Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивные обучение на уроках географии с использованием ИКТ





Зиятдинова Софья Раисовна

Учитель географии ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.д.- ст Шентала

Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. Образовательная школа должна формировать способность у ученика действовать и быть успешным в ситуации открытого динамично развивающегося современного общества, формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же личной ответственности обучающихся, то есть формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования [1,с.3].

Современная жизнь предъявляет свои требования и требует от учителей активно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Именно их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций. Мы живем в интересное, исторически сложное время, находимся у истоков национальной модели российского образования, являющейся частью мирового образовательного пространства. И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке. В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватными из которых являются: метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное дифференцированное обучение, модульное обучение, технология коллективного обучения [1,с.5].

Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов. Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Можно выделить два направления использования ИКТ:

1. Овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.

2. Использование компьютерных технологий как мощного средства обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Использование на уроке географии ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.

Мне в учебном процессе, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные программы, пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:

- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,

- как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,

- как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности,

- как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы,

- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений [1,с.8].

Сейчас существует определенное количество мультимедийных учебников по географии. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда остается создать и использовать свои уроки с ИКТ.

В своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе [3].. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) - это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты - это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Чаще всего я использую видеофрагменты уже готовые, из электронных учебников. Там же можно взять и звуковые фрагменты - дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний - это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования для глубокого понимания учащимися темы или раздела [4,с.12]. Использование для этого презентации может происходить по-разному: можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала или же организовать дискуссию. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки[3].

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составляя опорный конспект. На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова);

2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; особенно это эффективно при изучении стран;

3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. К урокам я готовлю иллюстративные приложения. Например, уроки в 10 классе: США, Мексика, Китай, Индия, Япония, Франция. Уроки в 7 классе: общая характеристика всех материков и некоторых стран, изучаемые в этом курсе. Здесь я использую видеофрагменты и слайды, на которых изображены памятники архитектуры, культуры, природы. Например, каждый слайд - это вопрос. Нужно назвать страну по предложенному кадру и строке описания. Ученики быстро справляются с этим заданием. Ученики сами на уроке или вне урока создают презентации. Даже сопровождают презентацией подготовленный доклад, сообщение, реферат. Очень активно мы используем презентации при защите творческих, исследовательских проектов по географии, естествознанию и экологии.

Карта помогает проверить знание номенклатуры по теме. И использование проектора на уроке дает возможность проверки номенклатуры. Но на начальном этапе можно работать с контурной картой, помещенной на доске, используя карты атласа. Здесь идет сопоставление карт. Например, показать зависимость между рельефом и тектоническим строением Америки, отметив разными цветами на контурной карте, размещенной на доске. Показать движение литосферных плит, используя доску.

Однако если использовать компьютер как наглядное пособие, то это через время не приносит результата. Из такой ситуации есть выход: нужна деятельность учащихся, а не содержание готового продукта. И лучше всего проектная. Использовать ИКТ можно в течение всего урока, а можно только на одном из этапов урока или нескольких этапах. Например, при актуализации знаний можно использовать метод свободного письма - составить рассказ по изображению, по ключевым словам, а затем сравнить с нужным текстом, который при этом был закрыт шторкой или прожектором. Либо, при проверке домашнего задания - дать на доске текст с ошибками и предложить учащимся исправить или подчеркнуть ошибку прямо на доске. Или же решить тест на соотнесение, причем здесь могут быть в виде ответов и изображения.

Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Одной из целей моей работы было повышение эффективности обучения. Основной характеристикой учебной деятельности, от которой зависит ее успешность является характер личностной мотивации. Мотивационная сфера сложна, но более динамична, чем сфера интеллектуальная, познавательная. В числе основных мотивов учения учащихся следует назвать: удовлетворение от приобретения знаний, от развития умственных способностей; интерес к предмету или теме; стремление к определенному социальному положению в классе, семье; желание получить хорошую оценку; понимание необходимости подготовки к дальнейшей жизни и получения профессии. Таким образом, мотивы становятся важным условием определяющим успешность ученика.

При проведении анкеты для определения уровня школьной мотивации были получены результаты, которые для сравнения обобщены в диаграммах

Анкета и ключ для анализа есть в приложении №1.

Методика определения внешней и внутренней мотивации учебной деятельности дала следующий результат:

В целом по классам преобладает внутренняя мотивация. (Анкеты и ключ даны в приложение №2

Что можно было бы посоветовать, порекомендовать учителям, начинающим работать с информационными технологиями.

Всегда четко планируйте время, отводимое на работу ученика с компьютером.

Если вы с детьми только начинаете с ним работать - не беритесь сразу за проекты, даже мини-проекты - на их создание нужно много времени, а если у учеников нет навыка работы - вы не успеете за урок сделать все, что задумали. Начинайте с малого. Сначала используйте только на одном из этапов. Примените только один элемент.

Дифференцируйте задания в зависимости от класса и выработанных навыков и имеющихся знаний у учащихся.

Сохраняйте и накапливайте весь созданный материал.

Используйте те материалы, страницы, которые создали на следующих уроках: ученики будут видеть, что они не зря работали, что это было не одномоментное и от их работы есть польза.

Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку

 

Список литературы:

1. Знаменская В.Н. Повышение мотивации изучения истории через создание мультимедийных ученических презентаций (обобщение педагогического опыта).

2. Журнал «Директор школы» № 6, 2005 г, Алматы. «Желание и стремление», Р.Куанышбаева.

3. Информационно-коммуникационные технологии. Данные Интернет.

4. Нагорная И.И. География. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель, 2007.

5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. Москва. «ВАКО», 2007

 

 

Date: 2015-09-22; view: 1253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию