Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая справка





Любая отрасль народного хозяйства, выполняя работы по добыче полезных ископаемых, их переработке или изготовлению необходимой продукции, не может обойтись без машин, механизмов, приборов и другой продукции машиностроения. В связи с особенной важностью этой отрасли во всех развитых странах темпы ее роста всегда были выше темпов роста промышленности в целом.

Один из выдающихся учених – технологов, профессор Б.С.Балакшин назвал машиностроение главным технологом всех отраслей народного хозяйства. В связи с этим оно должно на базе новейших достижений науки и техники беспрестанно разрабатывать новые технологические процессы, для осуществления которых нужно создавать и выпускать в необходимых количествах орудия производства и машины, которые отвечают своему служебному назначению при наименьшей себестоимости.

Технология машиностроения - отрасль науки, которая занимается изучением закономерностей, действующих в процессе изготовления машин, с целью использования этих закономерностей для обеспечения системы качеств машин при наименьшей себестоимости.

Слово "технология" заимствовано из греческого языка (techne - искусство, мастерство; logos - обучение, учение, наука) и в переводе означает - наука о мастерстве или обучении, учении, о ремесленном искусстве.

Развитие технологии машиностроения как науки связано с появлением развитой промышленности. Исторический путь развития и усовершенствования технологии машиностроения является темой самостоятельного исследования и может составить целый раздел истории развития человеческого общества. Начало приобретения человеком навыков и знаний по обработке материалов и изготовлению из них изделий можно смело отнести к времени первобытного общества. На протяжении многих веков шло накопление этого опыта в виде рецептов и передачи опыта от поколения к поколению. Успешные действия металлургов прошлого основывались на наглядно-чувственном способе технического мышления, внешней формой которого служил рецепт.

По отношению к донаучному этапу технической деятельности понятие рецепта… наполняется существенно другим содержанием, чем по отношению к его современным нормам. Сейчас в нашем понимании рецепт или рецептурность есть действительно слепой эмпиризм, сборник сведений на все случаи жизни или правило обыденного сознания. В условиях же донаучного сознания рецепт, эта элементарная абстракция в форме числового отношения… образует некоторую первичную разновидность технического языка, возникающего как средство достижения определенной цели.

В прошлом технология машиностроения получила наибольшее развитие в мастерских и заводах, где изготовлялись различные виды оружия в количествах больших, чем любые другие изделия. История хранит много уникальных достижений технологии. Практически во всех исторических музеях можно встретить коллекции древнего оружия. Более 400 лет находится в Московском Кремле знаменитая Царь-пушка массой 40 тонн, отлитая Андреем Чоховым в 1587 году и Царь-колокол массой 200 тонн, изготовленный знаменитыми «литейными» людьми - Иваном и Михаилом Моториными в первой половине ХVІІІ века. В 1761 году на Тульском заводе ружей впервые в мире было разработано и внедрено изготовление взаимозаменяемых деталей и их измерение калибрами.

Развитием технологии машиностроения занимались выдающиеся личности: А.К. Нартов (1693-1756), М.В. Ломоносов (1711-1765) и многие другие. Как правило, это были разносторонне талантливые люди. Например, А.К. Нартов - "Петра Великого механик и токарного искусства учитель" не только сам изобретал станки, в том числе и токарный станок с механическим суппортом, машины для монетного двора, механизм для подъема Царя-дзвона массой 200 т., но и в 1742-1743 г. руководил Академией наук и искусств. Разнообразие таланта М.В. Ломоносова широко известно и не нуждается в отдельном представлении. Имя этого гения известно всем еще со школьной скамьи.

Зарождение технологии машиностроения, как отрасли науки связывают с появлением трудов, содержащих описание опыта производственного процесса.

Впервые сформулировал положение о технологии и определил, что «технология – наука о ремеслах и заводах» в 1804 г. академик В.М.Севергин. А в 1817 г. впервые был изложен опыт производства профессором Московского университета И.А. Двигубским в книге «Начальные основания технологии или краткое описание работ, на заводах и фабриках производимых».

Дальнейшее описание выполнено Тиме И.А. (1838-1920 г.г.) в первом капитальном труде «Основы машиностроения. Организация машиностроительных фабрик в техническом и экономическом отношении и производство в них работ», которая была напечатана в 1885 г. в трех томах. Научный труд профессора А.П. Гавриленко (в 1861-1914 г.) "Технология металлов" долгие годы была основным курсом подготовки нескольких поколений российских инженеров.

Затем появились работы не просто обобщающие опыт, но и выявляющие общие зависимости и закономерности. Соколовский А.П. в 1930-1932 г.г. издал первый труд по технологии машиностроения. В 1933 г. появился труд Каширина А.И. «Основы проектирования технологических процессов» и «Теория размерных цепей», разработанная Балакшиным Б.С., а в 1935г. – «Технология автотракторостроения», в котором Кован В.М. и Бородачев Н.А. занимались анализом качества и точности производства. Исследованием жесткости, применительно к станкам, в 1936 г. занимался Вотинов К.В. Работы Зыкова А.А. и Яхина А.Б. положили начало анализу причин возникновения погрешностей при обработке. В 1959 г. Кован В.М. разработал методику расчета припусков. Исследования в области технологии машиностроения продолжили Глейзер Л.А., Корсаков В.С., Колесов И.М., Чарнко Д.В., Хабаров Н.Н. и др.,

Основные достижения технологической науки приходятся на 20 век. Предпосылками этому явились: бурное развитие промышленности, появление сети проектных институтов, увеличение сети высших и средних специальных заведений, школ, курсов мастеров и рабочих. Одним из главных основоположников науки “Технология машиностроения” является профессор А.П. Соколовский. Его первые научные труды вышли в 1930-1932 г. Приблизительно в это время появляются работы профессоров О.И. Каширина и В.М. Кована, которые обобщили к тому времени опыт автотракторной промышленности. В 1933 году профессор Б.С. Балакшин публикует результаты своих теоретических исследований по теории размерных цепей, что обеспечило повышение качества и точности изготовления машин. Начало научному анализу причин возникновения погрешностей обработки и сборки положили работы профессоров М.А. Бородачева, К.В. Вотинова, А.А. Зыкова, А.Б. Яхина и других ученых. В 1959 году вышел из печати учебник профессора В. М. Кована "Основы технологии машиностроения", который содержал основные научные положения технологии и методики решения технологических задач, общих для различных машиностроительных отраслей.

На развитие технологии машиностроения оказывали и оказывают существенное влияние достижения выдающихся специалистов других смежных наук. К наиболее известным из них нужно отнести таких выдающихся ученых.

В.И. Дикушин - академик, Герой Социалистического труда, руководитель проекта агрегатирования станков, главный инженер проекта первого автоматизированного завода поршней, директор института ЭНИМС;

Л.Ф. Верещагин - академик, Герой Социалистического труда, руководитель работ, которые привели к созданию в 1960 г. искусственных бриллиантов;

В.Н. Бакуль - академик, Герой Социалистического труда, руководитель работ по реализации промышленного синтеза алмазов. В Киеве им был создан институт сверхтвердых материалов, который в настоящее время относится к национальной академии наук Украины и носит название ИСМ НАНУ им. В.Н. Бакуля.

Е.О. Патон - академик, Герой Социалистического труда, один из творцов Дрезденського вокзала, специалист мостостроитель. В 60 лет изменяет направление научных интересов и занимается электросваркой. Организатор первого в мире института электросварки в г. Киеве, который в настоящее время носит его имя. В 70 летнем возрасте изобрел способ сварки под флюсом. В 80 лет (в 1950 г.) руководит проектированием и строительством первого в стране цельносварного моста через Днепр. Мост назван именем Е.О.Патона.

Л.М. Кошкин – академик, автор создания оборудования принципиально нового типа – роторных и роторно-конвеерных линий, в которых обработка заготовок проводится в процессе их транспортировки.

А.О. Маталин - д.т.н., профессор – положил начало школе по исследованию технологических средств обеспечения качеств поверхности и изучения их влияния на эксплуатационные характеристики детали.

В.С. Корсаков - д.т.н., профессор - разрабатывал теоретические основы проектирования приспособлений, расчета точности технологических процессов, занимался вопросами их автоматизации.

Б.С. Балакшин - д.т.н., профессор - Лауреат Ленинской премии в 1972 году, как уже упоминалось выше, родоначальник размерного анализа, руководитель работ по адаптивному управлению станками.

С.П. Митрофанов - д.т.н., профессор - Лауреат Ленинской премии в 1957 году, автор идеи групповой формы организации серийного производства как развитие идеи профессора А.П. Соколовского относительно типизации технологических процессов.

Г.К. Горанский – член- корреспондент АН БССР - один из первых идеологов создания систем автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП).

Этот перечень самых выдающихся ученых в области теории ТМ можно продолжать. В настоящее время научные исследования в этой сфере проводятся во многих исследовательских и учебных заведениях различных городов Украины, России, а также в других городах как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Технология машиностроения как наука (в современном понимании) прошла в своем развитии несколько этапов. Маталин А.А., автор одного из учебников по технологии машиностроения, выделяет четыре этапа.

Первый этап (до1929-1930г.г.) характеризуется накоплением отечественного и зарубежного производственного опыта изготовления машин. Публикуются описания процессов обработки различных деталей, применяемого оборудования и инструментов. Издаются руководящие и нормативные материалы ведомственных проектных организаций страны.

Второй этап (1930-1941г.г.) характеризуется обобщением и систематизацией накопленного производственного опыта и началом разработки общих научных принципов построения технологических процессов.

Третий этап (1941-1970г.г.) отличается интенсивным развитием технологии машиностроения, разработкой новых технологических идей и формированием научных основ технологической науки.

Четвертый этап – с 1970 г. и по настоящее время отличается широким использованием достижений фундаментальных и общеинженерных наук для решения теоретических проблем и практических задач технологии машиностроения.

 

РЕЗЮМЕ. В настоящем разделе изложена последовательность развития теоретических представлений о технологии машиностроения, определяющей пути развития творческой активности инженеров в направлении предсказания источников, мотивов и путей развития станкостроения на протяжении современной истории человечества и на ближайшее будущее. Можно сделать текущий вывод о взаимном влиянии теории технологии машиностроения и практики машиностроительной отрасли.

Date: 2015-09-22; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию