Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура инновационного процессаИтак, инновация — продукт творческой деятельности коллектива, направленный на совершенствование существующей системы и имеющий практическую реализацию. Процесс создания ииспользования инновации (инновационный процесс) — это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества. Рассмотрим структуру инновационного процесса, которая различна для материальных и нематериальных нововведений. Для нематериальных инноваций характерна следующая схема: 1-я стадия: Возникновение инновационной идеи.
2-я стадия: Разработка.
3-я стадия: Реализация. В случае осуществления крупных продуктовых нововведений структура инновационного процесса усложняется. Выглядит она следующим образом (рис. 3):
Таким образом, инновационный процесс состоит из стадий создания новации и коммерциализации инновации. Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. На данной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца). Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии. Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики. Совокупность всех стадий процесса нововведений носит название жизненного цикла инновации. Этапы инновационного процесса, связанные с разработкой и первоначальным размещением нововведения на рынке (внедрением), являются капиталоемкими и характеризуются повышенными рисками, которые возникают вследствие неопределенности конечных результатов процессов нововведений. Поэтому инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, считается рисковой (венчурной). Представленный на графике (см. рис. 3) жизненный цикл инновации охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций: научно-исследовательских институтов, проводящих фундаментальные и прикладные исследования, финансовых организаций и внедренческих компаний. Это так называемый глобальный инновационный цикл. Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени, зависит от ряда взаимозависимых факторов (рис. 4). 1. Инновационный потенциал организации — показатель, характеризующий способность компании к осуществлению процессов нововведений. Инновационный потенциал организации является базовым критерием, определяющим результативность процесса создания и использования инноваций. 2. Направление инновационной деятельности. Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки. Первоначальный выбор определяет весь ход последующей инновационной деятельности. Практика. Примеры неудач — запрет развития генетики и кибернетики в СССР; разработка супер-ЭВМ компанией IBM. Примеры удач — развитие космической промышленности, космического туризма в России. Направление инновационного процесса зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений. К ним можно отнести: - сохранение позиций на рынке; - завоевание новых сегментов рынка; - структурное преобразование предприятия. Инновационный потенциал организации, действия конкурентов, темпы развития рынка также оказывают воздействие на инновационный процесс. Оценка влияния факторов внешней и внутренней сред на процесс нововведений может осуществляться с использованием метода SWOT. При выборе направления разработки учитывается величина достигаемого экономического эффекта, которая сопоставляется с уровнем потенциальных рисков. 3. Скорость осуществления инновационного процесса. Инновационный лаг — временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки фирма стремится монополизировать рынок и получить максимально возможную прибыль от коммерциализации нововведения. Время, в течение которого предприятие-инноватор удерживает монополию, определяется скоростью реагирования конкурентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капиталовложения и опередит конкурентов. Практика. Японцами используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от американского «turn-around time» (успевай поворачиваться). ТАТ — эквивалент инновационного лага. Рекордное значение показателя ТАТ составило 4.7 месяца — фирма Matsushita (цветное телевидение). 4. Маркетинговая стратегия фирмы. Маркетинговые исследования играют большую роль при проведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности. На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой-конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного процесса. Конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности позволяют своевременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям. На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения. Таким образом, необходимо отметить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами: 1. Носят циклический характер: - одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях). 2. Имеют вероятностный характер: - внедрение и продвижение инноваций на рынке — это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей. 3. Обладают межорганизационным характером: - необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационного процесса. 4. Имеют межотраслевой характер: - нововведения могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.
5. СУБЪЕКТЫ И ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновационный процесс объединяет науку, технику, предпринимательство, т.е. охватывает все сферы деятельности, связанные с производством, обменом и потреблением. Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор, реализующие основные функции по ее осуществлению. Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе. В качестве разработчиков могут выступать: - научно-исследовательские организации; - малые инновационные предприятия; - инжиниринговые компании; - отделы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) на крупных предприятиях; - индивидуальные изобретатели. Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке. Инноваторами являются: 1)внедренческие риско-фирмы; 2)концерны; 3)финансово-промышленные группы Инвестор — участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств. Инвесторами инновационного процесса являются: - государственные и коммерческие банки; - инвестиционные компании; - страховые компании; - пенсионные фонды; - специализированные компании; - частные лица. Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (финансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности. Однако инновационная деятельность в рамках крупного предприятия сопряжена с некоторыми проблемами, связанными с необходимостью сочетания высокорисковых проектов с текущей деятельностью компании. Поэтому для снижения влияния факторов риска начальные этапы инновационного процесса осуществляют малые инновационные или инжиниринговые компании, а крупная компания коммерциализирует разработанное новшество. Результативность процесса нововведений зависит не только от эффективного использования научно-технического и интеллектуального потенциала компании, реализующей процесс нововведений, но и от деятельности фирм, определяющих инновационную инфраструктуру. Основной функцией данных компаний является поддержка инновационной активности промышленных предприятий, организационное сопровождение процессов создания и внедрения новшеств. Инновационную инфраструктуру составляют фирмы и организации, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предоставляющие юридические, информационные, патентно-лицензионные, консалтинговые услуги на различных этапах процесса нововведений. Инновационную инфраструктуру определяют: 1)инновационно-технические центры; 2)центры научно-технической информации; 3)маркетинговые фирмы; 5) юридические фирмы; 6)бизнес-инкубаторы; Функционирование инновационной инфраструктуры направлено на решение следующих задач: - информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (создание базы данных о спросе и предложении на инновационные продукты, предоставление доступа к информационным системам всем заинтересованным организациям); - экспертиза инновационных проектов для определения научно-технической, экологической, экономической, социальной эффективности; - финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (организация финансирования перспективных и приоритетных направлений инновационной деятельности, используя ресурсы различных источников, поиск потенциальных инвесторов); - правовая охрана интересов участников инновационной деятельности (предоставление услуг по патентованию интеллектуальной собственности); - продвижение результатов инновационной деятельности и их практическое освоение промышленностью (рекламная, маркетинговая, выставочная деятельность, лицензирование); - подготовка специалистов в области инновационного менеджмента (обучение целевых «менеджерских команд» для управления осуществлением инновационных проектов).
6. ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновационная деятельность сопряжена с использованием интеллектуальных, финансовых, материально-технических, ин- ствление процессов нововведений в компании должно быть обусловлено определенными мотивами и ожиданиями получения каких-либо выгод. Активизация инновационных процессов на предприятии происходит под влиянием следующих факторов: 1)наличие рыночного спроса на новшество; 2)наличие внутренней потребности предприятия в инновационных преобразованиях; 3)благоприятные экономические условия; 4)обеспеченность ресурсами. МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся: 1. Преимущества стратегического характера: -рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей; -обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности. 2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие: 3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря: - реструктуризации деятельности; - снижению непроизводительных расходов; - экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; - экономии средств в результате использования вторичного сырья; - снижению количества брака. 4. Специальные выгоды и льготы: - информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; - льготное налогообложение; - льготное кредитование.
|