Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации лектору





Содержание лекции может быть во многом раскрыто при помощи сведений, изложенных в предыдущей главе. Важно, чтобы слуша­тели поняли необходимость научиться основам препода­вания, уяснили требования к обучению и получили пред­ставление о его методах, возможных в условиях работы с туристской группой. Следует призвать слушателей вни­мательно присматриваться в ходе учебы, как организо­ваны занятия, как они проводятся, это облегчит каждому прохождение методической практики.

Знакомя с методами обучения и возможными их ва­риантами, нужно сообщать их не разрозненно, а в опре­деленной системе — допустим, применительно к различ­ным целям занятий, к отдельным этапам обучения (на­пример, методы для объяснения, показа, отработки, для закрепления, проверки). Рекомендуется иллюстрировать некоторые варианты примерами, в том числе примерами уже прошедших занятий или тех, что будут проведены. Нужно обязательно подчеркнуть, что методы обучения подбирают к каждому отдельному занятию в зависимо­сти от его цели, содержания, состава группы, места и других условий и с учетом того, что обучать нужно не группу вообще, а непременно каждого занимающегося.

При ознакомлении аудитории с элементами подготов­ки занятия, нужно учитывать, что часть их подробно рассматривается в другое время — при выдаче заданий на самостоятельную разработку методических указаний. Поэтому здесь основное внимание надо уделить выбору места и обеспечению безопасности занятия.

Следует коротко информировать слушателей о харак­тере и порядке предстоящей методической, практики.

Рекомендации к методической практике. В состав ее входят: разработка «методички» и пробное занятие, причем первое рассматривается как обязатель­ная подготовка ко второму.

Составление слушателями методических указаний можно организовать следующим образом: на одном за­нятии проводят вводную беседу и выдают первые зада­ния для домашней работы звеньями, в промежутке до Следующего занятия организуют взаимное рецензиро­вание разработанных звеньями «методичек» и анализируют их для разбора. На другом занятии происходит разбор. После него выдают индивидуальные задания на составление методических указаний, по которым каждый автор будет проводить свое пробное занятие.

Чтобы обеспечить полное методическое единство всей этой работы, первое занятие рекомендуется делать об­щесеминарским с вводной беседой одного из руководи­телей семинара.

Вводная беседа должна дать слушателям четкое представление о содержании методической практики, организуемой на семинаре, а также о назначении мето­дических указаний и их роли в подготовке и проведении занятия. Нужно рассказать, как составляют «методичку», привести примерную схему ее (весь необходимый ма­териал по этим вопросам изложен выше), пояснить на­меченный порядок работы и содержание первого зада­ния, дать практические советы, в том числе о том, как рецензировать «методичку», составленную другим звеном.

Задание на дом (первое) выдают одно на нескольких слушателей (на звено из двух-трех человек), чтобы облегчить выполнение новой для них работы. Состав звеньев инструктор группы намечает заранее. В задании точно оговаривают: тему, цель и содер­жание занятия, к которому звено должно разрабо­тать методические указания; условия его проведения (длительность, на местности или в помещении, количест­во занимающихся) и срок выполнения. Под содержанием занятия здесь подразумевается не просто название учебного вопроса, а расшифровка его, показывающая, что именно требуется дать слушателям на данном занятии.

Задача звена — изложить в письменной форме, как про­вести такое занятие с туристами-новичками (какие и в какой последовательности применить методы обучения, какие использовать пособия, вспомогательный инвен­тарь и т. д.).

Звеньям следует дать некоторые советы о коллектив­ной работе над «методичкой»: например, сначала вместе обсудить, как провести занятие, и лишь затем писать текст. Пишут его либо совместно, либо кто-то один, в последнем случае написанное рассматривают (дополня­ют, изменяют) вместе, а если возникают разные сужде­ния, их все вносят в текст. «Методичку» надо писать вполне разборчиво, оставляя широкие поля для заме­чаний рецензентов.

Раздавать звеньям задания лучше всего в учебных группах сразу после окончания вводной беседы.

Подготовка заданий. Необходимо, прежде все­го, установить, сколько их понадобится. Зависит это от числа звеньев, которые предполагается создать в каждой учебной группе. К примеру, при звене из двух-трех че­ловек группа будет иметь в среднем четыре звена, а весь семинар при четырех учебных группах — 16 звеньев, В этом случае потребуется восемь заданий, так как при взаимном рецензировании каждые два звена из разных учебных групп могут работать, над «методичками» оди­наковых тем.

Затем определяют темы и цели занятий, для которых звенья должны составить методические указания. Жела­тельно, чтобы темы предусматривали обучение практи­ческим умениям, необходимым туристу-новичку. При этом надо учитывать, знакомы ли сами слушатели с предметом, можно ли достичь намеченной цели в зада­ваемое время (его лучше всего ограничивать одним учебным часом).

Составить задания поручают инструкторам групп. Учебная часть после совместного обсуждения и исправ­ления отпечатывает подготовленные задания для раздачи звеньям. Попутно распределяют задания по учебным группам, указывая, кому из них и какие нужно рецензи­ровать «методички». Одновременно устанавливают сроки сдачи работ, их рецензирования и разбора.

Взаимное рецензирование во многом по­могает слушателям осмыслить суть работы над методическими указаниями и побуждает ответственнее отно­ситься к методической практике. От рецензии надо тре­бовать прежде всего ответа на вопрос: можно ли «ме­тодичку» (полностью или частично) использовать для проведения занятия? Все свои замечания и советы рецензенты должны обосновывать, а вопросы к авторам, вызванные неясностями, четко формулировать.

При передаче работ на рецензирование следует реко­мендовать знакомиться с методическими указаниями коллективно (всем составом звена) и тут же обсуждать возникшие замечания и общую оценку.

Рецензировать «методичку» поручают звену другой учебной группы, работавшему над аналогичной темой, либо любому другому. Первое представляется более це­лесообразным, так как рецензенты уже будут иметь не­который опыт работы над той же темой.

Хорошо, если позволяет время, дать авторам возмож­ность ознакомиться с рецензией, доработать свой труд или объяснить несогласие с замечаниями.

Разбор работ может происходить в учебных груп­пах, однако лучше проводить его опять на общесеминар­ском занятии, где вниманию слушателей может быть предложено больше полезных выводов, так как сделаны они будут из большего числа работ.

О том, каким должен быть разбор и как к нему под­готовиться, можно судить по рекомендациям, приведен­ным на стр. 90. Они вполне применимы и в данном слу­чае. Необходимы лишь некоторые дополнения к ним. Анализируя «методички», надо обращать внимание на их соответствие всем условиям задания, а не только его теме. Анализ следует увязывать с основными положени­ями лекции и советами, приведенными в ней. При разбо­ре желательно вкратце напомнить их, чтобы облегчить слушателям выполнение второго задания.

Вторые задания, выдаваемые после разбора первых, должны быть индивидуальными: каждому слуша­телю предстоит самостоятельно разработать методиче­ские указания к занятию, которое он будет проводить в своей учебной группе как пробное.

Для этих заданий нужно подготовить столько тем, сколько слушателей в учебной группе. Темы могут быть одинаковыми для всех групп, и подбирать их надо из числа уже знакомых слушателям учебных вопросов программы подготовки туристских организаторов. Лучше всего, если темами будут взяты очень небольшие учеб­ные вопросы, помогающие углубить знания или закре­пить умения, например определение местного магнитного склонения на местности, вязка узлов и т. п.

Вторые задания состоят из тех же элементов, что и первые. Здесь также необходимо обсудить в учебной части проекты заданий и затем размножить задания для раздачи слушателям.

Рецензирование выполненных работ в этом случае может быть заменено разбором пробных занятий.

Пробные занятия слушатели проводят каждый по собственной «методичке», имея перед собой в каче­стве аудитории весь состав своей учебной группы. Пред­назначены эти занятия не только для того, чтобы дать слушателям первоначальную практику обучения. Они служат также для проверки успеваемости в области ме­тодической подготовки и, что не менее важно, выявля­ют и помогают восполнять пробелы в знаниях. Всем та­ким занятиям обязательно должен сопутствовать обсто­ятельный разбор, проводимый сразу после окончания «пробы».

Таким образом, любое занятие, посвященное этому виду методической практики, включает два равно необ­ходимых элемента — «пробу» и разбор. Оба их нужно уложить в определенное для занятия время, то есть мак­симально в один учебный час, Так как разбор, судя по опыту, требует лишь немногим меньше времени, чем сама «проба», последняя становится возможной лишь в сокращенном виде. Это означает, что слушателю надо поручить практически реализовать его методические ука­зания не в полном объеме, а в какой-то их части, и рас­сказать, как он наметил провести остальное.

Тогда в одном случае будут реализованы, допустим, те разделы указаний, которые касаются объяснения ма­териала и демонстрации приемов, и сжато рассказано, в каком порядке предположено провести отработку приемов и заключительную часть занятия. В другом случае, наоборот, слушатель кратко расскажет, что и как он наметил делать в начале занятия и затем наглядно прове­дет занятие по остальной части «методички». Возможны и другие варианты совмещения здесь наглядности, рас­сказа и действий обучаемых.

Не исключено, что некоторых слушателей можно бу­дет освобождать от пробных занятий и тем самым не­много сокращать потребность во времени на методическую практику этого вида. Применять это допустимо только к тем слушателям, кто хорошо выполнил второе задание (индивидуальная «методичка») и по поручению инструк­тора удачно провел часть обычного учебного занятия.

Подготовка инструктора группы к «пробам» состоит в следующем. Надо наметить очередность пробных заня­тий и информировать о ней слушателей. Желательно чередовать использование «методичек» более удачных и менее удачных. Это требует предварительного ознаком­ления со всеми методическими указаниями, которые разработаны слушателями. Оно необходимо также для того, чтобы определить, какие разделы каждой «методич­ки» следует реализовать в ходе «пробы» и заранее на­метить пункты, к которым следует привлечь внимание при разборе.

О том, сколько времени отводится на «пробу» и какую часть методических указаний надо реализовать, инструк­тор извещает слушателя заблаговременно, чтобы дать ему возможность лучше подготовиться (ведь это самое первое занятие, которое он будет проводить).

В ходе пробного занятия инструктор следит за по рядком в группе, чтобы не допустить превращения серь­езного дела в игру (подчас слушатели бывают склонны к этому). Во всех случаях, когда это не противоречит правилам безопасности, во время «пробы» не рекомен­дуется поправлять ведущего: поправки могут смутить его, дезорганизовать занятие, помешать сделать наме­ченное. Желательно незаметно для ведущего следить по часам, насколько он укладывается в отведенное ему время, чтобы избежать резких отклонений от расчетных рамок.

Разбор пробных занятий проводится несколь­ко иначе, чем при анализе выполнения первых заданий. Главное тут — привлечь слушателей к серьезному, кон­кретному обсуждению каждой «пробы». Нужны не односложные высказывания, а деловые, мотивированные за­мечания, поправки и оценки.

Пробное занятие следует разобрать не только цели­ком, а по элементам, обращая внимание и на пригод­ность примененных методов обучения, и на то, как слушатель владеет речью, как у него получаются объяснения и демонстрация приемов, как он руководит отработкой, как развивает активность у занимающихся и т. д.

Инструктор группы «дирижирует» обсуждением, на­правляя его по нужному руслу при помощи наводящих вопросов и удерживая от крайностей (вроде насмешек, резких оценок). Весь разбор ни в коем случае не должен носить характер разноса. Даже большая неудача первой «пробы» не должна вселять в слушателя неверие в свои силы. Наоборот, товарищескими советами, заме­чаниями нужно вызвать в нем желание учесть первый опыт и не повторять ошибок.

Итог занятий («пробы» и разбора) подводит инструк­тор группы. Он делает выводы, дает конкретные реко­мендации, разъясняет то, что было понято неправильно, отводит ошибочные советы и замечания.

По каждому пробному занятию следует выводить оценку методической подготовки слушателя.

* * *

При повышении квалификации руководителей путе­шествий цель всех занятий по теме «Учебная работа» та же, что при подготовке инструкторов туризма — дать знания и умения, необходимые для обучения участников своей туристской группы, применительно к условиям на­меченного путешествия. Так же организуют в этом слу­чае и методическую практику, но дают ее в несколько уменьшенном объеме за счет сокращения числа пробных занятий (соответственно времени, отводимому учебным планом).

Все работы, связанные с составлением «методичек», рекомендуется выполнять на сборе еще до выхода в учебно-тренировочный поход с тем, чтобы пробные заня­тия можно было проводить и в походной обстановке (например на дневках). Сокращение числа пробных за­нятий может быть компенсировано хотя бы так: чаще проводить общесеминарские показательные учебные за­нятия перед прохождением реальных естественных пре­пятствий, шире привлекать наиболее подготовленных слушателей к проведению какой-то части учебного заня­тия в своей группе.

При подготовке инструкторов-методистов тема «Учеб­ная работа» занимает почти половину всего учебного времени. Обусловлено это тем, что именно они призваны давать начальные педагогические знания и умения будущим инструкторам туризма и руководителям путеше­ствий, то есть тем, кому в свою очередь предстоит заниматься обучением.

В лекции на эту тему в данном случае уделяют осо­бое внимание разъяснению различий, существующих в обучении будущих инструкторов и будущих туристских организаторов (или туристов-новичков). Если туристского организатора достаточно, допустим, научить чи­тать карту, то инструктор должен еще уметь обучить такому чтению. А для этого необходимо, естественно, обладать некоторыми педагогическими знаниями и уме­ниями. Соответственно этому и строится обучение ин­структоров-методистов.

Говоря о методических указаниях и о предстоящей разработке их, следует привести примеры соблюдения в них дидактических принципов (если они не были при­ведены в лекции об основах советской педагогики). Кро­ме того, необходимо предостеречь слушателей от таких погрешностей и ошибок, которые чаще всего допуска­ются при разработке «методичек». К ним относятся в частности, такие: некоторые авторы как бы забывают, что их рекомендации предназначаются не только для личного пользования (включают ссылки на неизвестные другим примеры, допускают понятные лишь им сокра­щения слов и т. п.); идет речь о передаче только туристских или организаторских умений, но не методиче­ских; в ущерб описанию хода занятия излишне подроб­но излагается его содержание и даже включается ма­териал, выходящий за рамки темы; ограничен круг используемых приемов обучения, особенно когда дело касается отработки умения, применения средств на­глядности, активизации слушателей; отсутствуют указа­ния на то, кто выполняет ту или иную часть рекомен­даций.

Методическая практика, рассмотренная нами выше, вполне применима и при подготовке инструкторов-мето­дистов, но с поправками на повышенные требования к ним и на более высокий уровень подготовленности слу­шателей. Там, где речь идет о «методичках» для прак­тических занятий в учебной группе, необходимо доби­ваться, чтобы слушатели полностью уяснили различия в обучении новичка и инструктора. Тут можно рекомен­довать такой способ, как последовательное составление «методичек» к двум занятиям на одну и ту же тему: первое — с туристскими организаторами, второе — с инструкторами. В этом случае составитель на своих же разработках практически убеждается, что здесь необ­ходимы различные методические рекомендации. Можно для большей наглядности посвятить одну из «проб» сопоставлению однотемных занятий с туристскими орга­низаторами и с инструкторами.

Желательно дать слушателям возможность практи­коваться и в составлении учебного расписания заня­тий для различных условий обучения (например, для семинара подготовки туристских организаторов, на предпоходный период работы семинара подготовки ин­структоров). Это может быть выполнено как домашнее задание с последующим рецензированием и подробным разбором.

Большое значение в методической практике будущих инструкторов-методистов имеет анализ каждого ее вида: самостоятельных разработок слушателей, рецензирова­ния, пробных занятий. К активному участию в анализе должны быть привлечены все слушатели. С этой целью можно давать им индивидуальные задания на анализирование тех или иных работ, а затем обсуждать их вы­воды в группах или на общесеминарских занятиях.

На семинарах (сборах) подготовки этой категории актива нужно как можно шире использовать знания и умения слушателей, учитывая, что все они уже имеют некоторый опыт обучения. Для этого устраивают спе­циальные занятия, посвященные обмену опытом и тре­бующие особой подготовки (о ней сказано на стр.52— 53). Тематически каждое такое занятие должно быть подчинено какому-либо одному учебному вопросу (применению различных форм и приемов обучения, подго­товке занятий и т. п.). При этом важно, чтобы весь заслуживающий внимания опыт, выявленный на подоб­ных занятиях, был обобщен для последующего использования его на семинарах и сборах.

 

 

Учебно-тренировочный поход

(Общие рекомендации о его организации и проведении.)

 

 

Учебно-тренировочный поход рассматривается как не­пременный элемент подготовки инструкторов и руково­дителей путешествий. Без такого похода ее нельзя счи­тать полноценной.

Проводят его с целью прежде всего учебной — дать технические и методические умения, которые трудно приобрести в обстановке обычных учебных выходов на местность. Он служит также для тренировки в туристских умениях, для повышения физической подготовлен­ности и туристской квалификации обучаемых.

Особенно важно, что в условиях такого похода созда­ется возможность дать практику, необходимую для ква­лифицированного руководства путешествием, помочь развитию самостоятельности, инициативы, привить на­выки жизни и работы в коллективе. Использование этих возможностей во многом зависит от того, насколько про­думанно и тщательно подготовлен поход.

Следует подчеркнуть, что учебная направленность такого похода резко отличает его от обычного путеше­ствия. Различны их цели и содержание, объем и характер приобретаемых умений и опыта, режим походной жизни, график движения. Если в первом случае обязательно должна быть создана рабочая обстановка и господствовать стиль деловитости, то во втором чаще всего главенствует атмосфера отдыха. Утрата учебной направлен­ности превращает учебно-тренировочный поход в лучшем случае в заурядное самодеятельное путешествие, беспо­лезное с точки зрения подготовки инструкторов и повы­шения квалификации руководителей путешествий. Подобное превращение наносит немалый ущерб не только материальный (из-за неоправданной затраты средств, предназначенных для подготовки актива), но иммораль­ный (создавая у обучаемых представление о допустимости подмены общественных интересов личными).

Подготовка к учебно-тренировочному походу начина­ется еще до открытия семинара: одновременно с состав­лением расписания занятий определяют длительность похода (в пределах, указанных учебным планом) и его учебное содержание.

При разработке расписания занятий четко определя­ют, какие темы учебного плана и в какой именно их ча­сти будут даны в учебно-тренировочном походе, а какие до него. Это необходимо, чтобы до похода вооружить слушателей знаниями и умениями, которые им там по­надобятся. Кроме того, без конкретизации учебного со­держания похода нельзя приступать к выбору района для него и к разработке маршрута.

В программу похода обычно включают:

а) передачу новых умений и тренировку в тех, кото­рые будут показаны слушателям до похода или были освоены ими раньше; касается это, в первую очередь, та­ких тем, как ориентирование на местности, техника и тактика передвижения, безопасность путешествия, доврачебная медицинская помощь, организация походного быта, наблюдения в ходе путешествия;

б) практику в проведении учебных занятий (проб) и в руководстве туристской группой (сменное дежурство

в группе);

в) ряд бесед, либо заменяющих лекции, либо осве­щающих отдельные вопросы лекционного материала (походная обстановка не всегда подходит для общесеминарских теоретических занятий);

г) регулярные разборы того, как прошел день, как преодолевались естественные препятствия; утренние по­строения для объявления задач очередного дня; еже­дневную физзарядку (проводимую слушателями в своих группах поочередно).

Следует предусматривать, кроме того, посещение ка­кого-либо интересного экскурсионного объекта, регулярные политинформации и организацию досуга (его надо стараться организовать так, чтобы слушатели получали наглядное представление о разнообразных формах ту­ристского досуга).

Желательно включать в программу похода и выпол­нение какой-либо посильной общественно полезной ра­боты.

Сообразно учебному содержанию выбирают район проведения учебно-тренировочного похода и разрабаты­вают его маршрут. Однако еще нередко данное правило игнорируют и стремятся проводить такие походы непременно в отдаленных районах (даже тогда, когда это не вызвано учебными задачами). Между тем, например, при подготовке инструкторов туризма учебно-тренировочные походы во многих случаях можно с успехом проводить в пределах родного края или близлежащих областей, без ущерба для учебных целей и без затраты лишних средств на транспортные расходы.

Требования к маршруту учебно-тренировочных похо­дов изложены в организационно-методических указаниях к учебным планам. При этом следует учитывать, что протяженность маршрута не во всех случаях обязатель­но увязывать с аналогичным показателем путешествия нужной категории сложности: главное в таком походе — выполнение учебных заданий. Протяженность маршрута учебно-тренировочного похода может быть несколько уменьшена за счет технически несложных участков пути, но при непременном сохранении на маршруте тех естест­венных препятствий, которые соответствуют намеченной категории сложности путешествия и необходимы для учебной практики.

При разработке маршрута похода следует продумать, как целесообразнее проходить его с точки зрения учеб­ной: одной колонной (то есть всеми учебными группами вместе на отдельных участках или на всем маршруте) либо каждой группе идти отдельным маршрутом с тем, чтобы ежедневно либо через день-два стягиваться к местам общих ночлегов, дневок или обеденных привалов. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки, связанные с особенностями вида туризма, характером местности и квалификационным уровнем инструкторско­го состава сбора (семинара). Однако во всех случаях надо стремиться к тому, чтобы каждый слушатель полу­чил на походе практику в руководстве группой, возмож­ность отрабатывать все умения, намеченные программой похода, и чтобы был обеспечен одинаково высокий уро­вень обучения во всех учебных группах.

График движения надо планировать так, чтобы в походе было достаточное количество дневок — это необ­ходимо для успешной реализации учебных задач. Во время движения по маршруту очень трудно проводить занятия ежедневно. Вести их утром можно лишь за счет сокращения предстоящего участка пути, а это не всегда возможно по обстановке. Вечерние же занятия в усло­виях похода обычно малопродуктивны. Поэтому значи­тельную часть учебного времени нужно переносить на дневки. Сообразно с этим следует составлять и учебное расписание. В нем в соответствии с намеченным графиком движения предусматривают, помимо занятий на дневках, занятия в местах преодоления естественных препятствий, ежедневные разборы сегодняшних дежурств и занятий.

Маршрут и план проведения похода (его программа, график движения, ориентировочное расписание занятий, контрольные сроки) должны быть утверждены комисси­ями совета по туризму и экскурсиям — маршрутно-квалификационной и по общественным кадрам.

К подготовке похода необходимо привлекать слу­шателей, это дает им хорошую практику. Слушателям можно поручать разработать маршрут или его варианты (иногда для этого устраивают конкурс), составить смету, списки снаряжения, меню питания, набор продуктов, программу общественно полезной работы в походе, про­думать организацию досуга и т. д. В одних случаях эти задания распределяют по учебным группам, в других создают из слушателей различные комиссии, возглавляе­мые инструкторами групп или стажерами. Часто бывает наиболее целесообразным поручать учебным группам готовиться к этому походу самостоятельно.

Напомним, что еще до выхода в учебно-тренировоч­ный поход надо подготовить методические пособия для него (тезисы или конспекты бесед, указания к практиче­ским занятиям) — в походной обстановке не удается сделать это достаточно доброкачественно.

Перед выездом на маршрут инструкторский совет обязательно должен обсудить условия, в которых при­дется вести учебно-воспитательную работу в походе, и дать инструкторам и стажерам советы, как рациональнее использовать эти условия.

Учебно-тренировочный поход дает возможность про­водить обучение и тренировки в реальной обстановке путешествия. Учеба в таком походе происходит поэтому не только на специально устраиваемых занятиях, но и в ходе передвижения по маршруту, и в процессе походной жизни.

Эффективность и обучения, и тренировок существенно повышается, когда их проводят для решения каких-то конкретных задач. Можно привести хотя бы такие приме­ры: слушатели лучше усвоят приемы передвижения через болото, если увидят и затем применят эти приемы, когда им придется проходить через встретившуюся на пути заболоченную местность; тренировка в движении по азимуту окажется более эффективной, если упражняться в нем на всем протяжении маршрута, а не только на специально выбранных для этого участках местности.

Любое значительное препятствие на маршруте (есте­ственное или искусственное) может и должно быть использовано с учебной целью. Можно рекомендовать, на­пример, такой порядок прохождения подобных участков: просмотр препятствия (по учебным, группам или всем составом слушателей), индивидуальная зарисовкаего(если она целесообразна с учебной точки зрения), раз­работка каждым слушателем своего варианта линии дви­жения (способов преодоления), обсуждение вариантов, выбор наиболее оптимальных из них, прохождение пре­пятствия, разбор. В этом случае обеспечивается более сознательное усвоение основ тактики и техники путешествия.

Надо подсказать инструкторам групп и другие воз­можности использовать походные условия для организа­ции учебы. Заслуживает внимания, в частности, такое правило: в походе каждый слушатель должен научиться делать то, что он пока не умеет делать. Хорошую прак­тику дает также ежедневное составление прогнозов по­годы по местным признакам, проверка их правильности и выяснение причин ошибок. Вообще многое в походной жизни может быть использовано как учебный материал. Например, можно ежедневно сообщать фактический рас­ход продуктов (это должен делать дежурный повар), тогда слушатели на конкретных примерах быстрее научатся экономно готовить походные завтраки, обеды, ужины; опытный инструктор не упускает случая при­влечь внимание всей группы к тому, какой темп движения задает направляющий, как он выдерживает ритм движе­ния, правильно ли ведет по маршруту; каждую развед­ку пути можно использовать для проверки и закрепления наблюдательности.

Учебно-тренировочный поход требует от инструктора инициативы и оперативности больше, чем занятия в стационарных условиях. От его умения примениться к обстановке во многом зависит выполнение учебной программы похода, особенно если каждая группа движется своим маршрутом и инструктору надо самому решать, когда, где и чем заниматься. В этих условиях может пригодиться такой общий совет: не упускать возможно­сти учить там, где для этого есть подходящая обстанов­ка, не ждать, когда на пути окажется место, идеально пригодное для занятия на запланированную тему. Даже малые привалы могут быть использованы, например, для тренировки в определении сторон горизонта по местным предметам, для показа и объяснения отдельных спосо­бов определения расстояний, ширины и высоты, для от­работки приемов вязания узлов и т. п.

Забота о безопасности на занятиях, при движении по маршруту, на привале должна постоянно привлекать внимание руководителей похода и инструкторов.

Целесообразно в каждом учебно-тренировочном по­ходе создавать спасательный отряд с фондом спасатель­ного снаряжения, выделять инструктора, ответственного за безопасность («начспаса»). Весь учебный процесс в условиях похода должен строиться так, чтобы у слуша­телей воспитывалось твердое убеждение в строгой обя­зательности всех правил безопасности. Каждый выход на практические занятия (или в разведку) нужно фи­ксировать в журнале дежурного и указывать контрольный срок возвращения. Любые нарушения правил безопасно­сти должны становиться предметом показательного об­суждения.

Следует отметить, что в учебно-тренировочном похо­де роль инструкторского совета значительно возрастает. В условиях такого похода этот совет должен системати­чески и в деталях обсуждать всю учебно-воспитательную работу, проводимую в походе, оперативно выявлять причины всех неполадок (в том числе потерь времени) и предлагать конкретные меры их устранения.


Date: 2015-09-22; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию