Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные нормы и речевой этикет юриста





Под коммуникативной нормой понимают осуществление коммуникативной деятельности в соответствии со сложившимися стандартами общения. Эти стандарты могут быть достаточно жесткими (речевой акт соболезнования, макет официального письма) или, напротив, обладать широким диапазоном варьирования. Проблема коммуникативной нормы всегда привлекала и привлекает лингвистов. Будучи залогом успешного общения, коммуникативная норма представляет собой комплексное и многоуровневое понятие. Кроме языковых и стилистических форм она включает и внелингвистические элементы (базовые знания о существующих культурных концептах данной языковой среды, о реминисценциях, характерных для носителей языка, о стандартных способах структуризации и категоризации понятийного пространства, используемых участниками диалога).

Коммуникативная норма манифестируется прежде всего в осуществлении коммуникативной деятельности в соответствии со сложившимися стандартами общения. Эти стандарты могут быть достаточно жесткими (речевой акт соболезнования, дискурсофициального документа) или, напротив, обладать широким диапазоном варьирования (дискурс личного письма). Регулирующему воздействию стандарта подвергаются все стороны коммуникативногоакта или дискурса, но важнейшими из них считаются:

1) уместность/неуместность речевого акта или дискурса в данной ситуации общения;

2) эксплицитное/имплицитное, прямое/косвенное выражение интенций;

3) топикии типы представления содержания;

4) способы выражения модуса и пропозиции;

5) паралингвизмы(невербальные средства передачи информации, такие как поза, ходьба, жест, выражение лица, мимика, а также выдерживание определенной дистанции при общении.

Коммуникативная норма проявляется также в ориентации на систему ценностей и регулятивы, существующие в данной культуре, включая этические нормы и нравственные императивы.

Коммуникативные нормы представляют собой конкретные правила, которые помогают осуществить оптимальное общение, т.е. такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.

Основное общение происходит на уровне коммуникативной ситуации.

Структура:

1. Партнеры;

2. Цели;

3. Общий код;

4. Внешние и внутренние обстоятельства.

Нарушение коммуникативной нормы.

В теории речевой коммуникации и культуры речи – немотивированное отступление от коммуникативных стандартов и правил общения как в текстообразовании, так и в поведении (например, гипертрофированная книжность разговорной речи, сниженность и фамильярность делового дискурса, отсутствие коммуникативной реакции на приветствие, публичное оскорбление, ложь ради собственной выгоды, вмешательство в разговор других людей без извинения и т. п.). К нарушениям коммуникативной нормы относятся также неясные по содержанию и форме высказывания, отсутствие внимания у слушающего, восприятие им намеков как конкретных высказываний и дополнение их домыслами, правильное восприятие, но ложная интерпретация событий, неверное восприятие рационального и эмоционального содержания информации.

Нарушение коммуникативных норм проявляется, прежде всего, в поведении: вмешательство в разговор других людей без извинения, прерывание собеседника, ложь ради собственной выгоды, применение физической силы в конфликтных ситуациях, отсутствие реакции на приветствие.

Нарушение коммуникативных норм может касаться и правил общения в текстообразовании: подчеркнутая книжность разговорной речи или фамильярность делового текста, этическая избыточность общения как проявление полукультуры, использование нецензурной лексики, жаргона и других элементов контркультуры, насыщенность высказывания просторечиями и клише массовой культуры как элементами субкультуры. Все это размывает сегодня коммуникативные нормы и в текстах СМИ. Кроме того, к коммуникативным ошибкам может приводить и способ введения в текст культурем, например, цитат из других текстов культуры. Эти цитаты мы называем прецедентные феномены. Когда в программе "Намедни" Л.Парфенов, комментируя очередное распоряжение, касающееся прессы, говорит "СМИ, моя радость, усни", он использует прецедентный феномен.

В современной прессе очевидны три типа коммуникативных нарушений:

· ошибки, возникающие в результате некорректного представления в медиа-тексте реального лица;

· ошибки, возникающие в результате некорректного представления факта;

· ошибки, возникающие в результате некорректного использования культурем.

· Факты нарушения коммуникативных норм по отношению к реальным людям, героям материалов СМИ, можно увидеть в следующих примерах:

· Коммуникативные ошибки при описании лица могут возникать и непроизвольно. Так, при выборе средств номинации для описания конкретного человека - Бориса Березовского - автор цитируемого ниже фрагмента не учел особенностей его облика:

· Тем не менее Березовский чувствует себя уверенно: волос не упал не только с его головы, но и с головы руководителей "Атолла".

· Употребление по отношению к лысеющему человеку, внешность которого нам хорошо известна, подобного фразеологизма создает каламбурную двусмысленность.

· Разговорная и просторечная лексика, жаргонизмы, проникшие в медиа-текст, часто используются журналистами в тех фрагментах изложения, которые касаются качеств и действий реальных лиц. Здесь корректировка высказывания в отношении возможности применения таких слов должна быть особенно тонкой. Сам факт использования окрашенного слова уже привносит в изложение оттенок фамильярности.

Третья группа коммуникативных ошибок связана с неверным использованием культурем - знаков культуры. К культуремам в медиа-тексте относятся и прецедентные феномены. Немотивированное использование прецедентных феноменов проявляется при включении в собственный текст интертекста - чужого текста - без его связи с изложением. Обычно это обнаруживается при случайном "попадании" цитаты в заголовок.

Так, информационная заметка о завершившемся в Бостоне четвертом американо-российском симпозиуме по инвестициям в экономику РФ называется Кремлевский вальс-Бостон. Текст заметки - перечисление фамилий официальных лиц, участвующих в симпозиуме, и краткий пересказ их докладов - никак не связан с отсылкой к прецедентному феномену. Такие "брошенные", не осмысленные с точки зрения возможных выразительных эффектов культуремы создают коммуникативный дискомфорт при восприятии сообщения. Кроме того, они указывают на неспособность пишущего распорядиться выразительным потенциалом. Даже тот факт, что газетный материал создается оперативно, не позволяет пренебрегать коммуникативными нормами. Подкрепи журналист лексически этот заголовок в тексте (представительная делегация экономистов Кремля приглашена в Бостон не на вальс, а на очередной четвертый американо-российский симпозиум по инвестициям в экономику РФ), скорректируй сам заголовок (Вальс Кремля в Бостоне), эстетические добавки сработали бы и не вызвали недоумения у внимательного читателя, оценившего бы и красоту игры.

Прецедентные феномены - хороший материал для медиа-текста. Они актуализируют фоновые знания читателя, вводят в оперативную память знаки культуры, интеллектуализируют изложение, но обращение к ним предполагает напряженную творческую работу создателя и редактора текста. Ведь эти знаки являются носителями эстетической информации, следовательно, они вправе рассчитывать и на их эстетическую обработку.

Date: 2015-09-22; view: 1729; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию