Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 6 page





Анализ данных показал, что мужчины значительно чаще реагируют экстрапуни­тивно, чем женщины, в то же время у последних интрапунитивных реакций несколь­ко больше. Направленность реакций не зависит от квалификации спортсменов... Не подтвердилась и гипотеза, что вид спорта влияет на соотношение трех типов реакций.

Петрович В. К. В сб.: Тезисы докладов на VIII Всесоюзной конференции по психологии спорта. М., 1976. С. 109

Не всякое неудовлетворение мотива деятельности вызывает фрустрационные состояния. Они возникают только тогда, когда степень неудовлетворения выше определенного порога терпения, названного порогом фрустрации. Порог фруст­рации определяется рядом моментов:

• повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (пора­жении) происходит суммирование прежних следов от фрустрации с имею­щими место в данный момент;

• глубиной неудовлетворенного мотива: чем глубже мотив, не получивший удовлетворения, (например, отрицательная социальная оценка деятельно­сти спортсмена), тем ниже порог фрустрации;

• эмоциональной возбудимостью спортсмена: чем он эмоциональнее, тревож­нее, тем ниже этот порог;

• терпеливостью спортсмена как чертой его характера;

• уровнем притязаний (силой мотивации): например, спортсмен, долго не про­игрывавший, имеет очень высокий уровень притязаний и в случае неудачи обладает низким фрустрационным порогом;

• этапом деятельности: если препятствие для достижения цели возникает в самом начале деятельности, агрессивные реакции выражены слабее, если в конце — агрессивность поведения выражена резче. Поэтому спортсмен, долго и упорно шедший к своей цели, скорее и сильнее среагирует на неуда­чу, чем спортсмен, затративший для достижения той же цели меньше труда и времени.


 

ГЛАВА 4

 

Волевая сфера спортсменов

и ее проявление в спортивной деятельности

 

4.1. Сила воли и ее компоненты

Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных трудностей. Выделяют две группы трудностей: объективные и субъ­ективные.

Объективные трудности — те, которые обусловлены специфическими для дан­ного вида спортивной деятельности препятствиями. Это большие тренировочные нагрузки, погодные условия деятельности (ветер, дождь, снег, освещенность), техническая сложность разучиваемых упражнений, поломка спортивного инвен­таря, присутствие прессы и телевидения, негативная реакция зрителей, незнако­мое место соревнований и невозможность провести полноценную разминку и т. д.

Субъективные трудности выражают личное отношение спортсмена к объек­тивным особенностям данного вида спортивной деятельности (возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, например страха, неуверенности; снижение мотивации к деятельности или, наоборот, ее возрастание вследствие неотступности мыслей о первом месте, о побитии рекорда, о выполнении опреде­ленного норматива).

Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсме­на, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качест­вах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдерж­ке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого — другое.

Поиску путей развития силы воли в психологии и педагогике уделяется боль­шое внимание. Однако до сих пор многие из важных для практики вопросов оста­ются нерешенными. Предлагаемый путь, кажущийся наиболее естественным, ле­жит через преодоление объективных и субъективных трудностей, возникающих на пути достижения цели, но не всегда приводит к желаемому результату, по­скольку проявление воли в различных ситуациях конкретно и способы развития конкретных волевых качеств могут быть разными. Кроме того, волевые проявле­ния связаны как с моральным компонентом (мировоззрением, идеалами, установ­ками, мотивами), так и с психофизиологическим, то есть с врожденными свойства­ми нервной системы (силой, подвижностью и балансом нервных процессов).


 


 

юв


Очевидно, одни компоненты волевых проявлений (мотивационные) изменя­ются при воспитании и тренировке относительно легко, другие — с большим тру­дом. Отсюда и усилия педагогов будут зависеть от того, насколько сильно выра­жен в том или ином волевом проявлении генетический компонент, который, как известно, изменяется в течение жизни очень слабо.


 


ГИ

 

портсменами нвные и субъ-

 

кими для дан-^енировочные зещенность), ?зного инвен-лей. незнако-

:ЗМИНКу И Т. Д.

иена к объек-зникновение •уверенности; 1е вследствие 1ении опреде-

 

ры спортсме-тевых качест-сти, выдерж-I спортсмены > — другое, гляется боль-опросов оста-твенным, ле-озникающих зультату, по-)бы развития вые проявле-*ми, установ-ми свойства-оцессов).


В. Борзов. Бывает особенно обидно, когда слышишь укор: мол, проиграл из-за не­достатка волевых качеств. Конечно, бывает и так, но редко. Наши чемпионы в огром­ном большинстве — исключительно волевые ребята.

Л. Турищева. Заметь, Валера, сам спортсмен готов признать любые методиче­ские грехи, но волевую ущербность — никогда. Ведь это для него как для спортсме­на чуть ли не смертный приговор. Отсюда напрашивается: волевое воспитание не­обходимо.

В. Борзов. И оно есть. Причем осуществляется в процессе тренировки. Во-пер­вых, в преодолении максимальных напряжений. Во-вторых, в продолжении работы на фоне предельного утомления. В-третьих, в выполнении этой работы с макси­мальной скоростью, частотой, усилием. Наконец, волевое воспитание осуществля­ется регулярностью больших нагрузок — независимо от состояния.

Л. Турищева. Большой спортсмен начинается с мелочей. Когда разговор идет о тренировке — как бы ни была она тяжела, — все говорят: это труд. И безропотно делают все, что надо. А вот когда нужно соблюдать строжайший режим: вовремя лечь, вовремя встать, когда лишнего ничего себе позволить не можешь — это уже труднее. Рядовой спортсмен дает себе послабление. А лидер не позволяет и делает это по собственной воле.

В. Борзов. Метод воспитания воли — сознательное выполнение того, что у тебя не получается. Например, спринтеры не любят бегать кроссы, хотя они и нужны. Так вот, волевой спортсмен бегает кроссы...

Л. Турищева. То же и у нас. Свой любимый снаряд гимнастка всегда отрабатыва­ет, а вот идти на нелюбимый, самый трудный да еще в состоянии утомления (и отра­ботать его не формально, а на совесть) — тут действительно воля нужна. Но потом об этом никогда не жалеешь.

В. Борзов. Гимнаст, начавший упражнение» бегун, вышедший на дистанцию, долж­ны завершить свое дело согласно плану, не поддаваясь воздействию сиюминутного настроения... Проявление воли — это прежде всего борьба с собой.

Формула воли // Советский спорт. 1978. 29 ноября

Одним из общих компонентов воли является моральный, который формиру­ется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за поручен­ное дело, самопожертвование — вот те качества, которые характеризуют нравст­венно сформированную личность.

Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое уси­лие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сфор­мированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодо­ление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля. Во­ля может быть инструментом в эгоистичных устремлениях человека. Задача же тренера состоит в том, чтобы придать волевым проявлениям такую направлен­ность, которая позволяет человеку, по словам И. М. Сеченова, совершить нравст­венный подвиг. Тогда и сами преодолеваемые человеком трудности получают


 

другой, эмоциональный оттенок: спортсмен начинает испытывать «прекрасную усталость», «приятную тяжесть», «упоение опасностью» и другие эмоции, кото­рые становятся амбивалентными, то есть отражают две, казалось бы, противопо­ложные эмоции.

Следует подчеркнуть, что для успешного развития волевых качеств недоста­точно ставить перед спортсменами трудные задачи, надо учить преодолевать труд­ности, формировать у спортсменов волевые умения, приемы самоубеждения, са­моободрения, самоириказа.

 

4.2. Настойчивость (целеустремленность)

Как правило, путь к достижению большой общественно значимой цели бывает долгим и связан с преодолением трудностей и неудач. В связи с этим возникает необходимость в формировании у занимающихся спортом целеустремленности, одним из проявлений которой является настойчивость. Если спортсмен не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения тренера не помо­гут. Если же у спортсмена имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у не­го способности.

О роли целеустремленности олимпийский чемпион по лыжным гонкам Вяче­слав Веденин говорил следующее.

Веденин. Мы сейчас в спорте без конца твердим о таланте, изобретаем тесты, просмот­ры и так далее. Да, конечно, на основе этих мероприятий удается проводить какой-то отбор. Но сколько в соответствии с тестами остается за бортом «бесталанных», но целе­устремленных, которые могли бы добиться в спорте не меньше, а может быть, и гораздо больше «научно» отобранных.

Корреспондент. Собственно, наш спор грозит перейти в область: талант или трудо­любие...

Веденин. Нет, нет, именно целеустремленность. Я отношу трудолюбие лишь к одной из составных качества, заключенного для меня в понятии «целеустремленность». Чело­век может быть трудолюбив, но размениваться на мелочи, разбрасываться... Под целе­устремленностью я понимаю полное подчинение всего образа жизни достижению по­ставленной цели.

Корреспондент. Вы только что говорили, что чемпионы — самые обыкновенные люди, и тут же требуете от них необыкновенного самоотрешения, великой самоот­дачи...

Веденин. Это противоречие кажущееся. Самый обыкновенный человек способен воспитать в себе самую необыкновенную, как вы говорите, целеустремленность. Начи­нать надо с малого, хотя бы с дисциплины, акуратности во всем. Затем — добросовест­ность в тренировках. На каком-то этапе настает момент, когда необходимо научиться управлять своими желаниями (Советский спорт. 1977. 27 января).

Настойчивость — это сознательное стремление личности к достижению отда­ленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Конеч­но, целеустремленность может быть связана и с увлеченностью своим делом, вследствие чего она может поддерживаться не только силой воли человека, но и его интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельно­сти. Однако практика показывает, что всегда на каком-то этапе достижения отда-


 

 
 

стъ «прекрасную л с эмоции, кото-ь бы. противопо-

 

:-:ачеств недоста-столевать труд­но} беждения, са-

 

 

ость)

' -и цели бывает ^тим возникает устремленности, ртсмен не будет ренера не помо-: преодолеть все сраженные у не-

 

:м гонкам Вяче-

 

v тесты, просмот-водить какой-то тонных», но целе-ст быть, и гораздо

"ялант или трудо­дне лишь к одной ленность». Чело-::ться... Под целе-достижению по-

е обыкновенные великой самоот-

еловек способен тленность. Начи-^ — добросовест-лшмо научиться

 

тижению отда-еудачи. Конеч-своим делом, и человека, но чой деятельно-тижения отда-


 

ровать фактор эмоциональности невозможно. Поэтому тренеру нужно, не теряя содержательности занятий, тщательно продумывать чередование средств и мето­дов, способов организации тренировочных занятий.

Особо следует остановиться на организации досуга во время учебно-трениро­вочных сборов. Строгое и в общем-то необходимое соблюдение режима, отказ от элементарных удовольствий и привычек — одно из условий достижения высоко­го спортивного результата. Однако нередко тренеры перебарщивают в своих тре­бованиях к спортсменам, лишая их нормальных условий жизни, превращая тре­нировочный сбор в казарму. Происходит это по многим причинам (непонимание спортсменов, неуверенность в их сознательности и ответственности, желание пе­рестраховаться и т. д.). В результате же вольно или невольно тренер сам ухудша­ет состояние спортсменов, снижает их целеустремленность.

Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается до­стижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы лично­сти необходимо предъявлять преодолимые, но требующие определенных усилий трудности. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустрем­ленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание мо­жет вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, броса­ет вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся на преодоление труд­ности.

Важно также стремиться развивать у спортсмена чувство удовлетворения от самого процесса тренировки, пробудить у него интерес к содержанию занятий, стремление к познанию теоретических закономерностей. Тогда процесс трени­ровки наполнится для него новым содержанием, в нем появятся элементы твор­чества, и спортсмен не будет воспринимать занятия как малопонятное и однооб­разное выполнение большой по объему тренировочной работы. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут пере­живаться спортсменом не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрица­тельное влияние на целеустремленность.

Использование эффекта соперничества. В определенные моменты трениро­вочного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчи­вости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым спо­собом его достижения является использование игрового и соревновательного ме­тодов выполнения нагрузок.

Можно использовать и другие приемы: например, дать спортсмену почувство­вать себя первопроходцем, впервые выполняющим такой-то гимнастический эле­мент, или стимулировать спортсмена на лучшие результаты, сравнивая его дея­тельность с деятельностью уже добившихся успехов спортсменов. Повышение мотива такими способами увеличит настойчивость, создаст новый эмоциональ­ный заряд для поддержания целеустремленности.

Формирование у спортсмена чувства долга и ответственности. При недоста­точном развитии у спортсмена чувства долга настойчивость может не обнару­житься в полной мере. Правда, ее проявление возможно и при эгоистических уст­ремлениях спортсмена (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и проявление настойчивости будут радовать педагога.


 


деятельности


4.3. Смелость 93


 


нужно, не теряя г средств и мето-

 

учебно-трениро-зежима, отказ от пжения высоко-ают в своих тре-превращая тре-м (непонимание сти, желание пе-нер сам ухудша-

 

лерживается до-Л1 сферы лично-еленных усилий ния целеустрем-:ное задание мо-Зптнмальная же жностей, броса-содоление труд-

 

^влетворения от жанию занятий, процесс трени-элементы твор-ятноеи однооб-В этом случае ели, будут пере-еньшее отрица-

 

ленты трениро-:ения настойчи-с-е простым спо-овательного ме-

 

1ену почувство-астический эле-вннвая его дея-ов. Повышение ■ш эмоциональ-

 

л. При недоста-жет не обнару-1стических уст-од нако вряд ли:овать педагога.


4.3. Смелость

Смелость — это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности. Выбор метода и средств повышения уровня смелости во многом зависит от кон­кретных условий, однако при этом должен соблюдаться научно обоснованный методологический подход.

Интервью с одним из сильнейших немецких гимнастов:

— Умеете ли вы прыгать в воду?

— Однажды прыгнул с пятиметровой вышки головой вниз, а с десятиметровой — не хватило смелости.

— Страх разве вяжется с гимнастикой?

— Прыжки в воду и гимнастика — разные вещи. Но и в гимнастике нельзя вслепую идти на новый элемент. Его сначала нужно детально осмыслить и продумать. Сме­лость и риск должны существовать в правильном сочетании.

Советский спорт. 1977. 25 мая

Считается, что некоторые виды спорта, в частности спортивная гимнастика, способствуют развитию смелости (А. Ц. Пуни). В частности, это мнение находит подтверждение в фактах, полученных Н. Д. Скрябиным: среди представителей «опасных» видов спорта (прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду, прыжки с парашютом и т. п.) очень редко встречаются лица с выраженной боязливостью. Однако даже эти данные не могут служить доказательством справедливости изло­женной выше точки зрения, хотя они могут быть рассмотрены под другим углом зрения — как доказательство естественного отбора в этих видах спорта. Характер­но, что среди мастеров по спортивной гимнастике было достаточно спортсменов с типологическим комплексом боязливости. Следовательно, можно сделать выводы:

1) спортивная гимнастика не приводит к «переделке» боязливых на смелых;

2) достичь высокого мастерства в этом виде можно и не обладая достаточно большой смелостью (см.: Скрябин Н. Д. Проявление волевого качества сме­лости в различных видах спортивной деятельности // Психофизиологиче­ские вопросы изучения личности спортсменов. Л., 1976).

Каким же образом гимнастам с низкой степенью смелости удается достичь высокого мастерства? В поисках ответа на этот вопрос Н. Д. Скрябин (см.: Изучение адаптации школьников к ситуации риска // Психофизиологические особенности спортивной дея­тельности. Л., 1976) проделал эксперимент по изучению адаптации детей к опасной си­туации, возникающей при выполнении некоторых упражнений.

Испытуемым предлагалось многократно (по 10 раз в течение 8 уроков) выполнять одно и то же упражнение, приводящее к возникновению боязни. О процессе адаптации к этой ситуации судили по качеству выполнения упражнения, по пульсу и балансу нервных процессов. При этом о степени смелости судили не по абсолютной оценке ка­чества упражнения, а по разности оценок при выполнении упражнения со страховкой и без нее.

Исследование показало, что по мере многократного выполнения этого упражнения без страховки оценка его все больше приближалась к оценке выполнения упражнения при страховке, то есть контроль над выполнением упражнения все больше усиливался, а переживание боязни проявлялось все меньше. Об этом свидетельствовало и уменьше-


ние частоты пульса до и после выполнения упражнения, а также уменьшение случаев сдвига баланса нервных процессов в какую-либо сторону. Следовательно, можно сде­лать вывод, что испытуемые постепенно адаптировались к данной опасной ситуации.

Большая роль в устранении страха или его ослаблении должна принадлежать методам психорегулирующей тренировки. Кроме того, тренеры должны прово­дить большую профилактическую работу, не допуская возникновения у спорт­смена необоснованного страха только из-за того, что он незнаком с упражнением, слабо подготовлен или не уверен в успешности его выполнения.

 

4.4. Решительность

Говоря на эту тему, надо сразу подчеркнуть, что решительность — не синоним смелости, как об этом пишется во многих учебниках и словарях: «Смело— значит уверенно, без колебаний» или «Вне смелости не может быть решительности». Но это не значит, что решительность не может быть связана со смелостью. Безуслов­но, в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляются одновременно. Не случайно поэтому и некоторые слова в обыденной речи обозначает и то и дру­гое. Например, «расхрабриться» — значит набраться смелости и решиться на что-либо; «отважиться» — осмелиться, решиться; «боевой» означает и смелый, и ре­шительный.

Однако исследования и спортивная практика показывают, что корреляции меж­ду волевыми качествами смелости и решительности обнаруживаются только в опасной ситуации (чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность), при­чем они выражены в большей степени у лиц женского пола. Однако и в этих случаях встречаются исключения, когда многие боязливые в опасной ситуации становятся решительными при необходимости выполнять задание. Для них дли­тельное переживание опасности и страха мучительно, поэтому они действуют по принципу «Лучше любой исход, чем бесконечное переживание опасности». Так, одна спортсменка, чемпионка СССР по прыжкам с 10-метровой вышки, проявля­ла решительность при прыжках только потому, что ей было страшно и она хотела скорее избавиться от этого переживания.

И все же решительность и смелость — это два самостоятельных волевых каче­ства. Решительность, проявляемая вне опасной ситуации, не требует проявления смелости (например, при выполнении баскетболистами штрафных бросков и т. п. действий).

Изучение соотношений между смелостью и решительностью не подтверди­ло бытующее мнение, что смелый всегда является решительным. Это особенно отчетливо видно в спортивной деятельности, и не случайно в исследовании В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана (см.: Структура волевых качеств по данным са­мооценки // Психологический журнал. 1990. № 3) именно спортсмены в своих представлениях провели различие между этими волевыми качествами. По дан­ным И. П. Петяйкина (см.: Педагогические аспекты развития решительности: Ав­тореф. дис.... канд. наук. Л., 1978), при выполнении теста «лабиринт», где опас­ная ситуация отсутствовала, боязливые принимали решение о том, какой сделать ход, даже несколько быстрее, чем смелые. При выполнении же теста «падение спиной назад» время колебаний было меньшим у смелых.


"ельности


4.4. Решительность 95


 


:::хние случаев "То, можно сде-:-:он ситуации.

с л> и надлежать лжны прово-ння у спорт-'лражнением,

 

- не синоним ^ело— значит льности». Но ью. Безуслов-лновременно. ет и то и дру-пться на что-мелый, и ре-

 

^ляциимеж-пся только в ьность), при-ако и в этих ой ситуации 1ля них дли-сйствуют по нести». Так, ки.проявля-п она хотела

 

левых каче-проявления осков и т. п.

 

подтверди-:оособенно следовании данным са­ны в своих ш. По дан-ьности: Ав-где опас-чой сделать а «падение


Существует точка зрения, согласно которой решительность — это принятие решения без колебаний и сомнений. Но проявление решительности чаще всего необходимо именно при неуверенности в правильности принимаемого решения, когда от него многое зависит как для самого человека, так и для других людей. В основе решительности лежит волевое усилие, направленное на преодоление имеющихся сомнений, прекращение колебаний. А это значит, что проявление ре-лштельности связано с обдуманностью принимаемого решения.

Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при нали­чии неуверенности и боязни.

Решительность проявляется в двух ситуациях принятия решения: делать/не де­лать, и готов/не готов (когда заведомо известно, что делать все равно придется).

В связи с этим принимаемые за показатели решительности время решения оперативных задач или правильность оценки ситуации не являются ее адекват­ными показателями. Это время зависит не столько от силы воли, сколько от ин­теллекта и компетентности человека.

Решительность — врожденное волевое качество человека. Она обусловлена задатками — типологическими особенностями свойств нервной системы (см. гла­ву 7). Для каждого спортсмена характерны свои стабильные временные показате­ли принятия решения. Например, одни баскетболисты затрачивали на выполнение штрафных бросков 2-2,5 с, а другие — 4-4,5 с. Разное время определения готов­ности к прыжку имеется у прыгунов воду и у городошников перед броском биты.

Основным путем развития решительности является тренировка с многократ­ным повторением проблемных ситуаций, то есть таких, когда необходимо при­нять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способству­ет развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются и для развития смелости (прыжок назад с закрытыми гла­зами, прыжок с козла на козла, установленных на высоте 1 м и больше и при рас­стоянии между ними на 20 см меньшего максимально возможного для данного человека прыжка на полу, падение с прямым корпусом назад спиной и т. п.).

Испробованы два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со стра­ховкой преподавателя и без страховки. Быстрее и в большей степени решитель­ность развивалась в тех случаях, когда страховка не использовалась. Следова­тельно, для развития решительности даже в условиях, вызывающих страх, лучше заставлять учащихся самих принимать решение (см.: Петяйкин И. П. Развитие решительности при адаптации к ситуации риска // Тезисы докладов на VIII Все­союзной конференции по психологии спорта. М., 1976).

Способствует развитию решительности создание соревновательной обстанов­ки на тренировочных занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственности снижает решительность.

Повышению решительности способствует возникающая у спортсменов по ме­ре овладения упражнениями уверенность в своих силах. Для быстрейшего воз­никновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения новичков целесообразно использовать страховку и помощь, а на тренировке перед соревно­ванием важно заканчивать ее на успешном выполнении двигательного действия.


 

96 Глава 4. Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

 

Особое внимание требуется девушкам и женщинам, которые проявляют в опас­ной ситуации значительно большую нерешительность, чем мужчины.

 

4.5. Терпеливость и упорство

Терпеливость — это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния (в спортивной деятельности это главным образом способность долго работать на фоне усталости, не снижая интенсивности и качества работы). Мно­гие тренеры при приеме новичков в свою секцию придают выраженности этого качества («умению терпеть») большое значение.

Проявляется терпеливость через приложение дополнительного волевого уси­лия. Способность к этому у всех людей разная, что обусловлено не только моти­вацией, но и врожденными особенностями человека — типологическими особен­ностями нервной системы.

Можно ли развить это качество — неизвестно. Полученные в исследованиях данные ответа не дают, хотя известно, что у стайеров терпеливость выше, чем у спринтеров. Однако эти различия могут быть обусловлены и естественным от­бором, а не только процессом тренировки выносливости.

Упорство — это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии. Например, у спортсмена не получается какое-то движе­ние, упражнение, и он повторяет его еще и еще, несмотря на неудачные попытки. Проявление этого волевого качества зависит от ряда факторов (типологических особенностей свойств нервной системы, о чем говорилось выше), мотивации (осо­бенно соревновательного характера).

Иногда упорство перерастает в упрямство, если спортсмен не воспринимает разумные на первый взгляд доводы других людей.

На одном из соревнований по легкой атлетике прыгунья в высоту С. решила, что имен­но сегодня она должна выполнить норму первого разряда. Первые две попытки на этой высоте закончились неудачей. Осталась последняя попытка. Боясь сбить планку, спортсменка, подбежав к прыжковой яме, не делала отталкивания, а пробегала мимо. Снова начиналось сосредоточение, снова спортсменка делала разбег и снова не оттал­кивалась. Уже сгущались вечерние сумерки, и планка становилась плохо видимой, а спортсменка продолжала делать холостые попытки. Никакие уговоры судей прекра­тить соревнование не помогали. Наконец, на 17-й попытке спортсменка оттолкнулась от земли и, конечно, сбила планку.

Роль волевых качеств в разных видах спортивной деятельности различна. В связи с этим болгарский психолог Ф. Генов (см.: Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: ФиС, 1971) разделил все волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта волевые качества, бли­жайшие к ведущим и следующие за ними (табл. 4.1).

Выработке у спортсменов возможности работать «через не могу» способствует использование «ударных нагрузок», помогающих вскрыть резервные возможно­сти организма и психики. Для этого применяют повторную и интервальную тре­нировки с работой максимальной интенсивности. Естественно, что использование такого метода должно проходить под надзором медиков, психологов и физиоло­гов, иначе можно довести спортсменов до состояния перетренированности.


 


-зляют в опас-

:ны.


Сравнительное значение волевых качеств в отдельных видах спорта


 
 

 

 

'благоприятные с юность долго работы). Мно--Л'ННОСТИ этого

Date: 2015-09-22; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию