Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренируемся.





ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения

Как-то к Брехту пришёл молодой человек и сказал:

- У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно - я не знаю, как начать.

Брехт улыбнулся и посоветовал:

- Очень просто. Начните с... левого угла на чистом листе бумаги.

В языке существуют выражения, свидетельствующие о том, что роль начала в любом деле очень велика, например: «Доброе начало пол­дела сделало».

Именно по началу книги мы порой решаем, читать её или нет. И начало вашего сочинения должно быть удачным, настраивающим эксперта, читающего вашу работу, примерно так: «И это ещё толь­ко начало!»

Следует заметить, что начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймёте, о чём именно вы будете писать. О формулировке проблемы речь впереди, но и при выполнении заданий этого урока мы будем оперировать понятиями: проблема, идея текста.

Как же определить проблему, поднимаемую автором текста? И как начать своё сочинение?

Будем помнить о том, что основная проблема, идея текста, как пра­вило, если называется, то называется неоднократно, автор возвраща­ется к ней снова и снова.

Это может быть:

· простой повтор;

· повтор с развитием сюжета;

· структурный параллелизм изложения;

· повтор с антитезой.

ТРЕНИРУЕМСЯ!

 

Прочитаем текст, с которым нам предстоит работать. Внимание: чита­ем с остановками, выделяя ключевые слова текста:

(1) Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, яко­бы выражающим особенную сущность нашего национального харак­тера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубоко­мысленно философствуют политтехнологи... (3) У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4) Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интел­лектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват?

Вы заметили, что автор использует буквальный повтор вопроса в 1 и 7-м предложениях, а ещё в 3-м предложении указан автор этого вопроса. Можно сформулировать проблему, о которой рассуждает автор, так: «В чём причина того, что в богатой природными ресурса­ми и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности?»

(8) Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глуб­же, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни эко­номические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9) Она в нашем неуваже­нии к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых поли­тиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толс­той стеной макроэкономических соображений, не видите микро­скопическую клетку общественного организма - живого человека.

(17)Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые две­ри, равнодушное «Ждите, нам некогда» - всё это симптомы са­мой страшной социальной болезни - пренебрежения к человеку. (18)О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судь­боносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функ­ции. (20) А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружаю­щих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.

 

Вы, конечно, не могли пройти мимо 9 и 10-го предложений - имен­но в них сформулирована авторская позиция: причина бедности, неустроенности России - в неуважении к человеку. Если вниматель­но перечитать этот фрагмент, то выстраивается ряд синонимов: неуважение, пренебрежение, равнодушие, невнимание, унижение, оскорбление... Выход автор видит в том, чтобы сделать человека высшей ценностью (предложение 10).

 

(21) Не нужно призывов! (22) Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, что­бы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров...

(24) Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя унижен­ным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность тру­да, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?». (По В. Тимофееву)

Продолжение автором мысли о возможном решении проблемы: не разговорами, а реальными делами помочь человеку почувствовать себя человеком (предложения 21-23).

После того, как внимательно прочитан текст, определена проблема, даже авторская позиция, можно продумывать начало работы.

Date: 2015-09-22; view: 503; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию