Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок научно-технической продукции. Его формирование и особенности развития





Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине XX в. нового мирового рынка — технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Составной частью данного рынка является рынок научно-технической продукции. Его особенностью является то, что он по своей природе является рынком покупателя, для которого из всех других свойств научно-технической продукции наиболее важна уникальность, реализуемая в различных областях.

Исходя из специфики предлагаемого товара можно выделить ряд особенностей рынка научно-технической продукции:

1. рынок научно-технической продукции характеризуется большим разнообразием товаров;

2. такой рынок имеет глобальный характер;

3. специфика формирования спроса и предложения на научно-техническую продукцию определяет направления потоков обмена (купли-продажи) этим товаром в рамках развитых стран (США, страны Европейского Союза, Япония), а также выход на данный рынок новых субъектов в лице наиболее динамично развивающихся стран (Южная Корея, Китай, Индия и др.);

4. по своей природе рынок НТП – это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия;

5. жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводит не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения;

6. покупателями НТП являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности организации, приобретающей новшество;

7. рынок научно-технической продукции вторичен по отношению к товарному рынку, т.е. спрос на НТП определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций. Поэтому емкость рынка существенно зависит от инновационной активности экономики на макро- и микроуровнях;

8. характерной особенностью рынка НТП является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвижению НТП на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка;

На рынке НТП используются специфические формы и методы продажи

 

19. Софтизация, хайтеграция и сервизация экономики: их сущность и влияние на экономическое развитие.

Доминирование в процессе производства информационных потоков над непосредственным воздействием на материальный предмет труда получило название «софтизации» экономики.

Софтизация развивается как по горизонтали, что выражается в изменениях в отраслевой структуре занятости населения, так и по вертикали, то есть увеличение в персонале организации лиц, непосредственно не занятых в основном производстве.

Процесс обмена высоких технологий на высокие технологии (high-tech) называется процессом хайтеграции.

Повышение услугоемкости, информационноемкости экономики можно рассматривать как формирование новой модели экономического роста (информационной модели) и средство адаптации к изменившимся условиям воспроизводства.

Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной, в центре которой находятся услуги. Этот процесс получил название сервизации. В первую очередь сервизация связана с тем, что сфера услуг превращается в движущую силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей организаций и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики.

 

20. Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности во всех отраслях и регионах.

В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются:

­ научная, техническая и инновационная деятельность;

­ отношения между участниками научной, технической и инновационной деятельности;

­ отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.

В качестве субъектов государственного регулирования научной и инновационной деятельности выступают:

­ органы государственной власти и управления Республики Беларусь;

­ юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь.

В лице органов государственной власти и управления государство оказывает прямое или косвенное воздействие на всю цепочку связей в сфере научной и инновационной деятельности, включая все основные стадии от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в массовый производственный процесс.

Государственное регулирование и управление научно-технической и инновационной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Правительством Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент РБ утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности, основные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты, принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой.

Парламент Республики Беларусь:

1. законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику,

2. утверждает приоритетные направления,

3. устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета,

4. формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот;

5. ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок международного научно-технического сотрудничества.

Национальное собрание Республики Беларусь при принятии закона о бюджете на очередной год:

1. устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета,

2. устанавливает норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку;

3. определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства.

Совет Министров Республики Беларусь:

1. утверждает:

­ приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований,

­ приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий,

­ перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых),

2. обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики,

3. создает правовой, экономический и организационный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности;

4. организует разработку прогнозов развития науки и техники;

5. обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития РБ, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности..

В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регулирование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входит:

• Государственный комитет по науке и технологиям;

• Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси);

• Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Основными задачами Государственного комитета по науке и технологиям являются:

• проведение государственной политики, координация деятельности государственных организаций и организационно-экономическое регулирование вопросов в сфере научной, инновационной деятельности, в том числе научно-технической и международной, в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

• совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования;

• обеспечение контроля за использованием законодательства РБ по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также за использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, международного научно-технического сотрудничества.

Государственный комитет по науке и технологиям осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, научными и другими организациями.

Национальная академия наук (НАН) Беларуси является высшей государственной научной организацией РБ, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

В системе НАН Беларуси объединены естественные, технические и аграрные исследования, результаты которых содействуют развитию производительных сил; социальные и гуманитарные исследования, вносящие существенный вклад в государственной строительство, развитие культуры и образования.

Главная задача НАН Беларуси как высшей государственной научной организации республики – обеспечить реализацию одного из основных приоритетов развития страны в 2007-2010 годах – технологическую модернизацию экономики, ее перевод на инновационный путь развития на основе качественного роста результативности научной и научно-технической деятельности, существенного повышения эффективности инновационной деятельности.

Академия обеспечивает:

­ повышение эффективности использования научных достижений;

­ подготовку научных кадров высшей квалификации;

­ усиление влияния науки на развитие образования, повышение духовного и интеллектуального потенциала нации.

Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.

Основными задачами ВАК являются:

• обеспечение функционирования национальной системы аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации;

• содействие повышению эффективности подготовки научных работников с учетом потребностей в них научно-производственной и социальной сфер;

• руководство работой научных организаций и высших учебных заведений независимо от форм собственности в области аттестации научных работников и др.

 

21. Наукоемкие отрасли: понятие, характерные особенности.

К наукоемким отраслям принято относить совокупность организаций и производств, характеризующихся высоким динамизмом развития, уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, являющихся носителями прогрессивных технологий и оказывающих комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг, уровня жизни и сферы обитания, но, в свою очередь, зависящих от степени использования результатов разработок, проведенных в сопряженных научных исследованиях, и фазы цикла развития отрасли.

Наукоемким отраслям присущи следующие характерные особенности:

1. создают основу для использования новых технологий и прогрессивного оборудования в традиционных отраслях, используя электронное оборудование, телекоммуникации, компьютеры, новые конструкционные материалы и др. элементы; как следствие, наукоемкие отрасли качественно формируют предпосылки для создания нового технологического уклада во всей экономике;

2. являясь носителями новых форм организации производства, менеджмента и маркетинга, влияют на развитие традиционных отраслей; новые технологии принятия решений возникают, апробируются в наукоемких отраслях и передаются в традиционные;

3. обеспечивают развитие гибких, технологически прогрессивных отраслей, которые развиваются в соответствии со стратегическими направлениями развития экономики; комплекс таких стратегических отраслей становится двигателем экономического роста и формирует новый тип экономики;

4. не имеют постоянного состава – перечень наукоемких отраслей меняется в зависимости от степени зрелости применяемых технологий;

5. оказывают влияние на занятость населения – небольшое увеличение численности занятых в наукоемких отраслях вызывает кратное увеличение численности занятых в сопряженных отраслях, производствах и сфере услуг. Этот эффект получил название «круги на воде»;

6. отличаются от традиционных отраслей своей зависимостью от ресурсного обеспечения научных исследований, степенью использования накопленного научного потенциала.

 

Date: 2015-09-22; view: 1688; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию