располагает мощным потенциалом инновационного развития, еще не означает, что инновационное изменение действительно реализуется. Для этого необходимы активные компоненты, в том числе руководящий импульс, гармония в отношениях между руководителем и его сотрудниками-новаторами, инициативная постановка задач руководителем.

Методы управления, важные именно с инновационной точки зрения, состоят в том, что нет смысла дифференцировать по степени важности элементы инновационного процесса – ведь дисфункция хотя бы одного из них делает невозможным достижение общего успеха; поэтому важно, чтобы каждый участник видел и признавал цели, программы, препятствия и тактику. Таким образом, можно добиться, чтобы участники воспринимали планирование и исполнение как свое собственное дело – ведь люди, как правило, хотят быть членами группы.

Руководитель с творческим подходом ценит творческий подход в других людях; подготовлен к неопределенности; верит в свои творческие способности; выявляет факторы, препятствующие ему стать творцом; настойчив в выполнении задач; может порвать с традициями; старается уменьшить воздействие стрессов; испытывает потребности в переменах; использует возможности; способен легко относиться к идеям; предпочитает новаторские решения; решает проблемы систематизированно; использует метод мозгового штурма; способен руководить творческими группами; поощряет свободное выражение эмоций; старается учиться на ошибках; идет на риск.

Некоторые специалисты по результатам своих исследований связывают с восприимчивостью к нововведениям противоположные характеристики членов организации.

Структурные переменные (С) характеризуют три главных признака организации в связи с принятием решения о внедрении нововведения: ее размер, величину резервных ресурсов, а также организационную структуру.

Величина резервных ресурсов:   Организационная структура:
–наличие резерва; –свободно распределяемые фонды; –наличие специализированного нововведенческого подразделения; –опыт в использовании нововведений     –сложность; –централизация; –регламентация работы; –развитость коммуникационных каналов; –внутриорганизационная интеграция; –организационный климат

Чтобы организация была восприимчива к нововведениям, ее следует снабдить механизмом, позволяющим ей менять свою структуру в зависимости от фазы инновационного процесса.

Контекстуальные переменные (К): стабильность и неопределенность внешнего окружения; изменения в спросе на продукцию; межорганизационная кооперация; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; региональные характеристики.

2. Роли и позиции в нововведениях. Отношение каждого работника к нововведению различно. Оно зависит от его личных качеств, прошлого опыта, положения в коллективе и многих других факторов. Психологические барьеры, как следствие нововведений, существуют. Но барьер - не типичная реакция на нововведение. Напротив, во многих случаях нововведения способствуют снятию барьеров, снижению психической напряженности.

Каждое нововведение вызывает в сознании человека перестройку или, во всяком случае, повышение психической активности. Ни один работник не остается равнодушным к этому процессу. Изменения в среде неизбежно приводят к соответствующим изменениям в психических механизмах отражения, к регуляции поведения и деятельности.

1. К механизмам идентификации - человек должен отнести изменения к определенным классам и эталонам, которые сформированы у него как субъективное представление об объективной реальности.

2. К механизмам выработки ценностей, ценностных ориентаций по отношению к нововведению - этот более сложный пласт, включает

- оценку производственной значимости нововведения;

- оценку степени сложности освоения нововведения самим работником;

- оценку складывающихся технологических связей и на их основе межличностных отношений;

- оценку трудоемкости и оплаты труда;

- оценку возможности реализации личных планов в условиях нововведения.

3. К механизмам эмотивным относится выработка отношения к нововведению на основании взвешенной, своего рода, сбалансированной оценки нововведения как факта личностно-значимого. Эмотивный аспект представлен, прежде всего, удовлетворенностью или неудовлетворенностью нововведением и всеми обстоятельствами, которые с ним связаны.

4. К механизмам выработки способов действия и поступков, отвечающих возникшей ситуации.

П озиции, занимаемые людьми по отношению к нововведению разнообразны.

Первая позиция характеризуется позитивно-активным отношением к нововведению, при этой позиции включаются следующие психологические механизмы: мотивация, основанная на установке, мотивация, основанная на возможности осуществления личной цели, мотивация, основанная на чувстве долга, мотивация, основанная на индивидуально-психологических свойствах личности.

Вторая позиция характеризуется пассивным принятием нововведения, следованием ему на уровне средней реакции, которая определяется тем, что человек следует примеру, усваивая все, что предлагают ему, но не осознавая ни целей, ни задач, которые ставятся в связи с нововведениями. Это может быть вызвано тем, что нововведение почему-либо не актуально для человека или у него нет достаточной информации, чтобы принять решение о степени его актуальности. В основном для такого типа нововведения характерны установка на следование мнению всего коллектива и мотивация, основанная на познавательном интересе.

Третья позиция характеризуется пассивным непринятием нововведения, выжиданием и пристальным изучением негативных явлений, сопровождающих осуществление нововведения. Часто уже эту позицию связывают с возникновением психологических барьеров, хотя здесь можно говорить только о предбарьерной ситуации. Эта позиция, как и вторая, промежуточная. Первоначально человек может отреагировать на нововведение пассивным непринятием, особенно когда мнение группы явно не выражено, не ясны обстоятельства, сопутствующие нововведению, но уже последующей реакцией может стать пассивная поддержка и затем – переход к активной поддержке. Но может произойти переход от пассивного принятия к пассивному непринятию. В целом для обеих позиций характерны динамизм ведущих мотивов, их борьба.

В основном пассивное непринятие как тип поведения основывается на следующей мотивации: полная удовлетворенность содержанием, условиями и оплатой труда; нежелание терпеть неудобства и различного рода напряжения в процессе осуществления нововведений. При формировании этой мотивации может сказываться негативный опыт предыдущих нововведений, указывающий на то, что результаты нововведений меньше, чем связанные с ними изменения, перестройки, неудобства и т.д., влекущие перенапряженность. Этот мотив может быть и не связан с предыдущим опытом, а следовать из определенной привычки, сложившегося образа жизни.

Четвертая позиция заключается в активном непринятии нововведений, в выступлениях, в обращении к подобному опыту других.

Пятая позиция также связывается с активным непринятием, но уже более решительным. Для этой позиции характерно активное противодействие нововведениям.

Именно эти позиции формируются на основе психологических барьеров, которые, в свою очередь, образуются на основе типичных для этих позиций мотивов: стремление к сохранению ролевого статуса личности в структуре функциональных отношений; мотивы защиты привычных условий, способов труда при изменении содержания труда и связанной с ним перестройкой знаний, умений и навыков; мотив информационной необеспеченности нововведений, конфликтные отношения в коллективе, а также в системах "руководитель–исполнитель".

Следует выделить еще одну позицию, в которой представлены в той или иной мере пять отмеченных позиций: частичное принятие нововведения и тут же ситуативное непринятие его.

Из перечисленных мотивов, лежащих в основе позиции личности к нововведению, следует, что даже отрицательное отношение к нововведениям становится таковым не в начальной стадии, а в результате развития и постепенного накопления неудовлетворенности. Это следует принимать во внимание, ибо объяснение негативного отношения исключительно существованием психологических барьеров – это упрощение, снятие многих этапов формирования психологических механизмов освоения нововведения.

Каждый человек способен улучшать свою восприимчивость простой самодисциплиной. Улучшение восприимчивости не подразумевает изменений в личности или в характере и просто означает, что человек заставляет себя сконцентрировать, как бы трудно это ни казалось вначале, свой интеллект, чувства и интуицию на той части идеи, новшества нововведений, которая достойна внимания. Только тогда он получает право выразить свои сомнения и указать на слабые места.

 

Date: 2015-09-22; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию