Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системное качество художественного отраженияПринцип системности требует выделения такого свойства художественного сознания, которое могло бы стать основой для объяснения конкретных особенностей процессов художественного отражения. Некоторые исследователи полагают, что им является чувственно-образное мышление в противовес понятийному, якобы характерному для научного познания. Элементарной «клеточкой» такого непонятийного мышления признается метафора — сопоставление двух или более смысловых элементов, обычно относящихся к разным предметным областям. Столкновение смыслов Потребность в метафоре возникает и в теоретическом исследовании, когда ученый обнаруживает принципиально новый элемент реальности, Таким образом, человек обладает не двумя «мышлениями», а одним мышлением, представляющим собой единство всех познавательных функций. И это не противоречит тому факту, что в мыслительной деятельности (будь то сфера науки или искусства) используются разные по типу элементы (понятия, чувственные образы), вступающие между собой в неодинаковые соотношения и определяемые спецификой стоящей перед субъектом задачи. Для отграничения искусства от других форм познания с точки зрения его целостности, особой системы средств, способов и методов отражения правомерно использовать характеристику искусства как личностного отражения действительности. В этом случае искусство представляет собой такой тип отражения действительности, субъектом которого на всех стадиях является целостный человек во всем многообразии его качеств, свойств, проявлений. Разумеется, и научные открытия творят люди, а процесс научного открытия по своим психологическим особенностям очень напоминает процесс художественного творчества. Но когда приходит время оформить полученные результаты, ученый старается максимально удалить из научного текста все, что связано с его эмоциональными переживаниями, интуитивными предположениями и этическими категориями. В итоговом научном тексте зафиксированы качества «мыслящей головы»: умение делать логические выводы и соотносить данные наблюдений. В искусстве данная проблема стоит совсем по-другому. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами и размышлениями; всегда воплощают в себе полноту внутреннего мира человека (хотя во многих случаях содержащиеся в них чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «я»). Та или иная трактовка субъекта отражения тесно связана с онтологическими допущениями, то есть некоторыми обобщенными представлениями об «устройстве» окружающей действительности. Искусство в силу широкой трактовки субъекта отражения отличается и широтой онтологических допущений: допущения законосообразности мира, признания способности субъекта искусства выявлять художественными средствами свойства действительности, признания активной формообразующей роли человеческой фантазии. На основе общих представлений о субъекте и объекте художественного отражения формируется система категорий искусства, таких узловых пунктов в сети познания, которые помогают познавать действительность Включаясь в специфическую систему познавательных средств искусства, многие категории содержательно трансформируются, приобретая черты личностного отображения действительности. Можно сравнить категорию «природа» в естествознании и стихотворении Ф. И. Тютчева Художественное сознание вырабатывает и свои специфические, собственно художественные категории (категории гротеска, типического, романтического, поэтического), которые однозначно не соотносятся с вышеназванными идеями. Искусство — один из видов коммуникации, общения людей между собой. В этом смысле всякое художественное произведение играет роль сообщения, записанного на языке художественной культуры, который может воплощаться с помощью различных материальных носителей. Язык может быть вербальным (словесным), как в художественной литературе; изобразительно-графическим (живопись, плакат, фотография); может строиться на основе жестов и действий (театр). Какими бы материальными средствами ни были «записаны» художественные «сообщения», их смысловое содержание в определенном смысле инвариантно: художник характеризует явления как возвышенные или трагические, прекрасные или безобразные, типичные или нетипичные, романтические или прозаические. Такая характеристика явлений с помощью категорий художественного сознания составляет семантику художественных произведений, их смысловую сторону. Единство семантического (смыслового) и внешнего (связанного Личностный характер искусства не означает субъективизма, замкнутости в кругу личных переживаний, не обладающих свойством общезначимости. Напротив, субъективное, личностное только тогда заявляет о себе Будучи основано на познании мира, искусство цементирует знание внутренней убежденностью, соотнося объективный смысл познаваемых Первобытное отсутствие у человека интереса к своей духовной деятельности уже в эпоху античности сменяется интересом к внутренним мотивам поступков. Правда, сами эти мотивы еще истолковываются Средневековое искусство сосредоточено на передаче традиции, утверждении существующего порядка вещей как вечного и единственно возможного. Личностное начало приобретает черты «врожденной сословности», уникальные качества человека по-прежнему не ценятся. Только Реализм XIX века совершил и еще одно открытие: характер героев начинает раскрываться в единстве социального и психологического измерений. Это означает, что социальная среда перестает восприниматься как нечто чуждое, внешнее для человека; она представляется, в самом широком смысле, основой и объектом преобразовательной деятельности личности. Таким образом, утверждается фундаментальное единство знания и самопознания в художественном постижении человека. Природа художественной деятельности такова, что специфические для нее процессы познания и оценки действительности немыслимы вне работы художника в определенном материале, вне создания эстетически значимой формы. Художественное познание генетически и функционально «открыто» в многообразные сферы действительности. Его предметная основа — актуальные конфликты и темы нравственно-духовной, религиозной и политической жизни общества. Эстетический идеал, эстетические оценки Однако этот социально-духовный опыт получает в искусстве такое эмоционально-нравственное претворение, в котором преобладает конкретно-целостный «охват» явления. Художественно-образные компоненты произведения искусства характеризуются взаимопроникновением понятийно-логического и эмоционально-интуитивного уровней, целостности В художественном произведении отражаются (непосредственно Литература 1. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999. 2. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. 3. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. 4. Фейнберг Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. 5. Чавчавадзе Н. З. О некоторых особенностях художественного отражения действительности. Тбилиси, 1995.
|