Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экзаменационные билеты. Составление экзаменационных билетов требует вдумчивого подхода и, в частности, точного учета объема и содержания материала
Составление экзаменационных билетов требует вдумчивого подхода и, в частности, точного учета объема и содержания материала, который был пройден в процессе обучения. Это довольно трудоемкая работа, и поэтому делать ее следует заблаговременно, а не перед самыми экзаменами — билеты, составленные второпях, обычно мало отвечают своему назначению. Для выполнения такой работы необходимо сначала составите перечень контрольных вопросов по темам учебного плана, а затем распределить эти вопросы по билетам. Разработка перечня вопросов. Объем перечня зависит от того, сколько намечается сделать экзаменационных билетов и сколько в каждый включить вопросов (пунктов). Если, к примеру, решено иметь 12 билетов с четырьмя пунктами в каждом, для перечня понадобится 48 контрольных вопросов. Нет необходимости составлять слишком много билетов и включать в них большое число пунктов, тем самым чрезмерно увеличивая объем перечня. Это обыкновенно приводит к ненужному размельчению контрольных вопросов либо к излишнему повторению их в билетах и, как правило, неоправданно увеличивает длительность выпускного экзамена. Учитывая объем и содержание программного материала, проверяемого на выпускных экзаменах, а также оптимальную численность слушателей на семинарах (сборах) подготовки различных категорий актива, можно рекомендовать: для семинаров подготовки туристских организаторов—10—12 билетов по четыре пункта в каждом; для семинаров (сборов) подготовки инструкторов и повышения квалификации руководителей путешествий — 15— 16 билетов по пять-шесть пунктов в каждом; для сборов (семинаров) подготовки инструкторов-методистов — 10—12 билетов по пять пунктов в каждом. Перечень контрольных вопросов в сумме должен охватывать основной материал учебной программы. Весь программный материал экзаменационные билеты охватить не могут. Этого и не требуется, так как на выпускном экзамене, для которого отводится весьма ограниченное время, можно проверить (и фактически проверяют) лишь часть знаний и умений. Некоторые из них вообще невозможно проконтролировать в условиях этого экзамена, например, многие практические умения, особенно те, что связаны с действиями на местности: они должны проверяться в ходе обучения — на практических занятиях, при учебных выходах на местность, в учебно-тренировочном походе. Нецелесообразно проверять на выпускном экзамене и умения, для показа и оценки которых требуется много времени (например, умения составлять учебное расписание, план работы секции и т. п.), — это надо проверять также в ходе учебы, при помощи контрольных работ. Вообще при разработке перечня следует взвешивать реальную возможность ответить в отведенное время на тот или иной вопрос. Контрольные вопросы составляют применительно к темам учебного плана. При этом сообразуются со значением, которое та или иная тема имеет для предстоящей общественной деятельности выпускников, с объемом материала, пройденного по каждой теме. Принимается во внимание и все то, что по теме уже было проверено у слушателей в процессе обучения. Исходя из этого, разные темы на различных семинарах (сборах) будут требовать неодинакового количества контрольных вопросов: одни темы больше, другие меньше. Например, на семинарах подготовки туристских организаторов наибольшее число вопросов понадобится для тем: «Организация и содержание работы туристской секции», «Организация, подготовка и проведение похода выходного дня», «Туристские возможности родного края»; на семинаре (сборе) повышения квалификации руководителей путешествий больше внимания будет уделено вопросам тактики и техники путешествия, его безопасности. Очень важное значение имеет правильное и четкое формулирование вопросов для экзаменационных билетов. Каждый вопрос надо излагать так, чтобы выпускнику не. понадобилось дополнительно выяснять, что именно хотят от него узнать. Нельзя допускать расплывчатые, непонятные формулировки вроде «Организация общественно-воспитательной работы инструктора» или «Температура воздуха» или «Поход по такому-то району»;вовсех подобных случаях невозможно определить, о чем же конкретно спрашивают. Желательно, чтобы возможно больше вопросов было изложено в форме, требующей, конкретного и активного ответа: например «Как сделать (или «Как делают») то-то?», «Как научить тех-то тому-то?», «Что нужно делать в таких-то случаях?», «Какую помощь в таких-то случаях оказывают?» и т. п. В вопросах возможны предложения выполнить какие-то действия, доступные в условиях экзамена, допустим: «Сделайте схему маршрута (по заданным условиям)», «Составьте смету похода выходного дня (такого-то вида туризма, на столько-то человек)» и т. п. Конкретно и ясно должны выглядеть предложения что-то объяснить, охарактеризовать и т. д. Вполне допустимы вопросы и в тезисной форме при условии, что вопрос не повторяет название темы учебного плана, а дает четкое представление о характере и рамках ответа, например: «Способы определения чего-то», «Меры предупреждения чего-то», «Основные причины того-то», «Значение чего-то для того-то» и т. п. В то же время формулировки вопросов должны исключать односложные ответы типа «да» или «нет», поскольку подобные ответы мало что дают для оценки знаний и ничего не дают для выяснения способности выпускника связно излагать мысли. Во всех случаях вопрос должен предполагать возможность четкого ответа. Распределение контрольных вопросов. Оно должно следовать какой-то системе, исключающей беспорядочное размещение вопросов в билете. Бессистемность приводит к тому, что билеты становятся неравноценными по сложности вопросов и ответов или не дают возможности судить о том, как подготовлен выпускник к наиболее важным сторонам предстоящей ему работы. Известно, например, что до сих пор самое слабое место в подготовке инструкторов — темы, посвященные учебно-воспитательной работе, топографии, доврачебной помощи; тем не менее, именно из-за бессистемного распределения вопросов по билетам все еще нередко встречаются на семинарах (сборах) подготовки инструкторов билеты, не включающие вопросов на указанные темы. Основой системы может быть рациональное распределение тем учебного плана по группам соответственно намеченному числу пунктов в билете. Имеется в виду, что каждый пункт билета должен включать вопросы на определенные темы или даже на одну тему из числа важнейших. Например, для семинара подготовки туристских организаторов можно рекомендовать такую группировку тем: в первый пункт билета включают вопросы о советском туризме, деятельности секции, общественно-полезной работе туристов; во второй — вопросы организации, подготовки и проведения похода выходного дня; в третий — вопросы топографии и доврачебной помощи; в четвертый — вопросы по теме «Туристские возможности родного края». На семинарах (сборах) подготовки инструкторов группировка будет иной, приближающейся к размещению тем в разделах учебного плана. Здесь возможна, к примеру, такая группировка: пункт № 1 — четыре темыизраздела «Общая подготовка» (за исключением двух тем этого раздела, упомянутых ниже); пункт № 2 — темы раздела «Учебно-методическая подготовка» плюс тема из раздела «Общая подготовка» — «Воспитательная работа инструктора»; пункт № 3—темы раздела «Техническая подготовка» (за исключением двух тем, включаемых в пункты № 4 и 5); пункт № 4 — «Топография и ориентирование на местности»; пункт № 5 — тема из того же раздела — «Доврачебная помощь в путешествии» плюс тема из раздела «Общая подготовка» — «Физическая подготовка туриста»; пункт № 6 — темы раздела «Естественно-географическая, краеведческая подготовка». Распределяя вопросы по билетам в соответствии с намеченной группировкой тем, надо стремиться к тому, чтобы не было билетов, которые состоят только из относительно сложных вопросов или только из сравнительно легких. В частности, это следует учитывать при включении в билеты вопросов, требующих письменного ответа или предварительной работы с картой. Необходимо следить за тем, чтобы разные пункты билета не затрагивали один и тот же учебный вопрос, особенно это относится к билетам для инструкторов. Например, если (по приведенной выше группировке тем) в билете есть вопрос о том, как провести практическое занятие на семинаре туристских организаторов на тему «Способы искусственного дыхания», то в пункте № 5 билета не должен стоять вопрос, касающийся приемов искусственного дыхания. Там нужен иной вопрос из темы «Доврачебная помощь» или из темы «Физическая подготовка туриста». Экзаменационные билеты составляет, как правило, учебная часть семинара (сбора). Билеты необходимо утверждать в комиссии по общественным кадрам при соответствующем совете по туризму и экскурсиям — именно на эти комиссии возложен контроль за работой семинаров (сборов). После экзаменов билеты сдают в комиссию по общественным кадрам с заключением экзаменационной комиссии о целесообразности использования таких билетов на аналогичных семинарах (сборах).
|