Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Садханапада





 

 

Вторая глава называется «Садханапада». Она посвящена качествам, которые необхо­димы, чтобы эффективно и последовательно перевести ум из рассеянного состояния в сконцентрированное. Также рассматривается, почему эти качества столь важны и к чему приводит их взращивание.

 

2.1

тапах -свадхпайешвара -пранидханани крипа –йогах

 

Практика йоги призвана уменьшить физические и ментальные загрязнения. Она должна развить нашу способность к самоанализу и помочь понять, что в конечном итоге мы не являемся хозяевами того, что делаем.

 

Если занятия йогой не помогают нам устранить симптомы и причины физических и психических проблем, то они не смогут привести нас к открытию нашего внутрен­него бытия и не приведут к пониманию сущности и качества действий. Ценность таких занятий весьма сомнительна. Чем больше мы очищаем себя с помощью йоги, тем лучше понимаем, что необходимо систематически пересматривать все наши по­ступки и что мы не должны воспринимать плоды наших действий как нечто само собой разумеющееся.

 

2.2

 

самадхи-бхаванартхах клеша-тану-каранартхаш ча

 

Тогда такие практики обязательно устранят препятствия, мешающие ясному восприятию.

 

От природы мы все обладаем способностью к ясному восприятию. Но нам все время что-то мешает. Что это такое?

 

2.3

авидйасмита-рага-двешабхинивешак клешах

 

Препятствиями являются заблуждение, смешение ценностей, чрезмерные привязанности, неоправданная неприязнь и страх.

 

2.4

авидйа кшетрам уттарешам прасупта-тану-виччхиинодаранам

Следующая сутра объясняет взаимосвязь между вышеназванными препятствиями:

 

Заблуждение является источником всех остальных затруднений. Они не обязательно появляются одновременно, и их влияние бывает разным. Иногда они смутны и едва различимы. В другое время они становятся явными и оказывают сильное воздействие.

Только когда такие проблемы полностью проявляются, их сущность становится видна людям, хотя как раз тот человек, который находится под влиянием этих проблем, может их не замечать.

 

2.5

анитйашучи -духкханатмасу нитйа -шучи -сукхатма -кхйатир авидйа

 

Следующие сутры рассказывают о пяти вышеперечисленных препятствиях:

 

Заблуждение приводит к ошибкам в понимании характера, происхождения и сущности воспринимаемых объектов.

То, что в какой-то момент может казаться очень полезным, позже оборачивается не­приятностями. То, чего мы добиваемся, потому что считаем источником удовольствия, может, наоборот, стать источником страдания. Пирит можно спутать с золотом. Вещи, которые подвержены изменениям (например, красота молодости), могут казаться веч­ными. Знание, которое представляется наиважнейшим, может со временем оказаться бесполезным.

 

2.6

дрг-даршана -шактйор экатматевасмита

 

Заблуждение возникает, когда мы считаем ментальную деятельность источником восприятия.

 

Состояние ума и его деятельность подвержены переменам. Они принимают разные формы под влиянием таких факторов, как настроение, привычки и окружение. Тем не менее, нам почему-то часто кажется, что ум является постоянным и неизменным источником восприятия (см. 2.20).

 

2.7

сукханушайп рагах

 

Чрезмерная привязанность основана на допущении, что она способствует вечному счастью.

 

Когда мы с помощью определенного объекта удовлетворяем свое желание, это дает момент счастья. В результате такого опыта обладание объектами начинает казаться нам очень важным, крайне необходимым. Мы стремимся заполучить их любой ценой. В результате человек может в будущем стать несчастным и потерять что-то жизненно необходимое.

 

2.8

духкханушайп двешах

 

Неоправданная неприязнь обычно является результатом болезненного прошлого опыта, связанного с определенными объектами или ситуациями.

 

Эти антипатии сохраняются даже после того, как обстоятельства, вызвавшие нега­тивный опыт, изменились или устранились.

 

2.9

сва-раса-вахп видушо пи самарудхо бхинивешах

 

Страх — это врожденное чувство тревоги за будущее. Оно присуще как невеждам, так и мудрецам.

 

Этот синдром может иметь разумное обоснование в прошлом опыте. Но он может быть и совершенно иррациональным. Он не исчезает, даже если мы знаем, что смерть все равно неизбежна. Вероятно, это самое сложное препятствие на нашем пути.

 

2.10

 

те пратипрасава -хейах сукшмах

 

После того как Патанджали описал препятствия, мешающие чистому восприятию, он объясняет, какую позицию следует занимать тому, кто стремится их устранить.

 

Когда кажется, что препятствий нет, важно сохранять бдительность.

Не следует путать временное состояние ясности с постоянным. Допущение, что с настоящего момента наступает полная свобода, чревато опасностью. В этот момент нужно быть даже бдительнее, чем обычно. Падение из состояния ясности в смятение гораздо болезненнее, чем просто отсутствие ясного понимания.

 

2.11

дхйана-хейас тад-врттайах

Если обнаруживаются симптомы повторного появления препятствий, немедленно

 

Переходите к созерцанию, чтобы уменьшить их воздействие и не позволить им одержать победу.

 

Допускаются любые методы, помогающие нам освободиться от последствий этих пре­пятствий. Это может быть молитва, беседа с учителем или переключение внимания. Патанджали предложил ряд методов в первой главе (1.23, 1.30-39), далее их спи­сок будет расширен.

 

2.12

клеша-мулах кармашайо дрштадршта-джанма-веданпйах

Почему этим препятствиям уделяется так много внимания?

 

Эти препятствия влияют на наши действия и их последствия. Во время совершения действия последствия могут быть видны или не видны.

 

Эти препятствия находятся как в уме, так и в теле. На них основаны все наши дей­ствия. Действия, которые начинаются в условиях доминирования того, что является препятствием, неизбежно влекут за собой нежелательные результаты, потому что препятствия коренятся в заблуждении. Если мы заблуждаемся по поводу того, что видим, то делаем из увиденного неправильные выводы. Об этом более подробно гово­рится в следующей сутре.

 

2.13

сати муле тад-випако джатйайур-бхогах

 

Пока препятствия занимают господствующее положение, они влияют на все аспекты действия: на его исполнение, продолжительность и последствия.

 

Препятствия могут приводить к неправильному выполнению действий. Они могут сказываться на нашем ментальном состоянии во время исполнения действия и вы­зывать уменьшение или увеличение затрат времени на это действие. И наконец, действие может принести плоды, которые усугубят существующие проблемы или создадут новые.

 

2.14

те хлйда-паритапа-пхалах пунйапунйа-хетутват

 

Следует ли из этого, что любые наши поступки могут приводить к тем или иным проблемам?

 

Будут ли последствия действий болезненными или благими, зависит от того, были ли в идее реализации этих действий заложены препятствия.

 

Если в начале и во время исполнения действия препятствия спят, у нас достаточно ясности, чтобы правильно выбрать позицию и методы действия и, таким образом, избежать ошибок. Однако если препятствия в активном состоянии, в это время не может быть достаточной ясности, и это может повлечь за собой нежелательные или болезненные последствия.

 

2.15

паринама-тапа-самскара-духкхаир гуна-вртти-виродхач ча

духкхам эва сарвам вивекинах

В чем причина неприятных или болезненных результатов?

 

Болезненное воздействие какого-либо объекта или ситуации может быть результатом следующих факторов: изменение воспринимаемого объекта, желание повторения приятного опыта и сильное влияние старых привычек. Кроме того, сюда могут вносить вклад изменения, которые происходят в самой личности.

В нас и в воспринимаемых нами объектах постоянно происходят те или иные переме­ны. Они могут происходить незаметно. Иногда нам хочется вновь получить что-то, хотя получить это уже не представляется возможным. Если не происходит того, к чему мы привыкли, у нас из-за старых привычек может возникать сильный протест. К этому следует прибавить сложность моделей, действующих в нас и в окружающем мире. Поэтому любой объект или ситуация имеет потенциальную возможность усугу­бить болезненные и неприятные эффекты. Что мы можем с этим сделать?

 

2.16

хейам духкхам анагатам

 

Следует предвидеть возможные болезненные результаты и избегать их.

 

Нужно делать все возможное, чтобы предупреждать или уменьшать то, что причи­няет страдания. Далее Патанджали переходит к причинам этих болезненных воздействий и к тому, что мы можем сделать, чтобы развить в себе способность пред­видеть, предупреждать, уменьшать или принимать их. Короче говоря, цель практики йоги — ослабить с помощью очищения сознания воздействие факторов, вызывающих страдания. Это означает, что мы должны учиться преодолевать препятствия, пере­численные в сутре 23.

 

2.17

драштр-дршйайох самйого хейа-хетух

 

Сейчас речь идет об основном источнике действий, которые приносят страдания.

 

Причина действий, которые приводят к болезненным результатам, кроется в неспособности отличить воспринимаемое от воспринимающего.

 

В каждом из нас пребывает некая воспринимающая сущность. Она существует от­дельно от того, что воспринимается: от ума, тела, чувств и объектов. Но часто мы не видим границ между ними. Воспринимаемое подвержено изменениям, но мы не осоз­наем этих изменений. Недостаток ясного понимания приводит к болезненным результатам, даже если мы их не распознаем.

 

2.18

 

пракаша -крипа -стхити -шипам бхутендрийатмакам.

бхогапаваргартхам дршйам

 

В чем различие между объектами восприятия и тем, кто воспринимает? Объяснение дано в следующей сутре:

 

Воспринимаемое включает в себя не только внешние объекты, но также ум и чувства. Всему этому свойственны три качества: тяжесть, активность и ясность. Их воздействие может давать два результата: или воспринимающий попадает под их влияние, или использует их как средства для нахождения различий между собой и воспринимаемым.

 

Все, что воспринимается, имеет способность проявлять три вышеупомянутых каче­ства, но степень и интенсивность их проявления меняются. Природа их воздействия на нас рассматривается в нескольких последующих сутрах.

 

2.19

вишешавишеша-линга-матрплингани гуна-парвани

Все воспринимаемое объединено тремя качествами.

 

Кроме того, эти качества влияют друг на друга. Например, то, что мы едим, оказы­вает влияние на состояние нашего ума. Состояние нашего ума влияет на наше отношение к своему телу и к окружающей среде.

 

2.20

драшта дрши-матрах шуддхо пи пратйайанупашйах

Что представляет собой воспринимающий?

То, что воспринимает, не подвержено никаким изменениям. Но оно всегда воспринимает посредством ума.

 

Следовательно, качество восприятия зависит от состояния ума, являющегося инстру­ментом восприятия. Наличие или отсутствие восприятия, его правильность или неправильность зависят от состояния ума — точно так же, как образ объекта окраши­вается в цвет стекла, через которое на него смотрят.

 

2.21

тад-артха эва дршйасйатма

 

Все, что может быть воспринято, существует с единственной целью — быть воспринятым.

 

Так как воспринимаемое служит воспринимающему, оно не имеет своей собственной индивидуальности. Его назначение — быть воспринятым воспринимающим, точно так же как угощение ставится на стол для гостя, а не ради себя самого.

 

2.22

кртартхам. прати наштам апйанашпгам

тад -анйа -садхаранатват

Означает ли это, что без воспринимающего объекты восприятия не существуют?

 

Существование всех объектов восприятия и их вид не зависят от потребностей отдельного воспринимающего. Они не связаны с личностью и служат разным людям по-разному.

 

Потребности индивидуума можно определить только на текущий момент.

Одни потребности могут возникать регулярно, другие — эпизодически. И по свое-

му качеству и правомерности потребности одной личности не могут считаться важнее, чем потребности другой. Машина, не востребованная владельцем, может понадобить­ся его жене. Пища, которая не нужна в данный момент, может понадобиться через несколько часов. Разве угощение исчезнет со стола, если гость не придет?

 

2.23

 

сва-свами-шактйох сва-рупопалабдхи-хетух самйогах

Кроме того,

 

Все воспринимаемое, независимо от того, что это такое и какое воздействие оно может оказывать на конкретную личность, существует только ради одной конечной цели. Эта цель состоит в том, чтобы прояснить различие между внешним (видимым) и внутренним (видящим).

 

Но каким бы могущественным или неприятным ни казалось бы нам что-либо, воздей­ствие на нас определяется нашей реакцией. Следовательно, проводя границу между воспринимающим и воспринимаемым, видимым и видящим, мы можем правильно оце­нить объект и убедиться, что сами определяем его влияние на нас.

 

2.24

тасйа хетур авидйа

Почему у нас нет ясности понимания?

 

Отсутствие ясности в разделении воспринимающего и воспринимаемого вызвано накоплением заблуждения.

 

2.25

 

тад -абхават самйогабхаво ханам, тад дршех каивалйам

 

Насколько уменьшается заблуждение, настолько же возрастает ясность понимания. Это путь к свободе.

Да, такова конечная цель практики йоги. Свобода — это устранение последствий пре­пятствий и отсутствие действий, которые нас отвлекают или выводят из равновесия.

 

2.26

вивека-кхйатир авиплава ханопайах

Как достичь этой свободы? Действительно ли это возможно?

 

Суть в том, чтобы направить усилия на развитие ясности понимания, чтобы стало очевидным различие между переменчивыми свойствами воспринимаемого и неизменными качествами воспринимающего.

 

Это требует непрекращающихся усилий, которые должны уменьшить постоян­ное вторжение препятствий, перечисленных в сутре 2.3, и в конечном итоге полностью искоренить их влияние. Стоит однажды начать — и уже будет зало­жено основание йоги.

 

2.27

тасйа саптадха принта-бхумих праджна

 

Достижение ясности понимания — постепенный процесс.

Первый шаг — понять, что определенные тенденции нашего ума приводят к болез­ненным результатам. Если не ограничить эти тенденции, они могут стать необратимыми.

 

2.28

йогангануштханад ашуддхи -кшайе

джнана-дпптир авивека-кхйатех

 

Можно ли что-то сделать, чтобы выявить и откорректировать эти тенденции? Па-танджали предлагает несколько характерных методов, позволяющих прекратить накопление препятствий, таких, как заблуждение. Только с помощью уменьшения этих препятствий можно изменить тенденции, которые приводят к нежелательным последствиям.

 

Практика и изучение разных составных частей йоги приводит к постепенному устранению таких препятствий, как заблуждение [2.3]. После этого светильник понимания начинает сиять ярче, и различие между воспринимающим и воспринимаемым становится всё очевиднее. После этого можно безошибочно понимать все.

 

Когда ум очищен от препятствий, которые омрачают истинное понимание, в восприя­тии не может быть никаких ошибок. Действия больше не приводят к плачевным последствиям.

Далее Патанджали представляет составные части йоги:

 

2.29

йама -нийамасана -пранайама -пратйахара -дхарана -дхйана -

самадхайо штавангани

Йога состоит из восьми частей:

 

1. «Яма», наше отношение к тому, что нас окружает.

2. «Нияма», наше отношение к самим себе.

3. «Асана», физические упражнения.

4. «Пранаяма», дыхательные упражнения.

5. «Пратьяхара», контроль за органами чувств.

6. «Дхарана», способность концентрировать ум.

7. «Дхьяна», способность входить во взаимодействие с тем, что мы стремимся понять.

8. «Самадхи», полное слияние с познаваемым объектом.

Эти части представлены в порядке перехода от внешних взаимодействий к крайне интенсивному и тонкому состоянию самонаблюдения. Но данный порядок не обяза­тельно связан с последовательностью выполнения практик. Здесь нет строго установленных правил или проторенных путей. Нужно идти тем путем, который наилучшим образом помогает лично вам достичь состояния, описанного в сутре 1.2. По мере того как человек продвигается вперед, все составные части развиваются од­новременно.

 

2.30

ахимса-сатйастейа -брахмачарйапариграха йамах

В следующих сутрах рассматривается каждый из восьми компонентов йоги:

 

Яма включает в себя:

 

1. Внимательное отношение ко всем живым существам, особенно к тем, кто невинен, кто находится в затруднительном положении или в худшей ситуации, чем мы сами.

2. Правильное общение посредством речи, письма, жестов и действий.

3. Отсутствие жадности и способность устоять перед желанием завладеть тем, что нам не принадлежит.

4. Умеренность во всем.

5. Нестяжательство, способность ограничиваться тем, что мы заслужили.

 

Проявления этих качеств и способы, которыми мы их вырабатываем, неизбежно зависят от нашего социального положения, культурной среды, религиозных убеждений, инди­видуального характера и способностей. Но проявление этих качеств в человеке показывает, насколько активны в его уме препятствующие силы. Состояние нашего ума и наша ин­дивидуальность проявляются в том, как мы ведем себя по отношению к другим и к окружающей среде. Характер посетителя можно определить по его стуку в дверь!

 

2.31

джати -деша -кала -самайанаваччхиннах сарва -бхаума маха –вратам

 

Если мы проявляем бескомпромиссность, вводя эти принципы в свою жизнь без оглядки на социальные, культурные, интеллектуальные или индивидуальные условия, процесс становится необратимым.

 

Невозможно сразу воплотить эти принципы в жизнь. Если мы введем их в обиход слишком резко, мы не сможем их соблюдать. Всегда можно найти предлог, чтобы уклониться от их выполнения. Но если мы стараемся выявить причины расхождений наших взглядов с этими принципами и устранить препятствия, их вызывающие, то наша позиция постепенно изменится. Препятствия исчезнут, и наше поведение по отношению к другим людям и к окружающей среде изменится к лучшему.

 

2.32

шауча-сантоша-тапах-свадхйайешвара-пранидханани нийамах

В нияму входят:

 

1. Чистота (поддержание чистоты своего тела и окружающей среды).

2. Удовлетворенность, способность чувствовать себя комфортно с тем, что мы имеем (и чего не имеем).

3. Очищение тела и психики посредством соблюдения правильного режима сна, выполнения упражнений, упорядочения питания, работы и отдыха.

4. Исследовательская работа и обязательное рассмотрение и переоценка своего развития.

5. Глубокое уважение к высшему разуму, признание нашей ограниченности в сравнении с всеведущим Богом.

 

Как и в случае наших отношений к другим людям и к окружающей среде, укрепле­ние этих приоритетов и развитие правильного подхода происходит одновременно с исправлением ошибок и устранением поступков, которые приносят неприятности.

 

2.33

витарка -бадхане пратипакша –бхаванам

 

Как осуществить проверку и перепроверку своего отношения к окружающему миру?

 

Когда возникает вопрос, касающийся отношения к чему-либо, нам может помочь размышление над возможными последствиями противоположного отношения.

 

Это означает, что мы должны найти способ изучить на интеллектуальном уровне последствия разных видов отношения, возможных в данное время или при подобных обстоятельствах. Семь раз отмерь, один отрежь!

 

2.34

витарка химсадайах крта-каританумодита лобха -кродха -моха -пурвака мрду -мадхйадхи -матра духкхаджнанпнанта-пхала ити пратипакша-бхаванам

Далее Патанджали объясняет:

 

Например, если у нас возникает внезапное побуждение поспешно действовать или поощрять и одобрять поспешные действия, его можно сдержать путем размышлений над возможными негативными последствиями. Подобные действия часто являются проявлением таких низших инстинктов, как гнев, собственническое чувство или необоснованные суждения. Независимо от того, имеют ли эти действия главное или второстепенное значение, размышление в подходящей обстановке может сдержать наше стремление действовать неправильно.

 

Часто наше отношение к людям, ситуациям и идеям неоднозначно. В этом случае поспешный шаг может завести нас в ситуацию, в которой нам не хотелось бы оказать­ся. В таких обстоятельствах не следует упускать ни одной возможности лишний раз поразмыслить над предстоящим действием. Лучше профилактика, чем лечение.

 

2.35

ахимса -пратиштхайам тат-самнидхау вайра-тййгах

Мы должны помнить о существовании индивидуальных различий. Кто-то сочтет изучение своих побудительных мотивов и отношений удобным, а для кого-то раз­мышлять о самом себе может оказаться очень трудно. Патанджали описывает признаки прогресса применительно к каждому из десяти принципов, перечисленных в сутрах 2.30 и 2.32.

 

Чем человек внимательнее к другим, тем более дружеские чувства вызывает у окружающих его присутствие.

 

Даже те, кто не дружелюбен в другое время и с другими людьми, могут в нашем присутствии проявить себя с иной стороны и держаться доброжелательно.

 

2.35

сатйа -пратиштхайам крипа –пхалашрайатвам

 

Тот, кто демонстрирует высокий уровень правильного общения, не будет ошибаться в своих поступках.

 

Способность быть честным в общении, дополненная чувствительностью, умение не ранить других и не лгать, плюс необходимые размышления — все это требует очень высокой степени чистоты. Человек такого уровня не может совершать неправильных поступков.

 

2.37

астейа -пратиштхайам сарва –ратнопастханам

 

Тот, кто заслуживает доверия, потому что не влечется к чужой собственности, естественным образом приобретает всеобщее расположение, и с ним делятся всем, даже самым ценным.

 

2.38

брахма -чарйа -пратиштхайам впрйа –лабхах

 

Умеренность чрезвычайно повышает уровень личной жизненной энергии.

Если мы стараемся воспитывать в себе умеренность во всем, то ничего не теряем зря. Если чего-то слишком много, это создает проблемы. Но если чего-то слишком мало, мы можем страдать от его нехватки, придает человеку безобразный вид, но ее можно сменить. Если же грязь находится глубоко внутри, избавиться от нее не так просто.

 

2.39

апариграха -стхаирпе джанма -катхамта –самбодхах

Тот, кто не жаден, находится в безопасности. У него есть время на глубокие размышления. Он полностью понимает себя.

 

Чем большим богатством мы обладаем, тем больше нам нужно о нем заботиться. Те время и энергия, которые тратятся на приобретение новых вещей, их охрану и беспо­койство из-за них, могли бы быть потрачены на основные жизненные вопросы. Чем должны ограничиваться наши приобретения? Какова их цель, для кого и как долго это нужно? Смерть приходит прежде, чем мы успеваем над этим задуматься.

 

2.40

щаучат свинга -джугупса параир асажаргах

 

Когда возрастает чистота, становится видно, что нужно постоянно поддерживать в чистоте, а что никогда не пачкается. То, что разрушается,это внешнее. То, что не разрушается, находится глубоко внутри нас.

 

Когда мы это понимаем, наша чрезмерная озабоченность внешними вещами и привя-

занность к ним уменьшаются.

 

2.41

саттва -шуддхи -сауманаспаикагрйендрийа -

джайатма-даршана-йогйатвани ча

 

В дополнение к этому, человек получает возможность размышлять о глубочайшей природе своего индивидуального «я» (в том числе, об источнике восприятия), не отвлекаясь из-за чувств и оставаясь свободным от заблуждений, накопленных в прошлом.

Придавать внешним вещам первостепенное значение и беречь их любой ценой — не самое главное в жизни. Есть много другого, во что стоит заглянуть. Грязная одежда придает человеку безобразный вид, но её можно сменить. Если же грязь находится глубоко внутри, избавиться от неё не так просто.

 

2.42

самтошад ануттамах сукха-лабхах

 

Результатом удовлетворенности является абсолютное счастье.

 

Счастье, которого мы достигаем путем приобретения желаемого, временно. Чтобы удерживать такое счастье, нам нужно постоянно находить новые объекты желания и приобретать их. Этот процесс бесконечен. Но истинное удовлетворение, ведущее к абсолютному счастью и блаженству, не сравнимо ни с чем.

 

2.43

 

кайендрийа-сиддхир ашуддхи-кшайат тапасах

 

Очищение от загрязнений позволяет телу функционировать более эффективно.

 

Благодаря этому излечиваются как физические, так и психические болезни и устраня­ются недостатки.

 

2.44

свадхйайад ишта -девата –сампрайогах

 

Исследование, когда оно доходит до высшего уровня, приближает человека к высшим силам и помогает понять самое сложное.

 

Чем эффективнее наша исследовательская работа, тем лучше мы понимаем свои силь­ные и слабые стороны. Мы учимся уничтожать свои слабости и полностью использовать свою силу. После этого наше понимание становится безграничным.

 

2.45

самадхи-сиддхир ишвара-пранидханат

 

Почитание Бога способствует развитию способности к полному пониманию выбранного объекта.

 

Благодаря такому почитанию высшего интеллекта мы приобретаем чувство уверенно­сти. С ним не составляет труда направить ум на объект любой степени сложности.

 

2.46

стхира-сукхам пеанам

 

Сейчас речь пойдет о следующих двух аспектах йоги. Это асана и пранаяма (см. сутру 2.29), которые помогают нам понять и правильно использовать свое тело и дыхание. С них начинать проще, чем с изменения взглядов. Большинство из нас мо­жет начать избавляться от того, что препятствует йоге, именно с этих ее аспектов. Здесь даются только краткие наставления, потому что самой технике нужно обучать­ся непосредственно у компетентного учителя.

 

Асана должна позволять поддерживать внимание и сохранять расслабленность.

 

Асаны — это физические упражнения. Правильной технике должны сопутствовать внимание без напряжения и расслабление без вялости.

 

2.47

прайатна -шаитхилйананта –самапаттибхйам

 

Этих качеств можно добиться, наблюдая, как реагирует на разные асаны тело и дыхание. Если такие реакции осознаны, можно шаг за шагом начинать их контролировать.

 

2.48

тато двамдванабхигхатах

 

При правильном соблюдении этих принципов выполнение асан поможет человеку выдержать и даже минимизировать такие внешние воздействия на тело, как возраст, климат, питание и работа.

 

С этого начинается ослабление влияния таких препятствий, как заблуждение, по­скольку тело является отражением того, что происходит в уме. Асаны начинают устранять вредные последствия препятствий на уровне тела. Обретенное таким обра­зом хорошее самочувствие открывает перед нами возможности более глубокого понимания самих себя. Если у нас болит спина, в нашем уме преобладают мысли о необходимости облегчить боль. Устранив эту боль с помощью асан, мы можем занять­ся исследованием причин ее появления.

 

2.49

тасмин сати шваса-прашвасайор гати-виччхедах пранайамах

Выполнение асан позволяет также понять, как ведет себя наше дыхание. Модел дыхания очень индивидуальны. Они могут меняться в связи с изменениями состояни ума или тела, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил. Знани о дыхании, полученное в процессе выполнения асан, является основой для начала занята пранаямой.

 

Пранаяма — это замена неосознанного типа дыхания на осознанное, намеренно регулируемое дыхание. Это возможно только после достаточного овладения асанами.

Пранаямой обычно занимаются в удобной сидячей позе с прямой спиной.

 

2.50

 

бахйабхйантара -стамбха -врттир деша -кала –самкхйабхих

паридршто дпргха-сукшмах

Из чего состоит пранаяма?

 

Она включает в себя регулирование выдоха, вдоха и задержки дыхания. Регулирование этих трех процессов основано на изменении их длительности и поддержании данных изменений, на протяжении некоторого периода времени, а также на вовлечении в этот процесс ума. Названные составляющие дыхательного цикла должны быть продолжительными и равномерными.

 

В технике пранаямы может использоваться большое количество различных комбинаций. Есть много доступных техник, но объяснение их деталей не входит в задач; данного текста.

 

2.51

бахйабхйаптара -вишайакшепп чатуртхах

В состоянии йоги появляется совершенно другой тип дыхания.

 

Потом дыхание выходит за пределы сознательного уровня.

 

Сказать об этом подробнее не представляется возможным.

 

2.52

татах кшпйате пракашаваранам

Здесь указывается на результаты занятий пранаямой:

 

Регулярные занятия пранаямой устраняют то, что препятствует ясному восприятию.

 

2.53

дхаранасу ча йогйата манасах

 

Теперь ум подготовлен к тому, чтобы быть направленным на выбранную цель.

 

2.54

 

сва-вишайасампрайоге читтасйа сва-рупанукара ивендрийанам пратйахарах

 

Здесь дается определение обуздания чувств (пратъяхары) — пятого аспекта йоги

(2.29):

 

Обуздание чувств происходит, когда ум в состоянии следовать в одном и том же выбранном направлении и чувства не реагируют на окружающие объекты, а преданно следуют за умом.

 

2.55

татах парами вашйатендрийанам

Тогда обретается власть над чувствами.

 

Чувства не отвлекают вас, а принимают участие в выбранном исследовании. Обуздание чувств не может быть строгой дисциплиной. Оно происходит по мере того, как устраняются препятствия на пути восприятия.

 

Date: 2015-09-22; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию