Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпускная квалификационная работа

Студент группы ПЗ-6968с Косик А.Ю.

Специальность 050501.65 «Профессиональное обучение (дизайн)»

 

Руководитель,

доцент кафедры, канд. пед. наук Л.Н. Филонова

 

Зав. кафедрой

профессионального обучения,

технологии и дизайна

канд. пед. наук, доцент В.С. Медведевских

 

Декан педагогического факультета

канд. пед. наук, профессор Г.М. Федосимов

 

Курган 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………...  
Раздел 1 Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования конструкторских способностей обучающихся колледжа...  
1.1 Понятие «конструкторские способности»..…………………………….  
1.2 Пути формирования конструкторских способностей………………...  
Выводы по первому разделу………………………………………………...  
Раздел 2 Проектирование офисной мебели как средство развития конструкторских способностей обучающихся……………………………..  
2.1 История развития офисной мебели……………………………………..  
2.2 Классификация офисной мебели………………………………………..  
2.3 Требования, предъявляемые к проектированию офисной мебели……  
2.4 Творческий проект……………………………………………………….  
Выводы по второму разделу…………………………………………………  
Раздел 3 Опытно-экспериментальная работа по формированию конструкторских способностей обучающихся колледжа………………….  
3.1 Организация опытно-экспериментальной работы……………………..  
3.2 Методика формирования конструкторских способностей…………….  
3.3 Результаты экспериментальной работы………………………………...  
Выводы по третьему разделу………………………………………………..  
Заключение……………………………………………………………………  
Список использованных источников……………………………………….. -
Приложение А………………………………………………………………... -
Приложение Б……………………………………………………………….. -

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При разработке проектов изготовления учащимися офисной мебели, важную роль играет методический аспект. Профессионализм учителя во многом определяется уровнем его методической подготовки.

Одним из важнейших вопросов является вопрос оборудования офисов. В настоящее время эта проблема занимает далеко не последнее место при организации трудовой деятельности офисных компаний.

Правильное оснащение офиса позволяет его сотрудникам рационально использовать рабочее место и планировать рабочее время, что в свою очередь приводит к успешной деятельности компании.

Из-за технологической сложности нынешнего мира конструктор архитектор или дизайнер уже не в состоянии быть специалистом во всех областях оборудования офисной мебели. В процессе её создания участвуют много людей различных профессий, и исход зависит от того на сколько ясно каждый из них понимает достоинства качественной офисной мебели. Цель каждого из них – создать оптимальные условия для функционирования компании в течение всего времени использования офисной мебели.
Офисная мебель - один из важнейших компонентов любого офисного пространства. Она может дополнять общее дизайнерское решение офиса, а если она сконструирована неудачно, мебель может разрушить впечатление от любого сколь угодно прекрасного интерьера. В современном офисе мебель - это не столько элемент обстановки, сколько инструмент, служащий эффективной работе компании. Все критерии долговечности, функциональности, гибкости и эстетичности относятся к мебели в той же (если не большей) мере, как и к перегородкам, покрытиям пола, потолкам и осветительной технике.

Основной закономерностью конструирования офисной мебели является нерушимое единство художественно – выразительной формы и практического назначения, построение мебели в строгом соответствии со свойствами и возможностями материала, и технологией производства.

При проектировании учащимися офисной мебели необходимо учитывать её назначение, материалы для изготовления, возможные изменения размеров отдельных элементов при эксплуатации.

В дипломной работе акцент был поставлен на формирование конструкторских способностей студентов колледжа. А средством их формирования являлось проектирование офисной мебели.

На сегодняшний день в средних профессиональных заведениях проблема конструирования офисной мебели является очень актуальной, так как в ходе её конструирования у учащихся развиваются конструкторские способности, пространственное представление, образное мышление на основе анализа формы пред­метов интерьера и его конструктивных особенностей, умения генерировать идеи и предлагать нестандартные решения к поставленной задачи.

Данной проблеме посвящены работы А.А. Барташевич, П.Д. Бобиков, А.А. Белова и др. Исследовали проблемы оборудования офисных кабинетов О.А. Кожина, Г.П. Кругликов и др.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему дипломной работы: «Формирование конструкторских способностей обучающихся при проектировании офисной мебели».

Цель исследования: Разработать методические рекомендации по конструированию офисной мебели, способствующие развитию конструкторских способностей учащихся.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические исследования, литературу и практический опыт по данному по вопросу.

2. Провести опытно - экспериментальную работу по данной теме

3. Охарактеризовать основные особенности, которые необходимо учитывать при конструировании офисной мебели.

Объект исследования: Формирование конструкторских способностей учащихся колледжа.

Предмет исследования: Процесс проектирования офисной мебели

Гипотеза исследования: уровень конструкторских способностей учащихся колледжа повысится если:

- включить в учебный процесс метод проектов;

- разработать методические рекомендации по формированию конструкторских способностей учащихся колледжа при проектировании офисной мебели.

Методы исследования: Анализ продуктов деятельности учащихся, анализ процесса деятельности, наблюдение.

Практическая значимость исследования заключается в формировании конструкторских способностей обучающихся и освоение графических приёмов, их применения при проектировании офисной мебели.

Дипломная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

Раздел 1 Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования конструкторских способностей обучающихся колледжа

 

1.1 Понятие «конструкторские способности»

 

С целью анализа понятия «конструкторские способности» рассмотрим трактовку определений «конструирование», «способности», «конструкторские способности» в психолого-педагогической литературе.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «конструировать, -рую, -руешь» определяется как «создавать конструкцию чего-нибудь, строить, а также вообще создавать что-нибудь».

Конструирование — разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины; - творческий процесс, направленный на создание чертежей оригинальных машин, приспособлений, приборов [5].

Конструировать – это не только строить чертежи (развертки) деталей изделия определенной конфигурации и размеров, но и решать вопросы взаиморасположения составляющих частей в общей пространственной структуре изделия; вопросы, касающиеся способов соединения этих частей, выбора материалов, обеспечения необходимой прочности, устойчивости и других свойств изделий в соответствии с их назначением [8].

В технической деятельности конструирование можно разделить на два основных автономных этапа: этап оформления конструкции в чертежах и документации и этап материального создания конструкции (изготовление деталей, узлов, их сборка в соответствии с документацией). В практике конструированием принято считать первый этап, а конструкторами называют тех, кто предмет конструирования графически.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности [5].

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся [15]. В противном случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях человека. Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями: как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т.д.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

В чем же выражается единство способностей, с одной стороны, и умений, знаний и навыков - с другой? Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, и к чему обнаруживает способности обучающийся, а следовательно, какие индивидуально-психологические особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие ее успешности (качественная характеристика способностей), и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими (количественная характеристика способностей).

Качественная характеристика способностей. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор “переменных величин”, позволяющий идти к цели разными путями. Покажем это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.

В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает перед нами важную сторону способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво.

Психолог Б.М. Теплов показал, что отсутствие такой важнейшей музыкальной способности, как абсолютный слух, не может быть препятствием на пути развития профессиональных музыкальных способностей. У испытуемых, не обладавших абсолютным слухом, удавалось выработать комплекс качеств, включающих в себя тембровый слух, память на музыкальные интервалы и тд., которые брали на себя функции звуко-высотного различения, т.е. те, какие выполняет у других людей абсолютный слух.

Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Выяснив, какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной деятельности, можно ответить на вопрос, в большей или меньшей степени они развиты у человека по сравнению с его товарищами по работе и учебе.

Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. Итак, самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов в процессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью педагогов обучающийся приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив ее, тем не менее продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей.

Конструкторские способности определяют склонность человека к конструированию, проектированию различных объектов (одежды, предметов быта, технических устройств, архитектурных сооружений и пр.).

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий (многозвеньевая последовательность рассуждений заменяется короткой связью, вплоть до почти непосредственной связи между восприятием задачи и ее результатом), способность обратимости мыслительного процесса (т.е. способность к легкому переходу от прямого к обратному движению мысли), гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Даже если принимать во внимание широкие возможности компенсации и замены одних компонентов другими, знание специфической структуры профессиональных или специальных способностей чрезвычайно важно для педагога, призванного учитывать способности в процессе обучения и в случаях их отсутствия или недостаточной выраженности формировать необходимые качества для личности обучающегося.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые - вспомогательное. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др.

Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.

Общие способности или общие качества личности — вполне конкретные психологические проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей.

Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное - представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников (живописцев, скульпторов, музыкантов, актеров и т.д.) имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какой обширный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание и т.д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок для успешного овладения деятельностью.

Итак, структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные (рисунок 1).

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость ипродуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видовдеятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.

Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

 

Рисунок 1 – Классификация способностей

Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональ­ными. Итак, под конструкторскими способностями мы понимаем качества личности, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать конструкторские умения и применять их на практике.Конструкторские способности относятся к специальным сложным способностям. Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов в процессе обучения.

1.2 Пути формирования конструкторских способностей

 

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные пути формирования конструкторских способностей обучающихся. Рассмотрим основные методы формирования конструкторских способностей.

1. Метод «мозговой штурм». Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», предложены американским ученым А.Ф. Осборном как улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах людей для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.

Основная идея "мозгового штурма" заключается в том, что поиск решения творческой задачи осуществляет коллектив, состоящий из двух групп, "генераторов" и "экспертов". Основная задача "генераторов" должна заключаться в предложении максимального количества идей решения поисковой задачи (в том числе идей фантастических, а иногда и шутливых). Задача "экспертов" состоит в отборе приемлемых идей. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными и др.).

2. Метод проб и ошибок. Этим методом конструкторы пользовались и пользуются для решения различных технических задач. Суть заключается в том, что при поиске решения задачи перебираются всевозможные варианты, и среди них находится тот, который удовлетворяет поставленным требованиям. Нельзя считать, что в этом случае конструктор действует наугад. В данном случае в первую очередь проявляется интуиция, используются аналоги, наблюдательность, опыт, эрудиция, интеллект. Немалую роль играет настойчивость, умение сосредотачиваться на поставленной задаче.

Главным недостатком этого метода следует считать невозможность разработки даже какой-то приблизительной методики. При решении новой задачи конструктору следует решать ее по-новому. Однако, не смотря на малую эффективность, метод проб и ошибок нельзя исключить из арсенала конструкторов. Опыт показывает, что его основные черты почти всегда присутствуют во всех современных методах.

3. Метод проектов. Метод проектов – это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания; - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой системой, которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе.

4. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Этот метод решения поисковых задач разработан изобретателем и писателем - фантастом Г.С. Альтшуллером. Он принципиально отличается от всех выше изложенных методов, прежде всего тем, что является рациональным. АРИЗ заключается в выполнении действий по выявлению, уточнению и решению теоретических противоречий. Для технических противоречий характерно то, что в их основе лежат диалектические противоречия между предметами, явлениями и процессами, т.е. противоречия физические. Процесс решения задач методом АРИЗ заключается в последовательном выполнении действий по выявлению, уточнению и разрешению технических противоречии. После преодоления противоречия принимают к разработке идеи. Завершается процесс расчётным решением, включающим обоснование основных характеристик изобретения. Эти этапы представляют собой переход от решения поисковой задачи к конструкторской разработке изобретения.

5. Метод контрольных вопросов. Суть этого метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Список контрольных вопросов - это краткая памятка изобретателю. Списки вопросов могут содержать как рекомендации к решению задачи, так и наводящие вопросы. Одним из лучших считается списков, созданный Т. Эйлоратом [1].

1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачу, попробовать новые формулировки, определить второстепенные или аналогичные задачи, выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, определить их основные принципы, попробовать их изменить.

4. Кто ещё решал эту проблему? Чего он добился? Изобретатель отвечает на вопросы и в связи с ними анализирует свою задачу, и т.д.

Проанализировав данные методы развития конструкторских способностей, учащихся, можно сделать вывод, что наиболее эффективным является метод проектов. На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений, некоторые из них описаны выше. Эти методы (не затрагивая метод проектов) позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение учащихся, применяя данные методы, носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологии, у них образуются политехнические способности. На уроках проектирования у обучающихся развитие творческой деятельности осуществляется посредством овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений. Система знаний формируется по нарастающей сложности.

Для развития конструкторских способностей, педагог может применять конструкторские задачи. Конструкторские задачи - это класс задач, который направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного [4].

Процесс решения конструкторской задачи строится на основе целостности процесса художественного и технического конструирования. Техническое конструирование направлено на создание объекта в его функциональной, материальной основе. Художественное конструирование направлено на создание целесообразной предметной формы, образа объекта, согласно закономерностям формообразования: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности, динамичности, цветового оформления и т.д.

Следует отметить, что данные задачи, основанные на использовании поисковых, исследовательских методов, являются одним из важнейших средств развития конструкторских способностей обучающихся, пространственного воображения, мышления и направлены на формирование и развитие интеллектуальных, художественно-графических, конструкторско-технических, технико-технологических умений и навыков обучающихся.

Структура данных задач в контексте процесса проектирования строится на основе следующих этапов:

1. Формулирование конструкторской задачи (проблемы) на основе проведенного на предыдущем этапе предпроектного анализа.

2. Формирование идеи - создание идеальной (мысленной) модели.

3. Поиск и анализ возможных вариантов решения конструкторской задачи (создание образно- знаковых моделей проектируемого объекта: схем, набросков, эскизов).

4. Конкретизация и проработка лучшего решения - создание образно- знаковой модели проектируемого объекта: технической документации.

5. Создание опытного образца и его апробация - создание материальной модели проектируемого объекта и его дальнейшие испытания.

6. Корректировка и оценка предыдущей деятельности.

Конструкторские задачи дифференцируются по уровню сложности:

- задачи на конструирование по образцу;

- задачи на доконструирование (доработка или поиск отсутствующего звена);

- задачи на переконструирование (внесение конструктивных изменений);

- задачи на конструирование по собственному замыслу (творческие задачи).

Зарождение конструкторского замысла осуществляется по трем путям, связанным с тактиками понимания условия технического задания.

Первый путь - выявление в условии аналога. Обучающийся находит в характеристиках устройства такую часть, которая наиболее отвечает имеющемуся в его памяти образцу, эталону. Это хорошо иллюстрирует рассуждение опытного инженера-механика: «Мое внимание первоначально фиксирует те части условия, которые мне наиболее всего знакомы. Например, если я решаю новую задачу, в которой для меня известен только один блок, то я и отталкиваюсь от него. Делаю его чем-то вроде исходной базы для дальнейшего конструирования».

Второй путь - выявление в условии «темного» звена. Он противоположен первому, обучающиеся фиксируют внимание прежде всего на наименее известных им частях и в первую очередь им стремятся найти объяснение, тогда полное понимание облегчается приобщением незнакомых частей к уже известным.

Таким образом, пытаясь понять все требования условия, обучающийся останавливается на том участке, который, по его мнению, наиболее важен и труден. Когда в задаче все ее части оказываются для испытуемого незнакомыми, выбирается наименее понятное и известное.

Третий путь - путь графической конкретизации элементов устройства. Это уже собственная интерпретация комбинации располагаемых частей. Часто для того, чтобы закрепить условие, лучше понять его, обучающиеся самостоятельно выполняют исходный чертеж условия. Иногда при этом они просто копируют прилагаемый к задаче чертеж, а иногда пытаются его видоизменить, интерпретировать согласно тексту по-своему: «Прежде всего, я должен по-своему выполнить исходный чертеж. Это начальная фаза моей работы над задачей. Поскольку воображение еще не «разыгралось» и не все детали хорошо «просматриваются» мысленно, то чертеж просто необходим. Он является одновременно и закреплением положений условия и началом решения, так как наглядно отражает, что нужно сделать в данном случае.

В начале решения задачи, в каждом случае появления первых мыслей, образов, идей наблюдается связь с основными требованиями задачи, с вопросами, которые ставятся задачей. Постановка обучающимся определенных вопросов, связанных с конкретными данными задачи, способствует тому, что у него появляются произвольно вызываемые ассоциации, образы, понятия. В результате перебора, выбора и отсева в сознании может возникнуть ведущий образ (ведущее понятие», ведущая идея и т. п.), который может стать уже непосредственной, конкретной основой замысла решения задачи или одним из его вариантов.

На основании образов и понятий, которые существенно связаны с условием данной задачи, обучающийся принимает решения о своих действиях, как тактического, так и стратегического порядка, составляет план действий и т.п. После выделения ориентиров, которые становятся своего рода предварительными эталонами для сравнения с ними подбираемых структур и функций, начинается направленная, определяемая, в частности, конкретными техническими характеристиками деятельность.

Вывод: С целью анализа понятия «конструкторские способности», в первом разделе дипломной работы были рассмотрены трактовки определений: «конструирование», «способности», «конструкторские способности» в психолого-педагогической литературе. Была дана классификация способностей, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные. Так же были выявлены основные пути формирования конструкторских способностей, рассмотрены пути зарождение конструкторского замысла.

В целом первый раздел посвящён психолого-педагогическому обоснованию проблемы формирования конструкторских способностей обучающихся колледжа.

 

Раздел 2 Проектирование офисной мебели как средство развития конструкторских способностей обучающихся

2.1 История развития офисной мебели

Офисная мебель возникла за тысячи лет до появления понятия, определяющего её сущность, - офис. Нам сейчас весьма проблематично представить, как она выглядела на тот момент, потому что общего с современной офисной мебелью у древней очень мало.

Первые образцы рабочей мебели появились в Древнем Египте в 3 в. до н.э., а затем в Древней Греции и Древнем Риме. Деревянным столом и стулом пользовался для письма ещё сам Юлий Цезарь. Более конкретные прообразы современной офисной мебели появились позже, в 16 веке, с возникновением первых мануфактур. Также весьма важным фактором, способствующим развитию офисной мебели, стало изобретение книгопечатания. Настоящий предшественник современного письменного стола - бюро, появившееся в 18 веке.

Шло время. Офисная мебель менялась, преображалась, делалась все более функциональной и изысканной. Со времен Средневековья после возникновения книгопечатания появилась потребность в мебели для хранения дорогостоящих книг. С этой целью мастера стали создавать специальные шкафы, которые со временем почти не изменились. В любом административном заведении и в кабинетах знатных вельмож имелись особые низкие столики, не предназначенные для письма. Позже они трансформировались в современные письменные столы.

Тем не менее, настоящим предшественником письменного стола, как символа офиса, стало бюро, появившееся в XVIII веке. Хотя работать за ним приходилось стоя, но несомненным преимуществом данного типа мебели считалась идеальная осанка пишущего и облечение мыслей в емкую письменную форму. Во второй половине XVIII века производственные отношения восходят на новый уровень — появляется массовое производство, а параллельно с этим возникают его финансовые, коммерческие, управленческие и другие офисные подразделения. Анализ и обработка производственных данных нуждается в специально подготовленных служащих, то есть организуются бюро. Это слово теперь означает не тип деловой мебели, а уже само офисное помещение. Обустраивается подобный офис дорогостоящей мебелью ручной работы, изготовленной на заказ.

В конце XIX века, офисная мебель приобретает современные черты — максимум функциональности и минимум декора. Производство офисной мебели становится на промышленную основу, а себестоимость значительно снижается.

С середины 18-го века начинается качественно новый этап развития производственных отношений – появляются технологии, позволяющие расширить машинное производство до массовых масштабов. Ручной труд вытесняется машинами, соответственно, объемы выпуска продукции растут, общеэкономическая модель развивается. Все это диктует необходимость жестко дискретизировать производство. Появляются вспомогательные подразделения по таким направлениям как коммерция, финансы, управление и иные. Для обработки, контроля и анализа большого объема производственных данных требуется значительное количество специально подготовленных людей. Именно в это время формируется класс служащих и появляются "прародители" современных офисов – тогда они назывались "бюро» (этим словом в те времена обозначались все непроизводственные помещения).

Первоначально внутренняя обстановка бюро-"офисов" состояла из мебели ручной работы, которую изготавливали небольшими партиями под заказ мелкие столярные мастерские. Цена такой мебели, естественно, была высокой.

Спустя еще век офисная мебель приобрела более близкий к современному вид: никаких декоративных украшений, больше функциональности и практичности. Производство такой офисной мебели тогда стало промышленным, как сейчас. Это существенно снизило себестоимость офисной мебели и послужило основой для качественного развития производства офисной мебели в будущем. Только в конце 19 века офисная мебель приобретает современные черты - становится более функциональной, менее декорированной. Расширяется её производство, а себестоимость снижается.

В конце 19 века все устремились к прогрессивному будущему. Компаний, фирм и концернов стало появляться все больше и больше. Возникали фабрики мебели, которые специализировались на производстве офисной мебели: для богатых кабинетов, управленцев компаний и государственных учреждений. Элитная мебель из кожи становится неотъемлемой частью интерьера кабинетов руководителей.

21 век значительно меняет офисную мебель. Теперь для стульев и кресел разрабатывается эргономичный дизайн, письменные столы должны быть многофункциональными с большим количеством отделений и ящиков. Создаются удобные рабочие места, гармоничный офисный интерьер. Мебель для офиса становится лицом компании, а не просто необходимой вещью для функционирования офиса. Непрезентабельный вид ресепшн-стойки может привести к недовольству клиентов, а из-за неудачно выбранного стола для переговоров может сорваться сделка.

Офисная мебель — обязательная составляющая любого офиса. Сотрудники находятся на рабочем месте большую часть времени. Поэтому столь важно обеспечить свою компанию удобной, экологичной, многофункциональной и красивой мебелью, способной поведать многое и о фирме, и о ее владельце.[25]

На сегодняшний день мебельный рынок - один из наиболее конкурентных. Наиболее приоритетным при производстве офисной мебели становится её высокое качество.

Сейчас офис - это визитка компании, сложное и весьма многофункциональное помещение, к выбору интерьера и мебели которого следует подходить со всей ответственностью. Офисное помещение в первую очередь должно выполнять две основные функции: создание комфортной рабочей среды для сотрудников и произведение выгодного впечатления на посетителей офиса, и деловых партнёров. Для достижения этих целей будет недостаточно сделать дорогой ремонт и приобрести суперсовременную технику и модную мебель. Следует подойти к оформлению интерьера комплексно, то есть разработать его дизайн, подобрать отделку, определиться со цветом, типом мебели и перегородок, если таковые имеются, и, конечно же, обратить внимание на её функциональность и эргономику. Это в свою очередь зависит от направления деятельности компании и специфики процессов, осуществляемых в офисе. То есть изначально следует определить, каким образом будет происходить ежедневная деятельность сотрудников компании, и только потом разрабатывать дизайн помещения.

Офис (англ.) – контора, канцелярия, служба. Прежде всего должен иметь деловой вид.

Прекрасно, если строительство офиса ведётся по хорошо продуманному плану с учётом перспективы развития, взаимосвязи отдельных подразделений. Однако довольно часто тот или иной офис приспосабливается уде имеющееся здание или ряд помещений. При этом дизайнеру приходится решать ряд целых сложных вопросов.

Во-первых, нужно хорошо представить организационную структуру будущего учреждения. Определить необходимое оптимальное количество площади под каждую из его служб. Выделить функциональные зоны и продумать их взаимосвязь. Весь этот круг вопросов решается непосредственно с заказчиком, с учётом его пожеланий и возможностей.

При проектировании должны быть учтены перспективы дальнейшего расширения здания и решены вопросы организации проездов и подходов к зданию, охраны и сигнализации, а также устройства автомобильных стоянок.

В задании на проектирование указывают:

1. Перечень помещений для сотрудников:

а) рабочие помещения (от дирекции до архива);

б) помещения бытового назначения (столовая, буфет, кухня, кубовая, туалеты, иногда- спортзал, душевые, гардеробы). Отдых на время коротких перерывов должен быть организован в специальных помещениях. Следует предусмотреть балконы для отдыха на свежем воздухе, комнаты отдыха и туалетные, специально оборудованные для женского персонала.

2. Помещения для посетителей.

3. Помещения для размещения и обслуживания установок инженерного оборудования.

Начинать планирование размещения офиса надо с рациональной ориентации всего здания по сторонам света. Глубоко проникающие лучи восходящего и заходящего солнца мешают работать. От лучей полудённого солнца можно защититься с помощью солнцезащитных устройств.

Главная ось здания должна быть ориентирована меридионально, поскольку это обеспечивает инсоляцию всех комнат. Ориентация конторских помещений на север допускается лишь при бескоридорной системе планировки.

Здания с односторонним размещением комнат вдоль коридора не экономичны; эта система допустима лишь при невозможности двухстороннего обеспечения помещений естественным светом. Двухсторонняя коридорная система позволяет обеспечивать естественным освещением все рабочие помещения и является типичной для административных зданий с отдельными кабинетами и небольшими групповыми конторскими комнатами. При этом выделение отдельных кабинетов предусматривается начальствующему составу, а групповых конторских помещений - остальным служащим. Для коллективов, выполняющие специальные задания, целесообразно выделение зальных помещений.

В офисе необходимы системы эффективного искусственного освещения, система кондиционирования воздуха, устройство звукопоглощающей облицовки стен, полов, перекрытий. Окна, защищённые занавесками, обуславливают ряд эргономических требований (связанных с психологией человека и физиологией труда). К ним относятся возможность обзора окружающей местности, возможность регулирования освещенности помещения (в чертёжных залах 700 – 1000 лк.) Необходимым для офиса является обеспечение проветривания, поддержка уровня шума в пределах 50 – 55 фон., наличие переставных перегородок – экранов, цветочниц, удачное цветовое решение интерьера, наличие аквариумов, флорариумов, зоны отдыха или беседы. Возможно устройство на этажах пневматической почты, почтовых отделений, контрольных часов, телетайпов, аварийной сигнализации, запасов канцелярских материалов и принадлежностей.

Мода на офисную мебель и основные тенденции разработки интерьера офисного помещения неизбежно меняются со временем, и если совсем недавно преобладала тяжёлая, массивная мебель из дорогих пород древесины, то сейчас на пике модных тенденций мобильная и эргономичная мебель в стиле модерн или хай-тек.

 

2.2 Классификация офисной мебели

В современной практике большое применение получили, особенно в интерьерах общественных зданий, различные типы мебели (стулья, тумбы, офисные столы, стеллажи и др.) с использованием комбинаций из металлических, деревянных и пластмассовых элементов. При этом опорные элементы изготавливают преимущественно из металла, а деревянные и пластмассовые детали служат для отделки (столешницы, сиденья, спинки и т.д.). В элитной мебели находят также применение столешницы, изготавливаемые из цельного стекла.

Мебель классифицируется по следующим основным признакам: эксплуатационным (по целевому назначению); функциональным, т.е. по характеру использования человеком; художественно – конструктивным, определяющим форму изделий, конструкцию, взаимосвязь их между собой и окружающей средой; технологическим, определяющим метод изготовления; применяемые материалы; качественным, характеризующим требования к процессу художественного конструирования, производства и эксплуатации.

Формы мебели издавна выводились из художественных решений формообразования зданий. Мебель значит больше, чем просто функциональные элементы. И хотя она служит, в первую очередь, удовлетворению практических потребностей – лежанию, сидению, работе, размещению предметов и. т. п., одновременно предметы мебели имеют особое значение как элементы формообразования интерьера.

По функциональным признакам можно выделить следующие группы мебели: для лежания, сидения, мебель – подставка, мебель – хранилище и комбинированная.

Художественно – конструкторская сторона мебели определяется характером пространственной организации формы, взаимосвязью основных конструктивных элементов между собой и архитектурно – компоновочными приёмами. В зависимости от характера связи основных конструктивных элементов различают мебель неразборную, разборную, складную, складируемую и трансформируемую.

В зависимости от художественно – композиционных задач, определяемых характером пространственной организации интерьера и приёмами компоновки, мебель бывает передвижного типа в виде отдельных изделий или секций, гарнитуров или наборов и встроенного типа в виде встроенных шкафов и шкафных перегородок.

Технология производства мебели в первую очередь определяется применяемыми материалами и способами их обработки.

Номенклатура мебели определяется планировкой того или иного помещения, назначением, трудовыми или бытовыми процессами. Количественным или профессиональным составом людей, тщательным изучением функциональных и пространственных связей человека, оборудования и среды, анализом существующих конструкций изделий, их функционирования, ёмкостью и характером заполнения объёмов. Номенклатура, также как формы и конструкции мебели, постоянно обновляется.

Технология производства мебели отличается организацией технологического процесса, характером и объёмом выпускаемой продукции. Это связано с отысканием таких эксплуатационно – технических параметров и конструктивных особенностей изделий, которые в той или иной степени требуют применения в производственном процессе определённых технологических приёмов, технологического оборудования, оснастки, инструмента и т.п.

Поэтому необходимо классифицировать изделия по степени общности и сходству производственных процессов. Рассмотрим классификацию мебели по характеру производства, виду применяемых материалов и способу их обработки.

По характеру производства мебель подразделяют на экспериментальную, серийную и массовую.

По виду применяемых материалов различают мебель на основе древесины и древесных материалов, пластмасс, металлов, ткани и кожи, а так же их сочетаний.

По способу обработки применяемых материалов, т.е. технологическим условиям изготовления изделий, мебель из древесины и древесных материалов подразделяется на столярную, изготовленную путём механической обработки заготовок на деревообрабатывающих станках, резанием, с последующим соединением их в сборочные единицы, гнутую и гнутоклееную, основные детали которой изготовлены методов гнутья и гнутья с одновременным склеиванием; плоскоклееную, основные детали которой получены методом плоского прессования с одновременным склеиванием нескольких слоёв шпона; прессованную из измельчённой древесины, древесного волокна, бумаги или картона; плетёную, основные детали которой изготовлены методом плетения. (приложение А)

Мебель из пластмасс подразделяют на литую, основные детали которой изготовлены литьём в опорную форму термопластичных материалов; формованную, изготовленную контактным формированием на основе стеклопластиков или напылением рублёного стеклянного жгута, смешанного с полиэфирными смолами, пневматическим или вакуумным формированием листовых термопластов, беспрессовым формированием жёстких пенопластов; склеенную, изготовленную склеиванием элементов из пластмасс друг с другом, с древесиной или металлом.

Мебель из металла различают литую, основные детали которой изготовлены литьём из лёгких и цветных сплавов; штампованную из листовой стали, сварную из прокатной стали, гнутую из профильного проката и д.р.

Конструкции корпусной мебели определяются главным образом способом соединения и трансформации элементов, их взаиморасположением и зависят от назначения изделий, условий эксплуатации, возможности промышленной технологии и материалов.

Секционно–блочная мебель, состоящая из объёмных элементов – нескольких мебельных секций, устанавливаемых одна на другую или рядом друг с другом. При этом неизбежно образование сдвоенных стенок, из-за чего этот тип мебели следует отнести к материалоёмким.

Универсально-сборная мебель – мебель из плоскостных элементов, унифицированных деталей, позволяющих формировать изделия различного функционального назначения и размеров. К этому типу можно отнести корпусную мебель, конструкция которой предусматривает многовариантную сборку из одного и того же комплекта деталей. Отличается от секционно–блочной отсутствием сдвоенных стенок.

Стеллажная мебель – разновидность универсально-сборной мебели. Отличительная её особенность – формирование изделий путём закрепления основных элементов – полок, объёмных секций – шкафов на вспомогательный опорных элементах (напольных, настенных, распорных между полом и потолком).

Секционно- стеллажная мебель – корпусная мебель, в изделиях которой между напольными шкафами обычного типа к их боковым стенкам крепятся полки и детали объёмных секций-шкафов. Разновидность стеллажной мебели– мебель на пристенных панелях, в которой плоскостные и объёмные элементы навешиваются на сплошные щитовые панели, предварительно прикреплённые к стене помещения.

Любую мебель, конструктивно или визуально связанную с ограждающими конструкциями или примыкающую к ним следует считать встроенной.

Разновидностью встроенной мебели являются шкафы-перегородки или шкафы-купе. По конструкции встроенные шкафы различают: щитовые и каркасные, ограждающими поверхностями которых частично являются стены, пол и потолок помещения. Наиболее экономична встроенная мебель каркасной конструкции.

Изделие корпусной мебели в общем случае состоит из следующих конструктивных элементов: корпуса, опоры, дверки, стенки, элементов заполнения (ящики, полуящики, потолки и т.п.) и др. в зависимости от конструктивного вида мебели перечень её составных элементов может видоизменяться.

Ящики и полуящики – выдвижные элементы заполнения корпусной мебели. Их установка осуществляется с помощью направляющих планок, полозков или телескопических направляющих из древесины, пластмасс или металла.

Полки устанавливают с помощью планок или специальных полкодержателей.

Стенки корпусной мебели соединяют как неразъёмные и разъёмные. Неразъёмные соединения стенок из древесных материалов выполняют при помощи столярных вязок и клея, из пластмасс – склеиванием и сваркой, из металла – сваркой, пайкой и клёпкой. Разъёмные (разборные) соединения осуществляют с помощью винтовых, эксцентриковых, болтовых, клиновых или крючковых стяжек, соединительных (монтажных) брусков и вставных шкантов.

 

 

Рисунок 1 – Классификация мебели по её назначению

 

В процессе конструирования мебели учитывается весь процесс функционирования изделия в интерьере по отдельным этапам и стадиям в связи с назначением и использованием его человеком. Определяются рациональные размеры, степень обеспечения необходимых удобств, устанавливаются оптимальные объёмы ёмкостей, взаимосвязь изделий в общем ансамбле.

 

2.3 Требования, предъявляемые к проектированию офисной мебели

 

Комплекс функциональных требований базируется на данных антропометрии, физиологии и гигиены, инженерной психологии.

Размерообразование мебели требует знания габаритов и пропорций тела физически нормально развитого человека, размеров частей тела в различных положениях, в покое и в движении.

Пространство, необходимое человеку при различных положениях тела, зависит не только от размеров тела, но и от характера совершаемых действий, размеров и формы окружающего оборудования и планировочных параметров помещения.

Для проектирования удобной в функциональном отношении мебели и назначения размеров элементов конструкций нужно учитывать также биохимические возможности человека, отвечающие физиологическим, гигиеническим и психологическим особенностям его организма. Положение тела оказывает влияние на деятельность всех органов человека по этому основными вопросами физиологии и гигиены труда, которые необходимо учитывать при проектировании, являются обеспечение удобного и устойчивого положения тела, определение функциональных рабочих зон, траектории движения конечностей.

Мебель для сидения. В зависимости от назначения мебель для сидения может иметь следующие основные детали: сиденье, спинку, локотники.

Профилировка сиденья определяется из анатомо – физиологического анализа положения тела сидя, т.е. приближающаяся по форме к бедру человека. Допускается использование непрофилированных сидений.

В креслах для отдыха удобны профилированные сиденья с расположением наклонного участка передней части под оптимальным углом, исключающим сдвигающие усилия, а также с удлинённой наклонной площадкой задней части, позволяющей тазу удобно располагаться в любой точке без нарушения устойчивости против скольжения; для стульев и рабочих кресел – с незначительным положительным углом наклона задней части сиденья и отрицательным углом наклона передней части с закруглением его переднего края.

Различают высоту сиденья и высоту опоры сиденья. Высота сиденья (Hос) определяется расстоянием от основной точки опоры тела при сидении, т.е. точки расположения на поверхности сиденья седалищных бугров сидящего, взятой на расстоянии 120 мм от спинки или проекции на плоскость сиденья нижней передней кромки спинки до пола.

Высота сиденья не должна превышать минимальной длины голени со стопой с добавлением высоты каблука обуви лиц, для которых проектируется изделие. При этом низкое сиденье более предпочтительно. Высоким людям легче приспособится к низким сиденьям, чем наоборот.

С учётом морфологических групп потребителей различают сиденья: низкое – высота 350 – 389 мм, оптимальной высоты – 390 – 450 мм, высокое - 450 – 480 мм. Если высота сиденья регулируется, то её параметры равны – 380 – 530 мм. Ширина сиденья – расстояние между левым и правым краями наиболее широкой части сиденья. Она определяется шириной таза среднего антропометрического размера женщин из расчёта 1 и 1/4 его наибольшей ширины. Ширину сиденья стульев рекомендуют не менее 360 мм, кресел рабочих – не менее 400мм. кресел для отдыха - не менее 480 мм. Ширина сиденья стульев конторских 380 – 450мм, мягкой мебели для отдыха – одноместных 500 – 700 мм, многоместных – не менее 480 мм.

Глубина сиденья – расстояние от передней кромки сиденья до линии пересечения его со спинкой (при прямой спинке) или до проекции, а плоскость сиденья нижней передней кромки спинки. Глубина сиденья определяется длиной бедра низкорослых женщин из расчёта ¾ его длины с учётом зазора между передним краем сиденья и подколенным углом (не менее 50 мм). определено, что легче высокому человеку устроиться на менее глубоком сиденье, чем человеку небольшого роста на более глубоком. Глубину сиденья стула рекомендуют 360 – 450 мм, кресла рабочего – 400 – 500 мм.

Наиболее удобная спинка с изогнутым профилем, обеспечивающая естественное положение позвоночника и соответственно естественную линию спины. Изогнутая спинка имеет две части: нижнюю для опоры таза и поясницы, верхнюю – для опоры грудной части спины. Профилирование опорной поверхности спинки задаётся радиусом изгиба спинки у основания, высотой и радиусами кривизны поясничной опоры, углом уклона и радиусами изгиба верхней части спинки. Уклон верхней части изогнутой спинки соответствует направлению позвоночника в зоне от пояснично-крестцовой области до линии лопаток и равен сумме углов наклона к вертикали туловища или спинки прямого профиля и поясничного изгиба. Поправку на уклон изогнутой спинки определяют с учётом глубины поясничного лордоза и длины верхней части изогнутой спинки.

Радиус кривизны поясничной опоры равен 460 мм, а изгиба спинки для грудного отдела позвоночника – 620 мм. Изгибы спинки по горизонтали в соответствии с формой тела человека определяются радиусами кривизны: у основания – не менее 310 мм, на уровне поясницы – не менее 400 мм, на уровне лопаток – не менее 450 мм.

Глубину деформации спинки устанавливают в соответствии с нагрузкой от тела человека и принимают: в нижней зоне до 25 мм, в верхней – 40 – 100 мм. Высота спинки – расстояние от поверхности задней части сиденья до наивысшей точки верхнего края спинки. Высота опорной поверхности спинки низкой определяется расстоянием от поверхности сиденья до верхней поясничной точки сидящего. Высота опорной поверхности спинки обычной определяется расстоянием от поверхности сиденья до нижней лопаточной точки. Высота опорной поверхности спинки определяется расстоянием от поверхности сиденья до линии плеч над сиденьем. Наиболее выступающая точка поясничной опоры спинки должна располагаться на уровне 5-го поясничного позвонка, для женщин это 165 – 200 мм от плоскости сиденья. Именно на такой высоте целесообразен поясничный изгиб спинки при жёстком сиденье. При мягком сиденье эта высота составляет 140 – 175 мм. Высоту поверхности опоры спинки для грудного отдела позвоночника устанавливают 225 мм для нижней и 380мм – для верхней точки изгиба.

С увеличением наклона спинки её высота уменьшается; при наклоне спинки 0-70° среднее уменьшение составляет 40мм.

Высоту спинки низкой (поясничной) принимают не более 320 мм с высотой опорной поверхности не менее 10 мм.

Высоту спинки обычно принимают 320 – 420 мм, а высокой – более 420 мм. высоту опорной поверхности верхней части спинки высокой – более 420 мм. высоту опорной поверхности верхней части спинки высокой изогнутой принимают 195 – 345 мм. высота спинки высокой будет равна 700 – 770 мм.

Ширина опорной поверхности спинки прямоугольной формы – расстояние от правого до левого края спинки, а трапециевидной формы – от правого верхнего до левого верхнего угла спинки и от правого нижнего до левого нижнего угла спинки.

Ширина спинки обычно определяется величиной поперечного диаметра груди, а спинки высокой - величиной поперечного диаметра груди высокорослых мужчин.

Ширина спинки низкой принимается 280 – 320 мм, спинки обычных стульев – 300 – 400 мм, кресел рабочих – 360 – 500мм, кресел для отдыха – 450 – 650мм.

Локотник – деталь или часть формы мебели для сидения, Выступающая над поверхностью сидения на высоту более 110 мм. Он служит опорой для рук при усаживании и вставании, изменении положения тела, выполнении точных работ, а так же для отдыха рук. Сиденье может иметь один или два локотника. Руки на локотнике располагаются несколько внутрь и сравнительно редко опираются по всей полости локотника. В месте прикосновения локтей сидящего Целесообразно делать углубления для предотвращения сдавливания лучевого нерва онемения мизинного и безымянного пальцев.

Высота локотника над сиденьем – расстояние от точки опоры тела при сидении, взятой на расстоянии 120±10 мм, от спинки или проекции на плоскость сидения нижней передней кромки спинки по прямой параллельно спинке до верхней грани локотника.

В соответствии с морфологическими характеристиками групп потребителей и выполняемой функции различают: локотники низкие с высотой над сиденьем 110-179 мм, локотники оптимальные – 180-240 мм, локотники высокие – 250-420 мм. Для кресел рабочих рекомендуются локотники оптимальной высоты.

Длина локотника – расстояние от переднего края локотника до пересечения с проекцией передней полости спинки и принимается не менее 300 мм. В креслах рабочих длина локотника допускается не менее 180 мм.

Ширина локотника определяется на расстоянии 120 мм от спинки и рекомендуется 50-80 мм.

Уклон локотника различают положительный, к спинке, и отрицательный – от спинки, что зависит от выполняемой функции. Рекомендуемый уклон 0-15°.

Расстояние между локотникамидля кресел рабочих рекомендуется не менее 450 мм, кресел для отдыха – не менее 480 мм.

Удобство сидения в значительной степени зависит от угловых параметров наклона спинки, уклона сидения, угла между сиденьем и спинкой.

Наклон спинкисоответствует углу отклонения туловища назад, при котором соблюдается положение нулевого момента силы тяжести тела, и оптимально составляет 13-15°.

Максимальный наклон спинки низкой и средней высоты кресел и диванов при сохранении естественного положения туловища и головы определяется углом в 24°. Сиденья с наклоном спинки более 24° требуют спинки высокой с опорой для головы – подголовником.

Наклон верхней части высокой изогнутой спинки с подголовником принимаются в пределах 4-15°. При умственном труде рекомендуют наклон спинки 8-15°; при приеме пищи – 0-14°; при приеме гостей, зрелищных мероприятий – 13-24°; при отдыхе, связанном с чтением или просмотре телепередач – 24-45°; при бездеятельном отдыхе – 45-70°.

Уклон сиденья стульев, кресел для работы рекомендуется 3-5°; кресел для отдыха, диванов со спинкой средней высоты – 4-15°, спинкой высокой и подголовником – 4-35°.

Угол между сиденьем и спинкой для стульев и кресел рабочих должен составлять 95-110°; кресел для отдыха и диванов при прямой спинке низкой и средней высоты – 90-113°, при профилированной спинке средней высоты – 98-120°, спинке высокой – 98-125°.

Функциональные размеры мебели для сидения регламентируют Государственные стандарты: стульев, кресел рабочих – ГОСТ 13025.2-85, ГОСТ 26800.2-86, ГОСТ 26800.3-86; кресел для отдыха, диванов – ГОСТ 13025.9-81.

Повышение удобства мебели для сидения требует увеличения площади опоры тела с обеспечением естественного положения позвоночника. Наиболее благоприятно выпрямленное положение, при котором позвоночник и таз сохраняют такое естественное взаиморасположение, как и в положении стоя. Это достигается профилированием поверхностей сиденья и спинки в соответствии с формой человеческого тела.

Удобны кресла с профилированной спинкой – спинкой с изогнутым профилем, соответствующим линии позвоночника, предложенного Б. Акербломом. Г.Липерт предлагает высокую спинку с менее выраженной поясничной и грудной опорой. Е. Гранжан и Н. Шобер при профилировке спинки в нижней части предложили подпорку крестцовой кости и верхнего края таза. Нижняя опорная поверхность спинки в этом случае должна быть резко изогнута назад или иметь свободное пространство для выступающих ссади крестца и ягодиц. При проектировании мебели необходимо учитывать функциональные размеры рабочей плоскости.

Функциональные размеры рабоче


<== предыдущая | следующая ==>
Список використаної літератури | Введение. Глава I. Общая характеристика сделок с земельными участками

Date: 2015-09-22; view: 2337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию