Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еще кое-что о пранаяме





 

Вопрос: Мне трудно считать во время задержки дыхания.

 

— Это интересно. Фактически, задержка дыха­ния — это момент, когда ничего не происходит, по­этому у нас должна быть возможность что-то делать, например, считать. Говорят даже, что лучший момент для мантры — не вдох и не выдох, а задержка дыха­ния. Есть очень длинные мантры. И мы можем повторять их как раз на задержке, потому что в это время нам не приходится концентрироваться на дыхании. Говорят, что момент задержки дыхания — это мо­мент медитации, момент дхьяны.

 

Поэтому Ваше наблюдение меня удивляет. Может быть, Вам лучше счи­тать на пальцах: просто поместите большой палец на сустав другого пальца, когда вдыхаете, и потом каждую секунду перемещайте палец с одного сустава на дру­гой, чтобы отсчитывать время задержки. Иногда это помогает. Конечная цель — достичь состояния, в котором Вам не будут нужны никакие техники.

 

В: Мы действительно должны научиться делать пранаяму без отсчета ды­хательных циклов или ритма дыхания?

 

— Да. Что такое пранаяма, как не единство с дыханием? Но это очень слож­но, поэтому мы используем так много техник. Обычно наше тело живет в своем собственном ритме, и мы не осознаем дыхание. Когда мы считаем, мы сосредоточиваемся на своем дыхании. Многие люди говорят, что пранаяма скуч­на. Им кажется странным просто сидеть и делать дыхательные упражнения. Асаны выглядят более интересными, потому что они дают видимый результат.

 

Но если мы полностью погрузились в пранаяму, то кто станет заботиться о счете? Счет и типы дыхания, соотношения фаз и техники — все это только сред­ства, но никак не цель. Цель в том, чтобы не использовать вообще никаких тех­ник. Высшая форма пранаямы — просто слиться с дыханием, активно наблюдая за ним. Но это проще сказать, чем сделать.

 

В: Не могли бы Вы побольше рассказать о задержке дыхания после выдоха?

 

— Мы используем этот тип дыхания, когда хотим специально поработать с областью живота. Задерживать дыхание после выдоха в целом сложнее, чем за­держивать его после вдоха.

 

В: Можно ли расслаблять диафрагму во время задержки дыхания после вдоха или выдоха?

 

— Если вы вдыхаете правильно, нет особой необходимости специально рас­слаблять диафрагму. Но если вы при вдохе слишком сильно поднимаете груд­ную клетку, легкие расширяются сильнее, чем в нормальном случае, и диафрагма втягивается внутрь и вверх. Об этом свидетельствует ощущение легкого на­пряжения в горле после вдоха. В этом случае следует сознательно расслаблять диафрагму.

 

С другой стороны, если вы слишком сильно втягиваете живот на выдохе, воздух выходит наружу слишком быстро, и вы не можете его как сле­дует контролировать. Похожим образом, невозможно контролировать поток дыхания на вдохе, если живот в это время все еще остается втянутым после выдоха, независимо от того, насколько полным был выдох. Если в начале вдоха чувствуется или слышится звук, свидетельствующий о затрудненном дыхании, это ясно показывает, что вы слишком сильно втянули живот. Вы можете по­нять это по ощущению в горле.

 

 

Рис. 28: Традиционный метод счета дыханий в пранаяме.

Всегда, когда мы перегибаем палку, возникает напряжение диафрагмы. Если мы на выдохе втянули живот слишком сильно, после этого следует сознательно расслабить диафрагму.

 

В: Надо ли каждый день одинаково готовиться к выполнению сложной пранаямы?

 

Готовиться можно по-разному. Но, естественно, готовиться нужно всегда. Если мы стремимся к определенному соотношению дыхательных фаз и хорошо подобрали разминочные асаны, подготовка может занимать относительно немно­го времени. Например, если мы хотим делать задержку дыхания после вдоха и выдоха, это не требует предварительного выполнения большого количества слож­ных асан.

 

В: Всегда ли нужно делать асаны перед пранаямой?

 

— Пранаямой лучше заниматься после асан — при условии, что они не слиш­ком сложны и способствуют хорошему дыханию. Существуют исключения, но, как правило, мы сначала делаем асаны, а потом пранаяму.

 

В: Можно ли развить способность выполнять упражнение «взгляд внутрь»?

 

— Конечно можно. Вначале внутренний взгляд направляется на центр возни­кающего при дыхании движения: в область диафрагмы. Вы направляете туда внут­ренний взгляд во время вдоха и продолжаете удерживать его там во время задержки дыхания. Во время выдоха позвольте глазным яблокам повернуться вниз, в направлении пупка. Следующий шаг — удерживать взгляд на одной и той же точке на протяжении всей пранаямы, независимо от того, вдыхаете вы или выдыхаете. Итак, начинайте с созерцания во время задержки дыхания, затем попытайтесь делать это во время вдоха и последующей задержки. Через не­сколько месяцев вы, вероятно, научитесь без особого труда удерживать взгляд на протяжении всего занятия пранаямой.

 

В: Направляя внутренний взгляд, надо ли по-настоящему напрягать глазные мышцы или делать это только мысленно?

 

— Когда мы смотрим, расслабить глазные мышцы невозможно, мы их исполь­зуем. Но разные техники взгляда дают разные эффекты. Многие люди настоль­ко напряжены, что их брови всегда нахмурены. Таким людям я советую смотреть вниз как во время вдоха, так и во время выдоха. Когда глазные яблоки повернуты вниз, область между бровями просто не может так сильно напрягаться. Взгляд на точку между бровей может вызывать мышечное напряжение. Если напряжение в этом месте слишком велико, использовать данную технику не следует. Разучи­вать «взгляд внутрь» нужно постепенно, иначе могут возникнуть головные боли.

 

В: Используете ли Вы для медитации йогическую технику созерцания свечи?

 

— Созерцание свечи — это вид внешнего созерцания. В Индии есть тради­ция каждое утро смотреть на солнце через сложенные определенным образом руки. За этим стоит идея запоминания вида солнца, чтобы потом визуализировать его перед своим внутренним взором во время занятий пранаямой. Созерца­ние свечи, которое мы называем «тратака», это нечто похожее, но не обязательно

связанное с пранаямой. Иногда эта техника используется как упражнение для Маз. Созерцание во время пранаямы направлено больше вовнутрь, чем наружу, потому что пранаяма ориентирует нас на внутреннее.

 

В: Не будет ли мудра отвлекать нас от пранаямы, если мы станем следить за положением рук?

 

— Конечно, это может отвлекать. Именно поэтому мы вводим все эти тех­ники в практику постепенно. Если бы Вы изучали пранаяму у меня, я бы долгое время вообще не упоминал об этих техниках, а затем начал бы вводить их осто­рожно и понемногу. Что бы мы ни предпринимали с целью собрать нашу энергию, Все нужно делать постепенно. Если мы станем делать что-то слишком быстро, нас снесет в сторону.

 

Кришнамачаръя демонстрирует махамудру.

 

Кришнамачаръя в джану- ширшасане

 

Кришнамачаръя в мулабандхасане показывает все три бандхи.

БАНДХИ

 

Бандхи играют важную роль в очистительных процессах йоги. Я уже объяснял, как пранаяма, управляя движением агни (огня жизни), позволяет уменьшить количество отходов в организме. Бандхи — средство, позволяю­щее интенсифицировать очистительный процесс.

Древние тексты говорят, что с помощью банду, можно направлять агни точно в то место, где скопилась грязь, препятствующая протеканию энергии Но телу. Бандхи усиливают воздействие огня. Корень банду, означает «свя­зывать, закреплять». В йоге слово бандха используется в значении «замок», «сжатие». При выполнении бандхи мы особым образом сжимаем определен­ные участки тела.

 

Три главных бандхи — это джаландхара-бандха, уддияна-бандха и мула-бандха. Джаландхара-бандха имеет дело с шеей и верхней частью спины; она заставляет выпрямляться весь позвоночник. В уддияна-бандхе участву­ет область между диафрагмой и нижней частью таза. В мула-бандхе задей­ствована область от пупка до нижней части таза.

 

Date: 2015-09-22; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию