Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль выразительных движений в общении людей





РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ

Объяснительная записка

Роль выразительных движений в общении людей

Выразительные движения играют видную роль в человеческом общении, так как восприятие внешнего выражения эмоций побуждает к ответным эмоциональным пе­реживаниям и реакциям у людей.

Владение выразительными движениями способствует более тонкому пониманию всех оттенков и нюансов выражения мимики и пантомимики другого человека.

В процессе развития общения между людьми они все более дифференцировались и приобрели свойства своеобразного "языка" для передачи оттенков чувств, оценок, желаний и устремлений, отношений к событиям жизни.

Первоначально, в младенческом возрасте, эти движения непроизвольны и проявляются в крике, слезах, улыбке, непосредственной реакции на воздействия, которые затрагивают младенца эмоционально. Взрослея, он начинает учитывать указания взрослых, запрещающих плакать по несущественному поводу, выражать страх в такой-то форме и т.д., а поэтому ребенок старается управлять выразительными движениями. В связи с этим может появиться скрытый страх, виноватая улыбка, опущенный взгляд одерживаемые слезы.

В ходе развития человеческой культуры возникают достаточно гибкие формы выразительных движений, передающих оттенки недовольства, одобрения, похвалы, просьбы, презрения, гнева, мольбы, требований, которые становятся общепринятыми в определенной социальной среде.

Обязательным компонентом при любом выразительном движении, любой эмо­циональной реакции, эмоциональном состоянии является моторный компонент.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются но мимике, пантомимике, а также вокальной мимике.

Мимика - это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Без слов можно узнать о его тех или иных чувствах и настроениях. Улыбка свидетельствует о радушном настроении. Брови сдвинуты, а на лбу вертикальные складки - выражает недовольство, гнев. Взгляд человека передает многое о нём. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный, застывший. Лицо может выражать осмысленность, самодовольство, безразличие, грусть, угрюмость, брезгливость. Смех и плач имеют также много определений. В мимике отражаются разные состояния - живость, вялость, бедность, богатство, маловыразительность, напряженность, спокойствие. Однако нередко встречаются амимия или гипомимия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении выразительности лицевой мускулатуры. Амимия и гипомимия представляют собой одно из проявлений нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и является частью синдрома общей акинезии.

Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоциональных реакций, состояний, ко времени рождения у ребенка сформированы в достаточной мере. Но возможность их функционирования несколько отличается от работы мышц лица взрослого. У младенцев наблюдаются такие специфические эмоциональные переживания, как горе, страх, интерес, печаль, удивление.

Произвольно поднимать брови в норме ребенок может к 4 годам, нахмуривать их - к 7 годам (непроизвольное нахмуриваиие бровей при гневе у ребенка отмечается к 7 месяцам).

Резкое амимическое лицо у ребенка должно настораживать родителей.

Пантомимика - это тоже форма выразительных движений человека, которая выражает изменения в походке, осанке, жестах, передающие его психическое состояв переживание, отношение к тем или иным явлениям. Обычно изменения пантомимики возникают непроизвольно и характеризуют внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Наиболее важным компонентом пантомимики является жест, который проявляется в выразительном движении рук и служит одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Жесты подразделяются на иллюстративные, которые поясняют и выделяют какую-либо высказываемую мысль, и выразительные, которые выявляют эмоционально-волевое состояние человека.

Жесты бывают условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные и эмо­циональные Жестикуляция может проявляться в живой, вялой, бедной, богатой, мало­выразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной форме. Но жест может и отсутствовать.

Пользоваться жестами, указывающими на рост (высокий, маленький), "я", "там" и т.д., могут дети 4 - 6-летнего возраста (в норме).

Другими не менее важными компонентами пантомимики являются поза и осанка человека. Поза - это положение тела человека. Она может быть удобной и неудобной, величественной, грациозной, скованной, однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной. Поза не статична, она меняется по-разному: постепенно, быстро, замедленно, порывисто, плавно.

Общий вид позы характеризуется такими чертами, как напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, величественный, приниженный, подавленный, развязный, разболтанный, распрямленный. В позе может выражаться притворство, неискренность, рисовка.

Осанка - это манера держать себя, внешность человека. Она проявляется пре­имущественно в положении корпуса, складе фигуры. Образуется осанка из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, втянута в плечи, откинута назад.

При нормальном развитии большая часть детей в возрасте 5-6 лет может сдвигать вперед плечи, сжиматься, сгибаться, меньшая часть - сохраняет корпус распрямленным, т.е. не может менять осанку.

Осанка может быть гордой, правильной, неправильной, сутулой, сгорбленной и т.д.

Формы выразительных движений проявляются у человека не в равной мере. Чаще всего они слагаются из мимики, реже - из жестов, но всегда из поз. Отрицательные эмоции, какими бы ни были, "съеживают" фигуру человека. Все же положительные эмоции, напротив, ее "развертывают". Про счастливого человека говорят, что он расцвел как цветок.

Все перечисленные выразительные движения являются необходимыми невербальными средствами коммуникативной деятельности людей. Но они могут иметь и другое назначение использоваться в сценическом искусстве для передачи содержания, создания художественного образа. В этих целях используются пластические выразительные движения тела, жесты, мимика, которые составляют пантомиму. Иногда она сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом.

 

Date: 2015-09-22; view: 613; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию