Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII класс





Повторение пройденного материала (2 часа)

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания. Религии народов Башкортостана. Орнаментальное искусство и живопись.

Башкортостан в XVIII – XIX веках (2 часа)

Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Манифесты Е. Пугачева. Деятельность Кинзи Арсланова по вовлечению башкир в борьбу за свободу. Кинзя Арсланов как выдающаяся историческая личность, сподвижник Е. Пугачева, передовой представитель своего народа.

Переход отряда Салавата Юлаева на сторону повстанцев. Ход восстания: I, II и III этапы. Мероприятия Русского государства по подавлению восстания. Поимка, суд и наказание его предводителей. Итоги и историческое значение Крестьянской войны.

 

Образ Салавата Юлаева в фольклоре,

литературе и искусстве (4 часа)

Биография батыра. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие. Предания о его семье: «Сын Салавата Хасан», «Салават после поражения восстания», «Раньше запрещали петь о Салавате».

Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедов об этих стихах. Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым», лирические стихотворения.

Образ Салавата Юлаева в литературе. Стихи и кубаиры о Салавате (по выбору учителя). Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом.

Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре. Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе).

Кинофильм режиссера Я. Протазанова «Салават Юлаев». Народный артист Арслан Мубаряков – исполнитель роли Салавата Юлаева в фильме. Балет Х. Ахметова и Н. Сабитова «Горный орел».

Башкортостан в произведениях художественной литературы (6 часов)

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.

С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов. Отрывки из романа. Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша». Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».Галимжан Ибрагимов «Дети природы».

Просвещение и печать (4-5 часов)

Мектебе и медресе – основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века. Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское. Духовная семинария.

Школьное образование в Башкортостане. Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы.

Оренбургское Неплюевское училище. Преподаватели училища Мирсалих Бикчурин, Салихьян Кукляшев и их просветительская деятельность.

Расширение сети мектебов и медресе: «Расулия» (1884, г.Троицк), «Хусаиния» (1889, г. Оренбург), «Гусмания» (1887, г. Уфа), «Галия» (1906, Уфа), европеизация мусульманского образования. Джадидизм. Уровень грамотности населения Оренбургской и Уфимской губерний к началу XX века.

Учительские семинарии в городах Благовещенске (1876), Бирске (1882), Уфе (1909), Оренбурге (1909), Челябинске (1910).

Первая типография в Уфе (1801), первая частная библиотека в Уфе (1885).

Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова.

Национальные типографии в Уфе и Оренбурге. Значение периодической печати («Шура», «Урал», «Тормош», «Вакыт» и др.) в развитии башкирской литературы. Творчество Р. Фахретдинова, З. Хади, С. Якшигулова, Ф. Туйкина, М. Гафури, Ш. Бабича.

Попытки создания письменности на башкирском национальном языке. Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919).

Материальная культура (4 часа)

Национальный костюм башкир. Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма.

Женские и мужские головные уборы: кашмау, кушъяулык, шапочки, шали, тастар; колаксын, бобровые, из меха выдры, лисьи шапки.

Обувь: сапоги, башмаки, кожаные калоши, сарыки, ичиги.

Колоритные дополнения к любой одежде – ювелирные украшения. Декоративное оформление и орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик.

Нарядная праздничная одежда. Возрождение традиций национального костюма в современных условиях.

Башкирское кузнечное ремесло. Художественная обработка металла – один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом.

Вооружение башкир. Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее – различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи.

Убранство коня: седло, подседельник, чепраки, украшения ременных частей сбруи и прочее. Резной узор, серебрение, орнаментация насечкой, чеканкой, тиснение. Секреты башкирского боевого лука. Боевые и охотничьи стрелы.

Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов.

И. Тасимов – основатель первого горного учебного заведения в России. Рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил». Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы.

Театр (3 часа)

Театральная жизнь дореволюционной Уфы. Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891).

Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева. История строительства Аксаковского народного дома.

Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в репертуаре этих театров; Ф. Туйкин «Ватан 7а3армандары» («Герои Отечества»), «Тормош 7орбандары» («Жертвы жизни»). От любительских трупп к профессиональному театру.

Формирование башкирского драматического театра. Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой.

Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике. Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова. Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева.

М. Магадиев как актер, режиссер, педагог, реформатор. Значение звания «академический». Башкирский государственный академический театр драмы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Башкирская драматургия и репертуар театра.

Выпускники ГИТИС. Творческие портреты И. Юмагулова, Ш. Рахматуллина, З. Атнабаевой, Г. Сабитовой, М. Суяргулова, Р. Каримовой, Х. Яруллина, Ф. Гафарова, Н. Ирсаевой.

Музыкальная культура (4 часа)

Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры.

Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев. Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки.

Предпосылки создания башкирской оперы. С. Саитов: «Башкирская профессиональная музыка зарождалась в стенах башкирского драматического театра». «Галиябану» М. Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Башкирская свадьба» М. Бурангулова.

Открытие национальной студии при московской консерватории, башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище. Воспитанники этих учебных заведений. Роль Г. Альмухаметова и Ф. Гаскарова в подготовке профессиональных артистов оперы и балета. Увековечение их памяти.

Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога. Народные песни в его исполнении. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым).

Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за создание башкирской советской музыки».

Организация Союза композиторов Башкортостана (1940).

Становление башкирского оперного искусства. Понятие об опере. Опера как крупное музыкально-драматическое произведение в сочетании драмы, музыки, хореографии, живописи. Смысл терминов «либретто», «партитура», «увертюра», «ария», «речитатив» и др.

Открытие в Уфе Башкирского театра оперы и балета.

Становление башкирского оперного искусства. Оперы М. Валеева «Сакмар», Х. Заимова и А. Спадавеккиа «Акбузат». Исполнители опер первого поколения.

Жизнь и творчество З. Исмагилова. Песенное творчество («Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал»). Оперы «Шаура», «Послы Урала» (прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»).

Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. Прослушивание увертюры к опере, арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават».

Организация Союза композиторов Башкортостана (1940). Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов,

М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).

Современное состояние башкирской оперы. Наиболее известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков.

Живопись (4 часа)

Три поколения создателей профессионального изобразительного искусства Башкортостана: «старшее», «среднее», «молодое».

Роль художественного музея им. М. В. Нестерова в развитии профессиональной живописи.

Художники старшего поколения: М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо»,), Д. Бурлюк («Портрет юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин («Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»), И. Урядов («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине »).

Художники среднего поколения. Образ башкира в картинах А. Кузнецова: «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник». Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева: «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время».

Природа, архитектура и сама жизнь в творчестве Б.Ф. Домашникова: Серии «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму». Пейзажная тематика в творчестве А. Д. Бурзянцева: «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа». Образ России в его картинах: «О Русь, заветный уголок», «Покровская церковь».

Прикосновение к истокам, утверждение прочих духовных ценностей народной культуры и уклада жизни в натюрмортах А. Х. Ситдиковой: «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер».

 

 

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Контроль предметных результатов освоения предмета «История и культура Башкортостана» обучающимися 7 класса является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, контролирующую, воспитательную и корректирующую функции. Средства контроля (фронтальный опрос, взаимоопрос, тестирование, рассказ, индивидуальные задания, диктанты, сочинения, описания по картине, работа с Интернетом, составление вопросов по теме, составление тестовых вопросов по теме, работа по составлению и заполнению таблиц, синквейн и др.) находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов практической деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения компетенциями, заданными как планируемые результаты обучения. Они представлены в начале курса в виде основных требований к подготовке обучающихся.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное

(наводящие вопросы учителя, помощь обучающихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

При подготовке рабочей учебной программы возникла необходимость в переработке, отборе, разработке проверочных контрольно-измерительных материалов. Составлены тестовые задания по итогам 1 и 2 полугодий. При повторении используются вопросы по изученным темам: 1 четверть

1. Как происходило вхождение башкир в состав Русского государства? 2. Что вам известно о Крестьянской войне 1773-1775 гг? 3. Назовите этапы восстания (Крестьянской войны 1773-1775 гг). 4. Биография национального героя Башкортостана Салавата Юлаева. 5. Как отражается образ Салавата Юлаева в искусстве Башкортостана?

Date: 2015-09-22; view: 1072; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию