Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация инновационных кластеров в здравоохранении
За последние годы для создания инновационной экономики, в том числе в здравоохранении, в России было сделано немало. Формируются инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, образована Комиссия при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики страны, накоплен определенный опыт становления инновационной экономики в субъектах Федерации. Для объединения финансового и научного потенциала разрозненных предприятий организованы госкорпорации «Российские технологии» и «Российская корпорация нанотехнологий». Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» и план мероприятий по ее реализации, предусматривающий формирование инновационно-ориентированных кластеров, т.е. объединение предприятий − поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных учреждений, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации инновационного продукта (товаров, услуг). Кластер позволяет сосредоточить специалистов в одном направлении для решения конкретных задач. Существенным элементом, обеспечивающим эффективность кластера, является участие в его деятельности не только федеральных, муниципальных, но и самых разных бизнес-структур с использованием механизма государственно-частного партнерства, которое является одним из ключевых инструментов формирования кластеров. Кластерный подход позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия в инновационном процессе предприятий частного сектора экономики и государственных научно-исследовательских учреждений, создает дополнительную мотивацию отечественным и иностранным инвесторам для организации конкурентоспособного технологичного производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала. Однако кластеры [7], состоящие исключительно из малых и средних предприятий, в условиях рыночной экономики практически не имеют шансов на эффективное развитие из-за отсутствия доступа к значительным финансовым средствам. Средний бизнес – это компания с оборотом (по закону) 400 млн руб. Поэтому необходимо обеспечить вхождение в состав кластеров крупного бизнеса. Он должен выступать и в качестве инвестора, привлекающего субподрядчика в свои программы, и в качестве заказчика на интеллектуальные разработки для малого и среднего предпринимательства, обеспечивая тем самым сетевое взаимодействие с более мелкими компаниями. Крупный бизнес призван послужить локомотивом, который вытянет за собой всю цепочку участников кластера, генерирующих инновационные идеи. Несомненно, что инвестор должен иметь преференции*, стимулирующие инвестиционную привлекательность кластерных проектов, в т.ч. и медицинских. Формирование кластеров медицинских инноваций в российском здравоохранении должно развиваться с учетом трех принципов:
- Не разрушать сложившуюся в стране систему научного поиска и разработки новых технологий.
- Предусмотреть тесное взаимодействие здравоохранения и медицинской науки.
- Обеспечить оптимальные условия создания медицинских кластеров с учетом направлений их деятельности.
Одно из важнейших направлений кластерной стратегии – продвижение инноваций на рынке путем их коммерциализации, т.е. тиражирование и продажа нового продукта или услуги, в которых воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Цель этой стратегии - модернизация здравоохранного потенциала посредством разработки, внедрения и реализации медицинских инноваций. В рамках поставленной цели в качестве основных задач кластерной стратегии следует определить:
- Интеграция усилий органов власти и бизнес-сообщества, научных и образовательных медицинских организаций, практического здравоохранения, сосредоточив основное внимание на разработке наиболее востребованных технологий и доведения их до потребителя.
- Создание новых методов диагностики и лечения, базирующихся на биотехнологиях и нанотехнологиях.
- Развитие предпринимательского интеллекта в сфере распространения медицинских инноваций.
- Коммерциализация инновационной деятельности, учитывающая не только наличие имеющегося рынка для распространения инновационных технологий, но и активно его формирующая.
- Повышение конкурентоспособности отечественной инновационной медицинской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
- Формирование новой системы управления инновационной медицинской деятельностью.
- Повышение технологического уровня отечественной системы оказания медицинской помощи.
- Интеграция отечественных и зарубежных инновационных медицинских разработок в деятельность ведущих региональных медицинских центров.
- Создание новой модели кадровой работы, обеспечивающей не только подготовку кадров для внедрения и использования медицинских технологий, но и постоянное повышение их квалификации в непрерывном режиме.
- Привлечение отечественных и зарубежных инвесторов для развития и внедрения высокоэффективных технологий.
- Обеспечение участия российских организаций в наиболее перспективных иностранных научно-исследовательских и технологических проектах.
- Формирование корпоративных образцов распространения опыта по внедрению конкретных медицинских инноваций в целях его широкого тиражирования.
- Консолидация усилий с ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими центрами по продвижению наиболее эффективных медицинских технологий.
- Развитие информационно-коммуникативной среды для оптимального продвижения инноваций.*
Организация кластеров медицинских инноваций с учетом поставленной цели и задач призвана способствовать развитию здравоохранного сектора национальной инновационной системы. Результатом реализации кластерного подхода должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего бизнеса, который сможет значительно усилить инновационную составляющую своей деятельности в продвижении наиболее эффективных медицинских технологий. Развитие каждой новой медицинской технологии только тогда достигнет своей цели, когда завершится инновационный цикл: фундаментальная разработка – получение продукта – производство его в промышленных масштабах – внедрение (использование) продукта в клинике для диагностики, лечения и профилактики заболеваний. В России в настоящее время внедрение новых технологий в практическое здравоохранение порой затягивается на годы. И этому есть ряд серьезных причин:
- в рамках отрасли нет четкого единого нормативного документа о системе внедрения достижений науки в практику;
- отсутствует механизм передачи новых медицинских технологий, разработанных НИУ РАМН и готовых к использованию, Министерству здравоохранения и социального развития РФ для внедрения в практику работы лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения;
- научно-исследовательские учреждения РАМН не имеют достаточного финансирования на осуществление патентной проработки, патентования, регистрации, а также для подготовки научно-технической документации и клинической апробации новых медицинских технологий, что удлиняет сроки их доведения до готовности к внедрению;
- не отработаны механизмы государственно-частного партнерства, как инструмента привлечения инвестиций в отечественную науку;
- отсутствуют профессионально подготовленные кадры в сферах маркетинговых исследований и коммерциализации наукоемкой продукции в области медицины;
- работа учреждений практического здравоохранения по стандартам, утвержденным Минздравсоцразвития России, делает почти невозможным внедрение новых технологий диагностики и лечения, так как использование их, во-первых, не будет оплачено территориальными фондами ОМС, во-вторых, учреждению будет сделано замечание за отступление от стандарта;
- недостаточно востребование новых технологий для производства лекарственных, иммунобиологических и других препаратов, средств диагностики, изделий медицинской техники вследствие развала отечественной медицинской и фармацевтической промышленности.*
Не случайно в президентском Послании Федеральному Собранию РФ (2009 г.) указывалось на необходимость развития медтехники, технологий и фармацевтики как приоритетных направлениях модернизации здравоохранения, для чего «нужно активнее развивать партнерство с зарубежными разработчиками и производителями, имея в виду и организацию в России передовых исследований в медицинской сфере». Руководствуясь установками Послания, Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ был разработан проект программы развития фармацевтической промышленности. На ее реализацию государство планирует потратить 123 млрд руб. и еще 63 млрд вложит в развитие отрасли бизнес.* Цель программы – переход на инновационную модель развития, компонентами которой являются: технологическое перевооружение производственных мощностей отечественных фарм– и медпрома до экспортоспособного уровня и создание научно-исследовательской базы для производства конкурентной продукции; выпуск отечественных жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, замещающих импортные аналоги; вывод на рынок инновационной продукции, увеличение отечественного экспортного потенциала. Фармацевтическая промышленность сегодня одна из самых инновационноемких отраслей, где пересекаются многие науки – химия, биология, медицина, математика. Здесь сложнее всего наладить инновационный процесс, так как любая новая продукция испытывается непосредственно на человеке, а это не только дополнительные затраты времени и средств, но и огромные риски. Лишь высокоразвитые страны могут позволить себе собственную инновационную фармпромышленность. И если им удалось наладить инновационный процесс в данном сегменте экономики, то в других сегментах это, как правило, тоже удается. Фармацевтический бизнес является мировым лидером по наукоемкости и прибыльности. Объемы продаж всего одного препарата крупной мультнациональной компании оцениваются в 25-30 млрд долл. Весь современный фармацевтический рынок России «весит» примерно 16 млрд долл. Фармотрасль может и должна стать одним из рычагов, продвигающих российскую экономику вперед. Последнее звучит несколько высокопарно, но, сделав ставку на исследования и разработку новых препаратов для борьбы с социально-значимыми заболеваниями XXI века отечественная фармацевтика автоматически встает в шеренгу передовых стран мира. Сегодня структура потребления лекарств на российской рынке не идентична структуре заболеваемости. Образно говоря, мы умираем не от того, от чего лечимся. Лидерами продаж в наших аптеках являются препараты со слабой эффективностью или отсутствием доказательной базы. Выделив около тридцати нозологий, наиболее проблемных, с точки зрения ущерба, наносимого ими экономике страны, и, сосредоточив все усилия на разработке препаратов для лечения этих заболеваний, можно получить экономический эффект, сопоставимый с половиной годового объема ВВП. Данное утверждение подтверждается расчетами, неоднократно проводимыми как иностранными, так и российскими фармакоэкономистами.* Отечественный фармпром должен ориентироваться именно на эти нозологии, тем самым концентрируя свои силы на первостепенных для здравоохранения и экономики в целом проблемах. Однако одного призыва к действию недостаточно. Государство должно само показать пример «долгих» инвестиций в фармотрасль. Средний срок возврата средств, вложенных в инновационные лекарственные разработки составляет 15-20 лет. Понято, почему подавляющее большинство российских производителей сосредоточилось на выпуске устаревших дженериков.* Быстро «отбить» рубль, вложив его в производство лекарств массового спроса, - дело нехитрое. Работать с инновационным ассортиментным портфелем – годы рискованных вложений. Для фармацевтической компании это лабораторные исследования, создание инновационных препаратов, их клинические испытания, донесение качественной информации до представителей медицинских сообществ об этих препаратах и передовых разработках фарминдустрии. Государство, показав пример долгосрочных вложений (такие проекты могут быть реализованы через госкорпорации «Роснано», «Ростехнологии» и др.) дает понять частному капиталу, что российский фармрынок стабилен, и находится в сфере его пристального внимания. В рамках XIV Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения между Санкт-Петербургом и рядом ведущих фармацевтических компаний, положившего начало созданию в регионе медицинского кластера, концепция которого была принята Правительством города в апреле 2010 года. Основное условие для работы в фармкластере, в том числе и для иностранных компаний, – создание производств полного цикла – от научных исследований до конечного продукта. Кластер разместится в промышленной зоне «Пушкинская», расположенной восточнее ж/д станции «Царское село» (25 км. от Санкт-Петербурга). Общая площадь территории – 18,2 Га. Бюджетные инвестиции составят 630 млн руб. для обеспечения транспортной доступности, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Кроме того, располагаться предприятия кластера будут в двух особых экономических зонах — «Ново-Орловская» и «Нойдорф». Город проводит комплексную инженерную подготовку новой промышленной зоны и уделяет фармацевтическому кластеру приоритетное внимание, создает привилегированные, удобные и комфортные условия для работы компаний. По оценке центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Санкт-Петербург является самым инвестиционно привлекательным российским регионом и стартовой площадкой для успешной реализации проектов в сфере фармацевтики и медицинской промышленности. С момента создания кластера его резидентами являются 11 отечественных и зарубежных компаний, которыми инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов, исследовательских центров и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29 млрд руб. Срок организации кластера предполагает два этапа: первый (2010-2014 гг.) и второй (2015-2020 гг.). Объемы инвестиций российских компаний — участников кластера на первом этапе составят: «Геофрам» - 3; «Самсон-Мед» и «Фармасинтез» - по 1,5; «Неон», «Вертекс» и «Полисан» - по 1; «Биокад», «Фарм-Холдинг» и «Имуно-Гем» - по 0,5 млрд рублей. Эти компании принимали активное участие непосредственно в разработке концепции развития кластера, стратегические цели которой – создание современного высокотехнологичного производственного комплекса и выпуск оригинальных отечественных препаратов, а также препаратов-дженериков, приоритетных в рамках импортозамещения, - совпадают с основными задачами, стоящими сегодня перед фармацевтической отраслью. Сфокусированная и активная стратегия кластерных проектов уже сама по себе привлекает внимание международных инвесторов и партнеров. Например, швейцарская компания «Novartis» является самым крупным инвестором Петербургского инновационного проекта — 15 млрд рублей, которые предназначаются для производства полутора миллиардов твердых лекарственных форм в год на предприятиях кластера, создаваемых в ОЭЗ «Ново-Орловское». Причем «Novartis» работает сразу в трех фармкластерах: кроме Спб, еще в Ярославле и в Калужской области. Инвестиционные планы компании достигают нескольких сотен миллионов долларов. Помимо создания новых фармзаводов и современных лабораторий власти города уделяют внимание подготовке квалифицированных специалистов. Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия подписала соглашение о создании центра подготовки кадров с крупнейшей компанией, «Pfizer» - лидером мирового фармацевтического рынка. Ей принадлежит один из ведущих портфелей инновационных препаратов для лечения и профилактики различных заболеваний. Компания ежегодно инвестирует более 7 млрд долларов в научные исследования, направленные на создание новых эффективных лекарств. Будучи социально ориентированной компанией, «Pfizer» стремится максимально увеличить доступность своих препаратов различным категориям населения вне зависимости от уровня дохода. С этой целью компания активно участвует в государственных программах по льготному лекарственному обеспечению, сотрудничает с общественными и благотворительными организациями более чем в 150 странах мира. Высокая квалификация сотрудников, грамотно продуманный стиль руководства, эффективная маркетинговая стратегия, верность традициям качества, приверженность этическим принципам ведения бизнеса – все это позволяет «Pfizer» занимать прочные позиции на российском фармацевтическом рынке. Вот такие зарубежные компании и надо привлекать в отечественные кластерные проекты. В качестве крупных отечественных инвесторов в медицинских кластерах могут выступать упомянутые выше госкорпорации. Например, за «Ростехнологиями» право осуществлять инвестиции в российские и иностранные организации, закреплено Федеральным законом «О Гсударственной корпорации «Ростехнологии». Цель ее деятельности − содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских разработчиков и производителей этой продукции, а также организаций, в которых Государственная корпорация "Ростехнологии" в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения. Основными функциями "Ростехнологий" являются:
- содействие организациям различных отраслей промышленности в разработке и производстве инновационной продукции, проведении перспективных исследований и развитии технологий;
- обеспечение продвижения и реализации на внутреннем и внешнем рынках инновационной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;
- привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов инновационной продукции;
- осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;
- оказание содействия организациям различных отраслей промышленности в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок инновационной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания.
Однако, несмотря на ряд позитивных сдвигов, в целом национальная инновационная деятельность в России по-прежнему, остается точечной. В законодательстве до сих пор нет четкого определения инноватики, никак не отражено в нем и понятие кластера. С учетом уже вышесказанного можно дефиницировать медицинский кластер, а равно и любой другой,* как договорную форму кооперации субъектов производства, науки и образования, а также регионального или муниципального уровня власти, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по исследованию, разработке и продвижению на внутренние и внешние рынки инновационной продукции или услуги с использованием механизмов государственно-частного партнерства и привлечением крупного инвестора. Как отмечалось в Национальном докладе «Инновационное развитие – основа модернизации экономики России», в стране, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство. При его поддержке развивается медицинское направление в технопарках, среди которых Курчатовский, Зеленоградский и Обнинский. Там разрабатываются новые методы лечения с использованием энергии атома для профилактических целей и высокотехнологичное медицинское оборудование с соответствующим программным обеспечением. Между тем технопарки это только инфраструктура, представляющая собой один из элементов более сложной конструкции – инновационного кластера. Сегодня флагман и главный индикатор инновационного развития – инноград Сколково, копирующий кластерную модель калифорнийской “Силиконовой долины”. Бюджет медицинского кластера Сколково на 2011 г. составил 1726 млрд рублей (т.е. менее 60 млн долларов)*, которые предназначались для финансирования 20 проектов сосредоточенных на четырех основных направлениях – биомедицине, биофармацевтике, биоэнергетике и биоинформатике. Эти проекты были выбраны в соответствии с программой модернизации здравоохранения, определенной Минздравсоцразвития России. Важным инструментом государства, направленным на стимулирование инновационных процессов и развитие соответствующей инфраструктуры являются технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ), создаваемые в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Дубне. В настоящее время в них идет активное формирование специализированных кластеров. Для большого числа кластерных проектов, выполняемых резидентами ОЭЗ, эффективным средством достижения прорывных результатов, уже имеющих практическое воплощение в конкурентноспособной продукции, наряду с нанотехнологиями стали биомедицина, фармакогеномика – лекарственные средства с повышенной биодоступностью, геномные и постгеномные технологии, позволяющие обеспечить молекулярно-генетическую диагностику и профилактику, выявлять онкомеркеры и маркеры других заболеваний, что сегодня особенно востребовано на мировом рынке. Большое значение для развития технико-внедренческой деятельности во всех четырех особых экономических зонах имеет финансовая поддержка, оказываемая государственной «Российской корпорацией нанотехнологий» в рамках реализации соглашения о сотрудничестве и совместных решениях. Это еще пример кластерного подхода к инновационному развитию медикофармацевтической отрасли с участием крупного отечественного инвестора. Корпорация намерена инвестировать в разработку фармпрепаратов 1,2. млрд рублей. Общий бюджет проекта составляет 5,1 млрд. Эти средства будут направлены на создание лекарственных препаратов для лечения СПИДа, гепатита С, рака поджелудочной железы и заболеваний центральной нервной системы. По отдельным позициям стоимость инновационных препаратов российского производства будет ниже импортных прототипов в несколько раз, инвестиции станут одним из первых шагов к созданию отечественных инновационных лекарств. Согласно прогнозам специалистов «Роснанотех» годовая выручка от данного проекта в 2015 году составит 1,1 млрд рублей, а в 2017-2019 годах – 2,5- 4,5 млрд. Однако с позиций государственных интересов в условиях безработицы более целесообразно эффективность инноватики оценивать, в первую очередь, не по размеру прибыли и даже не по количеству полученных патентов, а по росту числа рабочих мест, связанных с производством социально значимых лекарств, изделий медицинского назначения и медоборудования, изготовленным по технологиям, исходящим из инновационных кластеров. Речь идет об интенсификации использования возможностей отечественных мед- и фармпрома в повседневной практике. Как показывает мировой опыт, проблему здоровья нации нельзя решить только силами государства. Необходимо заинтересованное участие гражданского общества, прежде всего, профессионалов-медиков, а также бизнес-сообществ, объединенных в кластеры на принципах социального партнерства с привлечением государственных корпораций и частных компаний. Проводя диверсификацию отрасли, они создадут инновационную платформу для тысячи новых «умных» рабочих мест. Несомненно, что в ближайшее время потребуется реформирование социальных институтов (в первую очередь образовательных и трудовых), призванных обеспечить повышение квалификационного и культурного уровня рабочей силы, ее способность трудиться в высокотехнологичных, инновационно-активных сферах, в том числе и в здравоохранной. При этом вектор модернизации отечественного здравоохранения должен быть направлен на внедрение стандартов оказания медицинской помощи как совокупности технологических новаций: медицинских, управленческих и информационных.
Заключение
С середины 2000-х российская власть обратила на здравоохранение повышенное внимание. Только за период с 2007 по 2011 г. общий объем государственных расходов на медицину страны увеличился в два раза, в том числе за счет приоритетного национального проекта «Здоровье». Как результат, средняя продолжительность жизни в стране вернулась к «советским» показателям, перешагнув психологически важную отметку – 70 лет.
Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и физическую культуру в 2012 г. составляют 949,6 млрд руб., что почти в два раза выше, чем в 2006 г. Здравоохранение и социальные услуги – это 4,6 млн рабочих мест, где средняя заработная плата почти в три раза выше прожиточного минимума – она составляет 17 961 руб. Эта сумма эквивалентна 73 кг мяса, 67 кг сыра или 544 л молока.
Государство ведет борьбу и за свежую кровь в кадровом составе – особенно на селе, где так не хватает молодых специалистов. С января 2012 г. выпускники медвузов, согласившиеся ехать в сельскую больницу, получают от государства по миллиону рублей.
В 2012 г. в сфере здравоохранения ведут работу 75 579 организаций, где занято более 722 тыс. врачей всех специальностей и почти 1,5 млн работников среднего медперсонала. За одну смену амбулаторно-поликлинические учреждения посещает 3,7 млн человек. Для прохождения стационарного лечения в стране предназначено более 1,3 млн больничных коек.
За последние шесть лет здравоохранение стало крупным заказчиком строительства: в стране возводят и небольшие поликлиники, и гигантские федеральные медцентры. Наиболее заметные стройки последних лет – Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани; Федеральный центр нейрохирургии в Тюмени; Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Чебоксарах; Российский федеральный глаукомный центр и Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве; Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензе.
Набранные обороты государство сбавлять не намерено. В 2012 г. правительство России увеличивает расходы на здравоохранение по всем источникам, включая федеральный и региональные бюджеты, а также бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Из федерального бюджета и Федерального фонда ОМС до 2013 г. будет дополнительно направлено около 1 трлн руб. на региональные программы (в рамках проекта «Здоровье» – 470 млрд, по системе ОМС – 460 млрд руб.). Средства пойдут в первую очередь на оказание бесплатной медицинской помощи, увеличение заработной платы, бесперебойные поставки расходных материалов и питания.
Министерство здравоохранения и социального развития России работает над глобальной программой развития здравоохранения до 2020 г. Подготавливаются законы, которые позволят создать систему самой современной биомедицины, способной бесплатно обеспечивать россиян необходимым биологическим материалом в случае угрозы их жизни и здоровью. Концепция развития здравоохранения России предусматривает за ближайшие восемь лет увеличение численности населения страны до 145 млн человек, а продолжительности жизни – до 75 лет.
Список использованных источников
· Медицинский вестник. № 27, 2010, с.21.
· Материалы VIII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» М., 2009, с.59.
· Гинцбург А.Л. О развитии высоких биомедицинских технологий//Новая экономика. Отраслевые инновации. М., 2008,с.385-386.
· Медицинский вестник, 2011, №1-2, с.5.
· Человек и труд, №10, 2010 с. 51.
· Вести медицины, №5, 2011.
· http://www.rosmedportal.com
· http://www.gks.ru/
[1] Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – Спб.: «Питер», 2003. – Стр. 44.
[2] См. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. – М.: «Инфра-М», 2002. – Стр. 35.
[3] http://www.unitc.ru/lawprint.php.
[4] Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений: Трудовые показатели. Производственная деятельность. Финансовое состояние. Составление смет. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002. – С. 23.
[5] Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: МЦФЭР, 2001. – С. 31.
[6] Стародубов В.И. Инвестиционные проекты в области медицины // Экономика здравоохранения, 2001. №10. – С. 25.
[7] Кластер – это объединение на добровольной основе заинтересованных в совместной деятельности группы предприятий, компаний, частных предпринимателей, научно-исследовательских центров, общеобразовательных учреждений, организаций, строящих свою работу по принципу партнерства и способных проявлять себя как отдельный субъект хозяйствования.
|