Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача № 11





Ситуации:

А. По одному делу было установлено, что обвиняемый за­нимался садоводством, имел в пригороде участок, на котором проводил все свободное время. Там под корнями одного из плодовых деревьев был найден тайник, где оказалась крупная сумма денег, заклеенных в кусок резиновой шины.

Б. При расследовании дела о хищении денежных средств из кассы предприятия стало известно, что кассир увлекается пчеловодством, имеет несколько ульев. Правильно оценив наклонности обвиняемого, следователь в одном из ульев нашел спрятанные деньги.

Задание.

Охарактеризуйте психологию обыскиваемого - рефлексное мышление при избрании им линии поведения, выборе места сокрытия и маскировки сокрытого, подлежащего изъятию при обыске. Охарактеризуйте в психологическом плане значение профессиональных (и иных) навыков в оборудовании тайных хранилищ, выборе места сокрытия и способов маскировки сокрытого. Поясните, что такое навык: дайте физиологическое обоснование формирования навыка.

РЕШЕНИЕ:

 

Изыскивая способ сокрытия, преступник руководствуется разными оборонительными принципами, "концепциями". Но во всех случаях неизбежно моделируется поисковая деятельность следователя.

Позиция прячущего определяется на фоне субъективно моделируемой "слабости" обыскивающего. Наиболее вдумчивые преступники учитывают даже установку следователя на трудный, изобретательный поиск и оставляют скрываемую вещь почти на виду (прибегают к мнимой маскировке). Однако страх изобличения в большинстве случаев вызывает гиперболизацию действий прячущего, аномалию его поведенческих проявлений, что и выступает в качестве важнейшего демаскирующего признака.

Предвидя возможность обыска, прячущее лицо осуществляет рефлексию, но, как правило, это рефлексия первого порядка (не учитывающая рефлексивности самого следователя). В связи с этим в качестве мест сокрытия часто избираются объекты, вызывающие резко отрицательные эмоции: помойки, выгребные ямы туалета, грязное белье, крайне загрязненные места и т.п. В расчете на стеснительность следователя местом сокрытия могут быть избраны объекты, обычно вызывающие обостренное этическое отношение (постель ребенка, больного, иконы, культовые принадлежности и т.п.). В ряде случаев прячущий рассчитывает на отталкивающий эффект места сокрытия. В практике работы следователи обнаруживали в качестве мест сокрытия электролампы, электророзетки, патроны для электроламп, клетки диких животных, собачьи будки, пчелиные ульи и т.п. В расчете на прямолинейность действий следователя в качестве места сокрытия нередко избираются объекты, не пригодные для использования в качестве хранилищ (стены здания, предметы обихода, мебель, дрова, кучи мусора и т.п.). Часто ставка делается на утомляемость следователя, используется большое количество однородных предметов (книги, старые журналы, обилие вещей). То, что разыскивается, нередко помещается в малоценный обыденный предмет, который специально оставляется на видном месте (сахарница, солонка, кусок хлеба, мыла, колбасы, открытая банка консервов, полено, кусок торфа и т.п.). Субъективно моделируя "недоступность", прячущее лицо устраивает тайники за картинами, зеркалами, батареями водяного отопления, унитазами, бачками с водой, в колодцах, печных переходах и т.п.

Все вышеуказанные проявления рефлексивности прячущего лица должны рефлексироваться самим следователем — при этом он осуществляет рефлексию второго порядка.

В действиях по сокрытию проявляются характерологические особенности прячущего. Так, недоверчивый и жадный человек стремится, как правило, приблизить объекты сокрытия к месту своего постоянного пребывания. Трусливый прячет в более отдаленных местах, осуществляет перестраховочные действия. Физически сильные и умные люди могут оборудовать тайники в труднодоступных местах.

При обыске следует учитывать и профессию прячущего (книги — у научного работника, деревянные предметы — у столяра, кирпичная стена — у каменщика, приусадебный участок — у лица, постоянно работающего на нем, и т.п.).

Следует обращать особое внимание и на предметы увлечения обыскиваемого лица (музыкальный инструмент, шахматная доска, швейная машина и т.п.). Следователю нужно знать не только профессию, но и повседневные занятия обыскиваемого лица, образ его жизни, увлечения, наиболее развитые навыки, особенности поведения. Необходимо обратить внимание на все инструменты и материалы, принадлежащие обыскиваемому, определяющие диапазон его навыков и увлечений. Уже при подготовке к обыску необходимо иметь сведения о составе семьи обыскиваемого, о его взаимоотношениях с соседями, о круге его знакомых.

Особенно ценны сведения об изменении поведения обыскиваемого в последнее время, о его действиях по изменению обстановки, по перестройке надворных построек и т.п.

Общим правилом обыска является максимальная направленность сознания на объекты, внешний вид и местонахождение которых выходят за пределы нормы (нахождение банки с краской на книжной полке, зонтика — в спальне, на приусадебном участке — увядающего куста, дерева и т.п.).

В процессе обыска следователь может получить значительную информацию, наблюдая за поведением обыскиваемого лица, особенно за его непроизвольными реакциями. О приближении обыскивающего к месту сокрытия могут сигнализировать дрожание и хрипота голоса (с этой целью с обыскиваемым ведется речевой контакт), аритмия дыхания, покраснение или побледнение лица, появление пота, непроизвольные движения. Особенного внимания заслуживает само поведение обыскиваемого (поведенческая доминанта — особая фиксированность определенных действий). В качестве примера можно привести факт, когда тщательное вытирание ног о подстилку ориентировало следователя на поиск предмета в этой подстилке.

Обыскиваемое лицо может стремиться к дополнительной маскировке объекта сокрытия (заваливает место сокрытия предварительно просмотренными вещами).

Следует учитывать и отвлекающие действия обыскиваемого. С целью проверки их целенаправленности следователь может неоднократно приближаться к тем объектам, около которых возникли отвлекающие действия обыскиваемого.

Наблюдение за поведением людей, у которых производится обыск, целесообразно поручить помогающим в проведении его лицам.

Уже в самом начале контакта с обыскиваемым следователь, объявляя порядок осмотра, должен внимательно следить за его эмоциональными реакциями.

Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различных хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают целый ряд факторов психологического характера. К ним можно отнести следующие:

1. расчет на появление фактора утомления и автоматизма. Так, ис­комый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книж­ной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматриваться с того или другого края полки, а к середине полки уже появятся определенный автоматизм, утомление, при которых следова­тель не будет перелистывать каждую страницу;

2. расчет на брезгливость (закапывают предметы в навоз, спускают в отхожее место и т.д.);

3. расчет на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати тяжелобольного, в кровати маленького ребенка, в могиле близких родственников и т. д.);

4. нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду);

5. отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников. Расчет на то, что при обнаружении первого пустого тайника остальные такие же тайники осматриваться не будут;

6. расчет на организацию конфликта во время обыска с целью от­влечения внимания для перепрятывания искомого объекта.

Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяют следователю успешно решить первую часть задачи по производству обыска - мысленно разгадать действия обыскиваемого*.

 

Навык – стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.

Навык — это частично автоматизированное действие. Частичная автоматизация действия-навыка состоит в уменьшении роли сознательной его регуляции. Действие на уровне навыка характеризуется свертыванием регулирующих компонентов — остается лишь осознание задачи действия и оценка его результатов, снимаются такие звенья, как принятие решения и формирование программы. Так, навык письма не требует обдумывания того, как совершать это действие.

Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Так, опытная машинистка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинающий печатать человек постоянно отыскивает буквы глазами.

Различаются двигательные, сенсорные (например, навык распознавания сигналов азбуки Морзе), интеллектуальные навыки и навыки поведения. Навыки могут быть частными, например, навыки вычисления, решения типовых задач и т.п. и общими, например, навыки сравнения, обобщения и др. Совокупность навыков составляет средство достижения цели деятельности.

Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

На формирование навыка влияют:

1. мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;

2. для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.

3. для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).

Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

 

Date: 2015-09-22; view: 1523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию