Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тренируемся.Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения Как-то к Брехту пришёл молодой человек и сказал: - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно - я не знаю, как начать. Брехт улыбнулся и посоветовал: - Очень просто. Начните с... левого угла на чистом листе бумаги. В языке существуют выражения, свидетельствующие о том, что роль начала в любом деле очень велика, например: «Доброе начало полдела сделало». Именно по началу книги мы порой решаем, читать её или нет. И начало вашего сочинения должно быть удачным, настраивающим эксперта, читающего вашу работу, примерно так: «И это ещё только начало!» Следует заметить, что начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймёте, о чём именно вы будете писать. О формулировке проблемы речь впереди, но и при выполнении заданий этого урока мы будем оперировать понятиями: проблема, идея текста. Как же определить проблему, поднимаемую автором текста? И как начать своё сочинение? Будем помнить о том, что основная проблема, идея текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Это может быть: · простой повтор; · повтор с развитием сюжета; · структурный параллелизм изложения; · повтор с антитезой. ТРЕНИРУЕМСЯ!
Прочитаем текст, с которым нам предстоит работать. Внимание: читаем с остановками, выделяя ключевые слова текста: (1) Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3) У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4) Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват? Вы заметили, что автор использует буквальный повтор вопроса в 1 и 7-м предложениях, а ещё в 3-м предложении указан автор этого вопроса. Можно сформулировать проблему, о которой рассуждает автор, так: «В чём причина того, что в богатой природными ресурсами и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности?» (8) Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9) Она в нашем неуважении к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма - живого человека. (17)Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда» - всё это симптомы самой страшной социальной болезни - пренебрежения к человеку. (18)О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20) А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.
Вы, конечно, не могли пройти мимо 9 и 10-го предложений - именно в них сформулирована авторская позиция: причина бедности, неустроенности России - в неуважении к человеку. Если внимательно перечитать этот фрагмент, то выстраивается ряд синонимов: неуважение, пренебрежение, равнодушие, невнимание, унижение, оскорбление... Выход автор видит в том, чтобы сделать человека высшей ценностью (предложение 10).
(21) Не нужно призывов! (22) Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24) Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?». (По В. Тимофееву) Продолжение автором мысли о возможном решении проблемы: не разговорами, а реальными делами помочь человеку почувствовать себя человеком (предложения 21-23). После того, как внимательно прочитан текст, определена проблема, даже авторская позиция, можно продумывать начало работы.
|