Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Инновационный менеджмент: возникновение, становление





План: 1. Теория «больших циклов конъюнктуры» Н.Д. Кондратьева.

2. «Теория экономического развития» Й. Шумпетера.

3. «Экономика научно-технического прогресса».

4. «Технологический пат» Г. Менша.

5. Инноватика - наука о нововведениях.

Само понятие "инновация" (английское innovation) впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в ХIХ в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. Инновацией называли процесс адаптации новой нормы культуры или адаптированную норму культуры. И только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений.

1. Теория «больших циклов конъюнктуры» Н.Д. Кондратьева. Первое интересное, специфически инновационное наблюдение было сделано российским ученым Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах ХХ в. Дискуссия о длинноволновых колебаниях началась с опубликованной в 1922 г. работы, в которой Н.Д. Кондратьев выступил с предположением о существовании "больших циклов конъюнктуры" в развитии капитализма. В работах 1923, 1925, 1926 и 1928 гг. он последовательно и аргументированно отстаивал свою позицию. Исследования и выводы Н.Д. Кондратьева основывались на эмпирическом анализе среднего уровня цен, процента на капитал, производства и потребления ряда товаров, уровня заработной платы и некоторых других показателей (производство чугуна, свинца, добыча угля и золота) в Англии, Франции, Германии, США за 100-150 лет. Он выделил три "больших цикла конъюнктуры" (2,5 ДВ), самый короткий, из которых охватывал 47 лет, самый длинный - 60 лет.

Уже в 20-е годы Кондратьев понимал необходимость вероятностного подхода при исследовании статистических рядов экономических показателей. Он писал, что считать доказанным наличие таких циклов нельзя, но имеется большая вероятность их существования.

Периодизация больших циклов по Н.Д. Кондратьеву

Подъемы Спады

1789-1814гг. 1814-1849гг.

1849-1873гг. 1873-1896гг.

1896-1920гг.

На протяжении всего исследуемого периода Н.Д. Кондратьев выделяет «четыре эмпирические правильности». Две из них относятся к повышательным фазам, одна характерна для стадии спада и еще одна закономерность соответствующим образом проявляется в каждой из фаз длинного цикла.

1. Происходит глубокое изменение всей жизни общества у истоков повышательной фазы или в самом ее начале. Этим изменениям предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения. Преобразования внутри отдельных стран сопровождаются изменениями соотношений в мировом хозяйстве, международном разделении труда, созданием новых экономических центров.

2. Повышательные фазы более богаты социальными потрясениями (революции, войны), нежели понижательные.

3. Понижательные фазы оказывают особенно угнетающее влияние на сельское хозяйство. Низкие цены на товары в период спада способствуют росту относительной стоимости золота, что побуждает увеличивать его добычу. Накопление золота содействует выходу экономики из затяжного кризиса.

4. Кризисы 7-10-летнего цикла как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее - в периоды длительного подъема больше времени приходится на «процветание», а в периоды длительного спада учащаются кризисные годы.

Н.Д. Кондратьев выступил не только как сторонник индуктивно-эмпирического метода создания теории, но и плюралистического подхода к анализу причин долгосрочных циклических колебаний. По его мнению, материальной основой циклов является «изнашивание, смена и расширение основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства». Наряду с воспроизводством основного капитала в формировании длинных волн участвуют и такие факторы, как внедрение новой техники (начинающееся, как правило, во время депрессий), освоение новых территорий, открытие новых месторождений золота, войны и иные социальные потрясения. Однако все эти факторы имеют подчиненное значение.

В категорию «основных капитальных благ» включаются промышленные здания, инфраструктурные сооружения, то есть прежде всего пассивная часть основного капитала, а также квалифицированная рабочая сила, обслуживающая данный технический способ производства. Запас «основных капитальных благ» должен находиться в равновесии со всеми факторами, определяющими существующий технический способ производства, со сложившейся отраслевой структурой производства, существующей сырьевой базой и источниками энергии, ценами, занятостью и общественными институтами, состоянием кредитно-денежной системы и т. д. Периодически это равновесие нарушается, и возникает необходимость создания нового запаса «основных капитальных благ», которые бы удовлетворяли складывающемуся новому техническому способу производства. По Кондратьеву, такое обновление, отражающее движение НТП, происходит не плавно, а толчками и является материальной основой больших циклов конъюнктуры.

Н.Д. Кондратьев считал, что волнообразные движения представляют собой процесс отклонений от состояний равновесия, к которым стремится экономика. «Равновесный» подход отрицался критиками длинных волн. Н.Д. Кондратьев ставит вопрос о существовании нескольких равновесных состояний, и о возможности нескольких колебательных движений, так как капиталистическая экономика представляет собой движение вокруг нескольких уровней равновесия. Он предлагает говорить не только о кризисах, но исследовать всю совокупность волнообразных движений, то есть разрабатывать общую теорию колебаний.

По его мнению, существуют равновесия трех видов:

1) «первого порядка» - между обычным рыночным спросом и предложением. Отклонения от него рождают краткосрочные колебания длительностью 3-3,5 года, то есть циклы в товарных запасах;

2) «второго порядка» - достигаемое в процессе формирования цен производства путем межотраслевого перелива капитала, вкладываемого, главным образом, в оборудование. Отклонения от этого равновесия и его восстановление связано с циклами средней продолжительности;

3) «третьего порядка» - касающееся «основных капитальных благ» и являющееся материальной основой больших циклов конъюнктуры.

Основные элементы внутреннего эндогенного механизма длинного цикла:

1). Нарушение равновесия "основных капитальных благ" (производственная инфраструктура плюс квалифицированная рабочая сила) со всеми факторами хозяйственной и общественной жизни, определяющими данный технический способ производства вызывает необходимость в создании нового запаса основных капитальных благ.

2). Обновление "основных капитальных благ" происходит не плавно, а толчками. Научно-технические изобретения и нововведения играют при этом решающую роль.

3). Продолжительность длинного цикла определяется средним сроком жизни производственных инфраструктурных сооружений, которые являются одним из основных элементов капитальных благ общества.

4). Все социальные процессы - войны, революции, миграции населения - результат преобразования экономического механизма.

5). Замена "основных капитальных благ" и выход из длительного спада требуют накопления ресурсов в натуральной денежной форме. Когда это накопление достигает достаточной величины, появляется возможность радикальных инвестирований, которые выводят экономику на новый подъем.

2. «Теория экономического развития» Й. Шумпетера. На Западе идею Кондратьева попытались приспособить к экономическим теориям, в частности обосновать и оправдать циклические кризисы производства. Родоначальником всех инновационных концепций, разработанных в последующий период, стал австрийский экономист Й. Шумпетер. В 1913 году в книге "Теория экономического развития" он впервые изложил свои взгляды на экономический цикл. Никакой неизбежности кризисов он не видит и утверждает, что они чаще всего объясняются внеэкономическими, случайными причинами.

И. Шумпетер трактует инновацию, как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития. И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Шумпетер вводит понятие "депрессия", под которой понимает "внеподъемное" состояние, при котором отсутствует предпринимательская прибыль, но остается обычное "вознаграждение предпринимателя за труд". Возможность ускоренного преодоления очередного экономического спада он видел в активизации радикальных технических и организационно-управленческих нововведений. Шумпетер признает цикличность только в смысле обязательной смены фаз депрессии и подъема, но не считает возможным установить более строгую регулярность. Все зависит от вида нововведения и конкретных исторических условий, при которых их результат реализуется на рынке.

Такое циклическое движение Шумпетер считает формой отклонения от равновесия, к которому всегда стремится экономическая система. Спонтанные сгустки нововведений вызывают изменения в экономике, которые уводят ее от изначальной равновесной траектории. Система уже никогда не возвращается к прежнему состоянию равновесия. Новый цикл начинается в период очередной депрессии на новом уровне равновесия. Смена уровней равновесия, по Шумпетеру, определяет долговременную траекторию экономического развития.

К. Маркс считал, что именно в момент кризиса наступает мгновенное равновесие, расчищающее дорогу новому подъему. Но Маркс объясняет это через среднюю прибыль. Для Шумпетера же решающую роль играет деление предпринимателей на большинство - серую и относительно пассивную массу, способную лишь следовать за лидерами, и новаторское меньшинство, которое ведет массу за собой. Для него экономическое равновесие - это данная природой или случаем и трансформированная человеческой деятельностью траектория движения, носящая характер строго растущей ступенчатой функции.

В 1939 году Шумпетер публикует фундаментальную работу "Деловые циклы", куда циклы Кондратьева интегрированы самым непосредственным образом. Шумпетер безоговорочно признает тезис Кондратьева о взаимодействии трех волновых движений относительно трех уровней равновесия. Шумпетер видит в динамике капиталистической экономики синтез трех волн: самой короткой, продолжительностью 40 месяцев ("цикл Китчина"); 7-11 лет, которую он называет "циклом Жуглара", и, наконец, кондратьевской (40-60 лет). Наложение одной волны на другие объясняет общее состояние конъюнктуры в каждый данный момент. В отличие от своей прежней модели цикла, которая содержала лишь две фазы - подъем и депрессию, он теперь предлагает четырехфазовую схему, в которой за подъемом следует рецессия (спад), за ней депрессия и, наконец, оживление. Все три волны проходят в своем развитии указанные фазы. Однако неясно, где между ними проходят демаркационные границы.

Объяснение Шумпетером верхней поворотной точки каждого цикла состоит в том, что поток инноваторов спадает, когда предпринимательская прибыль исчезает. Монопольная ситуация на рынке, то есть особое положение небольшой группы пионеров сменяется свободной конкуренцией. Еще менее определенным и убедительным является данное им объяснение нижней поворотной точки, которое основано на декларациях типа "депрессия исчерпывает себя сама" или "процесс депрессии не может остановиться, пока не закончит свою работу". Главным по-прежнему остается тот магический момент, когда смелые инноваторы берутся за дело.

Движущей же силой ДВ являются волны нововведений, периодически нарушающих состояние экономического равновесия и тем самым задающих колебательные импульсы всей хозяйственной системе. Нововведения, включающие не только новую технику и технологию, но и методы организации и управления производством, обеспечивают внедряющим их предпринимателям условия для получения предпринимательской (монопольной) прибыли и, таким образом, стимулируют ускоренный рост соответствующих компаний и отраслей. По мере распространения этих нововведений в экономике монопольная прибыль исчезает, стимулы к расширению производства уменьшаются и начинается спад, длящийся до тех пор, пока "созидательное разрушение" старых средств производства не приводит к возникновению условий для новой волны изобретений и нововведений.

Была установлена еще одна возможность использования нововведений. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена выпускаемого изделия. Фирмы стали разрабатывать свою "инновационную политику" – динамичную смену продуктных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой.

Бизнес стал заказывать исследования проблем не столько академического, сколько консультативного, рекомендательного плана. Не замедлили появиться и специалисты по анализу и ускорению технико-технологических нововведений. С тех пор процессы нововведений стали постоянным и все более актуальным предметом изучения. В центре внимания исследователей оказывались различные проблемы, предпринимались попытки построения единой теории инновационного процесса, рассматривающей его во взаимосвязи всех стадий.

Создание единой теории инновационного процесса требовало рассмотрения каждого данного нововведения в контексте с другими. Было замечено, что успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих. И наоборот, "инновационная боязнь" чаще всего есть следствие неудач с предыдущими нововведениями.

Й.Шумпетер сыграл важную роль в развитии теории экономических циклов.

Можно выделить несколько основных положений, которые безоговорочно принимают и на которые опираются все последователи инновационной теории.

1. Двигателем прогресса в форме циклического движения является не всякое инвестирование в производство, а лишь в инновации, то есть введение принципиально новых товаров, техники, форм производства и обмена.

2. Понятие «жизненный цикл инновации» определяется как «созидательное разрушение» (creative distruction) – механизмы разрушения старого в процессе эволюции и освобождении места для создания и развития нового. Эволюция сама создает такие механизмы, являющиеся в каком-то смысле оптимальными. Слишком быстрое и обвальное разрушение плохо, ибо оно доминирует и препятствует созданию нового, а отсутствие разрушающего механизма также плохо, так как старое закрывает дорогу новому. В результате эволюция вырабатывает средний путь.

3. Многообразна эволюция фирм и различна их роль в общем эволюционном процессе. Выделяются фирмы - инноваторы и фирмы – имитаторы, которые следуют в фарватере за инноваторами, показана их роль в процессе развития.

4. Многочисленные жизненные циклы отдельных нововведений сливаются в виде пучков или сгустков («кластеров»).

5. Концепция подвижного, динамического равновесия, связанная с разными видами инноваций.

Эти положения не были достаточно четко обоснованы или доказаны. Однако постановка вопросов даже в общей форме давала немало пищи для размышлений и последующей разработки.

3. «Экономика научно-технического прогресса». Научно-технические нововведения – решающее условие выживания и роста большинства промышленных предприятий и единственный, в своем роде, процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. В нем воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий инженер, умный чиновник и просто образованный член общества должны иметь завтра. Это – процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество.

Процесс, преобразующий сырье, материалы и новые знания в продукты (рис. 2), отражает преимущественно продуктовую ориентацию, широко распространенную в тот период, когда позиции потребителя по отношению к производителю были достаточно слабы. И если сначала успех сопутствовал компаниям, внедряющим более совершенные технологические процессы, то вскоре была установлена еще одна возможность использования нововведений. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена выпускаемого изделия. Фирмы стали разрабатывать свою «инновационную политику» – динамичную смену продуктных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. Можно утверждать, что теории современного маркетинга основываются не столько на ценовом механизме, сколько на инновационном.

Вход Преобразование Выход

Производство
Материалы

Проектирование
НИОКР
Продукция

Знания

 

Рис. 2. Научно-техническое нововведение как процесс преобразования – ориентация на продукт.

Инновационная политика оказалась весьма перспективным изобретением, причем отнюдь не только экономического, но и широкого социального свойства. Опираясь на гибкий механизм нововведений, фирмы получили возможность перехватить у рынка инициативу в формировании спроса. Задача оказалась уже не в том, чтобы поспевать за его изменчивостью, опережая конкурентов, сколько в том, чтобы создавать, даже провоцировать потребности, прежде всего, массового покупателя в новых предметах быта, развлечениях и т.д. Собственно говоря, становление так называемого «потребительского общества» и началось с активного проникновения новшеств в условия и образ жизни населения. В известном смысле спрос пошел за предложением.

Однако выдержать такую стратегию фирмы могли только при внимательном изучении инновационных процессов в широком смысле этого слова. Ибо теперь требовалась хорошая ориентация в мире научных разработок, восприимчивость персонала к быстрым и непрерывным перестройкам, умение сделать рациональный выбор при наличии большого числа предложений.

Бизнес стал заказывать исследования проблем не столько академического, сколько консультативного, рекомендательного плана. Не замедлили появиться и специалисты по анализу и ускорению технико-технологических нововведений. С тех пор процессы нововведений стали постоянным и все более актуальным предметом изучения. В центре внимания исследователей оказывались различные проблемы, предпринимались попытки построения единой теории инновационного процесса, рассматривающей его во взаимосвязи всех стадий. Было замечено, что в целом эффективность процесса инноваций обеспечивается даже не столько результативностью каждой стадии, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любой предыдущей к последующей. Сократить интервалы между стадиями, максимально совместить их в общем процессе, найти способы разрешения межстадийных противоречий, прежде всего в блоке «наука – производство», – таковым стало направление поисков и экспериментов.

Смещение баланса сил в сторону потребителя потребовало усиленного внимания к его требованиям. Идеи маркетинга как результат подобной смены акцентов как раз и заключалась в признании того, что сами по себе продукты – не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей или желаний потребителя. Акцент был перенесен с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и его проблемы.

Смещение баланса сил в сторону потребителя в 50-х годах ХХ в. потребовало усиленного внимания к его требованиям. Возросла значимость рыночных исследований, и требования потребителя стали более полно отражаться в выпускаемых продуктах, особенно потребительских длительного пользования. Однако этот процесс, хотя и представлял собой шаг в правильном направлении, не смог приблизить научно-технических работников к потребителю. Они, работая в лаборатории, оставались изолированными от рынка. Особенно ярко это проявлялось в случае радикально новых технических и технологических решений, когда интеллектуальное возбуждение, вызываемое новыми достижениями в технической области, ослепляло разработчика, и он был не в состоянии правильно оценить коммерческий потенциал новой техники и ее способность удовлетворять известные человеческие потребности.

 
 
Научно-техническая идея


Научное Потребности Вход

знание потребителя

 
 
Конструкция продукта


Вход

 
 

 


Материалы Продукция Выход

 

Преобразование

Рис. 3. Научно-техническое нововведение как процесс преобразования –

технико-рыночная ориентация.

Альтернативный подход (рис. 3) рассматривает нововведение как процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности.

И если на первый взгляд разница между двумя подходами слишком академична; в конце концов, на выходе имеется продукт, за который потребитель отдает свои деньги. Существенными являются изменения в представлениях разработчика о характере преобразования его научно-технического потенциала в цели бизнеса, так как второй подход ориентируется на потребности возможного потребителя. Необходимо большее совпадение во взглядах между разработчиком и руководителем по сбыту, чем принято во многих компаниях, и достижение этого совпадения может потребовать соответствующих организационных изменений. Более того, в случае радикальных нововведений разработчик может счесть необходимым обойти подразделения маркетинга, так как традиционный опыт последних, связанный с существующими продуктами, рынками и потребителями, мало полезен в случае, когда потенциал новой техники может реализоваться только посредством совершенно новых продуктов на новых рынках. В этих обстоятельствах ограниченный горизонт и имеющийся опыт управляющего сбытом могут привести к ошибочным заключениям.

Подхода, базирующегося на идее совершенствования производства и обновления продукции, следует избегать, как ограничивающего поиск путей применения новой техники соображениями очевидными, лежащими на поверхности, не всегда обладающими максимальным коммерческим потенциалом. Следует проводить политику поиска новых сфер применения техники, обращая внимание на новые возможности ее использования, с готовностью поддерживать опыт применения технологии в самых неожиданных областях.

«Наиболее значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществляется там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли в момент зарождения нововведения, или эти цели выглядели второстепенными. Инициаторам радикальных технических изменений следует проводить политику поиска сфер применения, обращая внимание на новые возможности использования техники, с готовностью поддерживать опыт применения технологии в самых неожиданных областях. Такая стратегия представляет собой скорее вариант исследовательской деятельности, нежели однозначно понимаемое обязательство перед заранее определенной сферой применения».

История развития нововведений в нашей стране состоит из весьма различающихся, противоположных по сути, этапов, обязанных своему существованию изменениям в политических и идеологических условиях, а также перегруппированием во властных структурах государства. После «неудачного рождения» отечественной теории нововведений (1922-1928 гг. – Н.Д. Кондратьев) лишь в 1966 г. ряд переводов статей и книг (главным образом в серии «Науковедение за рубежом») позволил оценить уровень зарубежных исследований. Отдельные разделы теории нововведений на протяжении ряда лет разрабатывались в рамках экономических исследований научно-технического прогресса («Экономика научно-технического прогресса»). Это исследования А.И. Анчишкина, А.А. Дагаева, А.А. Дынкина, С.В Ильдеменова., А.С. Коротаева, Ю.В. Яковца и др.

Парадокс состоит еще и в том, что отсутствие подлинно инновационного феномена в нашей стране пышно расцвел его удивительный эпифеномен – вера в так называемый «НТП» вообще и стремление прямо управлять им в частности. Суть доморощенного мифа состояла в том, что ХХ век, соединив науку, техническое творчество и производство, открыл невиданные ранее возможности для создания новых предметов, услуг, целых областей деятельности. Политэкономы обосновывали этот эпифеномен и его особую эффективность в условиях социализма, критиковали рыночные механизмы осуществления процессов НТП и выискивали те полезные технические и организационные моменты западной инновационной практики, которые не грозили антирыночной добродетели социалистического способа хозяйствования.

Но сам по себе ХХ век не обладал никакими естественными особенностями по части науки и техники, а так называемый НТП является вполне искусственным образованием – сознательной инновационной стратегией поведения в условиях жесткой конкуренции. То есть рассматривается не как самостоятельный объект планирования (прогнозирования), а как важнейшее средство достижения конечных результатов производства и целей социально-экономического развития.

Существуют две широко известные и противоположные точки зрения, объясняющие само внедрение и продолжительность распространения инноваций на предприятиях (фирмах).

В рамках первой концепции научно-технический прогресс представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних продуктов и изделий новыми. Действия фирм-новаторов стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Подобная концепция связывает внедрение и последующее распространение нововведение с возможностью либо быстрого и значительного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса.

Вторая концепция рассматривает НТП в рамках отдельной фирмы не как скачкообразный, а скорее как непрерывный процесс. Процесс внедрения и последующего распространения нововведения здесь связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то, возможно, незначительного сегмента рынка и получения хотя бы минимальной прибыли, а на этой основе последующего завоевания, возможно, и долгого, значительно большей доли рынка, что должно соответственно вести и к последующему увеличению прибыли. Эта концепция предполагает наличие у фирм долгосрочной, устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только собственно рынок указанного нововведения, но и возможность развертывания сопряженных производств (что особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей).

4. "Технологический пат" Г. Менша. Возрождением теории Й. Шумпетера, развивающим его концепцию на современном уровне научных знаний, явился выход в 1975 году книги Г. Менша (Западная Германия) «Технологический пат». Большинство экономистов считали, что очередной циклический кризис будет сравнительно мягким. Менш один из немногих, сумевших распознать по показателям состояния рынков труда и капитала первые симптомы угрожающей конъюнктурной ситуации. Он назвал ее "технологическим патом", то есть закономерной паузой в поступательном развитии экономики. Выход из такого структурного кризиса («технологического пата») невозможен в рамках существующей техники и международного разделения труда.

Менш теоретическую модель цикла называет "моделью метаморфоз". Каждый длинный цикл имеет форму не куска волны, а S-образную или логистическую кривую, описывающую траекторию жизненного цикла данного технического способа производства. На завершающей стадии прежнего технического базиса возникает новый. Момент слияния двух последовательных жизненных циклов - "технологический пат" - время структурной перестройки или структурный кризис, ибо предшествующая S-кривая отнюдь не плавным образом вливается в новую. Их наложение порождает нестабильность и даже турбулентность, то есть "модель метаморфоз" нелинейна.

Менш представлял эволюцию производительных сил общества в виде дерева, где каждая из его ветвей изображает либо новый продукт, либо новую технологию, либо новый способ организации производства или общества. Под новой, или базисной технологией понимается, например, совокупность таких производственных процессов, которые потенциально могут создавать массу принципиально новых рабочих мест, требующих совершенно иной квалификации труда. Базисные технологии ведут к образованию новых продуктов и новых рынков. Новые методы функционирования общества включают активность в сфере управления, социальных услуг, культуры. Длина каждой такой ветви дерева зависит от времени функционирования продукта, базисных технологий или способов организации, а также набора нововведений, которые позволяют улучшать и модернизировать их (улучшающих инноваций), то есть от продолжительности жизненных циклов.

Менш строит показатель частоты базисных инноваций. Его скачки приходятся на периоды, соответствующие "технологическому пату", и порождаются такими состояниями. Дискретные (не непрерывные) пучки базисных инноваций вовсе не случайным образом возникают во времени. Вероятность чистой случайности составляет всего 2,5 %.

Менш исследует соотношение между базисными и улучшающими инновациями. Улучшающие инновации следуют за базисными, так как раскрывают все возможности базисной технологии - продукты и способы производства становятся качественнее, дешевле, прогрессивнее. Обе формы инноваций - базисные и улучшающие - находятся в постоянной конкуренции друг с другом. Именно она и приводит в конечном итоге к периодическому S-образному движению - длинным циклам Кондратьева.

В экономике упор всегда делается на улучшающие инновации, так как действует ограничение имеющегося свободного для инвестирования капитала и людских ресурсов. Улучшающим инновациям отдается предпочтение - как наименее рискованным и часто более дешевым. Однако, когда экономическая ситуация становится критической и улучшающие инновации больше не служат стимулом подъема, наступает "технологический пат" и возникает необходимость введения базисных улучшений. Менш сделал шаг вперед, объясняя закономерность и необходимость "кластеров" периодами "технологического пата" (нижняя поворотная точка).

Обстоятельным является и объяснение верхней поворотной точки: серия улучшений наталкивается на пределы со стороны, как спроса, так и предложения. Спрос на продукт уменьшается во времени в связи со снижением для покупателя его предельной полезности. Улучшение продукта можно производить по трем направлениям - модифицировать его функции, повышать надежность, увеличивать длительность срока службы. Как показали исследования Менша, лишь третья часть изучаемых товаров подверглась улучшениям функционального характера, но именно они стали доминирующими в предпочтениях потенциального покупателя. С другой стороны, по мере того как прогрессирует серия улучшений, каждое новое из них дает меньший эффект, чем предыдущее. В конечном итоге оба процесса - и падение предельной полезности, и уменьшение отдачи от капиталовложений - связаны с жизненным циклом инноваций и отражают присущие им закономерности.

Меншем приведены таблицы, в которых он пытается объединить и классифицировать важнейшие изобретения и инновации Х1Х и первой половины ХХ века. Лаг между изобретением и его промышленным внедрением широко варьируется, в зависимости от вида изобретения и исторического периода, от 10 до 110 лет. Исследуя поток базисных инноваций и сравнивая его с потоком изобретений, Менш пытается проверить гипотезу "эхового эффекта" между ними. Казалось бы, пучок изобретений ведет к пучку инноваций. Но это не так. Гипотеза не подтверждается, оказывается, между этими показателями сильной корреляции нет. Решающим фактором промышленного внедрения изобретений являются экономические условия, соотношение между прибылью гарантированной и прибылью потенциальной. У Менша же объяснение - в нехватке информации, не будь ее, не было бы и неизбежности скачкообразного, циклического развития.

Положения концепции Менша существенно дополнили инновационную теорию, впервые создавая эндогенную схему длинной волны на базе технических нововведений. Однако Менш не углубляется в этот механизм, не объясняет почему рыночная экономика действует именно таким, а не иным образом. Для него, как и для Й. Шумпетера, существует масса предпринимателей, действующих либо по наитию, либо в силу обстоятельств, определяемых объективными законами психологического характера (предельная полезность товара) или технологического (уменьшающийся эффект от последующих улучшений базисных инноваций).

Большое внимание Менш уделяет вопросам психологического климата, условиям передачи информации, так как именно они управляют поведением предпринимателей, передаче знаний из сферы науки в сферу производства, из отрасли в отрасль, от индивидуума к индивидууму. Прогнозируя дальнейший подъем, Менш призывает следовать не к большей индустриализации, как это было в прежних технических революциях, а двигаться к "культурным пределам", обеспечивающим человечеству "слияние с природной и культурной средой".

5. Инноватика - наука о нововведениях. Проблемы нововведений традиционно исследовались в рамках теории научно-технического прогресса, но только технико-технологических. С середины 1970-х годов ученые в нашей стране начинают активно исследовать проблематику нововведений: вопросы их классификации, выделение последовательных стадий процесса разработки новшества, иерархии видов деятельности, начинающейся с производства научных знаний и заканчивающейся созданием новых продуктов и технологических процессов, длительности инновационного процесса, эффективного управления процессом внедрения нового и др. Свидетельством этого является расширяющаяся география, регулярность и все более авторитетный состав участников научно-практических конференций, состоявшихся в Таллине (1978-1981 гг.), Москве (1980-1989 гг.), Новосибирске (1986 г.), Звенигороде (1987 г.), Киеве (1987-1988 гг.), Бакуриани (1988 г.).

Причины появления еще одной научной области заключаются в том, что научно-техническое развитие выходит за рамки самих нововведений. Оно охватывает и фундаментальные исследования, нацеленные на познание законов природы и совсем необязательно заканчивающиеся нововведениями, причем иногда даже препятствующие появлению некоторых из них. Сюда же относится подготовка научных и инженерных кадров. Да и мир нововведений не сводится только к технике и технологии. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств, реализация последних в организационно-управленческой сфере имеет немало сходного с научно-техническими нововведениями. Новые организационные структуры, методы выработки решений, формы стимулирования тоже вначале разрабатываются специалистами, осваиваются, распространяются и, так же как новые приборы, технологические линии, сталкиваются с человеческими интересами, планами и т.д. Несомненно, новые модели одежды и виды услуг для соответствующих организаций легкой промышленности, службы быта, для населения – важные нововведения, по массовости своей никак не уступающие обновлению техники или управления, ни к тому, ни к другому, однако, не относящиеся.

Объединяет же эти столь важные изменения, так непохожие одно на другое, то, что во всех перечисленных случаях они представляют собой деятельность по обновлению, то есть по преобразованию чьей-то другой деятельности. Средствами же такого преобразования выступает замена одних элементов, частей на другие либо дополнение уже имеющихся – новыми. И оказывается, что подобная деятельность во всех сферах жизни общества имеет общие черты и закономерности. Везде сначала определяются цели изменений, разрабатывается новшество, если надо, то оно испытывается, затем осваивается и распространяется и, наконец, «отмирает», исчерпываясь морально или физически. Как правило, тут приходится преодолевать инерцию сложившегося порядка, для чего требуются однотипные методы. Почти всегда возникает проблема последствий – желаемых и вредных, предвиденных и неожиданных. Словом, каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на всякое другое, где бы оно ни осуществлялось.

Нововведения как организационный механизм, как особая работа присутствуют во многих целенаправленных изменениях. А если быть точнее, именно из нововведений и состоят подлинные изменения. В широком общественном смысле нововведения выступают как форма управляемого развития. Различные виды нововведений на всех уровнях управления и выступили объектом науки инноватики.

В то же время существует огромное множество изменений, возникающих стихийно, не целенаправленно. Это и непредвиденные следствия из вполне осознанных решений, и непредсказуемые события и обстоятельства, складывающиеся помимо нашей воли. Они не относятся к числу нововведений. То есть не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы. Но и в управляемом секторе развития не все осуществляется через нововведения. К примеру, постепенное или разовое нарастание одного и того же качества или количества (рост численности персонала, укрепление дисциплины, повышение качества продукции и т.п.) сами по себе не есть инновации. К ним нельзя отнести и ремонт, замену однотипного оборудования, перемещение работников. Назначение нового руководителя не есть нововведение, но им является, например, учреждение новой должности.

Инновацией стали называть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т.д.), ее цели, технологию, организационный порядок новые относительно стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемо в своих основных чертах. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, то есть предмет инновации, будь то робот или обряд, форма отчетности или сырье. Инновация же суть процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое.

Переход - вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как науки о нововведениях и ее центральная проблема. Но переход здесь включает и перевод, то есть инициируемые и контролируемые изменения. Для инноватики значимы закономерности и механизмы этого перехода: цели нововведения, их планирование, финансирование, отношение вокруг них разных ведомств, коллективов, руководителей и исполнителей, подготовка персонала к освоению новшества.

Качественная особенность процесса инноваций заключается в том, что оно представляет собой комплексный процесс, который состоит из существенно отличающихся друг от друга компонентов, испытывает воздействие со стороны соответствующих факторов окружающей среды и оказывает воздействие на эти факторы. Совокупность таких компонентов (и соответствующих факторов) представлена на рис.4.

Рис.4. Компоненты и факторы процесса инноваций.

Теория нововведений включает следующие элементы:

1) цель теории, которая состоит в том, чтобы привести имеющиеся данные по объекту теории – нововведениям – в единый комплекс понятий, определений и положений, основываясь на сущности и закономерностях структуры создания и использования нововведений, а не на отдельных эмпирических данных, относящихся к этим нововведениям;

2) структура теории, которая включает в себя основные положения, определяемые более детально в рамках этой теории (система понятий, свойства, возникновение и развитие, эволюция и т.д.);

3) виды теории, в том числе общую теорию для всех научно-технических, технологических, правовых, социологических, психологических инноваций;

4) взаимосвязь теории нововведений с другими экономическими науками, такими как управление НТП, экономика промышленности, организация и планирование НИР, маркетинг, организация, планирование и управление промышленным производством и др.;

5) применение теории нововведений. Очевидно, что кроме практического применения теория нововведений должна иметь и теоретическое, познавательное значение. Она необходима для создания общей картины развития инновационной деятельности в промышленности и ускорения НТП, с одной стороны, и модернизации экономических курсов с учетом ориентации на регулируемый рынок – с другой.

Источниками формирования этой теории являются закономерности развития нововведений; результаты научных исследований в области инновационной деятельности, в том числе управлении НИОКР, организации и планировании производства; теория управления производством и др.

Целесообразность теории нововведений выражается в следующем:

Во-первых, она выявляет закономерности, справедливые в общем случае для всех нововведений, и способствует перенесению профессионального опыта из одной области в другую.

Во-вторых, интеграция всех новшеств в один класс позволяет разработать подход к экономической деятельности, не связанной с конкретными нововведениями и применяемой во всех смежных областях.

В-третьих, она стимулирует руководителей, специалистов и экономистов применять научные методы там, где силы воображения и опыта недостаточно. В результате появляется возможность уйти от старых стереотипов и штампов.

В-четвертых, теория нововведений позволяет трактовать любую инновацию целостно с позиций системного подхода, что является предпосылкой эффективного внедрения инноваций.

В-пятых, она позволяет улучшить связи экономистов и исследователей, при этом облегчается формализация некоторых операций в процессе управления нововведениями, расширяются возможности применения вычислительной техники.

Теория нововведений дает в руки исследователей, менеджеров и экономистов подход, ориентирующий на конечную цель – внедрение и масштабное распространение, позволяющий видеть экономические взаимосвязи, понимать и принимать целостность как принцип, а также распознавать в разных нововведениях аналогии.

 

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

План: 1. Сущность инновационного менеджмента.

2. Управление инновационными процессами.

3. Принципы управления инновационными процессами.

1. Сущность инновационного менеджмента. понятие «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным процессам в социально-экономических системах, действующих в современных условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любой социально-экономической системы в целом, выделяются его разновидности, использующие специфические формы управления разными функциональными сферами системы или видами хозяйственной деятельности. Они получили название функциональных (специальных) менеджментов. Одна из таких разновидностей - инновационный менеджмент, где непосредственным объектом управления выступают инновационные процессы во всем их многообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. Связь инновационного менеджмента с другими видами функциональных менеджментов и другими дисциплинами иллюстрирует рисунок 5.

теория принятия

Date: 2015-09-22; view: 811; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию