Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В логопедической практике специалистам постоянно приходится встречаться с людьми, которых не устраивает система постоянной





В логопедической практике специалистам постоянно приходится встречаться с людьми, которых не устраивает система постоянной, довольно длительной и требующей усилий работы над собой, над своей речью. Всегда есть люди (сами заикающиеся или их родители), которые на­деются на существование каких-то «сверхсредств», по­зволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Молодым специалистам следует иметь в виду, что в лого­педических кабинетах нередко приходится слышать об этом разные вопросы:

— А нельзя ли сделать операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые лю­ди, страдающие заиканием; редко — родители заикающихся детей. Откуда в наше время почерпнуты сведения о хирургическом вмешательстве при заикании?

А ведь действительно в прошлом на протяжении почти двух тысячелетий (с I по XIX в.) делались попытки ле­чить заикание хирургическим путем.

Особое развитие и распространенность хирургический метод получил в середине XIX в. после операций, произ­веденных талантливым немецким хирургом Диффенбахом. Диффенбах производил операции тремя способами:

1) горизонтально-поперечный разрез корня языка;

2) подкожно-поперечный разрез языка с сохранением слизистой плевы;

3) горизонтальный разрез основания языка с вырезыванием из него поперечного кусочка.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет. Существование этого метода бы­ло возможно, пока причину заикания видели в каких-то физических несовершенствах языка или в его недостаточ­ной подвижности. Когда же утвердилось мнение, что за­икание по природе своей является невротическим рас­стройством, хирургическое вмешательство оказалось из­лишним.

Отказу от этого метода способствовали также отдель­ные случаи смертельных исходов операций. Кстати, сам Диффенбах впоследствии также отказался от хирурги­ческого лечения заикания.

Между тем факт, что люди ради избавления от заика­ния шли на весьма болезненную и далеко не всегда ре­зультативную операцию, указывает, насколько сильно переживает заикающийся свой недуг.

В логопедических кабинетах весьма нередко звучат вопросы и об эффективном лекарстве, каких-то особых таблетках...

— Неужели нет такого лекарства? — недоумевают огорченные пациенты.

Как ни грустно, но таких единственных и всегда эф­фективных лекарств нет.

Кстати, лекарственное лечение заикания также отно­сится к очень древним временам. Правда, это лечение было очень и очень своеобразным. Здесь можно встре­тить рекомендации употреблять персики и шалфей, от­влекающие банки и мушки, предложения следить за же­лудком, прикладывать к затылку сильно действующий пластырь, избегать мытья головы, язык смазывать медом и солью, применять слабительные, рвотные средства, хвойные ванны и т. д.

Надо отдать должное, лекарственные средства не являлись, как правило, исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его (см. «Медикаментозное лечение»).

А нет ли каких-нибудь вспомогательных аппаратов, облегчающих речь заикающихся?

В разное время делались попытки использовать для преодоления заикания и различные механические приспособления. Но механические приспособления не прижи­лись в практике лечебно-педагогической работы с заика­ющимися. Однако в настоящее время мы знаем о попыт­ках использования различных технических средств при лечении заикания (см. «Наглядность и технические сред­ства обучения»).

— А правда ли, что заикание можно излечить за 75 минут? Мы читали в газете...— это тоже весьма и весь­ма обычный вопрос в логопедической практике.

Да, было время, когда в газетах рекламировался ме­тод «одномоментного снятия заикания», предложенный К. М. Дубровским (см. «Психотерапия»).

Как показал опыт изучения этого метода, в один мо­мент трудно устранить все те нарушения и расстройства, которые наблюдаются обычно при заикании: речи, нерв­ного здоровья, общей и речевой моторики.

Так что же, значит, нет одномоментности?

А между тем одномоментность все-таки существует. Но не в смысле «разрешения» от заикания в один момент. Одномоментность существует в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (кульминация лечебного воздействия) вдруг чувствует себя новым че­ловеком, с новой речью, новыми взглядами на себя, на окружающих. Но после первого ощущения у него еще сравнительно долгое время будет длиться процесс утвер­ждения и закрепления новых взглядов, новых навыков, новых привычек. Перед ним будет стоять задача научить­ся в результате специальных речевых упражнений само­стоятельно и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими.

Вот почему в настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) используют приемы, предложенные К. М. Дубровским.

Многие заикающиеся возлагают большие надежды на применение гипноза в целях устранения заикания. В прошлом неоднократно предпринимались попытки ле­чить заикающихся внушением в состоянии гипнотическо­го сна.

Как показали наблюдения ряда авторов, заикающиеся в состоянии гипнотического сна по требованию врача го­ворят свободно, а после пробуждения или чуть спустя речь остается по-прежнему трудной. Искусственно вы­званное состояние, как правило, не дает прочных резуль­татов при лечении заикания. Это объясняется тем, что при заикании у подростков и взрослых образуются на­столько стойкие неправильные условные связи, которые в свою очередь обрастают различными сопутствующими расстройствами, что угасить их при помощи одного вну­шения обычно не удается.

Тем не менее проведенная гипнотерапия довольно часто способствует улучшению общего самочувствия заи­кающихся. С ее помощью удается вызвать у заикающих­ся бодрое настроение, желание активно лечиться, веру в свои силы и успех лечения, устранить страх речи, уход в болезнь, подавленное настроение и пр. Поэтому как вспомогательное средство гипнотерапия в настоящее вре­мя нередко применяется врачами в комплексе лечебно-педагогического воздействия на взрослых и подростков с заиканием.

Итак, «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавить всех заикающихся от их недуга, не существует. Есть один общий для всех путь — путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью. Если на это твердо настроиться, то хорошими помощниками тогда окажутся и медикаментозное лечение, и современная ап­паратура, и сеанс императивного внушения в бодрствую­щем состоянии, и гипноз.

Как показывает опыт, не чудо, а труд лежит в основе избавления от заикания. Рассмотрим для примера слу­чай с великим оратором и политическим деятелем древней Греции Демосфеном, который, как известно, страдал заиканием.

1 Г и п н от е р а п и я — лечебное воздействие словом на пациента, погруженного в состояние гипнотического сна.

Заикание и... слава великого оратора! Не слишком ли это несовместимо? А тут еще это чудо или широко извест­ный курьез о том, что от своего недостатка он, дескать, избавился благодаря камешкам, которые подкладывал под язык во время разговора.

Так ли все это было?

Известный отечественный ученый профессор И. А. Сикорский (1889) тщательно изучал записки биографов Демосфена и пришел к заключению, что блестящий ора­тор древности действительно страдал заиканием. Причем речевые судороги у него были настолько сильны, что от­ражались даже па его жестах. Демосфен имел и типичный для многих заикающихся характер: он был крайне впечатлителен и робок, вследствие чего отличался тихим голосом и неуверенностью в себе.

Следует отметить, что Демосфен сом избрал путь из­бавления от заикания. Заказав себе зеркало в полный рост, он внимательно изучал недостатки своей речи и по­ведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматри­вал не только регулярную тренировку правильной ре­чи, но и воспитание у себя определенных черт лич­ности.

Известно, например, что в речевых упражнениях он большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой целью мак­симально задерживал его, произносил длинные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы, и пр. Чтобы развить силу и координированность мышечных движений речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие и удобно подвижные камешки.

Демосфен прилагал также очень серьезные усилия к тому, чтобы придать своей речи тщательную редакци­онную отделку. Он и впоследствии, уже будучи извест­ным оратором, до мельчайших подробностей продумывал предстоящее выступление или беседу: содержание, по­следовательность, фразы, выражение. Плутарх отмечает, что он никогда не выступал без тщательной подготовки, несмотря на свою ораторскую опытность и постоянный успех. Устранение всяких поводов к колебанию в выборе слов придавало течению его мысли ровным характер и тем облегчало речь.

И все-таки, несмотря на многообразие и сложные ре­чевые упражнения, на первом плане у Демосфена стоила задача победить свою робость и смущение, вызывае­мые присутствием другой личности или общества, при­учить себя спокойно относиться к ним. Вот почему, в частности, свои речевые упражнения он проделывал у моря. Изменчивая картина волнующегося моря ассоци­ировалась у пего с представлением о неспокойной и шу­мящей толпе. Известно также, что речевые занятия он нередко проводил в присутствии посторонних лиц,

Немало помогало ему также стремление подражать выбранному образцу (для него это был Перикл), его внешним манерам, мысленно входить в его роль. Еще од­ним примером для него, а также и помощником был его врач и учитель Неоптолем. Так, проявив наблюдатель­ность и настойчивую волю, Демосфен достиг не только излечения, но и общего признания своего ораторского таланта.

В связи с приведенным примером следует обратить внимание на интересную закономерность, которая позво­ляет оптимистично смотреть на заикание. Натуры собран­ные, целеустремленные находят в себе силы или добиться полного избавления от заикания, или игнорировать его настолько, что оно не мешает раскрытию их таланта и выбранной деятельности. Истории известен целый ряд таких имен. Среди них древнегреческий оратор Демосфен и баснописец Эзоп, древнеримский поэт Виргилий, фран­цузский журналист и оратор К. Демулен, поэт и критик Ф. Малерб, врачи Шультесс, Меркель, Коен, легендар­ный комбриг Г. И. Котовский, артист И. Н. Певцов, пси­холог И. И. Тартаковский и многие другие.

Можно привести много примеров наших современников — среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, по­литические деятели, научные работники, для которых заикание не явилось непреодолимой преградой для ре­ализации их жизненных планов, не увело от жизни в об­ществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах.

 

ЛИТЕРАТУРА

Абелева И. Ю, и др. В помощь взрослым заикающимся, 2-е изд. М., 1969.

Абелева И. Ю ., Синицына Н. Ф. Если ребенок заика­ется. М., 1969.

Ангшев Г. И. Психологические особенности заикающихся (с позиции системного подхода).—В сб.: Расстройства речи и голо­са в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1973.

Алякринский В. В. К физиологическому анализу нару­шения речи при заикании.— В сб.: Вопросы патологии речи, 1959, т, 32 (81).

Беккер К.-П., Власова Н. А. Заикание. М, I978.

Бниток И. А. Из опыта работы с заикающимися детьми разных возрастов,— Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1957, вып. 1.

Борданова Е. В., Жихарева Н. Б. Основные направ­ления дифференцированной работы с заикающимися подростками в условиях стационара.— В сб.: Расстройства речи и методы их. устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975.

Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подро­стков. М., 1977.

Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися до­школьниками. 2-е изд. М, 1959.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. М., 1968.

Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л., 1970.

Дресвянников В. И. Особенности моторики заикающих­ся школьников 6—8 классов.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975.

Ж и н к и н П. И. Механизмы речи. М., 1958, с. 79—84, 338—348.

Зайцева Л, А. Роль социальной микросреды в возникнове­нии заикания в работах различных авторов.— В сб.: Расстройства речи иметоды их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М, 1975.

3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте (перевод с чешского Е. О. Соколовой, под ред. и с предисл. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского). М., 1962, с. 210— 266.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Сели­верстова. М., 1974.

Крапухин А. В. Организация вечерней закрепительной ра­боты с заикающимися подростками в условиях стационара.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения/Под ред. С. С. Ляпидев­ского и С. Н. Шаховской. М., 1975.

Люб и нская С. М. От заикания к свободной речи. М. 1970.

Ляпидевский С. С. Некоторые вопросы теории и практи­ки исправления заикания.— Труды второй научной сессии по дефек­тологии. М. 1959.

Мороз О. Т. К вопросу О заикании, его распространенности и предупреждении.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения/Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской.

.
 

Некрасова Ю. Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники). – В сб.: Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975.

 

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.

 

Павлова С. И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков.—В сб.: Нарушении речи и голоса у детей/ Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской.- М., 1975.

Пайкин М. И. О сущности заикания. — Советская психоневрология, 1932г, №6, с.68-74

Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1975.

Раздольский В. А. Экспериментальное изучение влияния звукоусиления на речь заикающихся.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения/Под ред. С. С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. М.,1975

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. СЛипидевского. М., 1969, с. 213—273.

Р а у Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста. М., 1964

Рождественская В. И. Воспитание речи заикающихся дошкольников. М., 1960.

Рождественская В. И., Павлова А. И. Подвижные игры для заикающихся дошкольников. М, 1978.

Сахаров А. А. Заикание, его предупреждение и лечение.- Л., 1959.

Селиверстов В. И. Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками.—В сб.: Очерки по патологии речи голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967.

Селиверстов В. И. Материалы к изучению эффективности устранения заикания у детей и подростков.— В сб.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте/Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1973.

Тяпугин Н. П. Заикание. М., 1966.

Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М.,1961

Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. М., 1966г.

Шембель А.Г. Методика логопедической работы по устранению заикания у подростков в условиях медицинского стационара. — В сб.: Очерки по патологии речи и голоса / Пол, род. С.С. Ляпидевского. М, 1963.

Шостак Б. И. Особенности моторики заикающихся детей. - В сб.: Очерки по патологии речи и голоса. М., 1963, вып. II, с. 1933.

Шостак Б. И. О некоторых расстройствах моторики при заикании.— В сб.: Очерки по патологии речи и голоса. М., Просвещение, 1967, вып. 3, с. 148—169.

Ястребова А.В. Особенности устной и письменной речи у заикающихся учащихся. М., 1962.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Нарушения темпа речи 8

Замедленный темп речи (9). Ускоренный темп речи (10).

Пре­рывистый темп речи (12). Запинки несудорожного характера (13).
Запинки судорожного характера (15).

Предупреждение и устране­ние речевых запинок (18).
Заикание 27

Механизмы заикания (27). Проявления заикания (33).

Распространенность заикания (41).

Современный комплексный метод преодоления заикания 44
Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы 49
Задачи и формы коррекционно-воспитательной

(логопедиче­ской) работы 58

Содержание логопедической работы (76).

Систематичность и последовательность (76).

Содержание логопедических занятий (76).

Организация логопедических занятий (85).

Индивидуальный под­ход (98).

Сознательность и активность (117).

Наглядность и техни­ческие средства обучения (118).

Система логопедической работы с заикающимися 127
Организация логопедической помощи детям в СССР (127).

Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях (132) Схема логопедической работы с заикающимися детьми в стационарных условиях (138)
Эффективность преодоления заикания 145

Причины, мешающие эффективности преодоления заикания (143)

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических за­нятий (150)

Заключение 152


Литература 158

 

Date: 2015-09-22; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию