Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проверка и оценка знаний и умений
Знания и умения слушателя проверяют и оценивают, прежде всего, для того, чтобы судитьоб их объеме и основательности. Проверка дает также возможность выявить пробелы, с тем, чтобы наметить меры к их устранению, позволяет систематизировать знания, дисциплинирует занимающихся. В сочетании с оценками она побуждает более ответственно относиться к учебе, укрепляет уверенность в своих силах. От правильной постановки контроля и оценки во многом зависит эффективность обучения. Где к проверкам подходят формально, поверхностно, проявляют в оценках излишнюю снисходительность, там нередко выпускники имеют лишь отрывочные, непрочные знания и не владеют всеми необходимыми им умениями. Проверяют и оценивают успеваемость главным образом в ходе учебы. Нельзя целиком переносить это на выпускной экзамен: там уже поздно выявлять и устранять многие пробелы и невозможно проконтролировать большинство умений, связанных с действиями на местности. Слушатель знает, скажем, как надо ходить по азимуту, но это не всегда означает, что он умеет это делать. К тому же на выпускных экзаменах проверяют фактически лишь часть знаний и умений, поскольку экзаменационный билет не может охватыватьвсю программу. В процессе учебы проверяют и оценивают, прежде всего, то, что не может быть проконтролировано в иных условиях: овладение практическими умениями, в том числе выполнение индивидуальных заданий. Практические умения проверяют главным образом в ходе отработки приемов на занятиях и наблюдая за действиями слушателей в походных условиях, в том числе во всех учебных выходах на местность. Для проверки и закрепления отдельных умений могут быть также даны контрольные упражнения или проведены соревнования. Методом проверки знаний в ходе учебы может служить в отдельных случаях и опрос, однако его применяют преимущественно на выпускных экзаменах. Анализ, обсуждение и оценка знаний и умений слушателей (включая выполнение индивидуальных заданий) происходят и на коллективных разборах в группе; это в свою очередь помогает устанавливать успеваемость. Важно, чтобы проверка не ограничивалась констатацией факта, если у слушателя выявлен пробел; надо подсказать, как его устранить, может быть, организовать помощь со стороны товарищей. В подобных случаях следует дополнительно проверять неуспевающего. Совершенно обязательно в той или иной форме проверять умения у каждого обучаемого. В оценках необходима максимальная объективность. Ничего хорошего не приносят ни заниженная оценка, ни поблажки. Первая вызывает обиду или расхолаживает слушателя, порождая преувеличенное представление о трудностях учебы. Вторые отрицательно сказываются в последующей практической деятельности. Неразумно давать положительную оценку знаниям и умениям неподготовленного слушателя: ведь он, закончив семинар или сбор, получит право учить, воспитывать, руководить. При оценке знаний и умений руководствуются такими положениями: насколько объем знаний и умений соответствует программному материалу, насколько осмысленно и прочно усвоен этот материал, в какой степени слушатель подготовлен к самостоятельной работе и может применять полученные знания и умения в практической деятельности. Обычно для оценок применяют балльную систему. Отметку «5» выставляют, когда слушатель дает полные ответы на поставленные вопросы, свободно приводит примеры, без затруднений отвечает на дополнительные вопросы и решает практические задачи, стройно излагает мысли, легко выделяет главное, отлично овладел практическими умениями. Оценка «4» тоже свидетельствует о высокой успеваемости. Такую отметку ставят, если слушатель показывает полное знание программного материала, но несколько ограничен в выборе примеров, без ошибок решает практические задачи и отвечает на дополнительные вопросы, владеет правильной речью, не нуждается в значительной помощи со стороны преподавателя, отличает главное от второстепенного, твердо усвоил практические умения. Оценку «З» выставляют, когда слушатель знает программный материал, но дает лишь краткие ответы на поставленные вопросы, допускает в ответах неточности, однако без особых затруднений исправляет их при помощи наводящих вопросов, колеблется в выборе примеров, неуверенно выделяет главное, удовлетворительно усвоил практические приемы. Оценка «2» означает неуспеваемость и показывает, что слушатель не усвоил программный материал или слабо разбирается в нем, допускает ошибки даже после того, как ему помогли. Как правило, оценки должны сопутствовать каждой проверке в ходе учебы, их надо сразу сообщать слушателям. Это подтягивает отстающих и еще больше активизирует успевающих. Обязанность учебной части — обеспечить правильный и единообразный подход к проверке оценке успеваемости и, кроме того, постоянно контролировать, как инструкторы ведут в своих группах учет успеваемости. При подготовке инструкторов, инструкторов-методистов и при повышении квалификации руководителей путешествий часто оказывается необходимым проверять знания и умения в самом начале работы семинара (сбора). Связано это с некоторыми особенностями организации там учебного процесса, о чем говорится в следующей главе, где рассказано и о характере соответствующей проверки знаний. Проверка и оценка знаний на выпускном экзамене рассмотрены в заключительной главе пособия.
|